Что относится к основным антропометрическим показателям физического развития детей дошкольного
Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения
Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03
Статья просмотрена: 6371 раз
Библиографическое описание:
Волкова, С. И. Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения / С. И. Волкова, Н. С. Шляпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25718/ (дата обращения: 26.12.2021).
Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния их здоровья. Важно отслеживать антропометрические параметры человека, начиная с первых дней жизни, при наличии малейших морфофункциональных отклонений начинать коррекционную работу.
Цель работы: исследовать антропометрические параметры у детей МБДОУ «Красносельский д/с» Арзамасского района Нижегородской области.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).
Исследовать соматометрические показатели (рост, вес, обхват грудной клетки) детей МБДОУ «Красносельский д/с» в возрасте от 3 до 7 лет, а также вычислить индексы массы тела (индекс Кетле) и крепости телосложения (индекс Пинье).
Изучить физиометрические параметры: пульс, АД.
Исследовать гармоничность развития дошкольников.
В исследовании участвовало 102 ребёнка, в том числе 23 воспитанника младшей группы (3–4 года), 26 воспитанников средней группы (4–5 лет), 27 воспитанников старшей группы (5–6 лет) и 26 воспитанников подготовительной группы (6–7 лет).
Антропометрические показатели детей оценивались с помощью центильных таблиц. В центильных таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-го центиля [3].
Результаты наших исследований занесены в таблицы. С помощью центильных таблиц нами были определены коридоры, в которых находится каждый из измеренных параметров, проведен анализ данных в сравнении с возрастными нормами и выявлены отклонения в той или иной возрастной группе, которые наглядно отображены на диаграммах.
Показатели артериального давления и пульса воспитанников МБОУ «Красносельский детский сад»: в сравнении со среднестатистическими показателями
Возраст
Артериальное давление(мм рт. ст.)
Пульс (ударов в мин)
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич показатели
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич. показатели
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич. показатели
Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки большинства мальчиков младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Таблица 2) имеют средние значения.
Рост многих 3-летних девочек младшей группы (Таблица 3) оказался ниже среднего при повышенном весе, а у 4-леток — выше среднего был и рост и вес. У большинства девочек 6,5 лет показатели роста и веса превышали средневозрастную норму. Средние показатели окружности груди у девочек 3 и 6,5 лет также были немного выше нормы.
Кроме того, нами рассчитан индекс массы тела (ИМТ) — индекс Кетле, который характеризует телосложение (при его значении у взрослого человека 29 — наблюдается ожирение; у детей ИМТ оценивался с помощью центильных таблиц [1].
Оказалось, что у 25 % мальчиков и 37 % девочек младшей группы индекс Кетле очень высокий (тучность или ожирение). Необходимо усилить наблюдение за здоровьем таких детей, им нужна консультация эндокринолога.
В средней группе у 25 % мальчиков недостаточная масса тела, у большинства девочек этой группы индекс массы тела в норме, но есть небольшой процент девочек с очень высоким (у 7 %) или очень низким (у 14 %) индексом массы тела, что указывает на их дисгармоничное развитие.
У детей старшей и подготовительной групп индекс Кетле в среднем говорит о гармоничности развития.
Индекс Пинье — индекс пропорциональности между показателями роста, массы тела ребенка и окружностью его грудной клетки — показывает крепость или слабость телосложения (чем выше его значение, тем слабее телосложение) [1].
Средний показатель индекса Пинье тела у девочек младшей группы (3 лет) оказался пониженным по сравнению с нормой, что говорит о завышенной массе их тела. Напротив, повышен был средний показатель индекса Пинье у мальчиков подготовительной группы (6 лет), что указывает на их слабое телосложение. Средний показатель индекса Пинье у девочек 5 лет и у мальчиков 3 лет оказался немного ниже нормы. У остальных детей средние величины этого показателя не отклоняются от нормы.
Резких отклонений от нормы физиометрических параметров (ЧСС, артериальное давление), вызывающих опасение за здоровье детей, не выявлено (Таблица 1).
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Таким образом, выявленные особенности соматофизиологических показателей могут быть использованы при проведении комплексной оценки состояния здоровья детей, при создании критериев оценки влияния учебной нагрузки на организм детей. Дети с дефицитом массы тела должны наблюдаться педиатром. Дошкольников с избытком массы тела и недостаточным ростом необходимо направить на консультацию к эндокринологу. Наличие отклонений в физическом развитии, а также нарушения здоровья детей должны быть учтены при разработке программ дошкольного воспитания и образования в конкретном образовательном учреждении.
Сопоставление средневозрастных показателей физического развития мальчиковМБДОУ «Красносельский детский сад» и стандартизированных показателей физического развития мальчиков в возрасте 3–6,5 лет
Возраст, лет
Кол-во детей
Длина тела, см
Масса тела, см
Окружность грудной клетки, см
Ср. знач. (факт.)
Центили
Ср. знач. (факт.)
Центили
Ср. знач. (факт.)
Показатели физического развития детей 4–7 лет.
Рузана Атабиева
Показатели физического развития детей 4–7 лет.
Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май, когда проводится диагностика физического развития дошкольников.
Скорость бега на 10м с хода (с).
4года: м-3,0-2,3; д- 3,2-2,4
Скорость бега на 30м со старта (с)
4 года: м-9,8-7,9; д-10,2-7,9
Длина прыжка с места (см)
4года: м-64,0-91,5; д-60,0-88,0
5лет: м-82,0-107,0; д-77,0-103,0
6 лет: м-95,0-132,0; д-92,0-121,0
7лет: м-112,0-140,0; д-97,0-129,0
Дальность броска набивного мяча (1кг) из-за головы (см):
4года: м-125,0-205,0; д-110,0-190,0
5лет:м- 165,0-260,0; д-140,0-230,0
Скорость бега на 90м (с):
5лет: м-37,3-27,3; д-37,0-26,2
Скорость бега на 120м (с):
6лет: м-38,6-30,6; д-40,8-30,2
Скорость бега на 150м (с):
7лет: м-41,6-33,9; д-43,9-34,9
Бег на 300м (с):
6лет: м-105,1-85,8; д-107,2-84,2
7лет: м-97,3-81,8; д-101,2-84,6
Эти данные, я, нашла у Зимониной Валентины Николаевны, автора многих изданий, способствующих повышению качества работы инструктора по физической культуре и росту его профессионального мастерства.
Антропометрические показатели и типы телосложения. Учёт особенностей физического развития инструктором в детском саду Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает : • анализ показателей, позволяющих определить состояние.
Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы. По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире.
Формы физического воспитания детей до з х лет Презентация о средствах физического развития детей первого года жизни. Гимнастика и элементы массажа. Предлагается несколько комплексов.
Методическая разработка «Мониторинг физического развития детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский.
Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальностью данной работы является то что в настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия.
Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.
Положение о смотре-конкурсе «Лучший мини-центр физического развития детей возрастных групп» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» г. ТАРКО – САЛЕ Положение.
Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.
Роль физического воспитания и развития для детей раннего возраста. От чего зависит здоровье? Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных и биологических факторов. Считают, что вклад.
Социальное партнерство ДОО и семьи по вопросам здоровья и физического развития детей в контексте требований ФГОС ДО Реализуя образовательную область «Физическое развитие», мы поставили перед собой цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения.
Некоторые антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста
Дата публикации: 29.01.2018 2018-01-29
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Некоторые антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста / З. А. Кахаров, И. И. Саттибоев, Д. Ш. Туланов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48044/ (дата обращения: 26.12.2021).
Изучение физического развития детей имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целью данной работы явилась изучить физического развития детей дошкольного возраста проживающих в условиях города Андижан Республики Узбекистан.
Задачей данной работы была проведение антропометрических исследований среди детей дошкольного возраста.
При этом объектом исследования явились практические здоровые дети узбекской национальности от периода новорождённости до 7 лет жизни проживающие в условиях города Андижана Республики Узбекистан.
Работа была выполнена с применением адекватных антропометрических и вариационно- статистических методов.
Проведенная нам работа показала, что масса ребенка после рождения в течение первых шести месяцев увеличивается почти в 2,2 раза (у новорожденного 3,3±0,4 до 7,2± 0,1 кг у детей 4–6 месяцев), затем постепенно увеличивается к концу второго года достигает 12,9 ± 0,1 кг и на 3 году резко увеличивается до 15,0 ±0,1 кг, а в последующих возрастах почти равномерно увеличивается.
При этом масса ребенка от рождения до конца 7 лет увеличивается почти 6,5 раза, при этом наиболее интенсивно увеличивается в течение первых шести месяцев, на 3 году и в 5 летнем возрасте. Следует отметить, что масса от 7 до 12 месяцев почти не изменяется.
Данные показали, что длина тела (рост) ребенка в течение первого года жизни увеличивается почти в 1,5 раза (от 51,8± 0,2 до 72,7 ± 0,7 см), затем в течение первых трех лет рост резко увеличивается и достигает 99,1 ± 0,4 см, а в последующие годы постепенно увеличивается. Нами отмечено, что рост ребенка наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев и от 1 до 3 лет. При этом рост бенка от рождения до 7 лет жизни увеличивается в 2,3 раза. Выявлено, что рост ребенка от 4 до 7 лет несколько замедляется.
Возраст
Антропометрические показатели
Масса
Рост
Длина
корпуса
Расстояние между точками супрастернале исимфизион
Ширина
Плеч
Результаты показали, что длина корпуса (рост минус длина нижней конечности) в течение первого года жизни увеличивается в 1,5 раза) от 32,4 ± 0,2 до 46,8 ± 0,2 см, затем увеличивается постепенно. Длина корпуса от периода новорожденности до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза. При этом наиболее интенсивное увеличение наблюдается в течение первых трех месяцев жизни.
По полученным результатам, расстояние от супрастернальной точки до симфиза (длина тела) в течение первого года жизни увеличивается в 1,4 раза (от 20,5±0,1 см до 28,0±0,2 см), а последующих возрастах увеличивается постепенно. Нами установлено, что это расстояние в течение первых семи лет жизни увеличивается в 2 раза, при этом этот показатель наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев жизни и на 2 и 3 году жизни, затем рост длины тела замедляется.
По полученным результатам, ширина плеч от рождения до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза (от 14,1±0,1 до 30,2±0,1 см). При этом наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни (до 18,0± 0,5 см) и на 3 году жизни.
Изучение длины верхней конечности показало, что длина свободной верхней конечности от рождения до конца7 лет увеличивается от 21,5±0,1 до 50,9±0,2 см. При этом указанная длина наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни, от 1 года до конца 3 года, а в остальные периоды жизни несколько замедляется. Длина верхней конечности после рождения в первые семь лет жизни увеличивается в 2,4 раза.
Данные показали, что длина плеча после рождения в течение первых трех месяцев жизни увеличивается в 1,1 раза (от 9,1±0,06 до 10,4±0,08 см, затем рост длины продолжается. Длина плеча на протяжении первых семи лет жизни увеличивается более чем в 2 раза и при этом наиболее интенсивный рост отмечается в течение первых трех месяцев, на втором году и на четвертом году жизни.
Возраст
Антропометрические показатели
Длинасводной
верхней конечности
Длина плече
Длина пред-плечья
Длина кисти
Длинасводной
нижней конечности
Длина бедра
Длина голени
Длина стопы
Результаты исследования показали, что длина предплечья после рождения от периода новорожденности до конца 7 лет происходит постепенно. При этом длина предплечья в изученных возрастных периодах увеличивается в 2,4 раза и наиболее интенсивный рост происходит в течение первых трех месяцев и на втором году жизни.
Антропометрические измерения кисти показали, что его длина после рождения до конца 7 лет постепенно увеличивается. При этом она увеличивается более чем в 2 раза. Отмечено незначительное интенсивное увеличение длины кисти на втором году жизни.
Длина свободной нижней конечности в течение первого года жизни увеличивается в 1,6 раза (от 20,4±0,1 до 32,4±0,2 см) и на 2 году жизни резко увеличивается (до 41,8±0,3 см). а в последующих изучаемых возрастах в увеличении наблюдается равномерность.
По результатам наших исследований, длина бедра от рождения до конца шести месяцев жизни увеличивается в 1,6 раза (от 9,0±0,06 до 14,5±0,1 см), а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно. При этом длина бедра от рождения до конца 7 лет жизни увеличивается в три раза и при этом наибольший рост отмечается в течение первых шести месяцев жизни ребенка.
Длина голени в течение первых шести месяцев увеличивается в 1,5 раза (от 7,8±0,05 до 11,1 ± 0,1 см), затем до конца первого года рост замедляется и на 2–3 годах жизни рост вновь увеличивается, а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно (до 24,9±0,1 см).
У детей от рождения до 7 лет жизни длина стопы увеличивается постепенно и увеличивается равномерно в 5 раза (от 7,5± 0,06 до 18,5 ±0,1 см). При этом рост длины стопы от периода новорожденности до конца 7 лет происходит почти равномерно.
Основываясь на полученные данные можно сделать предварительные выводы, что различные составляющие тела детей от рождения до 7 лет жизни увеличиваются различной интенсивностью.
Консультация для родителей «Антропометрия детей дошкольного возраста»
Оценка физического развития детей проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка (обычно, съем антропометрических данных проводится 2 раза в год). Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение роста). Дополнительно могут использоваться измерения окружности головы и грудной клетки. Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.
Оценка физического развития детей проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНО
ВЕС И РОСТ РЕБЕНКА.
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливость и работоспособность организма.
ДЛИНА ТЕЛА – наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме.
Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела (рост) у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.
Для определения соответствия роста возрастным нормам можно воспользоваться следующими формулами:
Рост мальчика = ( 6 х возраст ) + 77
Рост девочки = ( 6 х возраст ) + 76
МАССА ТЕЛА отражает степень развития костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки) и зависит как от генетической заданности, определяющей конституционные особенности ребенка, так и от факторов внешней среды (в том числе и от физической нагрузки).
Масса тела может рассчитываться по формулам:
2 х возраст + 9 ( для детей от 2 до 5 лет )
3 х возраст +4 ( для детей от 5 до 12 лет )
Превышение массы тела на 10% называется ожирением и требует коррекции. Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.
Одним из показателей физического развития является окружность груди.
Средние показатели окружности грудной клетки
Что относится к основным антропометрическим показателям физического развития детей дошкольного
Антропометрические показатели развития ребенка
Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.
Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых условий жизни трудящихся.
На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.
На 3-5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150-200 г, но не более чем на 300 г (см. раздел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10-12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.
Таблица 2. Прибавка массы тела на 1-м году жизни
Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48-52 см. В отдельных случаях первоначальная длина тела может достигать 50-56 см.
Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.
После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказывают факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. К заболеваниям, которые оказывают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.
В последнее время считается установленным, что современные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов; 3) увеличении средних показателей массы тела и роста у детей всех возрастных периодов; 4) увеличении других параметров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более раннем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появлении ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения может рассматриваться как внешнее выражение благоприятно изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.
Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка.
Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5-1 см, а масса увеличивается.
Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормления. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и правильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возраста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12). При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посередине площадки весов.
Рис. 11. Взвешивание ребенка на горизонтальных весах
Рис. 12. Взвешивание ребенка на медицинских весах
Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года применяется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка укладывают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из персонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в это время к стопам передвижную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по прикрепленной сантиметровой ленте).
Рис. 13. Ростомер горизонтальный
Рост у детей старшего возраста (начиная с 1 1 /2 лет) измеряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза были на одной горизонтальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра.
Рис. 14. Ростомер вертикальный
Для измерения окружности груди ленту накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.
Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.
При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.