Что относится к патриотизму

Патриотизм

Что относится к патриотизмуПатриотизм – это моральный и социально политический принцип, сутью которого является любовь к Отчизне и решимость в необходимый момент принести в жертву свои интересы ради неё. Описываемый принцип включает наличие у людей достаточного нравственного сознания, любви и верности к Отчизне, стремление выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества. Патриотизм подразумевает гордость культурой и победами своей страны, потребность чтить её «характер», культурные традиции и отождествление (особенное эмоциональное чувствование своей принадлежности к своему гражданству, стране, языку, обычаям) с такими же членами своего народа.

Простыми словами патриотизм – это готовность оберегать интересы Отечества и своей народности, любовь и преданность к стране, привязанность к месту проживания и рождения.

Рассуждения на тему патриотизма зачастую различные, поскольку мнение о смысле и значении данного нравственного принципа у большинства людей не совпадают. Поэтому одни люди причисляют себя к патриотам, а другие нет. Однако общее, что выделяют люди, давая определение, что такое патриотизм, является любовь к своей Родине.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?

Что относится к патриотизму

Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

Что относится к патриотизму

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры

Что относится к патриотизму

Приветствую Вас, друзья!

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Источник

ПАТРИОТИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ПАТРИОТИЗМ» в других словарях:

патриотизм — а, м. patriotisme m. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. БАС 1. Безпрестанные экскламации, надутость, хвастливость, которая наиболее заметна, что нет нигде… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАТРИОТИЗМ — Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

ПАТРИОТИЗМ — (греч.). Любовь к отечеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТИЗМ греч., от patria, отечество. Любовь к отечеству. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

патриотизм — ура патриотизм, отчизнолюбие, любовь к родине, любовь к отечеству Словарь русских синонимов. патриотизм любовь к родине, любовь к отечеству; отчизнолюбие (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

Патриотизм — (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В… … Политология. Словарь.

Патриотизм — Патриотизм ♦ Patriotisme Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм… … Философский словарь Спонвиля

ПАТРИОТИЗМ — ПАТРИОТИЗМ, патриотизма, мн. нет, муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Патриотизм — нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство… … Энциклопедия культурологии

патриотизм — ПАТРИОТИЗМ, устар. отчизнолюбие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПАТРИОТИЗМ — (от греческого patriotes соотечественник, patris родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям … Современная энциклопедия

Источник

Патриотизм

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]

Содержание

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

Патриотизм в истории

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Что относится к патриотизму

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [10] ).

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Современные христианские авторы о патриотизме

По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

— Алексий II. Интервью газете «Труд» [14]

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Источник

Понятие «патриотизм», его сущность и виды

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

— «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);

— «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);

— «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);

— «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);

— «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);

— «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);

— «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);

— «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);

— «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967).

Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Достаточно привести следующий пример. В педагогике «патриотизм» в недавнем прошлом употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество». В связи с этим возникают определенные затруднения в понимании сущности изучаемого феномена.

Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, на наш взгляд, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).

— Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.

— Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Как общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).

С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:

— группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.);

— классы и этносы (нации);

— народ данной страны.

Другой исследователь В. Макаров, противопоставляя патриотизм и коллективизм, только за последним признает обращенность к большому числу социальных общностей: семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность. Более того, даже нации как наиболее крупной социальной общности в многонациональном государстве отказывается в праве быть объектом патриотизма. Имеют место попытки установить иерархию объектов патриотизма по их значимости.

Между тем в последнее время получили распространение попытки отождествления единого Отечества с каким-либо из его элементов. Тиражируется утверждение, что с изменением общественно-политического строя России в 1917 г. произошла «подмена» Родины, ее не стало. Так, в газетном материале, посвященном 125-летию со дня рождения И. Бунина, используется цитата писателя о России, «погибшей. в такой волшебно короткий срок». Действительно, почти 90 лет назад произошли коренные изменения в конкретно-историческом содержании Отечества, однако остались относительно неизменными его «вечные» элементы и русский народ не прекратил своего существования. Как правило, невозможно изменить какому- то одному элементу Отечества, не предавая его в целом. Неправомерно также и отождествление Отечества с одним или несколькими его элементами, даже такими важными, как политическая, экономическая и социальная среда.

Учитывая коренные изменения в нашей стране, которые произошли в процессе проводимых реформ, и различное отношение людей к ним, на сегодняшний день следует признать в качестве самостоятельных и равноправных объектов патриотизма следующие содержательно-структурные элементы Отечества:

— пространственно-территориальные характеристики (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик и т. д.);

— основные факторы (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая среда);

— Анализ важнейших субъектов и объектов патриотизма обеспечивает его научную классификацию. В многочисленных исследованиях по данной теме осуществлялось в основном разграничение патриотизма по типам.

Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности):

— определенный временными характеристиками, например, культурно-исторический.

Бескрайние просторы Руси во все времена нуждались в надежной государственной защите от внешней опасности.

Следует подчеркнуть, что с помощью данного вида патриотизма наиболее полно раскрываются его консолидирующая и воспитательная функции. У нас единая история, которая должна объединять, а не разъединять людей по каким-либо мотивам. Подлинный патриотизм имеет глубокие исторические корни, питается традициями и культурой прошлого. Приступая к характеристике территориального аспекта патриотизма, необходимо зафиксировать понятие территории в двух смыслах:

— родной край (физические свойства местности, географические и климатические особенности и т. д.);

— территория как признак государства, в этом смысле понятие территории шире понимания ее в качестве родного края, так как здесь она выступает как средство социальной связи людей.

Сущность патриотизма, а следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня, заключается в том, что, проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы тем самым проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу. ». Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты. Большое значение имеет осознание этого каждым человеком. То есть патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, практически более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. При этом происходит диалектический процесс взаимоперехода терминов: «патриот большой Родины», «патриот малой Родины», «патриот большой и малой Родины».

Таким образом, следует подчеркнуть, что любовь к малой Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны, от которого зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность. Антиподами местного патриотизма являются местничество, региональный эгоизм, корпоративный патриотизм и др. Источником их проявления служит противопоставление местных, своих и общегосударственных интересов и нужд. Особенно остро такие процессы протекали в нашей стране в последнее десятилетие XX века. Не раскрывая экономических, политических, социальных и иных причин данного явления, отметим, что указанные негативные тенденции далеко еще не преодолены. Разумеется, местный (региональный) патриотизм не имеет ничего общего с местничеством как разновидностью деформированного национализма. Сложнее отличить подлинный патриотизм, органически включающий в себя любовь к малой Родине, от мнимого патриотизма, который такой любовью и ограничивается.

Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.

Перечисленные основные положения, которые касаются сущности патриотизма, его объекта и субъекта, типов, являются значимыми в плане обоснования философской и научно-методической основы проводимой нами военно-патриотической подготовки офицеров запаса, поскольку позволяют 1) четко определиться с сущностью, целями и задачами данной работы; 2) обосновать содержание военно-патриотической подготовки офицеров запаса; 3) влиять на выделение структурных компонентов подготовки.

Суммируя все вышеизложенное по проблеме сущности и типов патриотизма, мы можем сделать вывод о том, что необходимо понимать под содержанием патриотического воспитания. Это воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия.

Проблемами военно-патриотического воспитания занимаются историки, педагоги, психологи, юристы, философы, экономисты, представители социально-политических дисциплин, а также многие специалисты других отраслей научных знаний. Общий объект исследуется с позиций предмета и метода данной конкретной теоретической системы познания явлений действительности.

Как мы уже отмечали во введении, проблема патриотического и военно-патриотического воспитания нашла глубокое отражение в исследованиях В.П. Александровской, А.А. Аронова, В.В. Артеменко, В.А. Безродного, В.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова и других. О морально-политических и психологических аспектах подготовки молодежи к службе в армии говорят в своих работах А.Г. Базанов, А.В. Барабанщиков, JI.A. Бублик, И.Ф. Выдрин, В.Д. Кулаков и некоторые другие. В конце XX века в связи с изменениями условий развития общества проблема формирования готовности молодежи к службе в армии получила иную трактовку, обусловленную поисками новой педагогической парадигмы (Н.М. Конжиев, А.Н. Вырщиков).

Н.М. Конжиев, возражая против резкой дифференциации и в то же время против отождествления патриотического и военно-патриотического воспитания, предлагает искать различия между ними не только в целеполагании, но и в средствах достижения целей. Поэтому, по его мнению, в военно-патриотическом воспитании необходимо рассматривать «две взаимосвязанные стороны: воспитание патриотизма и приобщение к такому социально-политическому опыту, как защита Отечества».

В целом военно-патриотическое воспитание представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у человека высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально- психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. А также это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой нами системы. К ним, на наш взгляд, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у людей, подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга.

Во-вторых, это функция формирования готовности людей, особенно молодежи, к ратному труду, защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным силам, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.

В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.

В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико- нравственные духовные идеалы.

Подавляющее большинство исследователей рассматривают три основных направления в военно-патриотическом воспитании:

— воспитание патриотизма, которое зиждется на высоком образовании;

— военно-техническая подготовка, т.е. приобретение умений и навыков, необходимых будущему воину.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.

Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении и современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, не работают отдельные положения законов, затрагивающие интересы молодых. По мнению социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии, если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.

Объективно сложились предпосылки для более пристального изучения и совершенствования системы патриотического воспитания, которые обусловлены следующими факторами.

— Резкое снижение военно-патриотической работы в конце 80-90-х гг. XX в. вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту не желающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.

— Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.

— Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни.

— Необходимо улучшить деятельность по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений. Поэтому сегодня, исходя из реалий современной жизни, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания, созданную на основе принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи.

— Создана законодательная база, позволяющая реорганизовать и улучшить прежнюю систему подготовки молодежи к военной службе. Речь идет о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Военной доктрины Российской Федерации, Национальной доктрины образования, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *