Что относится к основным функциям психики
Общая психология
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Психика и ее основные функции
Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.
Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:
• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;
• физиологическая форма отражения;
• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Самосознание — способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное — предметом практического преобразования.
Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Особенности психического отражения:
• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;
• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;
• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Понятие психики
Тема 2 Психика и психические процессы.
Понятие и функции психики
Формы проявления психики
Познавательные психические процессы.
· Ощущение и восприятие.
· Внимание и память.
· Мышление и интеллект.
· Воображение, воля и эмоции.
Понятие психики
Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Как всем фундаментальным понятиям, ему наиболее сложно дать определение. Многочисленные версии о природе психического можно свести к трем основным. По одной из них психика имеет нематериальную природу, это идеальная субстанция, независимая, извечная, обладающая собственной волей к развитию, самопознанию, совершенствованию. Согласно второй версии психика есть продукт деятельности мозга, психическая деятельность имеет рефлекторный характер, любое, даже очень сложное психическое явление можно разделить на отдельные акты стимула-реакции, проследить все зоны мозга, задействованные в том или ином психическом явлении, и нервные импульсы, протекающие в них. По третьей версии психика развивается на базе нервной деятельности и опирается на нервные структуры, но при этом ее нельзя свести к ряду электрохимических процессов мозга, она является надбиологическим образованием, совокупностью сложных программ, заложенных при жизни человека и гибко реагирующих на условия внешней среды.
психика— это субъективное отражение объективной действительности
в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;
Функции психики:
1. Отражение воздействий окружающей действительности.
Психическое отражение действительности имеет свои особенности
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.
Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого, ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
Лекция «Психика человека. Функции психики»
Выготский Л.С. Психология. –М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. Ун-тов по специальности «Психология». –М.: Изд-во МГУ, 2009.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.2. /Под ред. В.В. Давыдова и др. –М.: Педагогика, 2008.
Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2008.
1. Понятие о психике. Функции психики.
Мы ощущаем вкусы, запахи, видим предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.
Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение. Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психические процессы подразделяются на:
1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение);
Психические состояния подразделяются на:
1) мотивационные – желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.
Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
К психическим свойствам личности относятся:
2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.
Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Факторы психического развития
Факторами психического развития принято считать:
наследственность (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития) ;
среду (окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования);
активность развития (деятельное состояние организма, проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоление сопротивления среды).
Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики:
Материалистически й- феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.
Выготский Лев Семёнович (1896-1934) – советский психолог, автор работы
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ».
Выготский Л.С. показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Это высшие психические функции составляют высший уровень психики человека и называются сознанием. Формируются они в ходе социальных взаимодействий.
Высшие психические функции (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление) – имеют социальную природу.
Первый вывод в работе Выготского Л.С. отвечает на вопрос: «Как отличаются отношения со средой у животных и человека?» и звучит так:
Среда действует на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. Человек действует на природу и видоизменяет её.
2) Второй вывод заключается в том, что человек, овладевая природой, научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности (только человек способен заставить себя запомнить нужный материал, обратить внимание на что-то).
3) Третий вывод заключается в том, что человек пытается овладеть своим поведением при помощи психологических орудий. (Выготский Л.С. называл их знаками).
Главный вывод концепции Выготского:
Четыре уровня развития психики живых организмов
1. Раздражимость — свойство, которое отличает живую материю от мёртвой. Проявляется в вынужденной активности живого организма.
Чем выше уровень развития организма- тем более сложную форму имеет проявление его активности.
Первичную форму раздражимости имеют растения (например: «тропизм»- вынужденное движение к свету).
Отличительной чертой от раздражимости является то, что живые организмы получают возможность реагировать не только на биологические факторы среды, но и на биологически нейтральные. (Характерно для более развитых организмов: черви, моллюски- способность избегать вредных воздействий среды).
Чем выше уровень развития, тем более сложное у него поведение. Способность к научению.
Сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через систему представлений о себе и формирует своё поведение, исходя из ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Высшим уровнем сознания психики обладает только человек!
Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психологических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-либо законченное сложное действие.
Болезнь может изменить самосознание, в частности нарушить осознание самого себя как больного или понимания себя как личности, своего «я».
В клинической практике различают две большие группы выраженных патологических состояний сознания:
1) К помрачению сознания относятся:
Делирий- нарушение ориентировки в месте, времени окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.
Типичным является появление обильных зрительных и слуховых галлюцинаций, обычно устрашающего характера. Зрительный образ- это чаще различные зоопсии (крысы, мыши, змеи и т.д.). Эти расстройства сопровождаются психомоторным возбуждением: больной испытывает страх, тревогу, пытается обороняться, спасаться бегством. Активируется симпатическая нервная система (повышение АД, потливость, дрожание, тахикардия). В остром состоянии больной представляет определенную опасность для окружающих. После выхода из состояния сохраняется частичное воспоминание о пережитом. Наиболее часто делирий наблюдается при алкоголизме, в быту квалифицируется как «белая горячка».
Аменция (аментивное состоян ие )- отмечается при тяжелых и длительно текущих болезнях (инфекциях, септикопиемии и др.).
Нарушается ориентировка в окружающем, во времени и собственной личности. Больной не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз. Нередко больной возбужден в пределах постели. Болезненное состояние может продолжаться длительно.
Онейрод (сноподобное состояние)- характеризуется неполной, чаще двойной, ориентировкой в месте, времени и собственной личности. Больной как бы погружается в мир сноподобных фантастических грёз: он находится на других планетах, в экзотических садах и т.п.
При этом он не является основным действующим лицом, а скорее соучастником в отличии от состояния делирия, в котором больной сопереживает с яркими зрительными и слуховыми обманами, соответственно строит своё поведение.
Характерна мимика больных: она то отрешенно-грустная, то «зачарованная». Глаза чаще закрыты или полузакрыты. Если попытаться вступить с больными в контакт, то он может рассказать о своих сновидениях и в то же время сообщить своё имя и номер палаты (двойная ориентировка). Воспоминание о пережитом сохраняются. О наиболее острых болезненных расстройствах больные рассказывают красочно. Онейроидные расстройства сознания наблюдаются при острых эндогенных психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.
C умеречное состояние напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.
При таких состояниях сознание как бы скользит, внимание останавливается лишь на отдельных явлениях. Больной неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне достаточно упорядоченные. Больной производит впечатление человека, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженного от окружающего. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно-бредовые состояния: больной в страхе бежит или нападает на мнимых врагов. В таких случаях он опасен для окружающих.
Сумеречное состояние наблюдается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. Сумеречное состояние возникает внезапно и также неожиданное может прекратиться. Продолжается обычно от нескольких минут до нескольких часов, реже дней. Память о пережитом не сохраняется.
Состояние амбулаторного автоматизма также характеризуется автоматизированными формами поведения. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс – нарушение сознание, при которых больной может совершать целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное, уезжать в другую местность
Состояние амбулаторного автоматизма обрывается так же внезапно, как и появилось. Если при выходе из него больной оказывается в незнакомой обстановке, то он не может дать себе отчёта в происшедшем.
Расстройство сознания собственной личности, и ли деперсонализация – болезненное чувство отчуждение собственной личности, осознавемое и болезненно переживаемое самим больным.
Изменилось тело (стало большим, маленьким, тяжелым, легким) и его привычная схема (руки длинные, туловище короткое, голова чрезмерно большая и т.д.)
В клинике внутренних болезней встречается преимущественно выключение сознания (от лёгкого до полного).
2)К выключению сознания относятся:
Сознание на несколько секунд или минут затуманивается, заволакивается лёгким облачком. Ориентировка в окружающем и собственной личности не нарушается, воспоминания о событиях после болезненного расстройства сохраняются.
Сомноленция (сонливость)- длительное (часы, дни) состояние, напоминающее дремоту.
Ориентировка при этом не нарушена. Чаще это происходит на фоне нейротропной интоксикации (отравление алкоголем, снотворными и др.).
Оглушение – состояние неполного бодрствования, для которого характерны утрата или нарушения разной степени выраженности связности мыслей и действий, в связи с грубым расстройством внимания, сонливость. Больные вялые, заторможенные, не сразу реагируют на обращенные к ним вопросы; сообразительность снижена, память ослаблена.
Оглушение бывает различной степени выраженности и наблюдается при диабетической гипергликемии, крупозном воспалении лёгких, перитоните, нейроинфекциях, при анемии, тифах и др.
Сопор (лат. «беспамятство»)- глубокая стадия оглушения.
Кома- состояние полного выключения сознания.
Кома и обморок отличаются друг от друга не только внешними клиническими проявлениями, но и причинами их вызвавшими, и характером течения.
При коме и глубоком сопоре, кроме нарушения сознания наблюдаются другие симптомы:
Нарушение нормального ритма дыхания , в тяжелых случаях дыхание становится хаотичным, может даже наблюдаться угнетенное дыхание;
Нарушенная реакция зрачков на свет (нарушенные движения глаз, наблюдаемое при подъеме век или плавающие движения, фиксация взгляда).
Неврологические (инсульт, эпилептический статус, опухоли мозга, ЧМТ, и др.);
Метаболические (сахарный диабет, гипотериоз, надпочечниковая недостаточность, печеночная недостаточность и др.);
Гипоксия (асфиксия, тяжелая сердечная недостаточность);
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе своей жизни должен воспринимать мир, вычленять те или иные моменты деятельности, иметь представление о том, что ему необходимо запомнить, объяснить и сделать. Без этого он не может вступать во взаимодействие с другими людьми, играть, удовлетворять свои потребности, трудиться или обучаться. То есть для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.
В истории естествознания предпринимались многообразные попытки найти место психики в природе. Так, можно выделить группу теорий, где критерий психического был внешним по отношению к форме существования организма или предмета. Согласно одной из них, душой наделена вся природа, в том числе неживая (панпсихизм). В соответствии с другой теорией психика приписывалась всему живому, включая растения (биопсихизм). Антропопсихизм наделял психикой только человека, а животных и растения относил к «живым автоматам». Приверженцы нейропсихизма относили психику только к существам, обладающим нервной системой и т. д. Присутствие психики у некоего существа объяснялась его принадлежностью к некоторому классу объектов, а наличие психики у этого класса считалось аксиомой.
Другую группу образуют более современные теории, сторонники которых в качестве критерия психического используют его внутренний, функциональный характер. Ученые, придерживающиеся этих теорий, пытаются выявить наличие психики не «ниже, чем у животного мира». Тем не менее выдвинутые ими критерии психического также указывают на различные очаги местонахождения «порога» психического: способность к поисковому поведению, к «гибкому» приспосабливанию к среде (к индивидуальному обучению), способность к анализу действия во внутреннем плане и др.
Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Под последними («абиотическими») понимают такие «виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют» естественным образом в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не играют никакой роли в процессе жизнедеятельности организма, не питают и не разрушают его. Однако, находясь в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами, они являются их потенциальными сигналами. Соответственно, как только живой организм свидетельствует о способности отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, можно говорить о том, что его возможности выживания в сравнении с другими живыми организмами, не приобретшими такие способности, значительно расширяются. Так, способность слышать звуки или различать их помогает живому организму, объективно не зависящему от их наличия или отсутствия (звук нельзя есть, пить и т. д.), найти источник питания или избежать смертельной опасности.
Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к основным функциям психики относятся:
1. Отражение, создающее образ среды, где функционируют живые существа. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, отражение имеет объективный и субъективный аспекты. «Объективно» отражение означает двигательное реагирование на данный агент, а субъективно оно проявляется во внутреннем ощущении (переживании) агента.
2. Ориентация во внешней среде (осознание человеком своего места в окружающем мире).
3. Удовлетворение потребности в контактах со средой (регуляция поведения и деятельности). Контакты, в свою очередь, являясь своего рода обратной связью, дают представление о правильности отражения.
Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания относительно стабильного состава внутренней среды. Организм постоянно регулирует объем питательных и минеральных веществ и жидкости. В случае необходимости в чем-либо, что поддерживает нормальную жизнь и развитие организма, возникает особое состояние, именуемое потребностью (главная движущая сила любого поведения). Потребности подразделяются на физиологические и социальные.
Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. Такими потребностями обладают и все животные. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).
В определенный период времени преобладающей является только одна какая-либо потребность, а другие находятся в подчиненной позиции. Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Прежде ученые включали в процессы жизнедеятельности только усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. д. Теория Леонтьева позволяет расширить эти границы, включив в них активность, «вставленную» между актуальной ситуацией и обменом веществ, или так называемым биологическим витальным актом. Эта активность позволяет обеспечить биологический результат в условиях, объективно не позволяющих ему реализоваться сразу. Животные могут мигрировать в поисках водопоя, а растения не способны перебраться на другой, более солнечный берег. У растений нет психики. При этом практически все животные демонстрируют сигнальное поведение, что дает основание для вывода о наличии у них психики.
Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.
Для дальнейшего объяснения связи психики и поведения необходимо ввести несколько понятий.
Раздражимость – это «способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия». Даже корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, содержащимся в почве (соприкасаясь с ними, корни начинают всасывать «пишу»). В отличие от «отражения» раздражимость не имеет субъективного аспекта.
Чувствительность – это «способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами».
Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы являются более простыми. Они закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции. При переходе к описанию более сложных форм врожденного поведения мы сталкиваемся с инстинктами, которые вместе с безусловными рефлексами образуют наследственную программу поведения. При этом отметим, что врожденная программа поведения не дает гарантии выживания, приспособления каждого живого организма к постоянно изменяющимся условиями внешнего мира. Организму требуется собственный, индивидуальный опыт, который формируется под влиянием и на основе приобретенной программы поведения, базирующейся на условных рефлексах и навыках.
Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни, чему способствует образование временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы.
Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.
Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение. Первое является реакцией на сильный посторонний раздражитель, который не связан с выработанным условным рефлексом, а второе (известно также как угасание) возникает, когда в течение длительного срока отсутствует подкрепление безусловным раздражителем. Следовательно, условные рефлексы и навыки, не имеющие для человека жизненно важного значения, не востребованные им и не подкрепляемые, начинают угасать, а на их месте зарождаются и развиваются другие формы поведения.
В процессе практической деятельности важнейшие человеческие качества приобретает восприятие и его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Ребенок, манипулируя объемными, близлежащими и удаленными предметами, открывает, что предметы и пространство имеют ширину, высоту, глубину. Благодаря этому человек учится воспринимать и оценивать формы.
С деятельностью связано и воображение: человек представляет или воображает, что когда-либо выступало в опыте, было элементом, условием какой-либо деятельности.
Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти (структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и т. д.).
Некоторые формы мышления идентичны практической деятельности (так называемое практическое мышление). Более развитые формы – образное и логическое мышление – выступают в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Для определения еще одного вида деятельности, связанного с психикой, используется словосочетание «речевая деятельность», которая является высшей функцией центральной нервной системы, важным механизмом интеллектуальной деятельности человека и формой общения людей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО
§2. Психика и деятельность
§2. Психика и деятельность Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи — своим
Психика и тело
Психика и тело Очевидно, что, размышляя о том, как работает гипнотерапия, нам необходимо лучше разобраться в соотношении между психикой и телом. Роль генетических, средовых, социальных и других факторов в истории болезни общепризнанна. Поэтому больше неприемлемо
6. ПСИХИКА, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Психика в действии
Психика в действии Посвящается моей матери Саре Гордон
Психика и сознание
Психика и сознание Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия,
Психика и деятельность
Психика и деятельность Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивови направляется на определенную цель;оно разрешает ту или иную задачуи выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю
1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?
1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯМы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют в нем
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе
Мозг и психика
Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. За всю историю развития психологических знаний это положение никем не оспаривалось, а лишь развивалось и углубляясь по мере поступления
Мозг и психика
Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации
Мозг и психика
Мозг и психика Связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое.И. М. Сеченов и
9. Миф, магия и психика
9. Миф, магия и психика Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое заново в структуре мозга каждого индивидуума. Карл Юнг <28>Настало время бегло повторить пройденное. Вот что мы изучили за время нашего