Что относится к операционному риску
Журнал ВРМ World
Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций
Операционные риски. Основные понятия, методы управления
В статье рассказывается об основных видах операционных рисков, а также о
способах их оценки и управления.
В 90-е годы прошлого столетия финансовые компании сосредоточили свое внимание на развитии управления финансовыми рисками. К этому их вынудили:
Затем серьезное внимание стало уделяться методам оценки и управления рыночными рисками. Далее появился интерес к кредитным рискам. К концу 90-х годов компании и надзорные органы все больше стали интересоваться рисками, «отличающимися от рыночных и кредитных». Их и назвали операционными. Эта собирательная категория включает в себя рисковые ситуации, связанные с такими случаями, как:
Примеры
Примерами операционных рисков являются:
Исторически, операционными рисками считались неизбежные издержки ведения бизнеса.
Трудности и история развития
Установить и контролировать определенные уровни рыночных и кредитных рисков не сложно. А вот выявить и оценить уровни операционных рисков и их источники — задача нетривиальная.
Финансовые организации и нормативные органы не могли прийти к согласию по поводу случайных обстоятельств, которые можно отнести к операционным рискам. Причислить ли к этой категории юридические и налоговые риски, некомпетентное управление, а также риски репутации? Дебаты велись не только на научном уровне. Они охватывали весь масштаб потенциальных проектов управления операционными рисками.
О других видах рисков и о том, как управлять структурой активов и пассивов банка, риском ликвидности и процентным риском банковской книги – можно узнать здесь.
Еще одна проблема состояла в том, что операционные риски не всегда можно подразделить на четкие категории. Потери часто возникают в результате сложного сочетания событий, что затрудняет прогнозирование и моделирование рисковых ситуаций.
Затем, в апреле 2003, были внесены некоторые изменения. Окончательная версия соглашения Basel II появилась в 2004 году. Согласно решению Базельского комитета (Basel II, 2004 год), операционным риском считается риск потерь, связанных с неадекватными или неудачными внутренними процессами, системами или человеческими ошибками, либо с внешними событиями. И хотя риски применимы к любым бизнес-организациям, особую актуальность они приобретают в банковской сфере, где регулятивные органы обязаны обеспечить защитные меры против систематических неудач в банковской структуре и в экономике. В Базельском определении фигурируют правовые риски, но отсутствуют риски стратегические, т.е. риски потерь, вызванных неудачными стратегическими решениями. Это определение не учитывают риски потери репутации, хотя очевидно, что некоторые операционные события могут сказаться на «добром имени» компании, вплоть до полного сворачивания бизнеса.
Категории рисков
Базельский комитет выделил семь основных категорий событий, которые приводят к потерям.
Мошенничество внутри компании
Потери, связанные с обманом, незаконной собственностью или несоблюдением законов или правил в компании, в которые вовлечена по крайней мере одна из внутренних сторон.
Потери, связанные с обманом или незаконной собственностью или несоблюдением закона третьей стороной. Сюда относятся воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы.
Должностная практика и безопасность труда
Потери, связанные с действиями, противоречащими законам или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении личного ущерба или за дискриминацию.
Клиенты, продукты и бизнес-практика
Потери, связанные с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией продукции.
Ущерб в отношении физических ресурсов
Потери, связанные с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями.
Сбои в бизнесе и отказы систем
Потери, связанные со сбоями в бизнесе или отказом систем. К этой категории относятся потери в связи отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб.
Исполнение, поставка и управление процессами
Потери, связанные со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с поставщиками и производителями.
Методы управления операционными рисками
Базельский комитет и различные надзорные органы предписывают ряд стандартов управления операционными рисками (Operational Risk Management — ORM) для банков и аналогичных финансовых учреждений.
Дополняя эти стандарты, в Базельском соглашении выделяются три метода расчета капитала для покрытия операционных рисков:
Управление большинством операционных рисков осуществляется внутри самих отделов, где эти риски возникают. IT-профессионалы лучше всего разбираются с системными рисками. Персонал back-офиса может дать нужную информацию по расчетным рискам и т.д. Однако общее планирование, координирование и мониторинг должно обеспечиваться централизованно — отделом управления операционными рисками. Работа должна вестись в сотрудничестве с управлением рыночными и кредитными рисками в общей инфраструктуре ERM.
Рисковые ситуации можно разделить на две крупные категории:
Соответственно, управление операционными рисками должно сочетать в себе как количественные так и качественные методы оценки рисков. Например, расчетные ошибки в торговых операциях банка случаются достаточно регулярно, однако их можно статистически моделировать. Другие ситуации возникают реже, имеют нерегулярную природу, а значит, не поддаются моделированию. К ним относятся террористические акты, стихийные бедствия, мошенничества в торговой сфере.
К качественным методам относятся:
Количественные методы разрабатывались преимущественно с целью распределения капитала по банковским операционным рискам.
Соглашение «Базель II» позволяет крупным банкам оценивать требования к капиталу в отношении операционных рисков основывать на своих собственных внутренних моделях. После появления этого соглашения был проведен ряд независимых исследований, касающихся методов оценки операционных рисков. Технологии заимствовались из таких областей, как актуарное дело и анализ технической надежности.
Рисковые ситуации, возникающие редко, но носящие катастрофический характер могут, в некоторой степени, моделироваться с использованием методов, разработанных для страхования имущества и страхования от несчастных случаев. Ситуации, которые возникают чаще, больше поддаются статистическому анализу.
Для статистического моделирования необходимы данные. Для операционных рисков используются сведения двух типов:
К убыткам может приводить целый спектр событий: ошибки при заключении сделок, мелкое мошенничество, клиентские иски и проч. Потери могут быть либо прямыми (например, в результате кражи), либо косвенными (в случае вреда, нанесенного репутации компании).
Их можно разделить на три категории:
Например, событием может быть невыполненная сделка. Причиной может быть неадекватная подготовка, системная проблема или усталость сотрудника. Последствиями могут быть потери рынка, выплаты контрагенту, иски или подпорченная репутация фирмы. Любое событие может иметь несколько причин и последствия. Если отслеживать все эти три «измерения» для событий, вызвавших убытки, то можно построить матрицу событий, выявляющую частоту, с которой определенные причины вызывают те или иные события и последствия. Даже если не проводить дальнейший анализ, такие матрицы помогут выявить области, где необходимо усовершенствовать процедуры, обучение, подготовку персонала и проч.
Индикаторы рисков отличаются от событий, вызвавших убытки. Они не связаны с конкретными потерями, но указывают на общий уровень операционных рисков. Примеры индикаторов:
С точки зрения моделирования, цель состоит в поиске связей между конкретными индикаторами рисков и частотой событий, которые влекут за собой потери. Если такие связи удается выделить, то далее индикаторы рисков можно применять для отслеживания периодов повышенного операционного риска.
После проведения оценки операционных рисков (качественно или количественно) можно переходить к следующему этапу. Задача состоит в том, чтобы:
Преимущества управления операционными рисками следующие:
[1] Базель II: «Международные стандарты измерения капитала — доработанное соглашение», подготовлено Базельским Комитетом по банковскому надзору. Соглашение рассматривает проблемы определения достаточности банковского капитала, а также методы расчёта необходимой величины капитала для покрытия рисков — кредитных, рыночных и операционных.
Автор: По материалам зарубежных сайтов