Что относится к основным признакам государства
Теория государства и права
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
3.1. Понятие и признаки государства
Рассмотрим основные признаки государства.
1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).
2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).
3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).
4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.
5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.
6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).
7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.
Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.
3.2. Сущность государства
Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.
Что такое государство: определение, признаки, функции, формы
Что такое государство?
Государство – это форма организации общества с централизованной и общепризнанной властью. Это определение наиболее простое и универсальное, однако, на данный момент ни в литературе, ни в международном праве не существует однозначного и общепринятого определения данного понятия. При этом термин «государство» может употребляться в трёх близких по смыслу, но разных по содержанию значениях:
Основным является третье значение. То есть, подразумевается политическая организация с определённой внутренней иерархией, в руках которой сосредоточена вся власть в стране. Авторитет государства признаётся всеми гражданами. Оно устанавливает законы и следит за их исполнением на своей территории.
Слово «государство» образовано от слова «государь», которое в свою очередь произошло от слова «господарь» (титул правителей на Руси и в других славянских государствах до 17-го века).
Государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих в стране, и на все организации, действующие на её территории (по этой причине во всём мире принято правило, согласно которому территория посольства принадлежит направляющему государству).
Основная задача государства заключается в том, чтобы управлять обществом, обеспечивая порядок, стабильность и социально-экономическое развитие, а также независимость и защиту страны от внешних угроз.
Для любого государства важен суверенитет – его независимость во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Уважение суверенитета других государств – основной принцип международного права.
Признаки государства
Несмотря на отсутствие общепринятого определения того, что такое государство, существует ряд признаков, позволяющих приблизиться к данному определению. Признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.
Основные признаки
В качестве основных можно назвать такие признаки государства как:
Дополнительные признаки
Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:
Функции государства
Все функции можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Внутренние функции:
Внешние функции:
Форма государства
Формой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:
1. Форма правления
Формой правления называется модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия. Существует две основных модели: монархия и республика, а также ряд производных от них.
1.1. Монархия
Монархия – это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:
Ограниченная и дуалистическая формы относятся к конституционным монархиям, в которых власть наследного правителя сильно ограничена конституцией и другими нормативно-правовыми актами.
1.2. Республика
Республика – это форма правления, подразумевающая, что население страны так или иначе участвует в избрании органов власти. Выделяют три вида республик:
2. Государственно-территориальное устройство
Данный элемент определяет, как взаимосвязаны между собой территориальные образования. По этому признаку выделяют три основных формы государства:
Интересно, что официальное название Швейцарии в настоящее время – Швейцарская Конфедерация. Однако по всем признакам она является федерацией.
3. Политический режим
Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:
Теории происхождения государства
Сегодня не существует однозначного мнения о том, как именно сформировалась концепция государственной власти и как возникали первые государства. Рассмотрим несколько наиболее значимых теорий.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
Полезное
Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей… … Юридическая энциклопедия
Государства с федеративным устройством — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Государства федеративного устройства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Основные черты (особенности) теории государства и права — признаки, указывающие на особенный характер (статус) науки в системе обществоведения и юридических наук. Теория государства и права в системе других наук представлена как наука теоретическая (общетеоретическая в системе правоведения),… … Элементарные начала общей теории права
Основные валюты — (Major currencies) Содержание Содержание По степени использования Введение основной До́ллар Соединённых Штатов Америки Этапы создания ЭВС и введение евро Преимущества и недостатки единой валюты. История Фунт сте́рлингов … Энциклопедия инвестора
Федеративные государства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Международно-правовой статус Государства Палестина — Данная статья находится в особом режиме редактирования, так как относится к статьям, регулируемым посредничеством по Ближневосточному конфликту. Рекомендуется ознакомиться со страницей обсуждения до совершения откатов, а также с правилами… … Википедия
МИ 2365-96: Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения — Терминология МИ 2365 96: Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения: Абсолютная погрешность измерений (абсолютная погрешность) Погрешность измерений, выраженная в единицах… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Типы государства — Типология государств это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… … Википедия
Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Что такое государство. Признаки, функции и формы государства
При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.
Теории происхождения государства
Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters
Признаки государства
Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:
Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters
Функции государства
Внутренние функции государства
Внешние функции государства
1. Обеспечение национальной безопасности.
2. Защита государственных интересов в международных отношениях.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.
4. Защита граждан, находящихся за рубежом.
5. Участие в решении глобальных проблем.
Формы государства
В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters
Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters
Государство и его основные признаки: определение, способы выражения
Что такое государство
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая имеет аппарат управления и способность присваивать обязательный к исполнению статус своим велениям для граждан страны.
Часто понятия «государство» и «страна» взаимно заменяют друг друга. Однако термин «страна» является близким, но более широким по значению.
Государство является верховной властью, действующей на территории страны. В виде государства представлен наиболее важный общественный институт, который относится к основным субъектам политических отношений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные признаки
Определение понятия выражается в его конкретных характеристиках. К основным признакам государства относятся:
Публичная власть
Социальное управление присуще любым общественным образованиям, заключается в отношениях господства и подчинения между субъектами, опирается на принуждение.
Публичная власть — власть, выделенная по формальным признакам из общества и обладающая рядом отличий от населения страны.
Признаки публичной власти:
Публичная власть проявляется в качестве признака государства, которое является совокупностью институтов власти, аппарата с органами государственного управления, правоохранительной и судебной системой, армией, иными компонентами, наделенными властными полномочиями.
При публичной власти наблюдается специальный слой людей, который формируется из населения государства. Государственные служащие или чиновники на возмездной основе осуществляют деятельность следующих типов:
Внутренняя структура и организация публичной власти определяется территориальным делением государства, способами воздействия на общественные отношения и методами организации государственного аппарата, а также культурными, религиозными, национальными и иными особенностями. Публичная власть закрепляет деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых.
Административно-территориальная организация
Данный признак государства предполагает деление территории на части, в рамках которых функционирует система местных органов власти. Такими частями называются административно-территориальные единицы, которые обусловлены природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и другими факторами. Государства отличаются по формам территориального устройства и принципам унитаризма и федерализма:
Регулярный сбор налогов
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взымается с предприятий и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.
Цель сбора налога выражается в финансовом обеспечении деятельности государства или муниципальных образований.
Изначально налоги служили основным источником средств, расходуемых на содержание органов государственной власти и его функций. Со временем роль налоговых сборов изменилась под влиянием трансформации сущности государства, его функционала и целей. Налоги являются необходимостью для функционирования любого государства.
В настоящее время налогообложение предназначено не только для реализации потребностей государства. В цивилизованных и правовых государствах собранные средства обеспечивают выполнение социальных и экономических программ.
Налогоплательщики получают доступ к общественным благам. Признаком правового государства является нормальное и гармоничное развитие общества с помощью налогообложения, которое обеспечивает достойную жизнь каждому гражданину. Налог в идеале выступает в роли разумного компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.
Суверенитет власти
Данный признак государства выражается в верховенстве и независимости управления. Государственная власть, таким образом, действует на всей территории, а также проявляется в отношениях с другими странами.
Отмечают следующие характеристики государственного суверенитета:
Суверенитет государства обладает ограничениями. Внутри страны рамками служит народный суверенитет, а во внешнем мире — принятые нормы отношений между странами.
Государственный суверенитет обладает двумя сторонами:
Аппарат принуждения
В данном аппарате концентрируется власть. Он обладает инструментами, с помощью которых навязывается воля властвующих, инструментами принуждения, институтами, целью которых является придание воле властвующих обязательного характера, включая законы, судебные органы, иные институты позитивного права.
Характеристика государственного принуждения:
Государственное принуждение применимо исключительно в соответствии со строгой правовой регламентацией. В зависимости от способа воздействия на субъект, принуждение классифицируется на следующие группы:
Исходя из целей применения, принуждение бывает следующих видов:
Дополнительные признаки
Существует ряд характерных черт государства, которые не включают в основной список. К таким дополнительным признакам относят:
Язык, как средство общения
Государственной власти для выстраивания отношений с гражданским обществом необходимы эффективные инструменты. Важным средством коммуникаций является государственный язык. Становление такого признака происходит в течение длительного времени. Долгим процессом характеризуется выделение конкретного языка в качестве государственного среди других. Данным явлениям способствует прогрессивное развитие общества.
Государственный язык — относительно развитый национальный язык, который установлен высшими государственными органами власти, либо принят по результатам референдума, а также обусловлен историческими фактами, употребляется на всей территории страны в качестве средства официального общения и других функций общегосударственного значения. Государство защищает язык и присваивает ему особый статус по сравнению с другими используемыми на его территории языками.
Язык представляет собой психико-социальную категорию, существующую в человеческом обществе. В роли носителей языка выступают физические лица и нация в целом. Язык является средством интеграции, объединения нации и отделения ее от других народностей.
Государственный язык получает развитие в нескольких направлениях:
Признаками государственного языка являются:
С помощью государственного языка решается ряд важных задач:
Военная политика
Военная политическая деятельность государства заключается в создании системы взглядов, отношений и деятельности общества совместно с социально-политическими институтами, которые непосредственно связаны с формированием военной организации, разработкой и применением ресурсов вооруженного насилия в политических целях.
Субъектами военной политики являются:
Военно-политическая активность характерна в определенных условиях для:
К субъектам военной политики относят должностных лиц, политических и военных руководителей, рядовых граждан, права и обязанности которых определяет национальное законодательство. Военная политика является одним из компонентов общей государственной политики.
Наблюдается тесная взаимосвязь военной политики с другими сферами жизни государства такими, как:
В зависимости от природы и целей военная политика обладает агрессивным, захватническим характером с одной стороны, и миролюбивым, оборонительным — с другой.
Теоретическая сторона военной политики заключается в следующих проявлениях:
Практическая сторона военной политики выражается в следующем:
Военно-политические отношения между государствами могут обладать разным характером:
Военно-политическая деятельность государств заключается в непосредственных усилиях субъектов военной политики, формирующих желательную для них военно-политическую обстановку. Исходя из поставленных задач, разрабатываются и реализуются меры по предотвращению воин, формированию доверительных отношений, либо осуществляется подготовка к военной экспансии. Нормы международного права направлены на предупреждение, срыв, отражение военного нападения, обеспечение безопасности стран.
Единая транспортная система
Транспортная система государства состоит из транспортной инфраструктуры, предприятий, средств и управления в комплексе. С помощью единой транспортной системы обеспечивают согласованность развития и функционирования разных типов транспорта для максимального удовлетворения транспортных потребностей с учетом минимальных затрат. Транспортная система включает средства транспортировки, объекты транспортировки и окружающую среду.
Компонентами транспортной системы являются:
Государство обеспечивает контроль над транспортной системой. Управление заключается в комплексных мероприятиях, целью которых является достижение максимальных показателей эффективности транспортной системы с помощью координации, организации, упорядочения ее компонентов между собой и с внешней средой.
Количественные показатели транспортной системы государства следующие:
Единая энергосистема
Энергосистема государства состоит из:
Каждый компонент системы наделен определенной целью. К примеру, с помощью электростанций вырабатывается электроэнергия и тепло, которое затем через систему подстанций направляется к потребителям.
Государственные энергосистемы представлены в виде магистральных сетей. Такие коммуникации в виде электрических линий распространены по всей территории страны. Сети передают большую мощность от десятков мегаватт до сотен гигаватт. К энергосистемам относят электростанции разных типов. Они объединены высоковольтными линиями передачи электричества и управляются из единого центра.
К задачам таких единых сетей относят:
К важным задачам современных государств относится изыскание возможностей наиболее экономичного режима работы энергетических систем. В процессе реализации данной цели обеспечивается надежное и экономичное электроснабжение потребителей на территории государства при максимальной реализации достоинств параллельного функционирования энергетических систем.
Единая информационная система
Информационная система — комплекс информации, которая содержится в базах данных, обеспечивающих возможность ее обработки по средствам информационных технологий и технических средств.
Основные объекты информационной системы, состоящие из средств, комплексов, сетей и систем, объединяют общей структурой, необходимой для реализации следующих функций:
С помощью государственных информационных систем реализуют полномочия государственных органов и обеспечивают информационный обмен между этими органами, а также обеспечивают выполнение иных законных целей. Наполнение информационной системы представляет собой статистические и иные документированные данные, которые поступают от граждан, организаций, государственного аппарата, органов местной власти.
Функции государства
Функция государства — основное направление его деятельности, в котором выражается сущность и назначение государства в обществе.
Общими предназначениями государства являются охрана прав и свобод граждан, способствование развитию экономики страны, организация общества, поддержка закона и порядка, обеспечение безопасности граждан. Функции государства бывают внутренними и внешними.
Функции государства отражают реальную роль, которую государство играет в решении важных задач развития общества и реализации интересов граждан. На формирование государственных функций оказывает влияние характер задач, который стоит перед государством на его определенном этапе развития. Содержание данных задач обусловлено внутренними и внешними факторами.
Исходя из причин возникновения или генезиса, функции классифицируют на следующие категории:
В зависимости от продолжительности государственные функции бывают:
По степени важности государственные функции бывают:
Другим основанием для классификации функция служит воздействие государства на общество. К данной категории относятся следующие типы функций:
Недавно был принят принцип деления функций государства, исходя из разделения государственных властей:
Наиболее распространенной классификацией государственных функций является деление, относительно их направленности:
Внутренние
Данные функции присущи любому государству. Они представляют собой ключевые направления деятельности для управления внутренней жизнью страны.
Поддержка режима законности и правопорядка
Политическая функция государства предотвращает межнациональные конфликты, создает необходимые и достаточные условия для народовластия и формирования гражданского общества. С этой функцией тесно связано обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка.
Реализация данной функции способствует формированию спокойствия и общественной безопасности. К данной категории относятся следующие типы функций:
Экономические отношения, денежное обращение
Данная функция государства может проявляться по-разному. В случае распределительной экономики государство является собственником основных средств производства. Экономические отношения регулируются централизованно и монопольно. Государственный центральный орган осуществляет планирование производства и распределения продукции по всей стране, выполняет регулятивную и торговую функции.
Развитые рыночные отношения отличаются свободой предпринимательской деятельности, многообразием и равенством всех форм собственности. При этом антиправовое вмешательство государства в экономику не допустимо.
В этом случае государственные функции следующие:
Общественно-значимые дороги
Общественными дорожными путями обозначают места, предназначенные для передвижения транспорта и людей. Компонентами общественных дорог являются дороги, улицы, дорожки, проспекты и маршруты. Ответственность государства заключается в регулировании эксплуатации общественно-значимых дорог.
Разрабатываемые законы и правила призваны решать следующие задачи:
В рамках государственного регулирования определяются типы транспортных средств, которые могут осуществлять движения по общественно-значимым дорогам, специфика, условия их эксплуатации и технического обслуживания.
Организация систем здравоохранения, образования, помощи
Социальная функция государства отличается многообразием и широким охватом проблем разного характера. Главной целью деятельности государства в этом направлении является устранение и смягчение возможной социальной напряженности в обществе. Социальная функция выражается в государственной политике, относительно здравоохранения, образования, науки и культуры. Основным инструментом является финансовая, материальная, программная поддержка соответствующих учреждений.
Цель социальной функции государства заключается в формировании условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития граждан:
Внешние
К данной категории государственных функций относят ключевые направления государственной деятельности в условиях мирового сообщества.
Внешние функции затрагивают основные вопросы такие, как:
Понятие внешних функций государства заключается в деятельности страны на мировой арене с целью решения разных внешнеполитических задач. Таким образом, государство принимает участие в геополитических процессах, укрепляет отношения с другими странами в следующих сферах:
Важным требованием к реализации внешних государственных функций является учет не только личных, но и чужих интересов. С помощью такого подхода страны решают интеграционные вопросы и задачи повышенной сложности, объединяя усилия.
Защита границ и оборона страны
Данная функция является одним из ключевых направлений деятельности государства. Оборона страны от внешнего нападения заключается в следующих средствах:
В мирное время государство укрепляет армию. При возникновении угрозы территориальной целостности оборона трансформируется в вооруженное сопротивление, и государственные вооруженные силы формируют единую структуру.
Мощность вооруженных сил обеспечивает:
Внешнеполитическая деятельность
Сотрудничество в области политики затрагивает межправительственные, межпарламентские уровни власти государства, органы местного самоуправления.
В качестве главного международного инструмента политических взаимоотношений выступает Организация Объединенных наций. К целям ООН относится обеспечение мира и развитие межнациональных отношений. Как правило, политические вопросы государства решают с помощью дипломатии в форме переговоров между представителями двух или нескольких сторон.
Принципы внешней политики основаны на интересах государства, которые представлены на международной арене. Целью внешнеполитической деятельности является защита этих интересов, благополучие народа и международная безопасность.
Особенности внешней политики:
Экономическое сотрудничество с другими странами
Интеграция в сфере экономики призвана сохранять порядок в мире и стабилизировать связи между разными странами. Международные экономические отношения обладают рядом характеристик:
Международные экономические отношения находятся под контролем ООН, включая подразделения Экономического и Социального Советов. Данные представительства работают над поиском и предложением эффективных решений в следующих областях:
Развитие экономического и социального сотрудничества находится в зоне ответственности ОПП, организации, которая решает продовольственные, сельскохозяйственные, трудовые задачи. Интернациональное экономическое взаимодействие реализуется по средствам двусторонних контрактов или договоров в следующих сферах:
Каждое признанное государство во внешнеэкономической политике обладает рядом основных прав:
Характеристика самостоятельного государства
Каждая страна обладает рядом индивидуальных особенностей. К важной характеристике самостоятельного государства относится форма правления, которая может быть:
Виды республик:
Исходя из формы государственного устройства, определяемой территориальной и национальной организацией, страны классифицируют следующим образом:
Одним из компонентов государства является государственно-правовой режим. Он представляет собой комплекс приемов, способов, средств для осуществления государственной власти. Классификация режимов: