Что относится к особенностям поколения z
Поколение Z: кто это такие, 7 отличительных признаков
Приветствую Вас, друзья!
В последние десятилетия мир меняется так стремительно, как никогда раньше. Это происходит в основном благодаря техническому прогрессу. Регулярно появляются и становятся массовыми технологии, которые совсем недавно казались фантастикой. Сегодня у каждого есть смартфон, лет десять назад все пользовались «кнопочными» мобильными телефонами, а за десять лет до того договариваться о встречах приходилось по обычному стационарному телефону.
Столь значительная разница в технологических возможностях приводит к тому, что каждое следующее поколение всё сильнее отличается от предыдущего. Эта разница проявляется в отношении к образованию и работе, к семье и к жизни вообще. Сегодня мы поговорим о представителях «поколения Z», узнаем об их основных особенностях и отличительных признаках, а также о преимуществах и недостатках.
Поколение Z: кто это такие?
Поколение Z (другое название — «зумеры») – это люди, детство которых прошло или проходит в современном цифровом мире. К данному поколению принято относить всех, кто родился с 1997 по 2012 год (некоторые исследователи предлагают более широкий диапазон – с 1995 по 2014). Зумеры с раннего детства знакомы с интернетом, компьютерами, мобильными телефонами и прочими гаджетами. Они не представляют, как их родители могли договориться о встрече и даже встретиться, не имея в кармане мобильного телефона.
Поскольку детство зумеров пришлось на «цифровую эпоху», их мышление работает не так, как у старшего поколения. Исследования показывают, что даже нейронные связи в их мозгах устроены иначе. Онлайн-общение, сетевые игры, покупки в интернет-магазинах и неограниченный доступ к информации изначально являются для них неотъемлемыми частями жизни. Поэтому им сложно понять, как их родители обходились без интернета и всех тех удобств, которые он обеспечивает.
7 отличительных признаков поколения Z
Зумеров иногда называют «постмиллениалами», поскольку поколение Z пришло на смену поколению Y. Несмотря на то, что миллениалы тоже выросли и повзрослели в современном высокотехнологичном мире, разница между представителями этих поколений быстро бросается в глаза. Отличить зумеров можно по таким характерным признакам как:
Как появился термин?
Поколение Z получило своё название в соответствии с системой наименований, которую предложили в 1991 году американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус. Они предположили, что в масштабах глобальной истории существует определенная цикличность в поколениях, каждое из которых отличается своим поведением от предыдущего.
Авторы теории предложили классификацию, позволяющую соотнести человека с определенным поколением по году рождения. На сегодняшний день, с учетом некоторых дополнений, эта классификация выглядит так:
Разумеется, эти границы очень условны, особенно если учесть, насколько сильно отличалась жизнь в разных странах в прошлом веке. Изначально данная классификация была предложена авторами именно для американского населения. Для старших поколений граждан России она слабо подходит, поскольку жизнь в СССР сильно отличалась от жизни в США. Но современные зумеры в России живут практически так же и увлекаются тем же, что и их американские сверстники.
Преимущества и недостатки поколения Z
Поколение Z – это сегодняшние студенты и молодые перспективные сотрудники, с которыми работодателям предстоит иметь дело в ближайшие десятилетия. Именно от них, от их усидчивости, амбициозности и трудолюбия зависит, как будет меняться мир и общество. Поэтому наибольший интерес представляют их сильные и слабые стороны, непосредственно связанные с отношением к работе.
Основные преимущества поколения Z:
Основные недостатки поколения Z:
Поколение Z – это молодые и энергичные ребята, хорошие работники, способные эффективно работать над интересным проектом. Однако им тяжело долго концентрироваться на одной задаче, что объясняется особенностями их мышления и восприятия информации. Из-за этого возможны конфликты с руководителями, принадлежащими к старшему поколению. Кроме того, всегда есть риск, что зумер быстро выгорит или потеряет интерес к ответственному проекту, в котором он задействован.
Какие профессии выбирают зумеры?
Представители поколения Z стараются связать свою карьеру с современными технологиями. Им не нравится физический труд или рутинная работа, поэтому они предпочитают престижные профессии. При этом они прекрасно понимают, что для этого необходимы соответствующие знания и навыки, поэтому уделяют время поиску и изучению информации, которую считают важной.
Наиболее привлекательной сферой деятельности для зумеров выглядит программирование. Это престижная и высокооплачиваемая профессия, в которой нужны молодые и «гибкие» мозги, поэтому современные подростки довольно легко добиваются в ней успехов. Кроме того, им интересны другие направления в IT-области, а также такие сферы как юриспруденция, маркетинг и журналистика. А вот желающих построить спортивную карьеру среди зумеров встречается всё меньше и меньше.
Заключение
Зумеры – это поколение людей, родившихся с 1997 по 2012 год. С раннего детства они привыкли к таким удобствам как телефон, компьютер и интернет, поэтому не представляют себе жизни без них. Старшим из них сейчас уже за 20, поэтому именно в этом время они оканчивают вузы и начинают свои карьеры.
Многие из них устраиваются в престижные компании или открывают собственные высокотехнологичные стартапы. А значит, сегодня именно они являются теми, от кого зависит будущее. В ближайшие 15 лет зумеры будут создавать новые технологии и определять направление развития мира, после чего им на смену придёт поколение «Альфа».
Что относится к особенностям поколения z
Теория поколений была разработана американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Она опирается на экономические циклы развития государств и подразумевает, что каждый поколенческий период длится около пятнадцати-двадцати лет. Разбираемся, почему «зумеры» не похожи на «бумеров» и других своих предшественников.
Точкой отсчета в XX веке принято считать так называемое «великое» поколение — то есть людей, рожденных между 1901 и 1924 годами. Именно они в основном сражались на полях Второй мировой (а в России — Великой отечественной) войны и видели глобальные политические потрясения первой четверти столетия. Тем не менее, им удалось сохранить твердость духа и открыто смотреть в будущее. «Великое» поколение — это поколение героев.
На смену ему пришло поколение «тихое», или «молчаливое», к которому относят тех, кто родился между 1925 и 1942 годами. Их детство пришлось на Великую депрессию, многие из них потеряли родителей на фронте и в результате политики репрессий. «Тихому» поколению нужно было затаиться, чтобы выжить, а потом начать восстанавливать мировую экономику и дать дорогу «бейби-бумерам». Если связь современных подростков с их «великими» и «молчаливыми» предками практически утеряна, то с «бумерами» их все еще сравнивают, как и с поколениями X и Y. А значит, на них стоит остановиться подробнее и заодно попробовать понять, как бизнесу выстраивать с ними коммуникацию.
«Бейби-бумеры»
(1943-1961)
Психологические характеристики: оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость, патриотизм.
Ролевая модель: Стив Джобс.
Ценности и стремления: ключевой целью для «бейби-бумеров» была успешная стабильная карьера. Они рано заводили семью, но, несмотря на то, что в годы их взросления формировалась культура потребления, построить идеологию и укрепить ее «бумерам» казалось делом более важным, чем построить дом.
Где они сейчас: несмотря на солидный возраст, многие «бумеры» до сих пор занимают высокие посты в крупных корпорациях. Они пытаются осваивать технологии, но часто это дается им с трудом. Дети и внуки обвиняют их в консерватизме, наплевательском отношении к экологии и упорном нежелании замечать, что мир изменился.
На что они тратят деньги: семейный отдых, занятия спортом, походы в театр и кино, качественные продукты, медицинская помощь.
Как бизнесу найти к ним подход: «бумеры» очарованы воспоминаниями о своей славной молодости, поэтому направленный на них маркетинг должен играть либо на чувстве ностальгии, либо на стремлении сохранить бодрость и здоровье.
Поколение X
(1962-1981)
Психологические характеристики: самостоятельность, индивидуализм, недоверие к власти, гибкость, независимость, аполитичность, скептицизм.
Какие события и явления повлияли: падение Берлинской стены и социалистических режимов, снижение рождаемости, перестройка, появление ранних компьютерных и мобильных технологий, рост этнического разнообразия.
Ролевая модель: Курт Кобейн.
Ценности и стремления: хотя для поколения X характерен всплеск разводов, они все еще ценят семейные связи. Вместе с тем им хочется сохранять баланс между рабочей и личной жизнью, и они в большей степени стремятся к индивидуальному предпринимательству, нежели к тому, чтобы стать частью большой корпорации. В отличие от «бумеров», «иксы» не консервируют, а раскачивают устои и надеются не на коллектив, а на себя.
Где они сейчас: именно поколения X в первую очередь коснется пенсионная реформа, принятая российским правительством в 2018 году. А значит, сегодня им приходится осваивать новые профессии и пересматривать давно сложившиеся планы на будущее. Пластичность мышления, свойственная «иксам», станет в этом процессе отличным помощником.
На что они тратят деньги: концерты, кино, рестораны, бытовые приборы, позволяющие сэкономить время, благотворительность.
Как бизнесу найти к ним подход: «иксы» заинтересованы в комфорте, они готовы потратить время и изучить этикетки, прежде чем купить тот самый пакет молока. Для них важны гарантии и функциональность, так что, пытаясь им что-то продать, обязательно объясните, какую пользу принесет им этот товар.
Поколение Y
(1982-1996)
Психологические характеристики: космополитизм, толерантность, свободолюбие, спонтанность, утонченность, информированность.
Какие события и явления повлияли: развитие социальных сетей, теракты, глобализация, движение за равноправие, видеоигры, индустриализация.
Ролевая модель: Марк Цукерберг.
Ценности и стремления: миллениалы, как их еще называют, высоко ценят свободу, постоянно гонятся за новыми впечатлениями и ставят саморазвитие во главу угла. Они позже взрослеют, дольше живут с родителями и проще относятся к идее собственности: «игреки» скорее предпочтут снимать квартиру, нежели копить деньги на ее покупку.
Где они сейчас: важной особенностью поколения Y является то, что оно, в отличие от предшественников, более или менее однородно вне зависимости от страны и локальной истории. Именно миллениалы в наши дни находятся в активной фазе карьерного и личностного роста: получив высшее образование, они ищут себя в профессии, заводят семьи и рожают детей.
На что они тратят деньги: путешествия, гаджеты, компьютерные игры, психотерапия, самообразование.
Как бизнесу найти к ним подход: чтобы покорить миллениала, его нужно удивить и развлечь. Традиционные маркетинговые ходы вроде телевизионной рекламы представителей поколения Y раздражают. «Игреки» обращают внимание на уровень сервиса и, если им что-то не понравится, обязательно сообщат об этом в соцсетях и будут ждать от бренда решения проблемы и вежливой коммуникации.
Поколение Z
(1997-2017)
Психологические характеристики: вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
Какие события и явления повлияли: экономический спад, бум стартапов, глобальное потепление, внедрение технологий во все сферы жизни, переход на онлайн-общение.
Ролевая модель: Грета Тунберг.
Ценности и стремления: едва ли не больше всего поколение Z ценит безопасность, причем во всех сферах: начиная с романтических отношений и заканчивая перепиской в мессенджере. Если миллениалы призывают друг друга выйти из зоны комфорта, то «зумеры», наоборот, прилагают усилия, чтобы эту зону создать. Для них в приоритете — инклюзивность, равенство и возможность получать удовольствие от того, чем они занимаются в повседневной жизни.
Где они сейчас: пока значительная часть представителей поколения Z все еще учится в школе или в колледже. Но уже в наши дни вчерашние дети активно меняют облик привычного мира.
На что они тратят деньги: этично произведенные продукты, косметика, музыкальные и сериальные онлайн-платформы. «Зеды» рациональны и склонны делать сбережения.
Как бизнесу найти к ним подход: завоевать поколение Z можно, во-первых, технологичностью, а во-вторых, искренностью. Если у вашей марки нет Инстаграм-аккаунта, «зеды» вряд ли обратят на нее внимание. А если аккаунт есть, то в нем должны быть фотографии не отфотошопленных моделей, а обычных людей.
Что относится к особенностям поколения z
Источник: unsplash.com
Психолог, руководитель психологического центра поддержки подростков и их родителей «Точка»
Об особенностях поколения Z
Сразу скажу, что я могу поделиться только своими личными и профессиональными наблюдениями, и надо понимать, что те ребята, с которыми я общаюсь, — это определенная выборка, подростки, которые попали на прием к психологу.
Верят ли психологи в теорию поколений? Да, конечно: существуют культурные факторы, которые влияют на всех нас, сменяются моды, стили, нравы. Самое очевидное и принципиальное отличие нынешних подростков от всех остальных поколений — это, конечно, общение на интернет-площадках. VK, «Инстаграм», Youtube, Switch, «Телеграм», теперь и TikTok колоссальным образом влияют на формирование поколения, это отличие невозможно игнорировать.
Источник: unsplash.com
И то, что родителям кажется ненормальным (почему он все время сидит в интернете, что это за виртуальные друзья, и как можно встречаться с девушкой, которую ни разу не видел), это все объективная реальность, в которой значимость интернет-общения очень высока. Это не хорошо и не плохо. У меня как у психолога вообще нет задачи что-то охарактеризовать как плохое или хорошее: это просто существует.
О кибербуллинге
С интернетом в жизнь подростка пришел и кибербуллинг. Под кибербуллингом понимается очень много разных явлений. Это могут быть и радикальные случаи, когда, например, бывший молодой человек выкладывает личные или даже интимные фотографии своей девушки на сторонний сайт, и она после этого может много лет подвергаться преследованиям, не имея возможности удалить эти фотографии. Если в школе у ребенка отбирают телефон и начинают вслух зачитывать его личные сообщения, это тоже кибербуллинг. Главное отличие кибер- от обычного буллинга, который существовал всегда, — в том, что он продолжается 24/7. Раньше, когда ребенка обижали в школе, он мог прийти домой или пойти в какую-то другую компанию, и там было стабильно и безопасно. А кибербуллинг ты не можешь остановить. Есть исследование К.Д. Хломова 2016 года: по его данным, кибербуллингу подвергается около 80% подростков.
Еще одно отличие — при реальном буллинге взрослые могут чем-то помочь. Учитель может увидеть, что ребенка обижают, и заступиться, родители могут быть в курсе и принять меры. При кибербуллинге взрослые часто не в курсе того, что происходит, потому что подростки считают взрослых бесполезными в этом пространстве, не рассчитывают на их защиту и не обращаются к ним за помощью. Даже если родители — активные пользователи интернета, они все-таки участвуют в других цифровых процессах. Например, родители почти не играют в онлайн-игры, а это среда довольно токсичного общения. Там могут очень жестко прессовать игроков, которые ошиблись или что-то сделали не так.
Ещё одним отличием является мнимая анонимность, ощущение, что в онлайн-пространстве я могу делать всё, что хочу. Групповые нормы и правила перестают существовать или очень сильно расширяются, как будто можно вести себя как угодно. Появляется ощущение безнаказанности, с одной стороны, и беззащитности — с другой.
О гейминге и зависимости
Я работаю с подростками двадцать лет, и последние лет десять запросы родителей очень часто связаны с геймингом. Родители волнуются, что подросток ничего больше не хочет делать, целыми днями играет, им кажется, что это ужасно. Как правило, поначалу родители пытаются ограничивать, запрещать, препятствовать.
Источник: unsplash.com
Если лет до тринадцати ребенок еще может терпеть такое поведение родителей, то позже это заканчивается жестким конфликтом, и подросток продолжает делать то, что считает нужным. Это тот самый случай, когда запреты бесполезны. Эффективнее разговаривать, объяснять, выводить в осознание точку выбора и его последствий, но сделать выбор за ребенка невозможно. Да, есть дети, которые, кроме онлайн-игр, не видят больше ничего, и родители начинают опасаться зависимости. Когда меня спрашивают, что надо сделать в такой ситуации, мне хочется задать встречный вопрос — а что вообще можно сделать за другого человека? Часто ничего. Можно провести аналогию с 1990-ми: тогда специалисты в основном занимались профилактикой и реабилитацией подростков с химической зависимостью (алкоголь, наркотики. ). Позиция профессионалов была такая: тупые запреты и ограничения тут не работают, это процесс выбора, и важно поддерживать в ребенке осознанное отношение к выбору. Весь опыт 1990-х годов показывает, что родительские запреты никому не помогли. То же самое здесь.
О видении будущего
Мы замечаем, что нынешние подростки, те, кому сейчас 14-19, не любят задумываться о будущем, планировать, живут сегодняшним днем. Это связано с возрастными особенностями. Перспектива будущего начинает появляться к концу подросткового возраста и в начале юношеского. Сейчас периодизация меняется: подростковый возраст сдвигается, потому что растет продолжительность жизни. Так, понятие молодости сейчас охватывает период до 45 лет, за этим наступает зрелость. Еще пятнадцать лет назад такое невозможно было представить, молодость в тридцать лет заканчивалась. Подростковый период, по некоторым данным, теперь может длиться чуть ли не до 22-23 лет. Раньше считалось, что подростковый возраст — это до 16, в 17 начинается юношеский.
Источник: unsplash.com
Так вот, для подросткового опыта это вариант нормы, что человек не задумывается о будущем. В силу отсутствия опыта ему сложно выстраивать перспективу. Сейчас у них есть только один рубеж: сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Это отрабатывается многократными повторениями в школе и дома. Но что делать дальше, непонятно. Пользуясь психологическими терминами, должен происходить сдвиг с мотива на цель. Я хочу для себя какого-то будущего (цель) и для этого поступаю в вуз (мотив). А тут социальное окружение фиксирует тебя только на мотиве, что ты должен поступить. Зачем, для чего — этот вопрос не стоит, до осознания цели дело не доходит.
Как в идеале должна строиться профориентация? Человек ставит цель: даже не кем он хочет быть, а как он хочет жить, каким он себя видит, а дальше выстраиваются шаги, одним из которых может быть поступление в вуз. А сейчас социокультурная установка звучит примерно так: «Главное — сдать ЕГЭ. Точка». И после поступления на первом курсе молодые люди обычно чувствуют себя очень растерянно. Вроде они добились того, чего хотели, а оказывается, надо дальше еще что-то делать. «А зачем?» — возникает у них вопрос.
Если сравнивать, например, с 1990-ми, тогда вся страна была в растерянности: весь предыдущий опыт оказался бесполезен, и в этом смысле подростки не сильно отличались от взрослых. Сейчас же получается, что у взрослых есть четкая выработанная позиция, и они ее транслируют подросткам. Но мы с коллегами придерживаемся мнения, что подростки должны сами выбирать свой путь.
О родительском контроле
Поколение родителей нынешних подростков — это те, кто рос в 1980-1990-е. Они много всего видели в жизни и для своих детей, конечно, хотят только лучшего. Все теории о том, как воспитывать детей, которые на Западе существуют с 1950-60-х годов, до нас дошли в эпоху перестройки. И многие родители решили: меня воспитывали неправильно, а я вот сейчас воспитаю правильно. Степень включенности родителей в подростковые жизни значительно выше, чем она была в те же 1990-е или до этого. Раньше тебе повесили ключ на шею — и иди гуляй. Сейчас все иначе. Помимо эмоциональной включенности это еще и постоянное физическое присутствие в жизни детей, и контроль времени подростка через постоянную мобильную связь. Таким образом, родители не позволяют детям брать на себя ответственность за свою жизнь. Это не хорошо и не плохо, такова реальность. Если родители в десятом классе делают с ребенком уроки, как можно надеяться, что в 18 он будет взрослым и самостоятельным?
Раньше на приемах родители говорили: «Мы должны окончить школу», теперь многие говорят: «Наша задача — окончить институт». Родители чувствуют ответственность за ребенка даже после совершеннолетия.
Опять-таки, по нашим наблюдениям и опыту, многие дети привыкли к тому, что родители вовлечены в их жизнь, у них очень близкая эмоциональная связь. Ярких протестов против родителей стало гораздо меньше, чем в предыдущих поколениях. Когда я училась в институте, считалось, что яркий подростковый протест, высокая агрессия, побег из дома — это нормативно. Сейчас, если ребенку что-то не нравится, он будет недоволен, будет ссориться с родителями, но совершить самостоятельное протестное действие и организовать свою жизнь так, как ему хочется, он как будто не в силах. Он будет скорее добиваться от родителей, чтобы они сделали так, как он хочет, вместо того чтобы пойти и сделать это самостоятельно, принять на себя ответственность за свои решения.
Понятно, что родители всегда что-то должны детям, и у детей всегда будут претензии к родителям. Но сейчас к родителям как будто предъявляется больше требований. Раньше дети не требовали от родителей, чтобы те удовлетворяли их эмоциональные потребности, сейчас ответственность перекладывается и за это.
К нам приходят на консультации молодые люди и девушки лет 25, которые уже окончили магистратуру. И они не знают, что делать дальше с этим образованием, чем заниматься в жизни. Некоторые получили хорошее образование за рубежом, потому что родители решили, что это нужно и важно, и теперь не понимают, как его применить. Если человек сам не принимал решение о своем образовании и не считал, что оно ему нужно, у него неизбежно возникнет эта проблема.
О субкультурах
Может показаться, что субкультуры в наше время исчезли — на улицах нет никаких скинов, панков и эмо, все одеты как-то одинаково.
Источник: unsplash.com
Но на самом деле субкультуры существуют в интернет-пространстве. Ребята объединяются в фан-дома — сериалов, групп, явлений. Очень много объединения вокруг гендерной идентичности, в подростковой среде это вообще основной вопрос, с которого начинается взросление. В 12 лет ребята задумываются: «А какой у меня гендер?» Опять-таки 15 лет назад невозможно было представить, чтобы такой вопрос вообще мог их беспокоить.
Очень важна сейчас и тема психического здоровья. Это появилось не так давно. С одной стороны, это связано с объективно более высоким числом расстройств настроения, тревожных расстройств, депрессий, очень много случаев самоповреждений — это тоже новая тема. И вокруг каждой из этих тем происходит объединение. Очень активно звучит тема суицидального поведения. При этом статистика подростковых суицидов в России сейчас ниже, чем в 1990-е, что, конечно, радует. Тем не менее, эта тема обязательно всплывает в каждой психологической группе, чего еще лет восемь назад не было.
Десять лет назад я не работала с клиническими проявлениями, они редко встречались. Может, один из ста случаев, и тогда подростка сразу направляли в специализированные центры. А сейчас чуть ли не 80% обращений — это именно клинические расстройства, нам всем (психологам) пришлось переучиться и овладеть основами клинической психологии.
О социализации
Главная задача подросткового возраста — овладеть навыками общения и взаимодействия с другими людьми, общаясь со своими сверстниками. Это называется малой социализацией. Затем подросток вырастает, выходит в большой мир и использует наработанные навыки уже во взрослом мире, т.н. большая социализация. Сейчас из-за того, что личного общения намного меньше и все происходит в основном в интернете, этот процесс затруднен. Навыки интернет-общения тоже нужны, там есть свои правила и нюансы, но при очном общении навыки все-таки несколько другие. И получается, что часть подростков так и не овладевает правилами живого общения. Им сложно справляться с какими-то неоднозначными ситуациями в реальной жизни.
Тут сложно понять, что первично — то ли они изначально испытывают сложности с общением и поэтому больше общаются в интернете, то ли наоборот. Но факт, что навык малой социализации теряется. Возможно, и с этим связано повышенное число тревожных расстройств: тревогу вызывает живое общение, необходимость выходить в социум. Вообще большой мир вызывает тревожность. Родители в этой ситуации могут помочь до наступления подросткового возраста, пока ребенок маленький. В старших классах настаивать на общении и указывать, что подростку стоит делать, уже бесполезно: подростковый протест все-таки существует, это совершенно нормативно. Стыдить подростка за то, что он не общается, — точно плохая тактика. А так лагеря, кружки, психологические группы — словом, любые места, где есть люди.
О разнице поколений глазами «зумеров»
Одна моя клиентка, девочка-подросток 17 лет, сказала очень интересную вещь. Мы с ней как раз обсуждали разницу поколений. Для нее поколение — это разрыв в несколько лет, не в десятилетия. И вот что она сказала: «Мы другие. Предыдущее поколение хотело казаться чем-то красивым, жило напоказ, постило красивые картинки в „Инстаграме“, а мы не хотим притворяться, что у нас все классно и красиво. Если до этого была мода на позитивное мышление, на то, что все должно быть гламурно и классно, то сейчас у нас антипозитивное мышление».
Они не хотят казаться лучше, чем есть, и не стесняются говорить о том, что у них есть сложности, что они чего-то не могут, с чем-то не справляются. Опять-таки, возможно, это определенный срез. А может, это в самом деле ощущение поколения, и тренд только набирает силу.