Что относится к обязательным элементам религии
Религия
Содержание:
Религия – комплекс представлений, направленных на веру в сверхъестественное, обладающий традициями и обрядами. Выполняет роль удовлетворения духовных потребностей, т.к. является одной из форм культуры.
Религия как социальный институт имеет свою структуру, проповедует собственную идеологию и ценности, регулируя социальные отношения.
Подходы к изучению религии
Теологический | – подход, объясняющий существование высшего существа, которое создало мир. Обосновывает идеологию и учения религии в общественной жизни. |
Философский | — подход не предполагает заранее существование Бога. Главная задача – изучить роль религии в обществе, насколько она познавательна. Подход изучает взаимодействие института религии с другими составляющими компонентами культуры. |
Психологический | – наименее популярный подход. У. Джеймс говорил, что полезность религии показывает истинность. З. Фрейд же в своих работах полагал, что нет ничего сверхъестественного и религия – это иллюзия. Последователь Фрейда К. Юнг опирался на идею массового бессознательного, которое находит воплощение в мифах и религиях. |
Элементы религии
Формы религии
Также выделяют национальные религии, возникнувшие в различных странах (синтоизм, иудаизм, идуизм, конфуцианство и т.д.) Вероисповедание разрешается только представителям данных религий.
Мировые религии – буддизм, ислам, христианство; исповедуются независимо от этнических принадлежностей.
Мировые религии
1) Буддизм – религия, берущая начало в VI в. до н.э. в Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Базовые принципы:
В Буддизме отсутствует образ Бога, как вершителя мира. Главная задача каждого человека – поиск пути к нирване.
2) Христианство – возникает в I в. н. э. в Римской империи. Основой христианства представляется мессианство – приход Божественного посла для избавления всего плохого. Библия – священная книга, состоящая из Ветхого и Нового Завета. Ныне христианство представлено 3 течениями: православие, католицизм, протестантизм. Протестантизм же делится на англиканство, кальвинизм и лютеранство.
3) Ислам – религия, возникнувшая в VII в. н. э на Аравийском полуострове. Коран – священная книга для мусульман, а Сунна – рассказы из жизни пророка. Свод правил поведения – Шариат. Место служений называется мечетью. Священником может стать каждый человек, знающий Коран.
Выделяют религии по количеству Богов:
Церковь – социальный институт, где ключевым элементом представлено вероучение, определяющие жизнедеятельность людей.
Функции религии
Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию: тема Религия
1.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, может помочь
в жизненных неурядицах.
Б. Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.К обязательным элементам религии относится
1) вера в существование сверхъестественного.
2) законодательство о свободе совести
3) активное участие деятелей церкви в политике
4) научное доказательство религиозных догматов
3.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) многообразие художественных стилей
2) признание существования сверхъестественных сил
3) получение достоверных знаний о природе и обществе
4) формирование представлений о прекрасном
4.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия, в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств гипотез и теорий.
Б. Религия оказывает серьёзное влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Ученик прочитал в учебнике о формах (областях) духовной культуры. Сравните две формы (области) духовной культуры: религию и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) основывается на вере в сверхъестественные силы
2) формирует картину мира
3) влияет на мировоззрение человека
4) подвергает результаты познания критическому анализу
6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) объяснение сущности явлений природы и общества
2) использование художественных образов
3) обращение к сверхъестественным силам
4) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла
7.Что отличает религию от других форм духовной культуры?
1) получение достоверных знаний о природе и обществе
2) вера в божественное происхождение мира и человека
3) обоснованность и доказательность выводов
4) создание художественных образов
8.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А) логичность и доказательство выводов 1) религия
Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир 2) наука
В) вера в сверхъестественное
Г) строгое следование ритуалам и исполнение обрядов
Д) объективное отражение действительности
9.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Описание, объяснение и прогнозирование процессов действительности является непосредственной целью
1) искусства 2) науки 3) морали 4) образования
11.Верны ли следующие суждения о религии?
А.Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б.Религия устанавливает определённые нормы поведения верующих и механизм контроля над их исполнением.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) вера в сверхъестественные силы
2) критический анализ результатов познания
3) многообразие художественных стилей
4) формирование представлений о прекрасном
13.Что отличает религию от других форм (областей) духовной жизни общества?
1) создание и использование художественных образов
2) обращение к сверхъестественным силам
3) постоянное обновление знаний о развитии природы и общества
4) приобщение молодёжи к накопленному социальному опыту
14.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире.
Б. Религия включает в себя определённые нормы и правила поведения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, жизненных неурядицах.
Б. Религия привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17.Верны ли следующие суждения о роли религии в современном обществе?
А. Религия регулирует поведение верующих, воспитывает их.
Б. Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно
воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18.Мужчина развёл костер, взял в руки бубен и начал свой танец. Он обращался к духам неба, реки и леса. Данный пример иллюстрирует деятельность в сфере
1) эстетики 2) религии 3) науки 4) морали
19.Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?
20.К обязательным элементам любой религии относится
1) вера в существование сверхъестественного
2) законодательство о свободе совести
3) активное участие деятелей церкви в политике
4) научное доказательство религиозных догматов
21.Учитель на уроке предложил ученикам охарактеризовать науку и религию. Сравните эти две области (формы) духовной культуры.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) объяснение важнейших вопросов в жизни людей
2) вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами
3) поиск объективных теоретических знаний о мире
4) влияние на формирование мировоззрения человека
22.Верны ли следующие суждения о свободе совести?
Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определённые социальные нормы и механизм контроля над их
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предписывает верующим соблюдение определённых правил поведения.
Б. Религия предполагает веру в сверхъестественные силы.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25.Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения, называется
26.Учитель объяснял учащимся тему «Духовная культура». Сравните две формы (области) духовной
культуры: науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) способствует познанию мира
2) создаёт художественные образы
3) влияет на мировоззрение человека
4) стремится к объективности результатов
27.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.
Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
28.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы, влияющие на судьбы человека и общества.
Б. Религия включает в себя определённые нормы и правила поведения.
верны оба суждения
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29.Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
А. Самая древняя из мировых религий- буддизм возникла в Индии.
Б. Мировые религии распространены на всех континентах земного шара.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
30.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия помогает верующему найти смысл жизни.
Б. Религия влияет на отношение верующих к миру.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31.На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует огромное количество религиозных верований. Сравните два типа религии: мировые и национальные религии.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) вера в чудо, в сверхъестественное
2) неразрывная часть с культурой одного народа
3) наличие культа, обрядов, религиозных традиций
5. Черты сходства: 2,3
21 Черты сходства: 1,4
26 Черты сходства: 1,3
31 Черты сходства: 1,3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-313129
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
4.4. Религия
Религия — это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существовало и существует более пяти тысяч религий.
Общеобязательные элементы религии следующие:
1) признание духовного надмирового Начала — Бога — причиной бытия всего существующего, в том числе и человека;
2) признание за человеком способности к общению, единению с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и заповедям исповедуемой религии;
3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.
Таким образом, религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.
Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.
Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с греческого — Дом Господа. Церковь также означает собрание — широкое объединение людей, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществляющих управление церковной деятельностью, от основной массы прихожан, верующих.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а нередко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.
В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.
Согласно богословско-теологическому подходу человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
Материалистическая теория следующим образом объясняет возникновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, неподвластных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.
Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся знахари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.
Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы.
В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие).
Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования «мировых империй», когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.
Исповедующим такую религию свойственен сильно выраженный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей, что и обусловило их широкое распространение.
Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания. Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.
Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами.
Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения:
1) сущность жизни есть страдание;
2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;
3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;
4) для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.
Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Этим понятием обозначается полное исчезновение, освобождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады».
В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.
Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший людям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть только монах в процессе монашеской жизни.
Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (достичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ.
Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость.
Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.
Разновидности христианства составляют православие, католицизм и протестантизм.
Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римскокатолической (или просто католической) церкви.
Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу православия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости единой апостольской церкви, необходимости крещения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.
Хотя все христианские вероисповедания основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное предание.
Православие отличается от западного христианства (католицизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Царствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очищенной от всякого зла.
В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.
Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.
С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.
Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступления широких народных масс и движение нарождающейся буржуазии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Священного предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.
Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.
Важный принцип протестантизма — положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может заслужить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестантизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протестантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.
Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ранней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосновывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лютеранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.
Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его основателем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направленность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным тезисом кальвинизма стало провозглашение необходимости повиновения народа законной власти.
Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает англиканство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католической церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спасении личной верой.
Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.
Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке были произнесены первые проповеди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.
При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.
Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.
В исламе наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.
В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха.
Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превратилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Корану. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).
Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.
В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функция сводится лишь к толкованию священных текстов.
Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положениями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины (имама).
В настоящее время во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, другие — в политике, третьи — в сфере экономики.
Ислам распространен среди значительной доли населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.
1. Что такое религия? Каковы ее элементы?
2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно-материалистическим подходами к происхождению религии?
3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от мировых религий?
4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?
5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?
6. Каковы основные положения христианского учения?
7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и протестантизмом?
8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные положения?
9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?