Что относится к педагогическим принципам развития физических способностей
Принципы развития физических способностей
Закономерности развития физических способностей.
Развитие физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей выделяют ведущие [4,5,7,11]: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.
Определяет, что в процессе биологического роста организма, присутствуют периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных органов и структур. Оказывая воздействия на опережающие в своем развитии органы и системы, в эти периоды, эффект в развитии соответствующих физических способностей превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации.
Подобные периоды называют сенситивными (чувствительными) периодами.
Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у мужчин и женщин не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5-2 года. Сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).
По мере выполнения одной и той же нагрузки, эффект развития способностей снижается. Необходимо изменять содержание нагрузки, условия выполнения. При длительном исполнении постоянной нагрузки выделяют три этапа: начального воздействия, углубленного и этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.
Эффект воздействия от состояния физической работоспособности организма. Выделяют четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия).
Наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей, может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Между тем, может быть как положительным, так и отрицательным. Может быть однородным и неоднородным, взаимным и односторонним [20].
Принципы развития физических способностей
Принципы развития физических способностей выражают закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени [24].
Принцип рационального сочетания и распределения во времени воздействий различного характера. Требует соблюдения обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования нагрузок. Основывается на закономерностях переноса в развитии физических способностей.
В процессе развития физических способностей возможно использование нагрузок избирательного (однонаправленного) и комплексного характера. Нагрузки избирательного характера предусматривают преимущественное развитие отдельных способностей (силовых, скоростных и др.), а комплексного обеспечивают последовательное и параллельное совершенствование разных способностей (скоростных возможностей и выносливости).
Однонаправленные нагрузки оказывают на организм человека локальное воздействие и более глубокое.
Комплексные нагрузки оказывают более широкое воздействие на организм и при этом необходимо определить:
1. Последовательность (порядок) введения нагрузок, соответствующих развитию разных способностей.
2. Соотношение объема и интенсивности нагрузок.
Вопрос о соотношении объема и интенсивности нагрузок решается с учетом характера, направленности и последовательности применения, функционального состояния и т.п.
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий. Формирование и совершенствование физических способностей основаны на механизмах долговременной адаптации человека к условиям деятельности. Нагрузки вызывают биологические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, вызывающие развивающий эффект.
Принцип опережающих воздействий и развития физических способностей, а также принцип возрастной адекватности воздействий [20].
Методические принципы развития физических качеств.
Понятие о физических качествах.
Просмотр содержимого документа
«Методические принципы развития физических качеств.»
Методические принципы развития физических качеств.
Тема: Понятие о физических качествах.
Физические способности. Классификация двигательных способностей. Физические качества. Факторы проявления и развития двигательных качеств. Основные закономерности развития физических способностей. Стратегические линии развития физических способностей. Педагогические принципы развития физических способностей. Методы развития физических способностей.
В процессе физического воспитания решается ряд проблем, но одной из основных проблем выступает проблема обеспечения оптимального уровня формирования физических качеств человека. На современном этапе развития науки не существует единого термина, который обозначал бы понятие двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия. Так, Л. П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности», а В.П. Ашмарин – «двигательные качества». Термин «физические способности» встречается в работах Ю.Ф. Курамшина. В то же время Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов характеристики двигательных возможностей человека обозначают как «физические качества».
Исходя из всех этих определений, двигательные особенности можно рассмотреть, как определенные индивидуальные особенности, которые определяют уровень развития двигательных возможностей человека. К сожалению, пока не разработано единой классификации двигательных возможностей человека, но общепринятым является деление таковых на два класса:
— кондиционные (энергетические) способности – способности, которые в основном зависят от морфологических факторов, а также биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом;
— координационные способности, которые в большей степени обусловлены влияниями ЦНС (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).
Физические качества – это определенная совокупность морфологических и психофизиологических свойств человека, которые соотносятся с требованиями того или иного вида мышечной деятельности и обеспечивают эффективность выполнения этой деятельности. На современном этапе выделяют некоторые ведущие физические качества – сила, выносливость, быстрота, координация и гибкость. Данные качества характеризуются множеством форм проявления в двигательной активности человека.
На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов:
Наследственные факторы: анатомические, физиологические, и психофизические особенности организма человека, которые детерминируют реакцию организма на различные воздействия.
Средовые факторы: климатические и географические условия жизни, социально-бытовые условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.
Указанные факторы имеют большое значение в формировании качеств. Однако принято считать, что ведущую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека.
Понятие закономерностей выступает как определенное выражение действий различных законов. Также, закономерности характеризуют общие направленности педагогического процесса, независимо от возможностей здоровья обучающихся. Развитие физических способностей подчиняется определенным закономерностям:
Ведущим фактором развития физических способностей выступает движение, которое присуще всем организмам на различных этапах их организации. Движение является основой жизнедеятельности любого организма и выступает формирующим началом развития организма.
Двигательные умения и физические способности едины и взаимосвязаны. В процессе жизнедеятельности человека физические способности выступают в единстве с двигательными умениями. Взаимосвязь этих показателей характеризуется тем, что улучшение техники двигательных действий зависит от развития физических способностей, и также наоборот – чем более развиты физические способности в процессе реализации какого-либо упражнения, тем более быстро это упражнение закрепляется. Например, у детей с различными дефектами в развитии, практически всегда страдают координационные способности и, следовательно, развитие таких способностей будет идти с опорой на двигательные действия, которые требуют проявления этих способностей.
Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов. Данная закономерность раскрывает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений.
Этапность развития физических способностей. Развитие физических способностей можно разделить на следующие этапы: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.
Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Развитие физических качеств проявляется в неравномерно и имеет колебательный характер. Отдельные части двигательной системы, развиваются неравномерно и неодновременно, что проявляется в последовательной смене периодов ускоренного развития и плато. Другими словами, необходимо принимать во внимание естественный ритм двигательной активности и адаптировать к нему параметры нагрузки.
Обратимость показателей развития физических способностей. Прогрессивные структурно-функциональные изменения в организме человека, полученные в ходе регулярных физических упражнений, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий.
Перенос физических качеств. Между уровнями развития нескольких физических способностей существует взаимосвязь. Перенос физических способностей – процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Развитие физических способностей имеет две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способностей («укрепления слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики, их комплексное применение в физической культуре.
Принципы развития физических способностей характеризуются формированием определенной системы физических нагрузок. Краткая характеристика педагогических принципов развития физических способностей:
1. Регулярность педагогических воздействий. В силу того, что физические способности человека развиваются в процессе деятельности, связанной с их проявлением, регулярные занятия физическими упражнениями являются необходимыми.
2. Прогрессирование и адаптационно-адекватная величина предельности при увеличении эффективности педагогических воздействий. В процессе совершенствования физических способностей нужно сочетать постепенность и предельность нагрузок.
3. Рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера. Поэтапность применения различных по величине и направленность нагрузок должна быть соблюдена и согласована в течение одного занятия и во всей системе занятий.
4. Целенаправленность и адаптивная адекватность воздействий. В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности.
5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Данный принцип обоснует необходимость построения действий педагога по развитию физических способностей в соответствии с уровнем возрастного развития занимающихся.
6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей. Основой развития физических способностей является некоторое опережение внутреннего развитие конкретной способности внешними воздействиями. Создается зона ближайшего развития. В отсутствии сочетания соответствия внешних воздействий с некоторым опережением над внутренними в развитии способностей образуется остановка, застой.
7. Соразмерность в развитии способностей. Данный принцип характеризуется соблюдением пропорциональности степени развития способностей на каждом возрастном этапе. Чем выше соразмерность в развитии тех или иных способностей, тем выше будет результат в отдельных упражнениях.
8. Сопряженное воздействие. Тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения.
Для совершенствования техники необходимо многократное повторение физических упражнений. Также, такое повторение способствует тренирующему воздействию на весь организм. Как уже было сказано выше, выделяются основные физические способности или же качества: силовые качества, координационные качества, скоростные качества, выносливость и гибкость. Эти качества характеризуются определенной структурой, целенаправленностью двигательных действий, особенностями мышечной координации, определенным режимам работы и затратами энергии.
При развитии физических качеств используются определенные методы:
Метод максимальных усилий – используется для развития мышечной силы. Также, для развития данного физического качества, используются методы повторных и динамических усилий, методы изометрических усилий, метод электростимуляции, «ударный метод».
Для развития физических качеств скорости используют повторный метод, метод соревнований, метод игры и вариативный (контрастный) метод.
С целью развития физического качества выносливости применяют равномерный и переменный методы, повторный и интервальный методы, метод игры и метод соревнований. Еще одним фактором выступают оптимальные режимы тренировочных нагрузок, учет медицинских противопоказаний и отслеживание динамических характеристик функционального, психического и физического состояния организма человека.
Для развития физического качества гибкости используют активные и пассивные динамические упражнения, статические и комбинированные упражнения. Данные методы обеспечиваются необходимую амплитуду движений и восстановление утраченной подвижности, полученной в результате определенного заболевания.
Развитие физических координационных способностей определяется применение большого количества метода, которые направлены на коррекцию и улучшение согласованности движений отдельных звеньев тела, разделения усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
Процесс физического воспитания предполагает обучение различным двигательным действиям для развития способности управления своими движениями и познания закономерностей движений. Когда происходит овладение техникой двигательного действия, вначале возникает умение, а потом, умение, совершенствуясь, переходит в навык. Главным отличием умения от навыка является степень освоенности.
Двигательное умение представляет собой степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением. Двигательные умения обладают огромной образовательной ценностью, потому что задействуют активное творческое мышление, которое направлено на анализ и синтез движений.
Двигательный навык представляет собой оптимальную степень владения техникой действия, которая характеризуется автоматизированным управлением, высокой прочностью и надежностью исполнения. Двигательный навык предполагает направленность сознания на узловые компоненты действия, на восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты.
Переход от умения к навыку, эффективность процесса обучения обусловливаются рядом фактором: 1) двигательная одаренность; 2) двигательный опыт; 3) возраст; 4) координационная сложность двигательного действия; 5) профессиональное мастерство педагога; 6) уровень мотивации, сознательности, активности.
Процесс обучения двигательным действиям состоит из 3 этапов, отличных друг от друга:
Этап начального разучивания направлен на формирование основ техники изучаемого движения и на его выполнение в общих чертах. Задачами этого этапа являются: 1) формирование смыслового и зрительного представления; 2) создание двигательных представлений; 3) стремление к целостному выполнению в общих чертах; 4) предупреждение или устранение значительных искажений в технике;
Этап углубленного разучивания направлен на формирование полноценного двигательного умения. Задачами этого этапа являются: 1) уточнение действия во всех основных опорных точках; 2) стремление к целостному выполнению на основе сознательного контроля; 3) устранение мелких ошибок в технике. Важно помнить, что эти задачи могут решаться параллельно;
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования направлен на переведение двигательного умения в навык, который обладает возможностью его целевого использования. Задачами этого этапа являются: 1) стремление к стабильности и автоматизированности выполнения двигательного действия; 2) доведение до необходимой степени совершенства индивидуальных черт техники; 3) стремление выполнять двигательное действие в соответствии с требования его практического использования; 4) обеспечение вариативного использования действий. Эти задачи могут решаться и последовательно, и параллельно.
Принципы развития двигательных способностей. Основные закономерности развития физических способностей.
Принципы развития двигательных способностей. Основные закономерности развития физических способностей.
Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиняются разным закономерностям, несмотря на то, что объект воздействия у них один — конкретный человек, выполняющий физические упражнения. Специфичность закономерностей требует и соответствующих педагогических (методических) воздействий их реализации: для обучения движениям — одни педагогические принципы, для развития физических способностей — другие. Кстати, это одна из характерных особенностей педагогического процесса при освоении двигательных действий.
Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической культуры, приходится его строить в соответствии не только с принципами обучения и воспитания, но и с принципами развития физических способностей. При этом следует учитывать, что принципы обучения физическим упражнениям (см. главу 6) отражают единые требования: любой педагогический процесс должен строиться на принципах сознательности, активности и др. Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и методов) должна соответствовать решаемым задачам (или задачам обучения, или задачам развития физических способностей). Предположим, при обучении двигательному действию принцип постепенности может реализоваться через построение системы подводящих упражнений, а при развитии физических способностей — через построение системы физической нагрузки.
Следовательно, любая методика развития физических способностей должна предусматривать специфическую реализацию дидактических принципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физических нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономерностей реакции организма на предполагаемые нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие главным образом закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени.
Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются, прежде всего, в процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей. В основе этого принципа лежат закономерности, характеризующие влияние повторного воздействия движений и действий на организм человека, чередование работы и отдыха на фоне различных фаз восстановления работоспособности и обратимость развития способностей в случае неоправданно длительных перерывов между занятиями.
Регулярность воздействий при развитии физических способностей обеспечивается необходимым порядком выполнения тех или иных упражнений в рамках отдельного занятия, а также правильным чередованием занятий и интервалов отдыха между ними на протяжении какого-либо времени (недели, месяца, четверти, года и т.д.). В результате многократного выполнения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемости самих занятий в организме человека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют соответствующий эффект. Изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту завершения занятия, обозначают как срочный (ближний) эффект. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется некоторое время. Все изменения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия до начала очередного занятия, называют отставленным, или трансформированным эффектом. Если между занятиями следует слишком большой перерыв, то данный эффект может исчезнуть совсем, а это не скажется существенным образом на развитии физических способностей. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических способностей или сохранения достигнутого их уровня недопустимы перерывы, приводящие к утрате положительного эффекта занятий. Иными словами, педагог должен так строить педагогический процесс, чтобы «следы» от каждого предыдущего занятия наслаивались на эффект последующего (прибавлялись к нему). Благодаря такому сложению возникает кумулятивный (накапливающийся) эффект, вызывающий глубокие адаптационные перестройки в организме и позволяющий добиваться перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень.
Следовательно, при практической реализации принципа регулярности важно обеспечить перманентность, т.е. постоянство, непрерывность адаптационных перестроек функционального и структурного характера, составляющих биологическую основу развития физических способностей. Это достигается в первую очередь соблюдением оптимального для совершенствования каждой способности режима двигательной активности, в основе которого, как известно, лежит тот или иной порядок чередования работы и отдыха.
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности. Полезность адаптивных изменений в органах и системах, ответственных за неуклонное повышение способностей, будет тем выше, чем они адекватней физической нагрузке. Под влиянием нагрузки происходят биохимические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, которые вызывают определенный развивающий эффект. В результате последовательного суммирования организмом многих эффектов, создаваемых в процессе физического воспитания, обеспечивается постепенный и неуклонный рост способностей.
Однако подобное повышение уровня развития способностей происходит лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность и адекватность (сообразно поставленной цели) тренировочных воздействий. В соответствии с этим при выборе оптимального режима физической активности при развитии физических способностей необходимо, прежде всего, правильно определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность; создать условия для оптимального чередования нагрузок силового, скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках одного занятия, так и в системе занятий; предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок на протяжении определенного времени и порядок их варьирования.
Причины возникновения ошибок в процессе разучивания движений.
Этап начального разучивания.
Цель— сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложностиизучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия;
2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей;
4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Методы.
Из числа методов речевого воздействияпреподаватель применяет прежде всего объяснительный рассказ и инструктирование, с тем чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, дать понятие об основном механизме его техники, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу. Наряду с этим при демонстрации и первых попытках выполнения действия используются сопроводительные пояснения, оценочные суждения и корректировочные замечания.
В составе наглядно-демонстрационных средств и методов на этом этапе обычно особенно широко представлены натуральная демонстрация действия и демонстрация различного рода наглядных пособий: рисованные, графические и предметные аналоги действия, кинограммы циклограммы, видеозаписи и т. д. Важно помнить, что в начале формирования двигательного действия, когда связанные с ним мышечно-двигательные ощущения еще недостаточно определены, ведущую роль в системе чувственной информации о его параметрах и условиях выполнения играют зрительные и слуховые восприятия. На формирование их и должны быть направлены в первую очередь методы сенсорного воздействия.
Как при расчленено-конструктивном, так и особенно при целостно-конструктивном разучивании действия на первом этапе оправдывает себя широкое использование методических приемов, облегчающих прочувствование действия и его элементов, соблюдение заданных параметров движений, контроль за ними и срочную корректировку отклонений.
Основные задачи.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Под
водящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия.
Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи упражнения;
б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями;
в) дозирование упражнений;
г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
Методы.
Доминирующее место занимает практическое воспроизведение действия методом целостного упражнения.На этой основе и в прямой зависимости от результатов целостного воспроизведения действия используются все другие средства и методы обучения, о которых шла речь при характеристике первого этапа.
Расчленение действия для избирательной отработки деталей его техники применяется на втором этапе в норме лишь как вспомогательный методический прием, поскольку связано с отступлением от формируемой целостной структуры движений. Этот прием оправдывает себя лишь постольку, поскольку позволяет улучшить те детали техники движений, которые с трудом поддаются исправлению или уточнению в составе целостного действия, и при условии, если избирательное вычленение их органически связывается с целостным воспроизведением действия (происходит на фоне его).
Причем по сравнению с первым этапом возрастает удельный вес методов, требующих самостоятельного углубленного осмысливания действия в единстве с уточнением представлений о нем и поиском вариантов решения двигательной задачи.
Шире, чем на первом этапе, используются и методы идеомоторного упражнения.Здесь они в сочетании с реальным выполнением действия, объективным анализом и контролем могут играть большую роль в уточнении представлений о действии и его фактических параметров.
Основные задачи.
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия и соответствия с требованиями его практического использования (максимальные
усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.)-
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых ивариативных повторений упражнения.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме идр.
Методы.
Комплекс средств и методов, используемых на этом этапе обучения, в основном остается тем же, что и на этапе углубленного разучивания.
Наряду с методами стандартного-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе, применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий действия. Возрастает и удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения (повторно-переменного упражнения со ступенчато повышающейся и волнообразной динамикой нагрузки, интервального упражнения с жесткими и иными интервалами отдыха и т. д.). Шире используются также игровой и соревновательный методы.
Идеомоторное упражнение и аналогичные методы (самоанализ, само убеждение и т. п.)
Используются на этом этапе не столько как способ уяснения, основ действия, сколько как способ самонастройки на совершенное выполнение его (предварительное мысленное воссоздание — все чаще в сжатом, сокращенном виде — общего порядка движений с акцентированием внимания лишь на ключевых моментах и условиях их выполнения, подлежащих контролю), а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на действие теснее связывается с активной установкой на его результативность и с санкционирующими командами — самоприказами (которые произносятся обычно про себя по ходу его выполнения в ключевые моменты).
Методы преподавания на завершающем этапе обучения действию еще в большей мере, чем на предшествующем этапе, объединяются, а отчасти и замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучаемыми усвоенных знаний о действии, самостоятельным осмысливанием закономерностей совершенствования его техники и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.
I. Урочные.
П. Неурочные.
Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям.
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная,оправдавшая себя в длительной практике. В процессе урока взаимодействия педагога и занимающихся основаны на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся.
Главной особенностью уроков является: руководство педагогом, в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.
Содержание занятий урочного типа
Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно
все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражнений. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и должны рассматриваться как одна из важных его сторон.
Деятельность педагога— вторая сторона содержания. В уроке всегда взаимодействуют учитель и ученик.
Педагог — непосредственный творец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспитательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели.
Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обобщение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление поведением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррекция взаимоотношений занимающихся и др.
Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических упражнений — третья сторона содержания урока. К ней относятся следующие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.
Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в качествах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состояний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают результативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.
План-конспект урока
План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся
при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на
уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
Представленная форма является развернутой формой плана-
конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт
педагогической работы и хорошие профессиональные знания,
пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-
конспекта занятия.
План- конспект
урока физической культуры №___________ для учащихся класса
Задачи урока
Примечания:
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами части урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и
их продолжительность (в мин).
2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и со
вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не
большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал
лельно спрохождением основного материала урока. Решение тех или
иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.
Примеры частных задач.
Подготовительная часть урока:
а) сообщить задачи урока;
б) разучить отдельные строевые приемы;
в) содействовать формированию правильной осанки и т.п.
Основная часть урока:
а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии;
б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке);
в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках;
г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.
3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений
Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования ких выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и со
держание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса
физического воспитания (план-график учебного процесса и рас
писание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
4. Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.
Учебный планпредставляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются:
а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;
б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа— это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
I) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) физическая культура во внеурочное время;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.;
2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;
3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного — в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по* физической нагрузке.
В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график — это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) плансоставляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.