Что относится к общественному сектору экономики
Экономика общественного сектора
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественный сектор экономики
В настоящее время широкое признание и распространение среди множества экономических дисциплин получила такая наука, как экономика общественного сектора. Секторальный подход к рассмотрению экономической системы предполагает выделение двух основных секторов экономики: частного и общественного.
Частный сектор направлен на производство, распределение, обмен и потребление частных благ. Его ключевые субъекты – это производители и продавцы, которые нацелены, прежде всего, на извлечение прибыли и ее максимизацию, а также покупатели и потребители, которые нацелены на получение максимальной полезности для себя. Следовательно, важной характерной чертой частного сектора экономики является индивидуальность (включая самостоятельность и независимость) его субъектов.
Общественный сектор чаще всего рассматривают как совокупность государственного и некоммерческого секторов экономики. Государственный сектор заключается в деятельности государства как особого производителя и потребителя, собственника имущества, часть которого аккумулируется в принудительном порядке. Некоммерческий сектор представлен некоммерческими организациями, которые преследуют другие цели, отличные от извлечения прибыли (если прибыль получена, то она используется на достижение уставных целей).
В рамках теории экономики общественного сектора предполагается, что некоммерческие организации являются государственными или функционирующими в целях оказания государственных услуг.
Таким образом, экономика общественного сектора как научная дисциплина представляет собой систему исследований и совокупность получаемых по их завершению знаний об экономической деятельности государства как одного из субъектов рыночной экономики.
Экономическая роль государства как главного субъекта общественного сектора
Государство как один из субъектов экономической деятельности, как правило, занимается выполнением следующих функций:
Готовые работы на аналогичную тему
На основе представленных данных можно констатировать, что экономическая роль государства сводится к изменению нашего благосостояния и оказанию воздействия на экономические стимулы.
Участие государства в экономике признано объективной необходимостью. Она вызвана существованием общественных благ, в которых нуждется каждый член общества. Но в виду их отличительных черт (отсутствие конкуренции в потреблении, отсутствие возможности исключения отдельных субъектов из потребления и отсутствие возможности поделить их) эти блага не производятся в частном секторе экономике – его субъекты не могут извлечь прибыль за счет этого.
Таким образом, производство общественных благ является социальной значимой обязанностью государства в экономической жизни страны.
Современное развитие общественного сектора экономики
Функционирование общественного сектора экономики наравне с частным сектором привело к образованию, так называемой, смешанной экономики. В её основе лежит рыночный организационно-хозяйственный механизм взаимодействия производителей и потребителей, который дополняется механизмом государственного регулирования экономики.
В истории рыночной экономики отмечается возрастание экономической роли государства, при этом национальные рыночно-ориентированные экономики трансформируются в смешанные. Этот тренд экономического развития является долговременным – он отмечается на протяжении последних трёх столетий. Об этом, в частности, свидетельствуют данные об увеличении доли государственных расходов в ВВП стран с развитой рыночной экономикой.
Как правило, увеличение масштабов вмешательства государства в экономику в большей степени проявлялось в периоды экономических кризисов. Это было связано с тем, что выход субъектов рыночной экономики из кризисного состояния облегчается оказанием мер государственной поддержки, принятием государством на себя дополнительных экономических функций. Впоследствии, часть этих функций государство снимает с себя, но не все, что в итоге на протяжении ряда лет выражается в увеличении государственного регулирования экономики.
Общественный сектор
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественный сектор
Общественный сектор – это элемент смешанной экономики, характерной для большинства развитых и развивающихся стран.
Впервые идея о смешанном типе экономики была высказана на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Далее шло ее становление и последующее закрепление, как одной из форм ведения национального хозяйства. Общественный сектор является неотъемлемой частью экономики. Он объединяет совокупность ресурсов, доступ к которым имеют все члены общества в равном отношении. В тех сферах, где рыночный механизм не срабатывает, проводятся поставки общественных благ. Здесь подразумеваются провалы рынка. Чтобы система могла работать, государство пользуется доступными ему системами финансирования из средств бюджета. Так же среди инструментов отмечают администрирование через правовую и выборную системы.
Характерной особенностью современного общественного сектора является усиление влияния провалов рынка. Это происходит на фоне следующих тенденций:
Стоит отметить, что провалы рынка представляют собой ситуации, при которых работа рыночного механизма не обеспечивает равновесия. Причинами становятся различные диспропорции в работе рыночной системы. К ним относят относят экстерналии, влияние естественных монополий, дифференциацию доходов, асимметрию информации, особенности обращения общественных благ, психологическое ожидание потребителей.
Общественный сектор является частью экономики, где рыночный механизм не действует. Однако, производство и потребление общественных благ сохраняется. Экономическое равновесие здесь поддерживается силами государственной власти на разных уровнях управления. Со стороны государства осуществляется правовая поддержка, обеспечивается благоприятный общественный климат, стабильность экономики, стимулирование роста макроэкономических показателей.
Готовые работы на аналогичную тему
Экономическая структура общественного сектора
Государство управляет некоммерческим общественным сектором. Если рассматривать структуру национального хозяйства, то она состоит из добровольно-общественного сектора, смешанных форм деятельности и частного сектора.
Структура сектора состоит из некоммерческих частных и государственных организаций. Сюда относят собственность федерального, регионального и муниципального уровней. Негосударственные коммерческие организации принято относить различные движения, фонды, союзы, промышленные палаты и другое. Эти организации положительным образом влияют на провалы рынка. Они усиливают свою значимость через взаимодействие с государственными структурами.
Современные экономические системы придерживаются смешанной модели хозяйствования, именно поэтому к общественному сектору можно отнести предприятия частного сектора некоммерческой направленности. Частный сектор так же входит в состав в том случае, если их средства формируются за счет взаимодействия государственного и частного некоммерческого сектора. Основным условием для всех элементов является участие в стабилизации экономики без учета рыночного механизма.
Общественный сектор оценивается по-разному. Самым простым способом является изучение показателей, которые публикуются в официальных источниках. В их структуру входят объем доходов, расходов, численность чиновников и государственных служащих, удельный вес государственного имущества и другое. Доля государственного сектора в разных отраслях тоже может отличаться.
Общественные выгоды
Государственное регулирование экономики необходимо в условиях провала рынка. Однако, многие страны, особенно с развитой экономикой, периодически стремятся сократить влияние государства на механизмы равновесия. Часто проводятся рыночные реформы, приватизации и другие методы поддержания конкуренции. Масштаб общественного сектора в заданных условиях рассматривается как соотношение выгод и затрат, связанных с его работой.
Общество получает следующие выгоды:
Перераспределение связано с проблемой повышения уровня жизни. Разрыв по доходам продолжает увеличиваться, поэтому вмешательство государства необходимо для справедливого распределения ресурсов. Бюрократия преследует цели по расширению своего влияния. Она стремятся увеличить объем подконтрольных ресурсов.
Расширение общественного сектора ведет к тому, что государство перестает принимать специальные меры по ограничению собственного влияния, предпочитая двигаться в сторону расширения. Получается, что соотношение государственного и частного сектора должно оставаться эффективным, чтобы обе стороны получали свой доход.
Общественный сектор экономики
Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Общественный сектор— это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфическиеусловия:
· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.
В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.
В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).
В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОбщественнОГО секторА экономики.
1. Общественный сектор рыночной экономики – экономическое содержание, тенденции развития и располагаемые ресурсы. Теория провалов рынка. Общественные блага: виды, свойства.
2. Финансы общественного сектора как ресурсный потенциал.
3. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов.
4. Общественный сектор современной России: масштабы и возможности.
1. Общественный сектор рыночной экономики – экономическое содержание, тенденции развития и располагаемые ресурсы
Рыночная система является идеальной, или «совершенной», если все товары и услуги добровольно обмениваются на деньги по рыночным ценам. Такая система извлекает максимум прибыли из существующих ресурсов без вмешательства государства, необходимость которого полностью отсутствует, поскольку имеет место абсолютно свободная рыночная экономика. Тогда, согласно экономической теории благосостояния, если такая экономика является экономикой совершенной конкуренции и если в ней существует полный набор рынков, она достигает эффективности по Парето: никто не может повысить своего благосостояния, не ухудшив благосостояния других. Итак, если допустить, что социальные решения должны основываться на благосостоянии индивидуума и индивидуумы лучше знают свои потребности, можно сделать предположение, что государственное вмешательство на основе принципов эффективности не является необходимым.
Общественный секторрыночной экономики включает государственный сектор со всем многообразием его экономических, административных и других ресурсов, инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственная собственность, государственное предпринимательство), сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.), а также некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.
Первая предпосылка экономики общественного сектора исходит из того, что государство, как и коммерческие фирмы, и некоммерческие организации, действует в рыночной среде. Поэтому потребность его участия в экономических процессах возникает тогда, когда действие рынка не обеспечивает оптимального использования ресурсов и достижения целей развития всего общества. Государство рассматривается как конкурент частных фирм на рынке, как партнер, который производит специфические товары и услуги (общественные блага) и несет ответственность за их поставку, действует в условиях, свойственных смешанной рыночной экономике.
Вторая исходная предпосылка экономики общественного сектора заключается в том, что для достижения целей государство использует главным образом финансовые инструменты (налоги, государственные расходы и т.д.). Почему именно финансовые? Ответ прост: потому что представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами или преимуществами – правом принуждения, причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов – предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономики общественного сектора является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.
В рыночной экономике существует целый ряд ситуаций, при которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов. В экономической науке эти ситуации получили название провалов рынка, а сама теория, исследующая эти ситуации, была названа теорией провалов рынка.
Провалы рынка – это ситуации, в которых субъекты рыночного хозяйства, действующие в рыночной среде, не могут или не имеют стимулов производить блага (услуги) в социально приемлемых размерах и с должным качеством.
К основным недостаткам, или провалам рынка, экономическая теория относит:
— развитие монополий, в т.ч. естественные монополии (когда конкуренция либо ограничена, либо невозможна);
— наличие внешних эффектов (производитель блага может переложить часть своих издержек на других, либо предоставить дополнительные блага, не располагая возможностью потребовать оплату за их предоставление);
— проблема асимметричной информации (например, в здравоохранении, когда пациент самостоятельно не может выбрать оптимальный метод лечения, поэтому на рынке может возникать диктат производителя);
— производство общественных благ (или благ коллективного пользования);
— макроэкономическая нестабильность (колебания экономической активности, безработица, инфляция, недогрузка производственных мощностей и т.д.).
Центральное место в анализе провалов рынка занимают исследования общественных товаров или общественных благ. Теория общественного блага весьма важна для понимания возможных механизмов разрешения противоречий между свободным выбором индивида и долгосрочными предпочтениями общества, которые невозможно решить без вмешательства государства.
Выделим основные критерии, характеризующие общественные блага.
Во-первых, исходя из возможности только коллективного, либо только индивидуального потребления все блага (товары, услуги) делятся на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага.
Общественное благо общедоступно как, например, национальная оборона или охрана правопорядка, причем их потребление одним человеком не исключает других потребителей. Такие экономические характеристики убеждают в нецелесообразности взимания платы за потребление общедоступных общественных благ, поэтому у частных производителей нет стимулов к их производству. Такие общественные блага называются чистыми общественными благами в отличие от чистых частных благ, которые обладают конкурентностью и исключаемостью из потребления. Никто добровольно не хочет платить за благо общего пользования, считая, что он либо без него обойдется, либо сможет им воспользоваться не оплачивая.
Для решения этой проблемы государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях, может привлечь к производству общественных благ частные предприятия на основе государственного заказа, однако для этого необходимы ресурсы, которые аккумулируются с помощью системы общих и местных налогов.
Налоги выступают особой формой платы за общественные блага и услуги. Решение проблемы производства общественных благ ведет к развитию государственного предпринимательства, налогообложения, системы государственных закупок.
Большинству смешанных общественных благ присущи следующие свойства: потребление их невозможно вне ограниченной зоны или вне особой категории лиц. В этих случаях вмешательство государства не всегда необходимо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено право входа, часто в состоянии в достаточной мере снижать издержки на исключение, что позволяет сделать экономически возможным предоставление локального общественного блага. Смешанные общественные блага могут производиться государством, рынком и некоммерческим сектором (пример – развитие частных больниц, негосударственных образовательных учреждений, строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог, и т.п.)
Другим важным критерием, характеризующим общественные блага является масштаб их потребления: национальный, региональный, местный, локальный. Существуют общенациональные общественные блага (обороноспособность, общедоступность образования), а также региональные, локальные – хорошие дороги, парки и т.д. Примером общественного блага может быть внедрение инноваций, формирование и использование знания, интеллекта.
В экономической литературе в последние годы представлены различные виды классификаций общественных благ в зависимости от выбранных критериев анализа. Выделим следующий подход, который носит выраженный прикладной характер с точки зрения производства общественных благ и их предоставления населению сектором государственной власти и управления.[1]
Все виды деятельности сектора государственного управления объединены в три большие группы:
1) оказание услуг (общественных благ) общегражданского характера;
2) виды деятельности по развитию экономики;
3) предоставление социальных благ и услуг.
К первой группе общественных благ относятся общественные услуги общего назначения – проведение выборов, референдумов для реализации демократических свобод, формирование исполнительных, законодательных и судебных органов власти, защита прав собственности и других прав, обеспечение национальной обороны, общественного порядка, безопасности и.т.п. Важнейшей целью предоставления общественных благ общегражданского характера является обеспечение макроэкономической, политической и социально-экономической стабильности в стране, определение стратегических приоритетов ее развития и тактических методов их достижения.
В демократической стране выявление предпочтений граждан осуществляется на основе общественного выбора (на основе оценки предвыборных программ различных партий, движений), а также согласования разнонаправленных интересов граждан, их групп. Механизмом такого согласования и определения преобладающих предпочтений в производстве и потреблении общественных благ выступает деятельность избранных органов власти и управления, в стране с федеративным устройством такие органы власти действуют на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
К общедоступным благам относятся также услуги по обеспечению обороны, внутренней (правоохранительная деятельность) и внешней безопасности страны.
Важнейшими направлениями в экономической сфере является регулирование деятельности естественных монополий в сфере электроэнергетики, пассажирского транспорта, предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, от количества и качества которых напрямую зависит уровень жизни всех граждан, развитие муниципалитетов, городских и сельских поселений.
Третья группа общественных благ, предоставляемых общественным сектором, представлена социальными благами и услугами. Речь идет формировании социальной политики в целом, и в реализации всех ее составляющих – регулировании доходов, занятости, обеспечение социальной инфраструктурой, развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологической безопасности.
В действительности ни одна экономика не соответствует идеальной системе, в которой без всяких затруднений действуют принципы «невидимой руки» рынка. Любая рыночная экономическая система испытывает недостатки, которые неизбежно приводят к социальным болезням: загрязнение окружающей среды, безработица, расслоение общества на богатых и бедных. В качестве регулятора экономической системы выступает государство, общественный сектор, используя весь комплекс мер для воздействия на экономические процессы в целях преодоления недостатков рынка.