Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта
Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.
Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.
Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.
Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).
Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили скорой помощи,такси и др.
Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные, туристические и школьные автобусы.
Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых автомобилей.
Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.
Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.
Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.
Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.
Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.
Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.
Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены
Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода — не имеют ведущих колес.
Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.
Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.
Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.
Безопасность подвижного состава.
Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную безопасность: активную, пассивную и экологическую.
Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.
Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.
Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспечивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопасности, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопасное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирование водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»
504 Подвижной состав автомобильного транспорта
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Транспортные автомобили, прицепы и полуприцепы
более 2 т с ресурсом до капитального ремонта:
более 200 до 250 тыс. км
более 250 до 350 тыс. км
более 350 до 400 тыс. км
более 120 до 220 т
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью:
Автомобили особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л)
Автомобили малого класса (с рабочим объемом двигателя более 1,2 до 1,8 л):
Автомобили среднего класса (с рабочим объемом двигателя более 1,8 до 3,5 л):
Для машин скорой и неотложной медицинской помощи на шасси автомобилей «РАФ» и «УАЗ» применяется коэффициент 1,6.
Для автомобилей «Москвич-2140, 2141» выпуска до 1990 года применяется коэффициент 1,3; для автомобилей, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, применяется коэффициент 1,8.
Автобусы особо малого класса (длиной до 5 м):
Автобусы малого класса (длиной до 7,5 м):
транспорта общего пользования
Автобусы среднего и большого классов (длиной более 8 м):
транспорта общего пользования
Специальные автомобили (санитарные, ветеринарные, пожарные, аварийные, мастерские, автолавки и т.д.):
на шасси грузовых автомобилей
на шасси легковых автомобилей и автобусов
2. К нормам амортизационных отчислений применяются следующие коэффициенты:
3. Для автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, работающих по часовой оплате, применяется норма амортизации 10% от стоимости машины.
5. В случае применения двух и более коэффициентов максимальное увеличение норм амортизации не может быть более 30% от первоначальной нормы, при этом результирующий коэффициент исчисляется перемножением перечисленных в данных примечаниях коэффициентов.
Виды транспортных средств
Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах – амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.
Виды водных транспортных средств
К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде – рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:
К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам – большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.
Виды грузовых транспортных средств
Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:
Виды специальных транспортных средств
К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:
Основные виды транспортных средств
Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:
К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.
Подвижной состав автомобильного транспорта
Транспортный подвижной состав в свою очередь делится на подвижной состав общего назначения и специализированный (по виду грузов и характеру перевозок).Для каждого вида грузовых и пассажирских перевозок должен выбираться подвижной состав с техническими характеристиками, соответствующими свойствами перевозимых грузов и характеру перевозок.
2.2 Подвижной состав железных дорог
Все движущиеся по рельсовой колее единицы называются подвижным составом. Железнодорожный подвижной состав можно разделить на автономный и тот, который движется под действием других подвижных единиц.
К автономным единицам относятся локомотивы. Локомотивы классифицируются по типу тяги: паровозы – в движение колесные пары приводит водяной пар, тепловозы – источником энергии является двигатель внутреннего сгорания, в электровозах ток из контактной сети преобразуется и приводит в движение локомотив. Кроме этих основных видов тяги, которые широко применяются на подвижном составе, существует экспериментальные виды. Например, локомотив с ядерным реактором. Кроме того существуют электропоезда. В них приводит в движение состав, как головной, хвостовой вагон, так и моторные вагоны в середине состава.
К неавтономному железнодорожному подвижному составу относятся вагоны. Вагон при помощи сцепного устройства, обычно, присоединяется к локомотиву и вагонам и движется в составе железнодорожного поезда.
2.3
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
Подвижной состав воздушного транспорта
Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов.
К подвижному составу относятся:
— аппараты легче воздуха – дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры;
— аппараты тяжелее воздуха – самолеты и вертолеты.
2.4 Подвижной состав водного транспорта
Для перевозок грузов по внутренним водным путям используются суда, специализация которых аналогична судам морского флота (сухогрузные суда, танкеры, балкеры и т.д.). При этом они имеют гораздо меньшую осадку и габаритные размеры, что обусловлено глубинами речных путей, узостью фарватера и размерами камер шлюзов. Дополнительным ограничивающим фактором является высота судоходных пролетов мостов.
Суда внутреннего водного транспорта подразделяются па ряд конструктивных классов в зависимости от особенностей районов плавания, для которых они предназначаются. Наряду с габаритами судовых ходов, при проектировании судов учитываются такие факторы, как высота волны, возможность плавания во льдах.
Морские суда– это дорогостоящие транспортные средства менеестандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно ихстроят по индивидуальным проектам. При анализе и учете суда группируются поназначению, характеру перевозок, способу передвижения, материалу корпуса,виду двигателя и некоторым другим признакам.В более конкретномпредставлении под морским флотом подразумевается совокупность судов,предн
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
азначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путямсообщения.
3. Транспортные узлы, как элемент транспортной системы
Термином транспортная система обозначается комплекс средств транспорта, организованных для выполнения перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляют, когда речь идет о транспортном обслуживании государства, региона, крупного города. Однако последнее время этот термин применим также для обозначения сил и средств транспорта, осуществляющих транспортное обеспечение отдельных отраслей, предприятий и организаций.
Транспортный узел представляет собой комплекс соответствующих устройств в районе, обеспечивающих функционирование и взаимодействие нескольких видов магистрального транспорта, которые обслуживают транзитные, местные и городские перевозки грузов и пассажиров и совокупность транспортных процессов.
Таким образом, в понятие транспортного узла входит собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т.д.), а также средства контроля и управления.
Транспортный узел имеет индивидуальную планировочную структуру и оказывает большое влияние на развитие города. Сложность транспортного узла определяется числом и условиями эксплуатации элементов (станций, портов, складов, развязок и т.п.), мощностью обслуживаемых транспортных потоков, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия.
Кроме железнодорожного узла, аэропортов, автомобильных дорог с автовокзалами, морского или речного портов, транспортный узел включает в себя устройства про
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
мышленноготранспорта, сеть трубопроводного транспорта и сети городского массового транспорта.
Границами транспортного узла служат пункты слияния или разделения подходящих к узлу путей сообщения (железнодорожных линий и автомобильных дорог). Стыковыми пунктами в узле являются пассажирские станции, на которых осуществляется массовая пересадка пассажиров, и грузовые станции, на которых организуется передача грузов с одного вида транспорта на другой.
4. Технологическая область взаимодействия видов транспорта
Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта: разработку согласованных контактных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей; составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта; организацию комплексных технологических процессов работы в крупных узлах и интермодальных перевозок на линиях (например, по типу «движущееся шоссе», когда автомобили-трейлеры перевозятся на железнодорожных платформах, а затем своим ходом следуют в пункт назначения).
Например, создание и согласование контактных графиков работы участвующих видов транспорта грузоотправителей и грузополучателей, составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления различных видов транспорта.
5. Взаимодействие железнодорожного с морским видом транспорта
Развитие внешнеторговых связей и увеличение экспортно-импортных грузопотоков за рубеж обуславливает значимость успешного взаимодействия портовых комплексов и припортовых железнодорожных станций, так как б
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
ольшая часть внешнеторговых грузов проходит через железнодорожно-водные транспортные узлы.
На сегодняшний день остро обозначились проблемы взаимодействия железных дорог и морских торговых портов России. В России действуют 62 морских торговых порта, 34 из них работают с внешнеторговыми грузами, компания ОАО «РЖД» взаимодействует с 14 крупными портами находящимися в Калининграде, Санкт – Петербурге, Мурманске, Архангельске, Новороссийске, Туапсе, Владивостоке,, Находке, Ванино, Усть – Луге, Высоцке, Грушевой.
В связи с большими объемами железнодорожных перевозок морские порты работают на пределе своих возможностей, они не в состоянии принять такое количество груза. Инфраструктура морских торговых портов еще не достаточно развита, она досталась в наследство с советских времен, мощностей грузовых терминалов не хватает для переработки растущего грузопотока, погрузочно- разгрузочные работы выполняются устаревшими способами, при этом часто «калечат» вагоны.
Еще одной проблемой взаимодействия железнодорожного и морского транспорта является система оперативного управления смежными видами транспорта. В настоящее время на территории портов работают крупные стивидорные компании, которых насчитывается около 160, десятки экспедиторских фирм. Нередко на один причал адресуются грузы разной номенклатуры. Это и вызывает трудности в работе железнодорожного и морского транспорта. Для организации слаженной работы участников транспортного процесса, более эффективного взаимодействия создаются информационно – логистические центры. Размещение сети логистических центров, формируемых на базе железнодорожного транспорта, должно осуществляться с учетом максимального охвата рынка транспортных услуг. Наибольший эффект информационно – логистические центры могут обеспечить при размещении их в районах концентрации предприятий машиностроения, химической и нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности, торговли, нас
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
тыке железнодорожного и коммуникаций автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта. В связи с этим создание информационно – логистических центров на базе железнодорожного транспорта в первую очередь необходимо в транспортных узлах Москва и Санкт –Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов – на – Дону, Казань, Пермь, Волгоград, Калининград, Самара, Нижний Новгород, Находка, Владивосток, Новороссийск.
Основной задачей информационно – логистических центров является создание единого информационного пространства для участников перевозок. Это позволит оптимизировать управление грузопотоками, которые направлены в адрес морских портов и пограничных переходов, сократить простои подвижного состава.
Кроме того, требуется разработка единых правовых и нормативных документов, регламентирующих информационный обмен между участниками перевозочного процесса (стандарты, форматы, типовые формы договоров и т.д.) и определяющих взаимную ответственность сторон. Особое внимание следует уделить планированию перевозок в адрес портов. Установление четкой системы планирования с учетом фактических возможностей морских портов и имеющихся договоров на отстой вагонов и ответственности за невыполнение норм выгрузки должно быть одной из частей логистической программы. Взаимная информация о подходе судов, подвижного состава с грузом, наличии свободных складских емкостей без соответствующих договорных условий, устанавливающих ответственность сторон, будет носить только информационный характер.
Железнодорожный транспорт, безусловно, играет доминирующую роль в экспортном конвейере страны, а высокий уровень информатизации отрасли позволяет применять новые информационные технологии в области логистики экспортных перевозок, являясь базой для дальнейшей интеграции всех участников транспортного процесса на основе принципа получения взаимной коммерческой выгоды.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
К.430000.23.05.04.266-2017.ПЗ |
Заключение
В данной контрольной работе мной были разобраны пять вопросов. Я рассмотрел, какие виды подвижного состава присущи каждому виду транспорта. Привёл некоторые основные понятия с единицами измерения. Рассмотрел технологическую область взаимодействия видов транспорта. А также привёл пример взаимодействия железнодорожного и морского транспорта, с присущими проблемами и достоинствами. Рассмотрел предмет транспортного узла, как элемента общей транспортной системы и саму суть транспортной системы, которая представляет собойтранспортную инфраструктуру, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Транспортная система предназначена для удовлетворения транспортных потребностей человека и включает в себя средства транспортировки, объекты транспортировки, а также окружающую среду.