Что относится к первой природе а что ко второй

«Вторая природа» : та, что создана человеком

«Вторая природа» — это понятие введено для обозначения того, как человек преобразует окружающий мир.

Что относится к первой природе а что ко второй

Города, парки, сады, поля, разработанные месторождения, водохранилища, ирригация и мелиорация, каналы и дороги, свалки.

Это пути ( водные, например каналы, железная дорога, крупные автомагистрали ) и обычные дороги, это вещи, механизмы, заводы и фабрики, деревни и посёлки.

Всё это — вторая природа.

Это то, что отличает её от первой, то, что соперничает с естеством Земли.

Это соперничество выражается в том, чтобы приспособить пригодные ландшафты под нужды людей.

Это «второе» пространство материального мира включает в себя дома, вещи и предметы, технику, коммуникации, связь, и образ жизни.

Города никогда не спят. В них всегда происходит внутренняя жизнь, отличающаяся от естественной : правоохранители, пожарные, медики, сторожа, пекари, таксисты, работники других служб и профессий часто работают по ночам.

Чтобы вырастить дерево, Природе нужны годы, десятилетия, а то и столетия. Чтобы его срубить — минуты, или часы. Чтобы распахать целину, создаваемую столетиями нужны недели. Но чтобы вывести новую породу животных или новый сорт растений, тоже нужны десятилетия и столетия.

Одной из стран, где вторая природа превзошла первую, является Китай.

Но в Китае много парков, садов и заповедников, где берегут нетронутую первую Природу, которую очень любят и гордятся ею.

То же можно сказать и о Японии. В Японии, из-за недостатка земли строят искусственные берега и острова, где селятся люди, и окружают себя привычными вещами, и элементами живой естественной природы.

Также, Европа, или географическая Европейская часть России — преобразованы довольно существенно.

В Европе Нидерланды являются лидерами преобразования природы, этот процесс там начался столетия назад. Болотистые низинные почвы, представляющие собой почти бесплодную грязь, были осушены кирками и лопатами вручную, и преобразованы в тучные пастбища, плодородные поля, в посёлки и города.

Люди всегда стремятся создать для себя наиболее комфортные условия жизни.

Но весь опыт человечества показывает, что пора поменять концепцию «второй природы» : нужно приблизить её к естественной среде обитания.

Футурологи, которые прогнозируют будущее человечества, давно создали инженерные, концептуальные и даже философские проекты по бóльшему включению человека в естественный мир.

Фантасты 20 века в своих произведениях давно описывали мир будущего как зелёный мир с чистым воздухом, с редкими уютными поселениями, где экологичный быстрый транспорт позволяет жить вне городов.

Но поздние фантасты развивают утопический постапокалиптический мир, мрачный, ядовитый, жестокий и бесчеловечный.

Не сотрудничество, а соперничество, не производство, а утрата средств производства, не благоденствие и здоровье, а нехватка ресурсов, борьба за выживание, и неопределленость человеческой жизни вообще — вот идеалы постапокалиптиков.

Почему же идеи полувековой давности, когда экологические миры были так хорошо описаны, стали ненужными сегодня?

Ответы мы знаем сами :

• борьба за ресурсы, вместо разработки альтернативных видов топлива и энергии

• политическое давление ряда стран

• войны и поддержание конфликтов в активном состоянии, терроризм

• недостаток доступной качественной еды и воды

• введение старых догм капитализма, бесправия народов и социальных грцпп, и религиозных догм ( не имеющих отношения к духовности человека, но подавляющих его волю и гражданские свободы )

• климатические изменения, опустынивание земель, естественное вымирание животный и растений и истребление их руками человека

вот основные причины того, что мрачные картины будущего сегодня кажутся более вероятными, чем мир благоденствия.

Но, думается, что можно надеяться на то, что это минует, и мрачный период истории закончится, как уже было неоднократно, и в сознание большинства людей вернётся чистый и спокойный мир будущего, которого достойны все люди на Земле.

Что относится к первой природе а что ко второй

Что относится к первой природе а что ко второй

Проект по сокрытию острейших проблем Байкала?

Первым был доклад «Рекомендации Проекта «Оценка экологических и социальных проблем Байкальской природной территории»». Я участвовал (посредством зум-конференции) в этом мероприятии прежде всего из желания познакомится с результатами данного проектам (отчет по нему еще недоступен). В презентации более всего меня заинтересовала таблица (на стр. 2) «Ранжирование угроз БПТ и кумулятивная оценка: 15 типов объектов, 26 типов угроз». Насколько понимаю, это важнейшая часть проекта. Без полного отчета, включающего описание использованной методики, осмыслить таблицу затруднительно. Но сам выбор именно этих объектов и угроз, полагаю, уже можно обсуждать.

Начну с угроз. По моему твердому убеждению, экологические последствия туризма сейчас являются главным фактором негативного антропогенного воздействия на Байкал. Под этими последствиями подразумеваю загрязнение Байкала сточными водами и ТБО, уничтожение природных территорий объектами туристической инфраструктуры, а также «бездорожной» ездой, вытаптывание обширных участков (в том числе я местообитания краснокнижных растений), фактор беспокойства и пр.

Что относится к первой природе а что ко второй

Малое Море, Куркутский залив.

В обсуждаемой таблице есть «чрезмерный неконтролируемый туризм». Почему-то он входит в блок «социальных проблем». Собственно, почти все угрозы антропогенного характера распределены по двум блокам – «загрязнения. » и «биолого-экологические» (там оказались «мусор, отходы», «экстенсивное сельское хозяйство», браконьерство»). Не вижу здесь логики, может быть отчет что-то прояснить.

В результате туризм не выглядит важнейшей угрозой. И это очень плохо. Вообще ошибочно выделение именно «неконтролируемого туризма». Естественные нужды справляют все. Туризм сейчас и является главным источником загрязнения Байкала. В таблице он закамуфлирован под тип угроз «загрязнение – канализация».

Что особенно возмущает – нет «земельно-застроечного» типа угроз. Уж он-то прямо-таки просится в блок «социальные проблемы». Этот «тип» сейчас – самый острый, что хуже всего – замалчиваемый. В том числе и в данном проекте. Хотя среди претензий ЮНЕСКО незаконная массовая застройка названа среди важнейших.

Незаконная распродажа/передача в аренду земель на берегах Байкала продолжалась многие годы (ее эпицентром является Ольхонский район Иркутской области), носила массовый характер. Следом пришла незаконная застройка ценных природных территорий. Массовая, стихийная и хаотичная. Огромное количество появившихся турбаз и гостиниц сделало реальным мощный нерегулируемый турпоток на берегах байкальского пролива Малое Море (Ольхонский район). Он составляет примерно половину всего турпотоке на Байкале. Рост количества мест размещения, обусловленный «стихией рынка», обуславливает дальнейший рост турпотока. Что вызывает рост цен на землю и недвижимость, подхлестывает дальнейшие земельные аферы и застройку. Но об этом мы из вышеупомянутого проекта, судя по всему, не узнаем.

Если в «социальные проблемы» помещен тип угроз «бедность», почему нет «алчности»? Она ведь стоит не только за земельными махинациями/застройкой и туризмом. Возьмем уровень Байкала. Разве на нем не сказывается алчность владельцев каскада Ангарских ГЭС? Как и на многих других «типах объектов», особенно – на омуле, кабарге, «тайге», «традиционном природопользовании».

Зато первой строкой в перечне типов угроз стоят «волны тепла (жары)». Судя по всему, эксперты проекта не живут в Прибайкалье, им не известно, что летом 2021 года, когда почти все регионы РФ страдали от жары, Иркутская область и Бурятия мерзли от «волн холода». Впрочем, и в предшествующие годы жары на Байкале не было. Однако данный тип угроз получил рейтинг «очень сильно».

Как и «повышение температуры водоемов». Насколько помню, международный заплыв «моржей» на Байкале в июле 2021года не был завершен из-за очень низкой температуры воды. В Прибайкалье и в последние десятилетия среднегодовые температуры воздуха действительно заметно повысились, но за счет зимнего периода. Когда Байкал подо льдом. Средняя температура воды в Байкале возросла незначительно, этой угрозе нельзя присваивать рейтинг «очень сильно».

В таблице очевиден перекос в сторону климатообразующих угроз, в ущерб антропогенным.

Перейдем к объектам. Вопросов к ним много, например, по выбору «ключевых объектов животного мира». Но ограничусь лишь самой крупной претензией – к типу объектов «прибрежные экосистемы». Таковые, по замыслу экспертов проекта, включают не только мелководную (до 3 м) зону Байкала, но и, дельты рек, их поймы, береговую зону (ширина?) суши. Какой-то «компот ассорти», особенно на фоне соседнего объекта – «тайга».

Именно «нетаежная» часть Байкальской котловины служит домом для львиной части её биоразнообразия! И для флоры, и для фауны. Особенно для краснокнижных видов, реликтов и эндемиков.

Что относится к первой природе а что ко второй

Такого же разнообразия мхов, как в байкальских реликтовых степях, нет больше нигде в Сибири.

Как можно валить в одну кучу столь разные объекты? На них ведь влияют разные угрозы. Процесс эвтрофикации бьет по мелководной зоне Байкала. Кстати, без этого термина в наше время не может обходится серьезный разговор о байкальских проблемах. Но его нет в презентации, он не прозвучал на семинаре.

Что относится к первой природе а что ко второй

Пример эвтрофикации байкальского мелководья. Источник фото.

Что относится к первой природе а что ко второй

Бухта Базарная (пролив Ольхонские Ворота). Пример застройки байкальской реликтовой степи.

«Результаты исследования подтвердили правомерность выводов и решений 44 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО по поводу состояния озера Байкал и БПТ в части перспектив скорого включения озера Байкал в «Список Всемирного природного наследия, находящегося под угрозой».

Грядущая «Стратегическая экологическая оценка Байкальской природной территории» может «наступить на эти же грабли». А земельные аферисты и застройщики получить индульгенцию, достичь еще больших успехов.

Может быть полный отчет по проекту развеет эти обвинения? Жду его с нетерпением.

Источник

Среда обитания человека: «первая» и «вторая» природа

Принципиальное значение для понимания смысла и характера связи «человек – природа» имеет понятие окружающей среды (среды обитания, человеческого окружения). Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий или влияний, окружающих человека. Так, жизненной средой обозначается всё, с чем непосредственно или опосредованно связан человек, от чего зависит его жизнь и деятельность. Широко понимаемая окружающая среда может подразумевать планету Земля и космичес Что относится к первой природе а что ко второйпространство, окружающее её.

Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, то есть те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но со временем могут стать объектами его деятельности. Естественная окружающая среда – развивающаяся система, её нельзя сводить лишь к географической среде. Последняя, охватывая лишь поверхность Земли, составляет важную, но не единственную подсистему среды обитания человека. В естественной среде различают два элемента: а) естественные источники средств жизни (дикие растения, животные); б) естественные богатства, становящиеся предметами труда (уголь, ветер и пр.). Исторически интерес человека перемещался от явлений первой группы к явлениям второй группы, Это значит, что характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется не только природной компонентой, но и уровнем развития производства, формирующего человеческие потребности.

Важнейшим результатом производства служит создание искусственной среды обитания, которую иногда называют «второй природой». Сюда входят как неодушевлённые предметы, созданные человеком и не встречающиеся в природе, так и организмы – растения и животные, выведенные человеком путём искусственного отбора или средствами генной инженерии. Искусственная среда включает также систему общественных отношений, которые осуществляются в определённых материальных условиях, в том числе искусственно созданных человеком.

Говоря о природе как естественной среде обитания человека, не следует забывать за производственной стороной связи «Человек-Земля», «Человек-Космос» её эстетическую и нравственную стороны. Ведь с природой связана не только физическая, но и духовная жизнь людей (о духовной жизни людей разговор впереди; там обнаружится, что духовная жизнь включает в себя не только религиозное отношение человека к его окружению, но и многое другое): мы любуемся пейзажами или приходим под их влиянием в угнетённое состояние; мы чувствуем не только юридическую, но и моральную ответственность за то, что делаем в природе (или, наоборот, лишены такого чувства). Таким образом, разговор об отношении между обществом и природой предполагает учёт всех сторон этого отношения – производственной, познавательной, нравственной, эстетической (а для некоторой части человечества – ещё и религиозной стороны).

Представим очень кратко историю взаимоотношений человека и природы, выделив в ней четыре этапа. Начало первого отдалено от нас 35-50 тысячами лет. Этот этап охватывает историю первобытного общества. В масштабах планеты он начал завершаться примерно 10 тысяч лет тому назад вместе с переходом от догосударственного существования людей к государственному. Воздействие человека на природу в этот период осуществлялось через собирательство, рыбную ловлю, охоту, зачатки скотоводства и земледелия. Эти технологии в минимальной мере разрушали природу; в этом плане можно обратить внимание, пожалуй, лишь на подсечное земледелие, занимаясь которым люди выжигали и выкорчёвывали участки леса, взрыхляли землю, забрасывая её через несколько лет. Это приводило, в частности, к эрозии почвы. Относительно малая численность населения планеты в то время (несколько миллионов человек) имела следствием незначительный ущерб, наносимый природе, который она сравнительно быстро нейтрализовала.

Второй этап взаимоотношения природы и человека охватывает две формации – рабовладельческую и феодальную – и заканчивается примерно пять веков тому назад. Изменение орудий труда и технологий, рост потребностей и численности населения заметно усилили «давление», оказывавшееся человеком на природу. Разрушительные следы человеческой деятельности, появившиеся в то время, можно наблюдать и сегодня. Например, уничтожение растительного покрова на склонах гор стадами коз и овец, которых пасли древние греки – современники Гомера. Лик Земли ко времени заката феодального общества в Европе заметно изменился, что вызвало беспокойство у некоторой, пока очень ограниченной, части населения. Именно к этому времени относятся первые природоохранные документы. Скажем, европейские государи своими декретами стали запрещать охоту на некоторые, ставшие к тому времени исчезающими, виды животных.

Изменение способа производства, становящегося товарным, массовым, в первых буржуазных странах Европы и Америки привело к хищническому использованию человеком природных ресурсов. Из недр Земли извлекались огромные количества ископаемого сырья и топлива, вырубались леса, распахивались новые земли, целиком уничтожались растительные и животные виды. Если второй этап характеризуется относительным равновесием разрушительных и восстановительных сил на планете с некоторым преобладанием первых, то третий этап, завершающийся на наших глазах в наиболее продвинутых в технологическом отношении странах, (но, к сожалению для россиян и их непосредственных соседей, продолжающийся в нашей стране) есть тотальное разрушение окружающей среды вследствие хозяйственной деятельности человека. Лозунги «Прибыль любой ценой», «План любой ценой», философия типа «Мы не можем ждать милости от природы – взять их у неё наша задача» приводили и привели к тому, что Земля уже не успевает справляться с восстановлением того, что разрушено человеком.

Последний – четвёртый – этап начался в середине ХХ века, хотя предвосхищён он был ещё в 1925 году В. И. Вернадским, провозгласившим «приход» на планету ноосферы(буквально «сферы разума») в качестве геологического планетарного фактора вслед за сложившейся свыше 3 млрд. лет тому назад биосферой, ускорившей геологические процессы на Земле. Сегодня слово «ноосфера» употребляется так же часто, как слова «экология», «культура», «духовность», «спонсор». Чрезвычайно частое употребление слова, как правило, связано с искажением его смысла. «Ноосферу» постигла та же участь, что и названные только что слова: каждый вкладывает в этот специальный термин смысл, наверняка удививший бы Вернадского. Это слово и соответствующее понятие были созданы французским учёным Э. Леруа. Смысл, который в этот термин вкладывал его создатель, и тот, в котором он использовался Вернадским, далеко не совпадают. Те, кто сегодня используют его, ссылаясь при этом на Вернадского, находятся гораздо ближе к Леруа. Для них ноосфера – нечто вроде мирового разума, пронизывающего всю вселенную и существующего независимо от людей как разумных существ. Для Вернадского, ноосфера есть то, что естественным образом развилось из предшествующих ей форм: геосферы и биосферы. Таким образом, лик нашей планеты формировался первоначально исключительно геологическими силами; затем в этом процессе приняли участие организмы, жизнь; с появлением человека, общества (социосферы) стихийность происходящего на планете дополняется разумностью, рациональностью действующих людей. Разум постепенно становится всё более «влиятельной» силой на Земле.

Могут возразить: о какой разумности человека можно говорить, если только в ХХ веке большие и малые войны унесли свыше ста миллионов человеческих жизней, если человеческие взаимоотношения порой напоминают и сейчас отношения первобытных людей («… мы, наш род, клан, племя – люди; остальные – неверные, недоумки, люди второго сорта и имеют, в лучшем случае, право на существование в качестве подсобных рабочих»), если совместная производственная деятельность людей на планете привела её к состоянию, которое угрожает существованию самого человека? Против этих возражений сказать, кажется, нечего. Всё это действительно было и есть. Но ведь ни Вернадский почти век тому назад, ни мы сегодня не утверждаем, что на Земле уже существует царство разума. Ведь речь идет о процессе, соизмеримом по масштабам с геологическими процессами; там изменения складываются миллионами лет и тысячелетиями. Правда, действует закономерность ускорения происходящих событий.

Чтобы понять смысл термина «ноосфера», следует вспомнить, что понятие «сознательная деятельность людей» имеет двоякий смысл. Во-первых, действовать сознательно, значит, действовать на основе поставленной тобой цели (в этом смысле в отличие от животного каждый человек действует сознательно, осознанно). Во-вторых, действовать сознательно, значит, действовать с учётом тех последствий, к которым может привести задуманная тобой деятельность (человек же, как правило, начинает действовать, сообразуясь лишь с желаемым результатом). Нельзя же серьёзно утверждать, что те, кто создал каскад электростанций и водохранилищ на Волге, действовали во сне или под гипнозом. Нет. Действовали сознательно; только сознание было направлено исключительно на достижение единственного следствия – увеличения количества вырабатываемой электроэнергии. Все остальные следствия (предвидеть которые было не так уж трудно) остались за пределами сознания инициаторов проекта.

Утверждение о начале четвёртого этапа взаимоотношений человека и природы означает, что на смену стихийной деятельности людей по изъятию у природы необходимых им веществ и выбрасыванию в природу всего ненужного человеку приходит разумная, планомерная деятельность по организации и поддержанию сбалансированных отношений между природой и человеком. Фактов разумного и бережного отношения людей к планете уже немало.

Описание связи «человек – природа» можно завершить мыслью о том, что постоянный рост технической, технологической и интеллектуальной мощи человечества не делает его со временем всё более свободным от природы. Наоборот, для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей человек всё больше нуждается в природе: «вторая природа», искусственная среда обитания человека, есть преобразованная «первая природа».

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 71 | Нарушение авторских прав

Источник

Что такое вторая природа и почему это свойство человека так называется?

Что такое первая природа А что такое вторая природа?

Что означает вторая природа человека?

Вторая природа — выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа» (хотя и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности.

Что такое вторая природа философия?

Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении. Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Что такое вторая природа в обществе?

Королёв напрямую отождествляют понятия «вторая природа» и «культура». Ко второй природе, согласно данному определению, относятся предметы и результаты труда, материальные основания общественных отношений, совместная деятельность по преобразованию «первой» и «второй» природы, изменения человека [3; 8].

Что относится ко второй природе?

Почему Демокрит назвал культуру второй природой?

Какой вред наносит человек природе?

Люди стали оказывать значительное влияние на состояние окружающей среды тысячи лет назад. С увеличением количества людей на Земле это влияние стало только усиливаться. Обычно человек негативно воздействует на природу: сжигает леса, осушает реки, меняет баланс в экосистемах, трансформирует ландшафт местности, где живет.

В чем сущность природы человека?

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Как природа влияет на жизнь человека?

Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды – питается и утоляет жажду.

Какому подходу к пониманию культуры соответствует определение культуры как второй природы настроенной над естественной средой обитания человека?

Определение культуры как «второй природы», «надстроенной» над естественной средой обитания человека соответствует антропологическому подходу к пониманию культуры. Так как человек — социальное существо, то он создает и развивает культурную среду обитания для удовлетворения своих потребностей.

Что такое Что такое природа?

Природа — материальный мир планеты Земля, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания человека (всё, что нас окружает, за исключением созданного человеком).

Что следует отнести к первой природе?

Непосредственно природная среда («первая природа», Н. Ф. Реймерс), или слабо изменённая человеком, или видоизменённая в такой степени, что она ещё не потеряла основных свойств — самовосстановления, саморегулирования).

Как вы понимаете высказывание Cultura Contra Natura?

«Kultura contra natura» — так звучит одна из начальных формулировок, отражающих ее специфику, которая воспринималась как нечто отличающееся от натуральности, надприродное, возникшее не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Такой подход ведёт к умалению значимости природы, её принижению.

В каком порядке исторически развивалась система ценностей выработанная культурой?

В каком порядке исторически развивалась система ценностей, выработанная культурой? Варианты ответа: Религия, миф, наука, философия; Наука, религия, философия.

Что является предметом изучения культурологии?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *