Что относится к первичным социальным институтам
Первичная и вторичная социализация
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Сферы общественной жизни
Фазы человеческой жизни
(Рождение — социализация — функционирование в качестве полноправного члена социума):
— Институт социализации (образование, воспитание: школа, культура, искусство)
(Экономическая, политическая, идеологическая)
— Институт производства (понятого уже в широком виде: производство, распределение, обмен, потребление)
— Институт государства (власти, политические партии, движения и т.д.)
— Институт идеологии (культуры, искусства, религии и т.п.)
Уже из приведенной попытки классификации видно, что между институтами нет непроницаемых перегородок, они регулируют перекрещивающиеся виды деятельности и, одновременно, одна и та же деятельность регулируется несколькими институтами.
Другими словами, социальный институт — это некоторое самоконфигурирующееся образование, которое для достижения своих целей в конечном счете привлекает ресурсы всех других институтов.
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Отсюда агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Бытует мнение, что первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая — в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Это не вполне правильно.
Дело в том, что под первичной социализацией понимается:
— не только процесс формирования зрелой личности,
— но и обретение индивидом личного статуса в группе.
Поэтому первичная социализация не ограничивается периодом детства, но так же продолжается всю жизнь. Ведь обретение личного статуса в социальных группах продолжается до самой глубокой старости.
Так даже высокопоставленный функционер, выйдя в отставку, вынужден утверждать себя в каких-то новых для себя социальных группах. И часто там он оказывается на вторых ролях. Так, простое написание мемуаров требует подчинения профессионалам, участие в ветеранских организациях — сформировавшихся там лидерам.
Под вторичной понимается освоение специфических социальных ролей, связанных с разделением общественного труда.
2.2. Состав агентов и институтов социализации
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его и обеспечивает вхождение индивидов в общество в качестве полноправных его членов.
Под агентами социализации понимаются, конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п.
Под институтами понимаются коллективные агенты: учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
2.3. Агенты и институты первичной социализации
К ним относятся родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
К тому же проявленные способности и статусы, обретаемые в первичных группах («лидера», «мыслителя», «артиста», «хулигана». ), организуют известное давление первичной среды на выбор индивидом вектора вторичной социализации, а тем самым и всего жизненного пути человека.
2.4. Агенты и институты вторичной социализации
Термин «вторичная» социализация описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния. Как правило, она оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
Вторичными институтами социализации называют формальные организации, официальные учреждения: школа, университет, предприятие, армия, полиция, церковь, государство, телевидение, радио, печать, политические партии, суд и т. д.
Вторичными агентами являются конкретные представители этих учреждений: учитель, преподаватель, декан, ротный командир, мастер, участковый милиционер и т.п.
При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агент вторичной социализации (например, учитель, мастер, декан, ротный командир и т.п.), если между ним и индивидом складываются личные доверительные отношения, часто оказывается среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то остается агентом вторичной социализации.
Институты социализации и их функции
Человек развивается в обществе, и разные группы людей оказывают влияние на него. Социальные институты позволяют индивидам усваивать определенные навыки. Обычно это семья и образовательные учреждения.
Без прохождения институтов социализации человеку будет сложно адаптироваться к обществу
Что это такое
Человек не может жить в изоляции, так или иначе на него воздействует окружающая среда, и он вынужден под нее подстраиваться. Институты социализации – это своего рода трансляторы опыта человечества. Именно через них ребенок познает нормы и ценности. По сути, это такая форма организация совместной жизни людей, которая дает определенные преимущества всем участникам.
Структура
Условно можно выделить три этапа: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. В первую ступень входят все образовательные учреждения: детский сад, секции, школа и т.п. Вторая ступень уже посвящена времени работы, на ней человек учится жить в трудовом коллективе. Третья ступень затрагивает пенсионеров.
Особенность состоит в том, что процесс прохождения социальных институтов не всегда линеен. Ребенок может не ходить в детский сад или быть на домашнем обучении. Также он может примыкать к неформальным группировкам, которые тоже будут транслировать ему свой опыт.
До поступления в дошкольное учреждение ребенок находится под влиянием семьи: родителей, братьев, сестер, близких родственников. Именно от них он усваивает первый опыт. В образовательных организациях человек перенимает не только знания, но и модели поведения.
Институты участвующие в социализации личности позволяют людям наладить совместную жизнь. Это важно, как и для работы, так и для существования в одном пространстве: доме, городе, стране.
Функции и предназначение
С помощью специальных организаций происходит поощрение желательного и подавление нежелательного поведения. Например, в школе дети обязаны подчиняться определенным правилам, которые потом сохраняются для взрослой жизни.
В каждом институте есть свой полный свод норм и правил поведения. Это позволяет делать поведение людей предсказуемым. Еще одна функция – регулятивная. Она позволяет поддерживать определенные модели поведения, которые помогают выстраивать отношения между людьми.
Основная задача институтов социализации – интегративная. Она сплачивает членов общества, укрепляет между ними связь. Делается это с помощью прививания норм, ценностей, правил.
Семья – это важный этап в жизни человека, в ней передается бытовой опыт
Наиболее значимые предназначения социальных институтов – это сохранение стабильности общества, удовлетворение потребностей людей. Без этого группа не сможет мирно сосуществовать. Психология позволяет изучать особенности отношений и вырабатывать эффективные методы улучшения атмосферы в коллективе.
Основные виды
Не всегда легко понять, какие именно институты участвуют в социализации личности. Условно их можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Каждая из них имеет свои особенности, они влияют на разные сферы жизни.
Первичные
К этой группе относят семью, сверстников, садик, школу, спортивные секции и кружки по интересам. К агентам социализации относят родителей, родственников, тренеров, учителей, друзей.
Важно! Больше всего влияния у отца и матери, так как ребенок от них зависит.
Главная роль первичных социальных институтов заключается в формировании сущности ребенка. Он знакомится с половыми, ролевыми стереотипами, идентифицирует себя по полу, получает определенный статус, образовательный и культурный уровень.
Родителям в этом процессе отводится основная роль. Они могут негативно воздействовать на ребенка, это приведет к тому, что он не пройдет социализацию.
В школе дети развивают самооценку, узнают, что такое успех и неудача. Они учатся соревноваться, ставить цели, анализировать свои действия. В этом возрасте им важно научиться преодолевать препятствия.
Вторичные
В процессе жизни на человека влияют разные социальные институты. Это работа, служба в армии, религиозные организации, неформальные объединения и т.п.
К этой группе можно отнести СМИ и интернет. Агентами являются представители власти, государственных органов, вышестоящее начальство. В современном обществе большое значение имеет труд. Его можно назвать главным фактором интеграции в общество.
С помощью профессии человек находит свое место под солнцем, он получает уважение других людей, ему проще пройти самоидентификацию. Молодежь на работе усваивает деловые нормы общения, учится взаимодействовать с людьми разного возраста.
В процессе человек может прийти к разному итогу социализации: принять все нормы и ценности, освоить их частично или полностью от них отказаться. Все это отразится на его дальнейшей жизни, поэтому прежде, чем выбрать любую позицию, нужно хорошо все обдумать.
Политические объединения тоже влияют на социализацию
Вторичные институты социализации воздействуют на человека на протяжении всей его жизни.
Роль социальных организаций
Регулировать жизнь общества сложно, необходимо организовать процесс взаимодействия разных людей. Эти задачи успешно выполняют социальные институты. Сама система вырабатывалась на протяжении веков, и она успешно была отточена.
Они также помогают сохранять и распространять информацию. Ведь любое обучение – это ничто иное, как возможность человека получить опыт другого поколения. Институты здравоохранения направлены на решение жизненных проблем.
Когда люди любят друг друга, то они заключают брак. Это направлено на решение имущественных вопросов. Социальные организации помогают людям регулировать свою жизнь. Например, если человек нарушит закон, то он получит наказание. Стоит ему соблюдать правила, как у него не будет проблем.
Только благодаря надзорным органам у государства получается удерживать большое количество людей в рамках. Без них все быстро погрузится в хаос. До появлений их общество контролировали религиозные объединения.
Простой пример: на начальном этапе зарождения человечества половая жизнь никак не контролировалось. Постепенно стало понятно, что бесконтрольные сексуальные связи приводят к болезням и появлению детей с пороками.
Поэтому были запрещены кровосмесительные отношения, т.е. брак между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой стали запрещены. Это первая социальная норма, она послужила основой для создания института семьи.
Хранение верности до брака позволило снизить вероятность болезней
В коллектив легко вливаются те, кто имеет большой опыт социализации. Такой человек быстро найдет со всеми общий язык и станет своим. Необходимо также учитывать, что в каждой группе могут быть свои нормы. Например, в неформальном объединении относиться друг к другу принято на равных, т.е. нормы деловой этики не имеют смысла.
Процессы институционализации
Несмотря на то, что современное общество достигло высокого уровня развития, процесс формирования социальных институтов не останавливается. Определение институционализации позволяет понять, что стандартизация разных норм все еще продолжается.
Для ее начала должно пройти несколько этапов. Первый – это само появление потребности, которая нуждается в удовлетворении. Второй – формирование целей. Третий – в ходе социального взаимодействия стихийно появляется норма.
Только после этого наступает институционализация, т.е. практическое применение новой нормы. В дальнейшем она может слегка меняться и претерпевать коррективы. Также разрабатывается система санкций за нарушение нормы.
Понятие институционализации включает в себя создание четкой статусной и ролевой структуры. Сложнее с нормами, которые затрагивают взаимоотношения людей. Например, чуть больше века назад женщины не имели большого количества прав, но благодаря эмансипации это удалось изменить.
Краткая характеристика процесса институционализации включает в себя понятие социальной потребности и организационного оформления. Все это небыстрые процессы.
К социальным институтам можно относить разные государственные органы, рабочие коллективы, семью и т.п. Их особенности изучают в педагогике, юриспруденции, социологии и других сферах. В школе на уроках обществознания дети знакомятся с разными видами социальных институтов, пишут про их особенности рефераты.
Видео
Социальный институт
Содержание
Определение социального института
Основой развития общества есть формирование налаженных правовых контролируемых и стабильных социальных взаимодействий.
Социальный институт – устоявшийся комплекс санкционированных и несанкционированных правил, принципов. Исторически определившиеся нормы, установки, регулирующие всевозможные сферы людской деятельности и организующие их в систему социальных ролей и социальных статусов, основывающих социальную систему.
Социальный институт – совокупность индивидов, организаций и осуществление их конкретных функций. Институты контролируют поведение индивидов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении институты имеют огромное значение.
Они способны решать актуальные вопросы, проблемы значительной численности людей. Например, люди, желающие зарегистрировать свои отношения, обращаются к помощи института брака, а идя на выборы – к институтам права и политики.
Структура социального института
Как и каждая система, социальные институты имеют свою структуру. Но поскольку социологи как зарубежные, так и наши находят различные определения социального института, то они в разных формах понимают его внутреннюю структуру, то есть систему опорных элементов функционально взаимосвязанную. Не глядя на обширность точек зрения, все они являются верными, поскольку подразумевают различные взгляды на одно и того же. По мнению С.С. Фролова, точнее будет говорить не о структурных элементах институтов, а об институциональных признаках, то есть совместных для всех установок и свойств:
1. Нормы и образцы поведения;
2. Символика культурных признаков (флаг, герб, обручальное кольцо, иконы и др.);
3. Унитарные культурные черты (дом для семьи и т.д.);
4. Гласный и негласный кодексы (законы, правила, запреты);
5. Миропонимание (любовь в семье, вероисповедание в религии и пр.).
Классификация социальных институтов
Социальные институты бывают формальные и неформальные.
Формальные социальные институты имеют общую схожесть – они прописаны законом взаимодействие между особами реализовывается на основе оговоренных правил, статутов, положений и т.п. Являются важнейшим элементом регулирования сущности общества.
Неформальные социальные институты хотя и контролируются социальными нормами, правилами поведения, но не являются подзаконными. Например, институт дружбы. Имеет много признаков социального института. Ведь дружба – элемент, имеющийся в жизни любого общества, есть необходимой, постоянной в жизнедеятельности людей. Формальности в дружбе имеются достаточно обширные, конкретные и подчас даже строгие. Обида, размолвка, разрыв приятельских отношений – являются специфическими формами социального контроля в институте дружбы. Но эти формальности никак не узаконены, не прописаны сводами правил, статутов и т.п.
Основные социальные институты
3) Образование — институт, обеспечивающий развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Функции образования: адаптация к жизни и труду в обществе, профессиональное обучение, осознание индивида гражданином, приобщение к культурным ценностям, раскрытие личностного потенциала.
4) Церковь – религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания, где все участники разделяют общие нормы, догматы и правила поведения. Функции церкви: определяет взгляды на мир, моральное утешение и примирение, объединяет верующих, приобщает к культурным ценностям и проч.
5) Науку и культуру — институт, который производит объективные знания. Функции науки: познание мира, интерпретирует знания, определяет взгляды на мир, развивает общество в интеллектуальном плане.
6) Право — система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Поведение людей и социальных групп регулируется с помощью права, когда определенные отношения закрепляются в качестве обязательных. Функции права: регулирование и охрана тех отношений, которые полезны для общества в целом.
7) Экономику, производство – институт, управляющий хозяйственной жизнедеятельностью общества.
8)СМИ.
9) Политический – институт функционирования власти.
10) Военный – институт, законного наследия.
Это не окончательный список. Чем больше социальных институтов функционирует в обществе – тем оно более развитое.
Функции социальных институтов
Социальные институты предназначены для того, чтобы удовлетворять важнейшие потребности общества: экономические физиологические, материальные, социальные.
В процессе своей деятельности социальные институты выполняют отдельные функции, которые можно разделить на:
Общие функции:
Все свои функции социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания большинством населения целесообразности их существования.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Социальные институты — теория для ЕГЭ
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:
Чем характеризуются и на какие виды делятся социальные институты?
Говоря о социальных институтах, стоит понимать, что это структурные элементы из которых строится общество. Институт же, который в переводе называется учреждением, устройством, обозначается как структура с общественными социальными действиями и связями, объединяющими организации людей. Являясь частью социального общества, институты играют роль регулирования и реализации существенных назначений и обязательств. Благодаря социальным институтам общество развивается.
Понятия
Институты общества и институционалистская теория проанализированы социологами-классиками Спенсером, Контом, Дюркгеймом, Марксом, Вебером и другими философами.
Спенсер сравнивал социальные институты с органами, как у общественного супер организма, которые разрешают жить и действовать совместно, определяя единую структуру. По Веберу, социальные институты – фабрики, которые производят социальные связи. Дюркгейм утверждает, что благодаря этим институтам, для их изучения, появилась наука социология.
Западные социологи дают определение социальному институту как устойчивому комплексу с формальными и неформальными установками, правилами, нормами и принципами. Эти комплексы регулируют человеческую деятельность, распределяют роли и статусы.
В обществе нет ни одной жизненной сферы, не наполненной социальными институтами. Социальные институты создают стабильное существование и соблюдение порядка в обществе, возможность предопределять людское поведение, регулируя нормы и правила. Поэтому социальный институт ещё – регулируемое нормами объединение, представленное служащими, чиновниками, менеджерами и учреждениями. Это объединение поддерживается обществом, которое вкладывает капитал и подготавливает кадры. Чем чётче поставлены цели, правильнее разделён и организован труд и признан престиж труда, тем благоприятнее действия этого института, связанного с другими, всевозможными связями.
В обобщённом определении социальным институтом считается постепенно сложившаяся прочная модель организованных совместных действий индивидов для удовлетворения основных потребностей общества. Это связано с физиологическими потребностями, социальными, экзистенциальными, престижными и духовными.
Институты и признаки
Различия общественных институтов – в признаках:
Для скорейшего выполнения норм и предписаний в социальных институтах присутствуют необходимые материальные средства и ресурсы. Что касается личных потребностей, они переходят в статус единого дела, приобретая дополнительные качества, и поддерживают функционирование общества.
Строение социального института
Строение социального института и составляющие элементы зависят от типа. Составные элементы – цель и область действий с функциями для результативности целей, включая средства, учреждения и соответствующие санкции. Содержательная сторона представлена специальным набором разумного поведения должностных лиц, исходя из конкретной ситуации. Так институт юстиции состоит из судей, адвокатов, прокуроров, юридических учреждений (это прокуратура, суд, тюрьма). Сюда же входят материальные средства. С содержательной стороны – стандартизованные образцы поведения правоспособных лиц, которые выполняют нужные социальные функции.
Спенсером разработана человекоподобная схема социального института, который состоит из средств:
Какими функциями наделены социальные институты
С помощью социальных институтов организуют, направляют, поддерживают и контролируют жизнь людей в обществе, поощряя за поддержание стандартного поведения, и подавляя отступление от норм.
Главная функция института – удовлетворить социальные потребности граждан общества. Чтобы справиться с этой функцией, институту требуется выполнить рад других функций:
Человек в жизни связан с существованием институтов и их функциями. Рождение связано с институтом медицины, первичной социализации гражданин обязан институту семьи. Образованием и профессией наделяют устройства, относящиеся к институтам, которые отвечают за предоставление общего и профессионального образования. Следят за здоровьем в институтах по здравоохранению и соцзащите. Институт под названием государство, совместно с институтом правительства, с помощью правовых институтов и другими подобными институтами сохраняют безопасную жизнедеятельность.
Когда в институтах общества заметно постоянство и единение, говорят о его функциональной деятельности. При нанесении вреда обществу, когда институт не справляется с функциями и теряет авторитет, подразумевают дисфункциональность, ведущую к падению престижа общества и деградации.
Классификация социальных институтов: типы
На классификацию институтов общества влияют поставленные цели и выполняемые функции. Таким образом, устройства считаются главными и второстепенными, значит, частными. Для главных социальных институтов на первом месте – потребности общества. Эти институты представлены организационными структурами – партиями, профсоюзами и государством. Так же и нормативными, где присутствуют обычаи и законы со стандартным поведением, традиции и моральные ценности.
Общество различается жизнедеятельными сферами со специфическими социальными институтами, общественными отношениями и представляет:
Для удовлетворения фундаментальных потребностей, общество выделяется:
Структура в фундаментальных институтах создана отчётливо различающимися маленькими институтами. В экономических институтах главный – базовый институт собственности вместе с финансовыми, производственными, маркетинговыми, организационно-управленческими институтами. Главный институт политики принадлежит институту власти совместно с политическими представительствами, с институтом президентства, с институтом местного самоуправления. Сюда же входит институт парламентаризма и много других подобных установок.
Рассматривая жёсткость и способы управления действиями институтов, их делят на формальные и неформальные структуры. Формальные институты жёстко следят за регламентированным поведением общества. В неформальном институте разрешается открытая свобода граждан, контролируемая осуждением либо одобрением.
Выводы
С помощью социальных институтов современное общество укрепляется, создавая устойчивость с нормальным функционированием и развитием. Кроме того, с помощью общественных институтов, удовлетворяются единые и личные запросы с интересами. Таким образом, отдельные жизненные сферы обществ, сформировали собственные институты.