Что относится к подвижному составу морского и водного транспорта
Водный транспорт
По типу используемых акваторий подразделяется на:
* Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море));
Морской транспорт.Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных.
Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.
Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах.
Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.
Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.
Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.
Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Водный транспорт
ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТРАНСПОРТА РОССИИ
ЛЕКЦИЯ 4
1. Водный транспорт:
1.1. Внутренний водный транспорт.
1.2. Морской транспорт.
2. Сухопутный транспорт:
2.1. Железнодорожный транспорт.
2.2. Автомобильный транспорт.
2.3. Трубопроводный транспорт.
3. Авиационный транспорт.
К водному транспорту относятся морской и внутренний водный. Водный транспорт является одним из самых старых, т. к. появился за 6 – 4 тыс. лет до н. э..
1.1. Внутренний водный транспорт.
Внутренний водный (речной) транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки, озёра) или искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек) внутренним водным путям. По значимости выделяют:
1. магистральные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Амур);
2. межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга);
3. местные, обслуживающие внутрирайонные связи.
Преимущества внутреннего водного транспорта: высокая провозная способность глубоководных путей; сравнительно низкая себестоимость; удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном, в 15 – 20 раз меньше, чем на авиационном транспорте; высокая производительность; меньшие капиталовложения; меньшая металлоёмкость.
Недостатки: сезонность работы; невысокая скорость судов; разобщённость речных бассейнов; использование рек в естественном состоянии.
Классификация подвижного состава (флота): грузовой, пассажирский и технический.
Протяжённость внутренних водных путей Российской Федерации на 01.01.2011. составляет 101,7 тыс. км, в том числе 49 тыс. км с гарантированными глубинами. По ним ежегодно перевозится порядка 150 млн. т грузов и около 20 млн. пассажиров. На внутренних водных путях расположено 723 гидротехнических сооружения, в том числе 108 шлюзов. В структуре системы действует 131 речной порт, из которых 15 имеют международное значение. Речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России. Это объясняется следующими обстоятельствами:
1. большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;
2. ярко выражена сезонность перевозок;
3. направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
4. в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.
В целом удельный вес речного транспорта России невелик в общем объёме грузооборота. Однако во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки являются единственными надёжными наземными путями сообщения. От работы речного флота целиком зависит существование этих районов.
Количество судов речного флота составляет 31,5 тыс. единиц, из них 1/3 –грузовые. За последние 10-20 лет невостребованный флот морально и физически устарел, перегрузочные мощности речных портов используются на 30-60 %. Удельный вес новых речных судов – 4%, а в возрасте более 15 лет – 66%.
Среди перевозимых грузов преобладают минерально-строительные материалы (3/4 всех грузов), лесные грузы, нефтяные и сезонные грузы – зерно, овощи и бахчевые.
Ведущее место во внутренних речных перевозках занимает Волжско-Камская речная система. При помощи каналов Волга связана с морскими бассейнами страны. Волго-Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго-Балтийский водный путь – с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход из Волго-Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго-Балтом. Это дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго-Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Чёрное моря. Крупные порты Волжской системы – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. На долю этой системы приходится более 2/3 грузооборота внутреннего водного транспорта страны. Наиболее грузонапряженный участок этого бассейна – отрезок Волги от Камского устья до Самары. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы, топливо, зерно.
Важное место в грузообороте внутренних речных перевозок занимают реки Севера и Северо-Запада европейской части страны – Северная Двина, Печора, Нева. Крупные порты: на Северной Двине – Архангельск, на Печоре – Нарьян-Мар, на Неве – Санкт-Петербург. Заметную роль в перевозках грузов и пассажиров этого региона играют Онежское и Ладожское озёра. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы.
Иное положение сложилось в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы. Интересно вспомнить, что ещё до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисей.
Важные транспортные артерии Сибири: Обь, Иртыш; Енисей, Ангара; Лена. В грузопотоках преобладают лесные грузы, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, продовольствие и промышленные товары. Крупные порты: на Оби – Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск.
Енисей судоходен на протяжении более 3800 км, от Минусинска до устья. По нему транспортируется лес, топливо, строительные материалы. Основные порты – Минусинск, Красноярск, Игарка, Дудинка.
По Лене в пределах Иркутской области судоходство идёт от пристани Качуг.
Основной транспортной артерией Дальнего Востока является Амур. Его грузооборот складывается из грузов, поступающих по подъездным путям, и из формирующихся на месте. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Наибольшее значение в грузообороте имеют уголь, нефть, лесные грузы.
Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах России, реки широко используются для лесосплава, главным образом в плотах. Нередко практикуется запрещенный молевой сплав древесины. Это приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства.
Незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.
Большинство программ и проектов дальнейшего развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. На более отдаленную перспективу – формирование единой водно-транспортной системы России путём восстановления и строительства новых каналов. Последние объединят единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и Дальнего Востока. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе судами класса «река – море».
Определённые перспективы в развитии российского внутреннего водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием Большого Европейского Кольца. Это позволит осуществлять перевозки грузов и пассажиров по единому замкнутому водному маршруту: Санкт-Петербург – Волго-Балт – Волга – Волго-Дон – Азовское море – Черное море – Дунай – Майн – Рейн – Северное море – Балтийское море – Санкт-Петербург. Недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья и морских просторов, неизбежность многократных перевалок там, где заканчиваются водные магистрали) могут быть устранены новейшим поколением судов класса «река – море». Эти суда способны развивать автомобильную скорость, близкую к 100 км/ч, не боятся мелководий, не создают разрушающих берега волн, «чисты» в экологическом отношении и расходуют меньше топлива, чем предшественники.
Подвижной состав морского транспорта.
Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних линиях.
Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично – это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.
Классификация подвижного состава морского транспорта.
1. По дальности плавания: неограниченного океанского, ограниченного морского, прибрежного местного, рейдового ледового, «река – море».
2. Специальный: учебные суда, спасательные, подводные, научно–исследовательские, пожарные, гидрографические.
3. Пассажирский: местного сообщения, круизные, прогулочные.
4. Грузовой: сухогрузы (универсальные и специализированные (углевозы, рудовозы, лесовозы и тд.)), наливные (газовозы, нефтевозы, спиртовозы, химовозы).
5. Спортивный: глиссеры, парусные, гребные, моторные.
5. Промысловый: рыболовные, китобойные, плавбазы.
6. Вспомогательный: землечерпалки, плавкраны, ледоколы и др.
Влияние автомобильного транспорта на среду обитания и направление борьбы с
Негативными последствиями этого влияния.
Очень важная и сложная проблема автомобильного транспорта – взаимодействие с окружающей средой. Автомобильный транспорт – один из наиболее экологически опасных видов транспорта.
Причиной уничтожения озона могут быть добавки к топливу, газ из автомобильных кондиционеров, аэрозолей и используемый при пожаротушении, материалы, из которых изготовлены автомобильные кресла и др.
91,3% загрязнений воздуха происходит в результате работы автомобильного транспорта. Этот вид транспорта выбрасывает огромное количество вредных токсичных веществ: CO, углеводороды, оксиды азота. На 900 км пробега автомобиль расходует воздуха столько же, сколько человек за год. Во многих городах ежегодно погибает от автомобильного выхлопа до 200 тыс. деревьев.
По данным США, от болезней, связанных с автомобильными выхлопами, ежегодно умирает до 50 тыс. человек. В Швейцарии установлено, что люди, живущие вблизи шоссе с интенсивным движением, заболевают раком в 9 раз чаще, чем живущие в 400 м и более от шоссе.
Применение дорогих каталитических нейтрализаторов на 70% уменьшает объем вредных выбросов. Пути уменьшения вреда от выхлопных газов – усовершенствование системы дожигания, добавки к топливу, электронная система зажигания и замена бензина на газ, спирты, углеводородное топливо не на нефтяной основе, а особенно, на электроэнергию и водород.
Таки образом, основное направление научных исследований – это поиск новых видов топлива: водородного (считается топливом будущего), ядерного, газобаллонного, энергии Солнца, спиртов, добавок к бензину, синтетических видов (многие на угольной основе) и др., а также работы по внедрению электроэнергии в автомобильный транспорт. Актуальны вопросы веса, материала, зарядки, долговечности.
Практически с момента своего создания автомобили стали представлять потенциальную опасность для окружающих и участников движения. Поскольку полностью избежать дорожно-транспортных происшествий пока не представляется возможным, автомобиль совершенствуется в направлении снижения вероятности аварии и минимизации ее последствий.
Активная безопасность автомобиля — комплекс его свойств, снижающих возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Ее уровень определяется множеством параметров, основные из которых перечислены ниже.
Безотказность, компоновка автомобиля, тормозные свойства, тяговые свойства, устойчивость автомобиля, управляемость автомобиля, информативность, комфортабельность.
Пассивная безопасность — конструктивные мероприятия, направленные на сведение к минимуму вероятности ранений человека при ДТП. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя достигается исключением на внешней поверхности кузова острых углов, выступающих ручек и т.д.
Для повышения уровня внутренней безопасности используются следующие конструктивные решения: конструкция кузова, обеспечивающая приемлемые нагрузки на тело человека, ремни безопасности, надувные подушки безопасности — аэрбеки, сиденья с активными подголовниками и т.д.
Подвижной состав речного транспорта.
Речной транспорт– один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют.
1. Грузовой: самоходный (типа «река – море») и не самоходный (сухогрузный, налиыной, специализированный, смешанного типа)
2. Пассажирский: туристический и рейсовый (с колесными движителями, с винтовым движителем, на воздушной подушке и воздушных крыльях)
3. Технический: ледоколы, плавучие краны, дноуглубительные снаряды.
Характеристика подвижного состава различных видов транспорта
Термин «подвижной состав» подразумевает совокупность перевозочных средств транспорта.
Для обеспечения бесперебойности функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок подвижной состав железных дорог должен удовлетворять ряду требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, моторвагонных поездов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.
Железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита, установленного нормами и правилами.
Контейнеры также должны отвечать соответствующим требованиям норм и правил.
Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
· технический знак ОАО «РЖД»;
· наименование владельца подвижного состава;
· идентификационный номер и табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
· идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами;
· дату и место производства установленных видов ремонта;
· массу тары (кроме локомотивов и ССПС);
Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован устройством, обеспечивающим автоматическую идентификацию бортового номера (САИПС).
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.
Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.
Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.
Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:
общего назначения с бортовой платформой;
самосвальные для перевозки навалочных грузов;
специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).
Грузовые автомобили общего назначения и специализированные в зависимости от грузоподъемности различают:
особо малой грузоподъемности (до 1 т) — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;
малой грузоподъемности (от 1 до 3 т) — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом и в сельском хозяйстве);
средней грузоподъемности (от 3 до 5,0 т) — для перевозки массовых, грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;
большой грузоподъемности (от 5 до 8 т) — для массовых перевозок по дорогам с твердым покрытием;
особо большой грузоподъемности (свыше 8 т) — для перевозки руды, угля, вывозки породы, работы на крупных стройках и т. д.
Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.
Пассажирский подвижной состав
Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большие сочлененные (16,5 — 18,0 м).
Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.
Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.
В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.
По назначению суда подразделяются на:
К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.
По характеру перевозок суда подразделяются на:
· грузовые (сухогрузные и наливные).
По материалу корпуса суда подразделяются на:
По видам двигателя суда подразделяются на:
· суда с турбинными двигателями;
· суда на воздушной подушке и др.
Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.
Структуризация видов судов данной категории осуществляется:
По составу перевозок:
· грузовые (сухогрузные, наливные),
По способу движения:
· несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).
По гидрометеорологическим районам плавания:
· суда плавания «река-море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания,
· суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.
По дальности перевозок и приписке:
· местные (пригородные и внутригородские),
По материалу корпуса:
· металлические (сварные и клепанные),
Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные достоинства и недостатки морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?
2. Охарактеризуйте технологию работы морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?
3.Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта?
4. Как делят автомобильный транспорт по назначению?
5.Как делят грузовой подвижной состав на речном транспорте?
6. Охарактеризуйте классификацию подвижного состава морского транспорта?
7.Как различаются речные суда по гидрометеорологическим районам плавания?
Тестирование
1. Преимуществом автомобильного транспорта является
а) высокая грузоподъемность транспортных средств
б) доставка грузов «от двери до двери»
в) низкая себестоимость
г) высокая скорость доставки
д) низкая стоимость транспортного пути
2. Недостатками автомобильного транспорта являются
а) территориальная универсальность
б) сильное загрязнение окружающей среды
в) низкая себестоимость перевозки
д) доставка грузов «от двери до двери»
3. Недостатками железнодорожного транспорта являются
а) высокая капиталоемкость
б) сильное загрязнение окружающей среды
в) высокая себестоимость перевозки
г) высокая трудоемкость
4. Недостатком воздушного транспорта является
а) независимость от погодных условий
б) низкая скорость доставки грузов
в) высокие капиталовложения в транспортные пути
г) высокая трудоемкость
д) высокая себестоимость перевозок
5. Преимуществами речного транспорта являются
а) низкие удельные затраты энергии
б) кратчайший путь следования
в) низкая себестоимость
г) высокая скорость доставки грузов
д) независимость от погодных условий
6. Преимуществами морского транспорта являются
а) высокая провозная способность
б) независимость от погодных условий
в) низкие удельные затраты энергии
г) доставка грузов «от двери до двери»
7. Видом транспорта, осуществляющего перевозку «от двери до двери», является
б) внутренний водный
9. С рыночной точки зрения железнодорожному транспорту присущи признаки
а) сравнительно небольшая себестоимостью перевозок
б) доставка грузов «от двери до двери»
в) достаточно высокой скоростью доставки грузов
г) высокая маневренность подвижного состава
10. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «время доставки» в порядке возрастания
11. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «стоимость перевозки» в порядке возрастания
12. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «частота отправлений»