Что относится к основным средствам и нма
Что относится к основным средствам предприятия
Понятие и состав основных средств
Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.
К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.
В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.
Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.
В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:
С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.
ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.
Что входит в группу основных средств: критерии
Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:
Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.
Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.
О применении указанных выше критериев см. в статьях:
ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.
Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС
Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.
При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.
При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.
В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.
Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС
В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:
Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».
Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Итоги
Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.
Что такое основные средства, нематериальные активы и вложения во внеоборотные активы
Очередной выпуск бухгалтерского ликбеза. Начинаем разбираться с отдельными статьями бухгалтерской отчётности. Простым языком с примерами для тех, кто только начал изучать бухучёт, хочет узнать что-то новое о привычных бухгалтерских категориях или просто научиться читать баланс.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Бухгалтерскую отчётность читают все, кто хочет понять состояние дел компании. Но чтобы не просто читать отчётность, а еще и правильно интерпретировать ее нужно четко представлять:
1) что стоит за названиями статей отчётности;
2) как определяются суммы по статьям.
Если вы не до конца уверены, что можете ответить на эти вопросы, ближайшие выпуски ликбеза будет вам полезны. Даже если вы не бухгалтер и не собираетесь им становиться, а просто хотите смотреть в баланс или отчет о финансовых результатах и понимать куда движется бизнес. Сначала разберу экономический смысл основных статей бухгалтерской отчётности, затем перейду к вопросам оценки. Сегодня разберёмся с тремя видами внеоборотных активов.
Основные средства
Основные средства (Fixed Assets или Property, Plant and Equipment) обычно ассоциируются со зданиями, сооружениями, машинами и оборудованием. Отчасти так оно и есть: их разновидности описаны в Общероссийском классификаторе основных фондов (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) или в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). Там даже животные и системы вооружений упомянуты. Но подобные активы не всегда отражаются в бухучёте как основные средства.
Чтобы бухгалтеру отнести актив к основным средствам, нужно проверить его на соответствие так называемым критериям признания. Таких критериев три.
При этом, как любой другой актив, основное средство должно приобретаться для получения экономических выгод. Иначе это не актив, а просто имущество (различия — в прошлом выпуске ликбеза).
Если хотя бы один из критериев признания не выполняется, то в бухучёте появляется не основное средство, а какой-то другой объект. Поэтому физически идентичные активы могут классифицироваться бухгалтером по-разному.
Автосалон приобретает два одинаковых автомобиля. На первом будет ездить директор, второй продадут. Первый — основное средство, потому что выполняются все критерии признания. Второй — не основное средство, потому что не соблюдён третий критерий. В бухучёте он будет классифицирован как запас.
Есть еще один устойчивый миф об основных средствах. Миф этот связан с тем, что не все бухгалтеры читают бухгалтерскую нормативку — некоторых заботят только налоги. Часто от таких ребят можно услышать, что активы, которые стоят меньше 100 тыс. руб. не являются основными средствами. На самом деле, это полуправда. Не относятся к основным средствам они только в налоговом учёте, который ведётся для определения налогооблагаемой прибыли. В бухгалтерском учёте стоимостного критерия нет. Есть опция, разрешающая вести учёт основных средств дешевле 40 тыс. руб. по упрощённым правилам. Но её нужно выбрать в учетной политике. И я рекомендую делать это всем, кто не хочет начислять амортизацию, проводить переоценки и осуществлять прочие прелести учета « взрослых » основных средств в отношении каких-нибудь лопат или дыроколов.
Нематериальные активы
Нематериальные активы (Intangible Assets) — самый сложный для понимания вид внеоборотных активов. Они как тот зайчик из фильма «ДМБ»:
— И я не вижу. А он есть.
В 2010-е годы роль нематериальных активов в получении доходов и их удельный вес в структуре активов компаний быстро выросла. В информационной экономике традиционные активы типа основных средств становятся менее важны, чем знания и технологии. Пара студентов с макбуками в коворкинге могут зарабатывать больше металлургического завода в маленьком уральском городке. Например, в финансовой отчетности Facebook за 2018 г. доля нематериальных активов в общей стоимости активов — 20%, а на конец 2011 г. она составляла лишь 2%.
Первые три уже знакомы вам по основным средствам.
Еще три критерия специфичны только для нематериальных активов.
При этом, нематериальный актив, как любой другой, должен приобретаться для получения экономических выгод.
У компании есть клиентская база, регулярно приносящая доход. Это — не нематериальный актив. Во-первых, отсутствует контроль над ней — другая компания может переманить клиентов. Во-вторых, невозможно точно определить ее стоимость — платёжеспособность клиентов сложно спрогнозировать.
Компания купила лицензионную копию компьютерной программы, например, 1С: Бухгалтерия предприятия. Это — не нематериальный актив. Контроль над ней отсутствует — компания не может, например, легально продавать копию копии этой программы. Такое право есть у фирмы 1С. Программа — её нематериальный актив.
Дизайнер разработал логотип и зарегистрировал товарный знак компании. Это —нематериальный актив. Все шесть критериев выполняются. Из неочевидных: стоимость определяется как сумма затрат на разработку логотипа (зарплата дизайнера и отчисления государству с нее) и регистрацию товарного знака.
Среди всех нематериальных активов особняком стоит гудвил (Goodwill). В российской нормативке его называют деловой репутацией. Это превышение цены покупки компании над стоимостью ее чистых активов (суммы, в которую оцениваются активы компании после выплаты всех её долгов). Гудвил интересен тем, что покупатель платит не за приобретённые активы, а за будущие доходы приобретённой компании.
Вложения во внеоборотные активы
Вложения во внеоборотные активы — это будущие основные средства и нематериальные активы. По ним уже понесены какие-то затраты, например:
При этом использовать по назначению такие объекты еще нельзя. Для ввода в эксплуатацию с ними ещё предстоит что-то сделать и понести дополнительные затраты.
Вы планируете построить здание для нового цеха. Пока успели только пригнать экскаватор и вырыть котлован под фундамент. Котлован — это вложения во внеоборотные активы. Его стоимость складывается из зарплаты экскаваторщика, амортизации экскаватора и стоимости сожжённой солярки. Когда здание будет достроено, оно станет основным средством.
В следующем выпуске ликбеза продолжу знакомить вас с внеоборотными активами. На очереди доходные вложения в материальные ценности и финансовые вложения. Подписывайтесь на наш блог, скучно не будет!
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Цель:
раскрыть нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов в страховой организации.
Задача:
раскрыть документальное оформление операций по учету основных средств и нематериальных активов, особенности формирования их стоимости, организацию учета движения, начисления амортизации и выбытия.
Оглавление
2.1. Понятие, оценка и классификация основных средств
Для осуществления своей деятельности страховые компании должны иметь разнообразные средства и орудия труда, учет которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.93 № 160, Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов на капитальное строительство)» от 20.12.1994 № 167; Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» от 30.03.01 № 26н и другими нормативными документами.
При принятии актива в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
В текущем учете и отчетности основные средства отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости. В зависимости от источников поступления основных средств первоначальная стоимость определяется по-разному.
Для объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия, первоначальная стоимость определяется по соглашению сторон.
Для объектов основных средств, приобретенных за плату, первоначальная стоимость слагается из суммы фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, которые включают в себя:
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче.
Различают восстановительную и остаточную стоимость основных средств.
Восстановительная стоимость — это затраты предприятия по воспроизводству объекта основных средств в данный конкретный момент. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.
Страховая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Под остаточной стоимостью основных средств понимается разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в первом разделе актива баланса.
В состав основных средств включаются: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, библиотечные фонды и другие объекты.
В составе основных средств учитываются также земельные участки, недра, лесные, водные угодья, являющиеся собственностью страховой компании, и капитальные вложения в их улучшение и приспособление к условиям производства.
Синтетический учет основных средств организуется на активном балансовом счете 01 «Основные средства». На этом счете отражаются основные средства, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданные в аренду (кроме долгосрочно арендуемых).
На счете 01 «Основные средства» на отдельных субсчетах организуется учет основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации или переданных в текущую аренду.
Аналитический учет основных средств по местам эксплуатации и использования организуется по инвентарным объектам, под которым понимается законченное устройство со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом в течение всего срока службы. Аналитический учет основных средств организуется на инвентарных карточках или в книгах, основными реквизитами которых являются: наименование объекта и его инвентарный номер, техническая характеристика, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации на полное восстановление и сумма начисленного износа, место нахождения (эксплуатации).
2.2. Учет поступления основных средств
Поступление основных средств независимо от источников поступления отражается на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы». Основанием для записи на счетах служат надлежаще оформленные первичные документы: счета, платежные требования, акт (накладная) приемки-передачи основных средств, акт ввода объекта в эксплуатацию и др. В силу того, что услуги страховых организаций по страхованию НДС не облагаются, приобретаемое имущество учитывается с НДС.
В бухгалтерском учете при этом делаются следующие записи:
Бухгалтерский учет активов предприятия
Оборотные активы — это те объекты, которые расходуются в ходе хозяйственной деятельности (например, запасы, денежные средства и пр.). А внеоборотные активы непосредственно не участвуют в хозобороте предприятия (к примеру, основные средства, долгосрочные вложения и т. д.), но способны приносить ему прибыль. Полный перечень тех объектов, которые входят в оборотные и внеоборотные активы, отражен в п. 20 ПБУ 4/99:
Подробнее о внеоборотных активах можно узнать, изучив статью «Внеоборотные активы в балансе (нюансы)».
Активы могут быть материальными и нематериальными. В отличие от материальных активов к нематериальным относятся такие объекты, которые не имеют осязаемой формы (например, имущественные права, деловая репутация предприятия, объекты интеллектуальной собственности). Несмотря на то, что нематериальные активы не имеют формы, их можно легко идентифицировать (отличить от других видов имущества). При этом права на такие активы подтверждаются исключительно в документальной форме.
О том, какие активы относятся к основным средствам, вы можете узнать из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».
Бухучет нематериальных активов
В бухучете единицей по учету нематериальных активов является объект с присвоенным инвентарным номером, причем под объектом понимается весь объем прав, которые дает компании один объект: патент, свидетельство и другие аналогичные документы (письмо Министерства финансов от 21.10.2014 № 07-06/53102).
Правила формирования в бухучете информации о состоянии и движении нематериальных активов прописаны в ПБУ 14/2007. В соответствии с данным положением НМА принимаются к бухучету по первоначальной стоимости, сформированной на дату их поступления на предприятие.
При этом в данную стоимость включаются все расходы на приобретение/создание НМА и доведение его до пригодного для использования состояния. В п. 10 ПБУ 14/2007 указаны те затраты, на сумму которых нельзя увеличить стоимость принимаемых к учету НМА. Если НМА был передан в дар, тогда такой актив приходуется по действующей рыночной (экспертной) цене.
Бухучет других активов
Практически все активы принимаются на учет по их фактической стоимости. Особенности учета активов в инвалюте содержатся в ПБУ 3/2006, НМА — в ПБУ 14/2007, запасов — в ФСБУ 5/2019 (с 01.01.2021, до 01.01.2021 — в ПБУ 5/01), учет финвложений — в ПБУ 19/02. Порядок и правила бухгалтерского учета таких активов, как основные средства, прописаны в ПБУ 6/01.
Важно! Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Также обращаем внимание, что ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре.
Эти и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
С особенностями учета различного вида активов вы можете ознакомиться в следующих статьях:
Группировка активов по ликвидности
В бухгалтерском балансе каждый вид актива расположен не случайным образом, а в строгом порядке. Так, вначале располагаются менее ликвидные активы, а ближе к итоговой части — более высоколиквидные.
Примеры отражения активов в балансе вы можете посмотреть в Путеводителе по бухотчетности от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
По степени ликвидности активы делят:
Итоги
В соответствии со структурой баланса активы можно разделить на оборотные и внеоборотные — такое разделение указывает на то, насколько интенсивно участвуют в хозобороте активы на протяжении отчетного периода. Порядок учета различных видов активов устанавливается в специальных положениях по бухучету.
Учет нематериальных активов
Нематериальные активы — это особый вид имущества, который не имеет физической формы. Это могут быть различные исследования и изобретения, книги, фильмы, товарные знаки и даже деловая репутация. Что относится к НМА, как принимать их к учету, начислять амортизацию и проводить списание с баланса.
Что такое нематериальные активы
Нематериальные активы (НМА) отличаются от других тем, что не имеют физической формы. В эту категорию попадают деловая репутация и различные объекты интеллектуальной собственности, например:
Персонал не является нематериальным активом. Так сказано в п. 4 ПБУ 14/2007. Там же отмечено, что расходы на открытие или реорганизацию компании тоже не являются НМА.
Условия для принятия актива к учету как нематериального
Чтобы принять объект к учету как нематериальный актив, надо убедиться, что в отношении него выполняется сразу семь условий:
Если какое-то из условий не выполняется, учесть актив как НМА будет нельзя. В таких случаях его стоимость можно учитывать в расходах на НИОКР, расходах будущих периодов или текущих расходах.
На каких счетах вести учет НМА
Основной счет для учета НМА — 04. На нем собирается информация о том, какие НМА есть у организации, их поступлении и продаже, а также о расходах компании на НИОКР. Счет 04 — активный, поэтому поступление НМА отражается по дебету, а выбытие по кредиту.
Порядок учета НМА похож на тот, который действует для ОС. Перед попаданием в дебет счета 04, актив и все затраты на его получение учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Для начисления амортизации по НМА используется счет 05 — начисление амортизации отражается по кредиту. С 1 января 2008 года нельзя начислять амортизацию по кредиту счета 04, тем самым уменьшая первоначальную стоимость НМА.
Аналитический учет НМА
Чтобы конкретизировать информацию о наличии, состоянии и движении отдельных объектов НМА, ведут аналитический учет на счете 04.
Единица бухучета НМА — инвентарный объект, то есть совокупность прав на НМА, которые возникли на основании одного документа (патента, свидетельства, договора) и предназначены для выполнения самостоятельных функций.
Для учета НМА также открывают карточки учета № НМА-1 и заводят другие аналогичные документы.
Бухгалтерский учет приобретения или создания НМА
Порядок учета актива зависит от того, каким способом его получили. НМА можно произвести самостоятельно, купить, получить безвозмездно. Во всяком случае принимать актив к учету необходимо по первоначальной стоимости — сумме фактических затрат на его покупку или создание.
Фирмы, которые имеют право на упрощенный бухучет, могут включать затраты на покупку или создание НМА в состав расходов по мере их осуществления и не отражать в составе НМА.
Покупка НМА. В первоначальную стоимость можно включить оплату по договору, оплату консультаций специалистов по покупке актива, регистрационные сборы, налоги, которые нельзя возместить, и прочие расходы, прямо связанные с приобретением. Проводки следующие:
Покупка права пользования. Для НМА, по которым организация купила только право пользования, предусмотрен несколько иной порядок. Это касается в том числе различных бухгалтерских программ или справочно-правовых систем. Такие активы учитывайте на забалансовом счете по стоимости, которая указана в договоре. Регулярные платежи за использование относите на расходы отчетного периода, а если делаете разовый платеж, учитывайте его как расход будущих периодов и списывайте в затраты, пока действует договор. Проводки следующие:
Безвозмездное получение. Если вам подарили актив, то его нужно оценить по рыночной стоимости. Она определяется на дату принятия к учету. Проводки следующие:
Создание НМА. Если вы самостоятельно создали актив, принимайте его к учету по стоимости, в которую входят все затраты на его создание и регистрацию. Сюда войдут расходы на зарплату сотрудников, страховые взносы, аренду оборудования, экспертизы, пошлины, регистрацию, помощь сторонних организаций в создании актива. Принять актив к учету можно после того, как получите патент. Проводки следующие:
Бухучет передачи нематериальных активов
Вы сможете продать свой НМА другой организации, ИП или физлицу. Для этого передают исключительное право на объект, заключая договор об отчуждении. Еще один вариант — передать только право пользования активом.
Продажа НМА. Чтобы продать объект, заключите договор об отчуждении права собственности, составьте счет-фактуру и акт приема-передачи. Также переход права иногда нужно зарегистрировать.
Доходы от продажи НМА признавайте как прочие и отражайте в бухучете на дату подписания договора или регистрации перехода права, если она требуется.
Составьте следующие проводки:
Передача права пользования. В таком случае покупатель права пользования юудет регулярно перечислять вам лицензионные платежи. Так как актив остается в вашей собственности (исключительное право у вас), то списывать его с баланса и переставать начислять амортизацию нельзя. Проводки следующие:
Амортизация НМА
Если у нематериального актива есть срок полезного использования (СПИ), то он постепенно переносит свою стоимость на затраты в виде амортизации. Срок вы должны определить еще на этапе принятия актива к учету. Это может быть период, в течение которого у вас будет исключительное право, запланированный срок использования или срок, за который вы хотите произвести объем товара, для которого приобрели НМА.
СПИ надо ежегодно пересматривать. Если он меняется, то корректируется и расчет амортизации. В бухучете корректировки отражаются как изменения оценочных значений и признаются в доходах и расходах перспективно.
Если СПИ не получается определить, амортизацию можно не начислять. Но в таком случае все факторы, которые мешают узнать срок, надо указать в пояснениях к бухотчетности
Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за тем, в котором актив принят к учету. Прекращается начисление только с месяца, следующего за тем, в котором стоимость НМА была полностью погашена или его списали с баланса.
Проводка для начисления амортизации зависит от того, как используется амортизируемый НМА:
Расчет амортизации записывайте в ведомость начисления амортизации.
Начисляйте амортизацию в соответствии с тем способом, который выбрали и утвердили в учетной политике. Всего их три на выбор:
Бухгалтерский баланс
В бухбалансе НМА отражаются в строке 1110 раздела «Внеоборотные активы». Чтобы рассчитать правильную цифру для строки, надо узнать остаточную стоимость активов — взять сальдо по Дт 04 и вычесть из него сальдо по Кт 05. Это связано с тем, что баланс составляется в оценке нетто, то есть за вычетом амортизации и других регулирующих величин.
Обратите внимание! Строка 1130 не подходит для учета НМА. Она предназначена для нематериальных поисковых активов, правила учета которых регулируются ПБУ 24/2011. К ним относятся права на разведку и оценку месторождений, результаты разведки и пр.
Ведите учет нематериальных активов с помощью сервиса Контур.Бухгалтерия. Оформляйте документы, начисляйте амортизацию, принимайте активы к учету и списывайте с баланса. А еще в бухгалтерии можно готовить отчетность и передавать в контролирующие органы через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.