Что относится к письменным источникам история 5 класс
Презентация «Письменные источники. Письменность» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Письменные источники Письменность. Введение в историю
Вспомните, какие источники мы называем письменными? Написанные или напечатанные тексты. летописи и хроники, договоры, деловые документы, научные труды, религиозные записи и книги, эпитафии, письма, дневники и другие
Изучает надписи на твёрдых материалах (надписи обычно современны содержащимся сведениям) Эпиграфика Палеография Дипломатика Историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Изучает документы, грамоты, договоры и др. Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:
Письменные источники могут быть.. Рукописными Напечатанными
Письменные источники могут быть на… Камне Бересте Бумаге Пергаменте Папирусе
Как изучать письменные источники Вы должны научиться описывать письменные источники с которыми познакомитесь на уроках Описание источника нужно делать последующему плану: 1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания. 2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение. 3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь). 4. Выдели главные мысли текста, определи его план. 5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию. 6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.
Как изучать письменные источники Согласно данному плану попробуйте описать приведенный ниже источник 1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания. 2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение. 3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь). 4. Выдели главные мысли текста, определи его план. 5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию. 6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории. ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноград-ники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно. Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э.
Письменность знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние.
Письменность появилась около 5 тысяч лет назад Период до появления письменности Доисторический
При раскопках поселения, существовавшего до появления письменности, были найдены следы говорящие о том, что оно было уничтожено в ходе сражения. Как вы думаете можем ли мы ответить на следующие вопросы? Вспомните, что мы должны знать, чтобы составить полное представление об историческом факте (событии)? Вывод: при отсутствии письменных источников невозможно получить полное представление о событиях Давайте рассмотрим следующую ситуацию: Точная дата сражения? Почему произошло нападение на поселение? Имена полководцев (вождей)? Какие выгоды от уничтожения поселения получили победители?
Письменность Значит если бы письменность так и не придумали…
Предмет Предмет, набор предметов используется для передачи сообщений Появились ещё в каменном веке Первые попытки передать сообщение Рисунок Пиктограммы Сообщение в виде рисунка или серии рисунков Подумайте, познакомившись с приведенной ниже информацией в чем состоят недостатки такого письма? Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании?
Вы уже читали сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо» Вспомните сюжет сказки и ответьте на вопросы: Как выглядело первое письмо? Что хотела предать девочка в письме? Как соплеменники девочки истолковали письмо? Р.Киплинг
Персидский царь Дарий I заявил: «Это знак покорности скифов. Они признают своё поражение: мышь и лягушка, живут в земле и воде, которые скифы отдают нам во владение. Птица – быстрое бегство противника, а стрелы – отказ от сопротивления».
Но советник царя перевел послание по иному: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами».
Царь не прислушался к предостережениям придворного мудреца и скифы победили персов в этой войне. Послание скифов персам
В Перу (Южная Америка) писали при помощи узелков. Их количество и форма определяли числа. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д. Такое письмо называлось кипу. До сих пор ученые спорят как расшифровать эти «записи» Кипу Различные виды предметного «письма» существовали у народов Америки.
Нет общепризнанного набора условных знаков для слов речи Еще не письменность Предметное Рисунок, Пиктограммы Необходимо толкование Итак, вы уже можете ответить на вопросы: Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании? В чем состоят недостатки такого письма?
Клинопись, иероглифы Слово или слог изображаются в виде упрощенного рисунка (значка) Появилась в Шумере и Египте в 3 тыс. до н.э., позднее в Китае и Японии (иероглифы) Письменность
В Древнем Египте для передачи сообщений первоначально использовали знаковое письмо, где один знак-иероглиф обозначал одно или несколько понятий Египетские иероглифы «нога», «ходить», «стоять», «приносить» «вода», «река» «солнце» Затем, для удобства письма стали дополнительно использовать иероглифы обозначающие слоги и даже звуки. С помощью них и стали записывать слова. виноградник работа
Клинопись В древнем Двуречье в качестве материала для письма использовали глиняные таблички. Знаки на них выдавливали заостренными палочками – поэтому такая письменность называется клинописью. Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков передающие звуки. Благодаря тому, что глиняные таблички долговечны в Двуречье сохранилось много исторических документов – например миф о Гильгамеше. Клинописью впервые в истории царем Хамураппи были записаны законы
Клинопись, иероглифы Письменность Иероглифическое письмо в настоящее время используется в Китае и Японии
Клинопись, иероглифы Письменность Основной недостаток иероглифического письма – большое количество знаков, которое необходимо выучить Клинопись Китайские иероглифы
Буквы (алфавит) Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит Появилась в середине 2 тыс. до н.э. в Финикии (только согласные) В Греции в 9-8 вв. до н.э. введены буквы для гласных звуков Письменность
Финикийский алфавит Неудобство иероглифического письма, привело в итоге к созданию алфавита. Первый алфавит был создан в Финикии. В нем гласные писались только в начале слова, а согласные, подразумевали любой согласный.
Идею финикийцев подхватили древние греки. Они создали несколько видов письменности, которые базировались на принципах финикийского алфавита. Линейное письмо Б.
Один знак в этих письменностях уже соответствовал одному звуку. Постепенно греки добавили в алфавит буквы означавшие гласные звуки. Греческий алфавит
В греческом алфавите каждая буква имела название. Так как многие науки приобрели современный вид именно в Древней Греции, то греческие буквы используются в них до сих пор (астрономия, физика и др.) Греческий алфавит
Древнегреческий алфавит лег в основу современных алфавитов Европы.
Славянский алфавит был создан братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием. Кирилл и Мефодий. В 9 в.они создали моравский алфавит, приспособив для отображения звуков моравского языка греческий алфавит. Ученики просветителей распространили кириллицу среди всех славянских народов.
Ученые спорят существовала ли письменность на территории нашей страны до появления славянского алфавита. Часть ученых считает такой письменностью древние «черты и резы»
С 988 года, с момента крещения Руси славянская письменность утвердилась и на территории нашей страны Крещение Руси. Икона Текст «Жития св. Владимира» Страница Русской Правды
Буквы (алфавит) Письменность В настоящее время данный вид письменности используется в большинстве стран
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-221272
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Письменные исторические источники
Сохранившиеся письменные исторические источники помогают современному поколению ближе познакомиться с многовековой историей Древней Руси.
Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.
Письменные источники
Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.
Летописи
Ознакомление начинается с летописей. Это обширные повествования, в которых в хронологическом порядке описывались все происходящие события. На языке наших предков «лето» означало «год», отсюда и пошло название источника. В них описывались походы князей, строительство храмов, даты рождения и смерти выдающихся политических деятелей или церковных служителей, стихийные бедствия и нападения интервентов.
В летописях совсем не описывался быт народа и культура его общения, лишь общий ход истории, который был неотделим от истории всемирной. Разделяли старинные письмена на 4 вида:
Главным источником, в котором описаны события, произошедшие в раннесредневековой Руси, является «Повесть Временных лет». Это итог обработки нескольких летописных документов – набор погодных сказаний с 852 по 1116 годы.
Правовые памятники
Сохранившиеся документы древнейших законов представляют величайшую ценность для изучения устройства средневекового общества. Из этих источников мы узнаем об отличии сословий, существовании денежных единиц, методах правосудия.
Самым обширным письменным памятником древнерусского права считается «Правда Русская», которая являлась основным законом на Руси до 16 века.
При правлении разных князей ими создавались собственные Уставы, которые разграничивали преступления для церковного и светского суда и содержали информацию о мере наказания.
Другие источники
Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.
Письменные исторические источники
Удобная навигация по статье:
Письменные исторические свидетельства
Самым многочисленным и популярным типом источников изучения истории являются письменные источники, к которым относятся: мемуары, исторические исследования, а также документы, анналы и другие аналогичные им объекты (например, литературные произведения). В качестве материала для этой категории источников выступает всё, что может быть использовано для запечатления в письменном виде (металл, камень, глина, кость, кора, папирус, пергамент и бумага), а их форма по большей части зависит от самого материала. Так, они могут быть свитками, переплетёнными книгами, металлическими или глиняными табличками, надписями на скалах и камнях и пр.
Документальные исторические источники
Документальными считаются все письменные источники, которые были составлены с практичными целями: мемориальными, экономическими, политическими и пр. При этом, подобные документы принято делить на частные и политические. К первым относятся: хвалебные надписи, строительные надписи, надгробные эпитафии, мемориальные надписи, монастырские и церковные летописи и книги, заёмные и закладные письма, списки людей (например, воинов, ремесленников или рабов), инвентарные списки, хозяйственные отчёты, духовные завещания, дарственные грамоты, донесения, частная и дипломатическая переписка, а также распоряжения, указы, законы и акты.
Летописи и анналы
Летописи или анналы, в большинстве случаев, являются погодными записями событий, которые их авторы вели в эпоху Средневековья при монастырях, а также дворах монархов и крупных феодалов. Стоит отметить, что сама традиция записывать каждый год самые важные события сформировалась ещё в период Античности. Например, римские жрецы, так называемые понтифики, вели собственный календарь. Обязательным условием такого ведения было как раз перечисление «dies fasti» — дней, когда нужно было отправлять общественные дела, а также «dies nefasti» — то есть, дней, когда это было запрещено. После этого понтифики составляли fasti consulares – списки, согласно которым производилось летоисчисление, в которые они вносили записи о самых важных событиях: стихийных бедствиях, повышении цен, крупных войнах, а также о праздниках и небесных явлениях (затмения, метеориты и пр.).
Летописные своды
Однако, особой монументальностью отличаются средневековые восточнославянские летописные своды, свидетельствующие о крупных княжеских военных походах, поражениях и победах славянской рати, о возведении новых храмов и городов, а также о небесных знамениях и чудесах, рождении и кончине представителей знати. Кроме того, они включают в себя массу преданий, легенд, литературных и церковных произведений, а также знания о жизни простого русского народа, о строительстве и экономике. Поэтому представители официальной исторической науки, изучающие этот период, в первую очередь, используют их для получения знаний обо всех сферах жизни славян.
Палеография
С формальной стороны письменные источники исследуются особой исторической дисциплиной, которая называется палеографией. Основной задачей данной дисциплины является прочтение письменных источников. В её состав входит изучение различных существующих и «мёртвых» алфавитов, манеры и стили письма, а также датировка по формальным признакам (то есть, с учётом оформления, начертания букв, материалу источника и другим факторам). Также, палеография выявляет оригинальные письменные источники и их копии, устанавливая наличие более поздних добавлений текста, исправлений и пр.
Исследованием и анализом исторического содержания рассматриваемого типа источников занимаются специалисты по письменному периоду истории, которых мы больше знаем как историков. Вещественные исторические памятники изучаются археологами, которые не только исследуют уже найденные объекты с письменностью на них, но и сами принимают в их поиске непосредственное участие.
Надписи на дереве, глине, металле и камне
К особой группе письменных источников относятся надписи на дереве, глине, металле и камне, изучаемые эпиграфикой, представляющей подсобную историческую дисциплину.
Тут стоит отметить то, что всё вышеописанное разделение исторических письменных источников по дисциплинам, видам и группам обусловлено не столько формой и содержанием данных источников, сколько различными специализациями людей, которые их изучают. К примеру, надпись, оставленная в прошлом на камне, может принципиально и не отличаться от подобной надписи, выгравированной на медали или монете, но в первом случае за работу примется специалист по эпиграфике, а в последнем – нумизматике.
Изучением текстов, которые были нанесены на папирус — занимается специально созданная дисциплина, называющаяся папирология, а надписями на печатях занимается сфрагистика, текстами, запечатлёнными на гербах – геральдика и т.д.
Исторические источники: свидетели минувших дней, помогающие установить истину
«Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» В.О. Ключевский
По природе своей профессии историки имеют дело с делами давно минувших дней и не имеют возможности лицезреть объект своего изучения. Чтобы объективно, без предвзятости, восстанавливать и описывать события прошлого, специалистам приходиться обращаться к широкому спектру исторических источников.
Каждый памятник прошлого несет в себе частицу истории, в которой отражается процесс становления и развития человеческого общества. Таким образом, исторический источник – это объект, отражающий исторический процесс и дающий возможность исследовать прошлое.
Число исторических источников неисчерпаемо, однако, в зависимости от рассматриваемого временного периода, количество их разниться. Чем ближе событие к настоящему времени, тем больше сохранившейся до наших дней информации о нем.
Вещественные исторические источники (артефакты)
Существуют различные классификации исторических источников, но основными, в любом случае, выступают вещественные и письменные.
К вещественным источникам относятся любые археологические находки, сохранившиеся до нашего времени в слое грунта или в воде:
Наиболее часто к вещественным историческим источникам прибегают археологи. Именно на таких находках они выстраивают и реконструируют социально-экономическую модель той или иной эпохи. Вещественные источники служат основным ресурсом информации о событиях, произошедших до появления письменности.
Письменные исторические источники
В качестве письменных исторических источников специалисты рассматривают:
Письменные источники отвечают на основные вопросы, касающиеся того или иного исторического эпизода. Например, из берестяных грамот, найденных в Нижнем Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других городов, можно судить о социальной, экономической и частной жизни людей той эпохи. Среди подобных артефактов множество распоряжений от феодалов, записок ростовщиков, ученических записей, судебных постановлений, личных писем.
Главным источником знаний о Древней Руси служат летописи, в частности «Повесть временных лет» авторства черноризца Печерского монастыря Нестора. Не менее ценными являются и Московские летописи, в составлении которых принимал личное участие царь Иван Грозный и видный государственный деятель тех времен Алексей Федорович Адашев.
Основу истории Государства Российского составили труды многих ученых, которые стали свидетелями ярких государственных переворотов, сражений и войн. Современные историки трактуют их труды, критически осмысливая каждое слово, стараясь восстановить истину.
Многие специалисты, изучая определенную историческую эпоху, опираются на записки иностранцев, живших в России и увековечивших свой взгляд на происходящее в стране на пергаменте или бумаге. Ключевский, например, при написании своей кандидатской диссертации «Сказания иностранцев о Московском государстве», датированной 1865 годом, использовал именно такие документы.
Кроме перечисленных в распоряжении историков есть международные договоры, судебно-следственные материалы, законодательные акты, различные постановления и указы правительства. Особое внимание уделяется частной переписке, стенографиям заседаний и данным статистики. Специалисты не обходят стороной и печатные издания, хотя сами по себе они не могут дать точное представление о событиях и, зачастую, написаны предвзято. Только комплексное использование этих видов исторических материалов позволяет хоть и приближенно, воссоздать картину исторических событий.
Антропологические источники
Обогатить исторические знания помогает и такая наука, как антропология. Изучение человеческих останков позволяет воссоздать облик древних людей и многих исторических личностей. Автором метода восстановления внешнего облика человека по скелетным остаткам является выдающийся советский антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Именно благодаря его многолетним трудам мы можем представить, как выглядел неандерталец или синантроп. По сохранившимся останкам он смог воссоздать образы таких великих людей, как:
Этнографические источники
Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним можно отнести различные инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.
Фольклорные (устные) и поведенческие источники также можно отнести к группе этнографических. Обряды, традиции и верования народа, сохраняющиеся из поколения в поколение – неотъемлемая часть истории изучаемой нации. Устное народное творчество (мифы, легенды, предания, сказания, песни, сказки, былины) неизменно хранит крупицу подлинных исторических событий и жизнеописания героев древности. Так, прообразом известного былинного богатыря Добрыни Никитича был ни кто иной, как дядя князя Владимира, крестившего Русь. У Ильи Муромца также был реальный прототип.
Изобразительные источники
В данную группу источников входят любые произведения изобразительного искусства, начиная с петроглифов и наскальных рисунков. Пристального внимания историков заслуживают собрания живописи и графики, скульптуры и другие виды декоративно-прикладного искусства.
Фоно-, фото- и кинодокументы
В результате технического прогресса в арсенале ученых-историков появились новые источники информации. Благодаря научным открытиям и техническим изобретениям стало возможно сохранять историческую информацию в формате звуковых, фото- и видеозаписей. На старых снимках, пленках и кинохронике запечатлены подлинные лица и голоса исторических личностей. Это особенность характеризует эти источники, как наиболее точные и не подлежащие сомнению. Наиболее распространенными носителями исторической информации нового времени являются:
В наши дни появилась возможность оцифровки и хранения важных архивных документов в электронном виде, что значительно облегчает труд историка. Интересно, что сейчас гораздо проще найти информацию о событиях вековой давности, нежели, тех, что произошли 10-20 лет назад. На многих архивных документах до сих пор стоит гриф «Секретно», что делает их недоступными для изучения.
Источниковедение
В XIX веке наука об исторических источниках оформилась в особую научную дисциплину, называемую источниковедением. Данная отрасль исторической науки разрабатывает методику, теорию и технику изучения исторических источников. Одной из животрепещущих тем этой науки является достоверность изучаемых объектов или документов.
Многие древние историки не видели собственными глазами того, что описывали в своих трудах. Зачастую они излагали слухи и домыслы, передаваемые из уст в уста, и от этого искаженные и приукрашенные. Такие человеческие факторы, как неправильный перевод слова или фразы, опечатка в дате и другие подобные ошибки, нередко только добавляли вопросов историкам. Имела место и фальсификация событий и научных открытий.
Чтобы избежать неверного толкования истории, ученые стараются использовать в своей работе как можно больший объем источников информации. Только комплексный подход позволяет реконструировать прошлое с максимальной объективностью и воссоздать целостную и достоверную картину исторического процесса.