Что относится к открытой информации

Что относится к открытой информации

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

Источник

Конфиденциальная информация

Информация для внутреннего использования

Открытая информация

К открытой информации относится:

— информация, подписанная руководством, для передачи вовне (например, для конференций, презентаций и т. п.);

— информация, полученная из внешних открытых источников;

— информация, находящаяся на внешнем web-сайте компании.

Открытой информации важно соблюдение принципов целостности и доступности.

Многие считают, что защищать открытую информацию не имеет смысла. Однако это не так. Согласитесь, подмена первой страницы на web-сайте компании, в зависимости от того, чем именно она будет заменена, может привести к тем или иным нежелательным последствиям различной тяжести.

К информации для внутреннего использования относится любая информация, используемая сотрудниками в рамках своих подразделений, тематических групп, которая:

— циркулирует между подразделениями и необходима для нормального их функционирования;

— является результатом работ с информацией из открытых источников (например, дайджест новостей по телекоммуникационному рынку для руководства);

— не относится к информации конфиденциального характера;

— не относится к открытой информации.

То есть к информации для внутреннего использования можно отнести всю внутреннюю информацию, циркулирующую в сети компании, потеря которой не влечет губительных последствий для ее деятельности.

Для информации для внутреннего использования необходимо соблюдение следующих принципов: целостности, доступности и конфиденциальности (при выходе ее за пределы компании).

Перечень сведений конфиденциального характера изложен в Указе Президента РФ № 188 и в общих чертах относит к таковым следующую информацию:

Итак, мы рассмотрели принципы, которыми можно руководствоваться при категорировании производственной информации, соблюдая положения ныне действующего законодательства РФ в данной области.

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа

Несанкционированный доступ– чтение, обновление или разрушение информации при отсутствии на это соответствующих полномочий.

Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи

Для защиты информации от несанкционированного доступа применяются:

I. Организационные мероприятия;

II. Технические средства;

Организационные мероприятия включают в себя:

· хранение носителей и устройств в сейфе (дискеты, монитор, клавиатура и т.д.);

· ограничение доступа лиц в компьютерные помещения и т.д..

· Под техническим способом защиты информации понимаются различные аппаратные способы защиты информации.

Технические средства включают в себя:

· фильтры, экраны на аппаратуру;

· ключ для блокировки клавиатуры;

· устройства аутентификации – для чтения отпечатков пальцев, формы руки, радужной оболочки глаза, скорости и приемов печати и т.д.;

· электронные ключи на микросхемах

Под программным способом защиты информации понимается разработка специального программного обеспечения, которое бы не позволяло постороннему человеку, не знакомому с этим видом защиты, получать информацию из системы. Программные средства включают в себя:

· парольный доступ – задание полномочий пользователя;

· блокировка экрана и клавиатуры;

· использование средств парольной защиты BIOS – на сам BIOS и на ПК в целом

Под криптографическим способом защиты информации подразумевается ее шифрование при вводе в компьютерную систему.

Основными видами несанкционированного доступа к данным являются следующие:

и соответственно требуется защита данных:

Защита данных от чтения автоматически подразумевает и защиту от записи, ибо возможность записи при отсутствии возможности чтения практически бессмысленна.

Создание надежного пароля

Пароль – секретная строка символов, предъявляемая пользователем компьютерной системе для получения доступа к данным и программам. Пароль является средством защиты данных от несанкционированного доступа.
Что такое надежный пароль?

Для злоумышленника надежный пароль выглядит как случайный набор знаков. Следующие критерии помогут в выборе пароля.

Используйте как можно больше символов. Каждый дополнительный знак увеличивает степень защиты пароля. Пароль должен содержать не менее 8 знаков; 14 знаков и более являются идеальным вариантом.

Используйте комбинацию из букв, цифр и других символов. Чем больше разных знаков содержит пароль, тем труднее его подобрать. Чем меньше разных символов вы используете, тем длиннее должен быть ваш пароль. Пароль из 15 случайно выбранных букв и цифр примерно в 33 тысячи раз надежнее, чем пароль из 8 знаков, содержащий разные типы имеющихся на клавиатуре знаков. Если нет возможности включить в пароль символы, следует сделать его значительно длиннее, чтобы обеспечить ту же степень защиты. Идеальный пароль сочетает в себе длину и разнообразие знаков.

Используйте все символы клавиатуры, а не только часто используемые. Цифры и символы, вводимые с помощью клавиши Shift, также часто используются при создании паролей. Пароль будет надежнее, если вы используете все имеющиеся на клавиатуре символы, включая знаки препинания, расположенные не в верхнем ряду клавиатуры, и символы, характерные только для вашего языка.

Используйте слова и фразы, легкие для запоминания, но не очевидные для злоумышленников. Проще всего запомнить пароли и парольные фразы, записав их. Вопреки общепринятому мнению, нет ничего страшного в записи пароля, если данные при этом защищены надлежащим образом.

Пароли, записанные на бумаге, обычно труднее взломать через Интернет, чем пароли, хранящиеся в диспетчере паролей, на веб-узле или в иной программе для хранения данных.

Что относится к открытой информации

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что относится к открытой информации

По категориям доступа вся информация разделяется на открытую (общедоступную) и информацию, ограниченную в доступе. К ограниченной в доступе относят государственную тайну и иную конфиденциальную информацию.

К конфиденциальной информации относится та информация, доступ к которой ограничен федеральными законами. Цели у ограничений разные. Например, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов некоторых лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Конфиденциальность означает, что лицо, получившее доступ к определенной информации не имеет права передавать такую информацию другим лицам без согласия ее обладателя.

Любой журналист должен знать, какая именно информация относится к конфиденциальной, как правильно ее использовать и распространять. Неправильное обращение с конфиденциальными сведениями может привести к претензиям контролирующих органов, судебным спорам или даже уголовному преследованию.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 8) определяет перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен:

1) нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информация о состоянии окружающей среды;

3) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну (сделать активные ссылки на соответствующие подразделы этого раздела);

4) информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе через размещение информации в Интернете, к информации о своей деятельности. И важно помнить, что обосновывать необходимость получения общедоступной информации не обязательно.

В Законе РФ «О государственной тайне» (ст. 7) также перечислены сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию, то есть являются открытыми:

В отношении информации, составляющей государственную тайну, введены ограничения на их распространение и на доступ к их носителям. Степень секретности таких сведений определяется степенью тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Существует три грифа секретности для носителей информации, соответствующих трем степеням секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». К какой степени секретности те или иные сведения определяет Правительство РФ.

Государственную тайну составляют:

За разглашение государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. К ним относятся:

Понятия личной и семейной тайны также в законе не объясняются, поэтому на практике к личной тайне обычно относят любые личные сведения, которые человек сохраняет в конфиденциальности, оберегает от доступа других людей. К семейной тайне будут относиться сведения, которые члены семьи решили сохранять в конфиденциальности от других лиц и предпринимают для этого определенные усилия.

По общему правилу, сведения о частной жизни человека могут использоваться только с его согласия. Однако журналисты могут публиковать в своих материалах информацию о частной жизни людей при наличии общественного интереса на распространение такой информации. Об этом прямо сказано в Законе РФ «О СМИ» (ч. 5. ст. 49). В Гражданском кодексе РФ (ст. 152.2) также содержатся дополнительные условия, позволяющие журналистам свободно использовать информацию о частной жизни людей, без их согласия:

Общественный интерес – это потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Такое разъяснение дал Верховный суд РФ.

Нужно помнить, что человек имеет право на частную жизнь и в общественном месте. Например, человек вправе рассчитывать на конфиденциальность своей частной жизни в примерочной кабинке в магазине, в бане или в общественном туалете. Сбор и последующее распространение информации о частной жизни человека в тех местах, где он вправе ожидать определенный уровень приватности своих действий, может быть признано нарушением его права на неприкосновенность частной жизни.

Если человек посчитает, что в СМИ неправомерно были опубликованы сведения о его частной жизни, он может защитить свои права в судебном порядке. Если суд установит незаконное вторжение в частную жизнь человека, то может обязать нарушителя удалить информацию и выплатить компенсацию морального вреда.

Сведения о частной жизни и персональные данные – разные юридические понятия, хотя в Перечне конфиденциальной информации они указаны одним пунктом. Границы между этими двумя понятиями не всегда четко различимы из-за отсутствия конкретики в определениях.

Персональные данные − это любая информация, позволяющая идентифицировать человека. Четкого перечня персональных данных нет и не может быть, потому что к ним относятся любые сведения, позволяющие узнать конкретного человека: от ФИО, паспортных данных до сведений об образовании и имущественном положении.

При использовании персональных данных (сбор, хранение, распространение информации) необходимо получать согласие человека. Однако Федеральным законом «О персональных данных» предусмотрены исключения, когда такое согласие не является обязательным (ст. 6):

За нарушение порядка использования персональных данных журналист и редакция СМИ могут быть привлечены либо к гражданской ответственности в виде выплаты компенсации морального вреда (когда лицо, чьи персональные данные были незаконно распространены, обращается с иском в суд), либо к административной ответственности в виде штрафа (когда Роскомнадзор установит нарушение законодательства о персональных данных со стороны редакции СМИ). Суммы административных штрафов за отдельные нарушения достигают 18 млн рублей.

Во время предварительного расследования действует режим тайны следствия. Это означает, что разглашение данных предварительного расследования допускается только с согласия следователя или дознавателя.

Срок действия тайны следствия – с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и до вынесения обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела.

Разглашение сведений о ходе расследования не должно противоречить интересам предварительного расследования и не должно влечь нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В связи с этим получение разрешения следователя, дознавателя — это обязательное требование для разглашения данных предварительного расследования в любой форме. Законом не определена форма разрешения, соответственно оно может быть выражено в любой форме, из которой точно понятно разрешение следователя, дознавателя.

Кто обязан хранить тайну следствия? Все, у кого отобрана в рамках расследования подписка о неразглашении тайны данных предварительного расследования, обязаны хранить известные им сведения в конфиденциальности (в том числе и журналист, если он, например, был допрошен в качестве свидетеля).

Если журналистом будут разглашены данные следствия без согласия следователя, то ему может грозить административная ответственность и штраф до 1 тысячи рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

После окончания предварительного расследования материалы уголовного дела могут быть получены по запросу, а информация из материалов дела может быть распространена в СМИ. Важно помнить, что при этом не должны нарушаться права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну усыновления и другое.

Тайна судопроизводства означает, что судебные решения (приговоры) выносятся в совещательной комнате и находиться в ней может только судья (судьи), рассматривающий дело. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать подробности обсуждения решения в совещательной комнате, не могут совершать из совещательной комнаты звонки, туда не могут заходить посторонние люди, даже сотрудники суда, и т.д.

Если уголовное дело слушается с участием присяжных заседателей, то вердикт выносится присяжными также в совещательной комнате. Кроме присяжных никто не может присутствовать при вынесении вердикта. А присяжные также не вправе разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

К служебной тайне относятся сведения, которыми обладают государственные органы и органы местного самоуправления в силу исполнения их служащими служебных обязанностей. Доступ к такой информации обычно ограничивается самими госорганами. Среди них можно выделить сведения, которые получены госорганами в связи с предоставлением им информации гражданами (например, налоговая тайна), а также сведения, представляющие собой служебную информацию, распространение которой ограничено в силу служебной необходимости на основании решения уполномоченного должностного лица.

Для документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, предусматривается специальный порядок обращения, касающийся, в частности, их приема, учета, хранения, уничтожения. Также на таких документах, а в необходимых случаях и на их проектах проставляется пометка «Для служебного пользования». Закон о служебной тайне до сих пор не принят, поэтому вопросы использования такой информации регулируются только Положением о порядке обращения со служебной информацией (Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г.).

Законом предусмотрена информация, которая не может быть ограничена в доступе со ссылкой на то, что она является служебной:

Коммерческие организации очень часто отказывают журналистам в предоставлении информации об их деятельности, ссылаясь на то, что она представляет собой коммерческую тайну. Однако не любую информацию организация может считать тайной. Вводится режим коммерческой тайны для того, чтобы организации могли увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Не могут относиться к коммерческой тайне сведения:

Источник

«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения»что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros

Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?

В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.

Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.

В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].

Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.

Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].

Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.

Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.

Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.

Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *