Что относится к организационным средствам дистанционного обучения
Средства дистанционного обучения
Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:
• учебные электронные издания;
• компьютерные обучающие системы; аудио-, видеоучебные материалы;
• компьютерные сети и многое другое.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:
• компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;
• гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;
• возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
• удобство пересылки по электронной почте.
Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие системы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:
• индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
• обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
• сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
• демонстрировать визуальную учебную информацию;
• моделировать и имитировать процессы и явления;
• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
• формировать умение принимать оптимальные решения;
• повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
• передать культуру познания и др.
Аудио- и видеоучебные материалы — записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены
обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети — средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. Появилось понятие URL (Universal Resourse Locator — универсальная ссылка). Наиболее современные средства компьютерных телекоммуникаций, такие как WWW, учитывают это понятие и делают процесс цитирования источников чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же получить полный текст источника. В результате меняется сам способ изложения научных и педагогических текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле вообще, в тексте остаются только ссылки по URL, позволяющие сразу же получить нужный текст цитаты.
Все сказанное выше дает основание утверждать, что применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). ДО при этом получило уже новое качество — учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное — временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного «океана».
3.20.11. Организационные формы дистанционного обучения
В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — ис-
пользуются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.
Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.
Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют:
• специального оборудования, макетов, имитаторов,
• тренажеров, химических реактивов и т.д.
Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль дистанционного образования — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
Тьюториалы — последовательно организованные консультации, назначение которых:
• способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;
• формировать такие качества слушателей, как
— способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
— умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;
— умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
— умение анализировать и оценивать действия свои и других.
Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тыоториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:
• разработка программы для каждого тьюториала;
• определение его продолжительности с указанием предела во времени;
• разработка структуры тьюториала;
• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации, что особенно важно при повышении квалификации в конкретной профессиональной области.
Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с помощью нетрадиционных методов должно проводиться преподавателями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод
анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» группы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристики технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.
По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:
• чувство новизны и актуальности;
• высокое методическое мастерство;
• умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;
• четкий стиль изложения;
• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.
Интерес представляют исследования, проведенные в British Open University, которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:
• вежливое, уважительное обращение;
• ясная и объективная система оценок;
• объяснение и обоснование выставляемых оценок;
• понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;
• подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на сторону обучаемых;
• отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;
• поддержка и подстраховка с сохранением объективности;
• содержательные и доброжелательные по форме комментарии;
• наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);
• наличие стимулов к дальнейшему продвижению;
• отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;
• возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем; быстрый отклик.
Итак, дистанционное обучение сегодня — это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.
Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.
Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, — это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной информации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться профессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.
Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне начальной и средней школы практически исключено, эта форма обучения перспективна в системе профессионального образования — в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.
Средства дистанционного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация средств обучения в вузе
Средства обучения, или дидактические средства – это элементы учебной среды, используемые для построения учебно-воспитательного процесса и плодотворного взаимодействия с обучаемыми. В более узком значении средства обучения – это материальные объекты, которые предназначены для реализации педагогического процесса, а также отдельные виды деятельности (игровая, учебная и др.).
Для классификации средств обучения используют следующие подходы:
Обучение студентов будет эффективным только если материальные и идеальные средства обучения используются комплексно, взаимно дополняя друг друга.
Дидактический материал или какое-либо отдельное устройство не могут выступать сами по себе или в качестве технического средства обучения, средством обучения они становятся только вследствие их соединения. Для повышения эффективности обучения важен способ применения используемых средств обучения, их интенсификация и активизация.
Технические средства обучения в вузе
Готовые работы на аналогичную тему
Если в основу деления средств обучения положить чувственные модальности, обеспечивающие восприятие внешних сигналов, можно выделить следующие группы: аудиосредства, визуальные средства, аудиовизуальные средства.
Аудиовизуальные средства часто выделяют в отдельную самостоятельную группу. Иногда аудиосредства и аудиовизуальные средства объединяют в одну группу средств – экранные средства, поскольку основным источником информации выступает изображение, выводимое на экран. Однако в таком случае ведущим рядом чаще всего выступает зрительный ряд, а не слуховой.
Среди всего арсенала учебных средств в обучении студентов широко используется учебное кино. К наиболее распространенным типам учебных фильмов относятся:
Компьютерные средства обучения
В вузах широко используются компьютерные средства обучения. К ним относятся следующие группы средств обучения:
Методы и средства дистанционного обучения
Методы и средства дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудио конференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.
Средства обучения могут представлять собой:
· 1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
· 2. Сетевые учебно-методические пособия;
· 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
· 4. Аудио учебно-информационные материалы;
· 5. Видео учебно-информационные материалы;
· 6. Лабораторные дистанционные практикумы;
· 7. Тренажеры с удаленным доступом;
· 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
· 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
· 10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);
· 11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);
· 12. Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:
· Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
· Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.
· Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.
· Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.
· Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры,
широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.
Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно- ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.
Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Организационные формы дистанционного обучения. Реферат.
Реферат по дисциплине:
«Современные образовательные и информационные технологии
в области преподавания английского языка»
«Организационные формы дистанционного обучения»
Меньшикова Людмила Владимировна
Мы живем в технологическом обществе, на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют основополагающую роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства, а также образования.
Интернет – один из величайших плодов цивилизации, открыл широчайшую дорогу к познанию, культуре, взаимопониманию народов, отдельных людей, толерантности. Развитие интеллектуального потенциала нации – задача всей системы образования. Только через систему образования можно воспитать в людях умение самостоятельно мыслить, решать, что хорошо, а что плохо с моральной, профессиональной, общекультурной, общечеловеческой точек зрения. Для этого необходимо с детства формировать у детей способность к самостоятельному критическому мышлению.
Мы начинаем серьезный разговор о новой форме обучения – дистанционной, основой которой является компьютер и интернет – технологии. Одна из главных задач образования – совершенствование учебного процесса, более эффективная организация познавательной деятельности ученика, а любые технические, информационные средства остаются именно средствами решения дидактических задач.
Цель данного реферата – рассмотреть понятие дистанционного обучения, термины дистанционного обучения, организационные формы дистанционного обучения.
Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения:
Разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
Использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
Обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;
Преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя.
Статус дистанционного обучения – самостоятельная форма обучения, то есть самостоятельная система обучения.
Важно рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения, следовательно, как систему. Система обучения предполагает этап проектирования, который в свою очередь предусматривает: определение общей концепции системы обучения, адекватных целей, отбор соответствующего содержания обучения, его структуризацию с учетом используемой формы обучения, ее специфики (специфики дистанционного обучения) отбор методов (то есть педагогических технологий), организационных форм обучения, адекватных общей концепции и целям обучения, и, наконец, средств информационных технологий, других средств обучения и организации учебного процесса.
Ключевым словом дистанционного обучения является интерактивность – постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся между собой в учебном процессе.
Средства реализации всех компонентов системы дистанционного обучения оказывают специфическое влияние на каждый из компонентов системы обучения, обуславливая их отбор, структуризацию, организацию.
Система управления познавательной деятельностью учащихся также обусловлена спецификой используемых услуг Интернет.
Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что с перспективой широкого внедрения дистанционного обучения в практику образовательных учреждений встает задача подготовки студентов педагогических вузов не только для очного, но и для дистанционного обучения. Это должно входить в программу подготовки специалистов педагогически университетов.
Итак, дистанционное обучение – это новая форма обучения, то есть система обучения со своим компонентным составом: целями, содержанием, методами, организационными формами, средствами обучения.
Составляющие дистанционного обучения
Дистанционное обучение базируется на трех составляющих: технологической, содержательной и организационной.
Технологическая составляющая немыслима без соответствующей материальной базы и программного обеспечения, что требует как единовременных капиталовложений (компьютеры, сети, программное обеспечение), так и постоянных (техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, апгрейд и т.д. ).
Содержательная часть требует не меньших, если не больших затрат. Сюда входят создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, специализированных сайтов и порталов, методическая поддержка.
Организационная часть предусматривает обучение и переподготовку преподавателей дистанционного обучения, педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения, то есть организацию и проведение учебного процесса.
Организационные формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при дистанционном обучении состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длительность их различна. В некоторых случаях контактный период в процессе обучения может вообще отсутствовать.
В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в средствах дистанционного обучения, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения.
Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических форм обучения при их использовании в дистанционном обучении, подразумевая их, поэтому, и как формы дистанционного обучения.
В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В дистанционном обучении особое значение имеют установочные лекции.
Общие требования к лекции в дистанционном обучении сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержания, органическая связь с другими видами учебных занятий. Вполне удовлетворяется и требование эмоциональности изложения, оно достигается в аудио- и видео-вариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. Например, улыбка на экране отображается комбинацией знаков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу :-).
Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нереальном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на экран – и для фронтального варианта.
Подходы к проведению лекций в дистанционном обучении разнообразны. Более целесообразно, применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).
Терминологически понятие «электронная лекция» трактуется в научно-педагогической литературе по-разному. Например, И.В. Бочарников считает, что это – программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям не конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, т.к. на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения, понимания учебного материала, отношение к нему и другие функции.
Другие специалисты включают в это понятие иной смысл. Это – набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя, кроме собственно текста лекций, еще дополнительные материалы – выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов.
Для того, чтобы оценить значимость таких подходов, целесообразно привести некоторые недостатки так называемого классического проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождаемой демонстрациями плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, когда студент либо занят фиксацией его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку, вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе и понятном изложении. Часто бывает и наоборот: и темп ускоренный, и речь не вразумительна. Во втором случае, осуществляется активная работа внемлющего по пониманию, но порой невозможна качественная или детальная фиксация содержания лекции. Ни темп, ни ритм речи не поддается, как правило, коррекции со стороны обучаемого. Понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений лектора является всегда сложным делом.
Первая встреча с материалом в письменной форме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя это не совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следует консультация, проводимая, например, по электронной почте.
Семинары. Они являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило, на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, в создании видимости активности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискуссии.
Семинары могут проводиться в дистанционном обучении с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видео-вариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается некоторая необычность интерьера, начиненного аппаратурой, отвлечение внимания и др.
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (то есть при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как его участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит расширенно и асинхронно и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара.
Исследования психолого-педагогических проблем проведения электронных семинаров и другие исследования, показали возможность и педагогическую эффективность применения электронных семинаров на практике.
Консультации. Это – одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого: внимание, память, воображение и мышление).
В дистанционном обучении используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции. Выбор средств информационно – компьютерных технологий определятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
Дистанционное обучение в школе
Востребованность дистанционного обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы. Рассмотрим преимущества использования дистанционного обучения в школьном образовании:
При дистанционном обучении каждый ученик имеет возможность работать в удобное для себя время, уделять изучаемому вопросу столько времени, сколько необходимо для его усвоения. Никто его не торопит (кроме общего графика работы). Он имеет возможность углубиться в проблему, ознакомиться с дополнительными материалами в сети.
Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих
изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных
учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для
школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для
системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным
конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность
учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.