Что относится к обрядовому фольклору
Обрядовый фольклор
Обрядовым фольклором называется художественное творчество народа, которое исполняется во время обрядов (песни, поэзия, похоронные причитания, танцы и т.д.). Выражаться творчество может в загадках, диалогах, пожеланиях, заговорах и т.п. Обряды имели важное культурное, магическое и ритуальное значение для людей. Ни один праздник или поминальное событие не проходили без них.
Не следует обряд путать с понятием «ритуал». Разные источники трактуют этот термин по-разному. Но проведенный анализ существующих обозначений позволил выделить обобщенное понятие ритуала. Это совокупность различных обрядов, совершенных в определенной последовательности и которые сопровождаются религиозным культом.
Ритуал – первоформа, праформа деятельности человека по отношению к миру. Форма насыщается смыслом обряда и определяет дальнейшую тактику выражения содержания, при этом обладает мощной силой, которая влияет на субъект, что не удивительно. В основе обряда – накопленные тысячелетиями народные переживания, страхи, радости, попытки самопознания. Ритуал образует форму культурных действий, а тот, кто его выполняет, самоидентифицируется как «человек культурный».
Суть и специфику определяет ситуация, в которой совершается действо. Содержание обусловлено либо потребностью перехода в новый бытийный статус, либо когда необходимо устранить неблагоприятные воздействия или наоборот – совершить действие ради будущих благ (например, календарные обряды). А содержание обряда несколько иное, оно обладает более широким, универсальным значением.
Если рассматривать понятие «обряд» в контексте социально-психологических знаний о личности, то точно определить его значение невозможно. Все попытки сформулировать четкую дефиницию отсылают в этимологию, где прослеживается родство со словами «ряд», «наряд», «порядок» и т.п. Основа этих слов обозначает последовательность и устройство, поэтому можно допустить, что все производные от нее несут значение последовательного построения, восстановления порядка. Если рассматривать понятие обряда в более широком значении, то его совершить – значит создать мир, то есть выполнить роль и креативные функции творца.
В традиционной русской духовной культуре время воспринимали как нечто неоднородное и неравнозначное по наполнению. В представлении наших пращуров жизнь наполнена сакральными, магическими силами, которые способны повлиять на любые события и кардинально их изменить. В календарных обрядах обозначалась желаемая жизнь, текущая в «правильном порядке». В представлении предков существовали и другие мощные силы, влияющие на ход событий самым нежеланным образом (стихийные бедствия, болезни). В праздничные дни подобных явлений особо опасались, поэтому именно тогда и проводились обряды.
Люди верили, что через силу обрядов можно переустроить мир. К примеру, в день зимнего солнцеворота, во времени возникал разрыв. Чтобы восстановить поток и навести порядок, совершались организованные магические действия: разжигали костры, произносили заклинания, спускали с гор горящие колеса (имитация движения солнца).
Обряды – это воплощение традиций в действиях, которые возникают в переломные моменты жизни. Они сопровождали все жизненные события, при которых требовалось «установить порядок». Это коллективные мероприятия, направленные на восстановление «правильного» хода событий, мироустройство.
Обряд как ритуал – это обобщение опыта, создание условий для возникновения массовых переживаний и в то же время – восприятие усвоений идей и действительности. Такая деятельность направлена на восстановление мира, по мнению предков, любое отклонение могло разрушить целостность «круга жизни».
Различают разные обрядовые мероприятия, среди которых: ограждающие (защищают от порчи, нечисти, болезней), окказиональные (для хорошего урожая, вызова дождя, мороза на Рождество), провоцирующие (обеспечение земных благ, приплода скота) и другие.
Семейно-бытовой фольклор
Группа семейно-бытового фольклора включает множество культурных действий, обладающих мощной силой. Основные виды:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Родильные
Родильный период считался самым опасным и уязвимым как для матери, так и новорожденного дитя. Поэтому для обоих обеспечивали защиту от злых духов и нечисти разными манипуляциями. Нельзя никому сообщать предположительную дату родов. Рожать в доме запрещалось. Когда наставало время, девушка уходила в баню или любое другое помещение, где не жили люди. Традиционные действия:
В послеродовом периоде женщина обретала новый статус – матери. После рождения ребенка принято было награждать повитуху монетой.
Свадебные
По времени проведения – это самые длительные действия, период которых нередко достигал двух-трех недель. В разных регионах обряды отличались по наполнению и содержанию, но только деталями. В основном, торжественная обрядность имела схожий характер и непременно включала сватовство, сговор, девичник, непосредственно сама свадьба, послесвадебные мероприятия. Крестьяне выбирали на роль жены здоровых, работящих девушек, которые умеют шить, готовить и т.п.
Причитания
Свадебные мероприятия сопровождались различными заговорами, песнями, посыл которых – защита молодоженов и их будущих детей от злых духов, порчи, сглаза, бедности, несчастий. Поэзия – неотъемлемая составляющая празднеств. Она проявлялась в произведениях самых разнообразных фольклорных жанров: загадки, пословицы, поговорки, приговоры, песни, причитания. Последние часто исполняла невеста, с плачем, горечью, так как прощалась с молодостью, беззаботной жизнью, родительским домом, подружками.
Причитания являлись проявлением переживаний девушки о предстоящей замужней жизни, отношениях с родственниками мужа. Такая поэзия отличалась ярко выраженной реалистической направленностью. В ней очень отчетливо прослеживаются сомнения невесты, будет ли она счастлива в чужом доме, здесь правдиво описываются эмоции и переживания по поводу бытовой обстановки и повседневной рутины в обычном крестьянском семействе.
Причитания – яркий пример народного творчества. Только в них не описывается в полной мере жизнь крестьян, а упор делается на эмоциональное состояние человека и его отношение к происходящему и будущим перспективам. То есть основной посыл причитаний – выражение чувств. Здесь нет сюжета, конкретного мотива и содержания. Преимущественная форма – монолог, посредством которого и выражаются эмоции и переживания. Причитания переполнены драматичностью и экспрессией, в них используются эпитеты, уменьшительные и ласковые слова (например, «милые подруженьки», «дорогая мамочка», «чужая сторонушка»). Выразительность, эмоциональность и применение эпитетов и уменьшительных – все это придает поэзии невероятной силы.
Песни
Без песенного творчества не обходилась ни одна свадьба. Причем песни исполнялись на всех этапах проведения торжественного мероприятия. Песни в основном звучали в коллективном исполнении, имели четкую структуру, мотив, сюжет, обладали повествовательным характером. Эмоциональное содержание было разным: и грустным, и веселым. Содержание песен более светлое, чем причитаний. Если в последних выражались чувства только девушки, то в песенном творчестве – общественное отношение к событию.
О чем рассказывает творчество? Песнопение описывает свадебный обряд, приезд жениха на сватовство, поход под венец, подарки новоиспеченным супругам, обряд расплетания косы, пир. Особенностью свадебного песенного исполнения является идеализация как всего происходящего, так и участников действа. Например, жених и невеста – «князь» и «княгиня», все гости – в шикарных одеяниях. Другими словами в песнях рисуется желаемое как реальное.
Яркий пример идеализации – величания (жанровый подтип песни). Короткие содержательные мотивы, исполняемые во время застолья, в которых акцентируется внимание на красоте, физической силе и других достоинствах того, о ком поется.
Многие песни были непрерывно связаны с конкретными этапами самого обряда, имели определенную тематику, касающуюся момента. Со временем творчество отходило в прошлое, так как становилось неактуальным в связи с отмиранием обряда.
Однако были песни, которые не относились к определенному моменту и могли исполняться на любом этапе празднества. Они задавали торжественный ритм, главными их героями были молодожены, в текстах описывалась свадьба в целом. Отличительной особенностью этой песенной группы являлась символика. Символам жениха выступали голуби, орлы, гуси, невесты – павы, ласточки и др. птицы.
Приговоры подружек
На свадебных гуляниях почетное место занимают приговоры подруг невесты. Это часто рифмованные импровизационные тексты, короткие и своеобразные. Приговоры насыщенны шутками, смешным и веселым содержанием.
Все этапы свадьбы сопровождались определенными обрядами, которых четко придерживались во время торжества. Обрядность растягивалась на несколько дней, причем последовательность проведения действий не нарушалась.
Свадебное творчество находилось в самой тесной связи с тематическими обрядами, что определяет не только его этнографическую роль, но и эстетическую. Свадьба всегда воспринималась как яркое, веселое, запоминающееся и масштабное торжество, где все красиво наряжались, громко пели и плясали.
Похоронные обряды
По эмоциональному тону, содержанию, мотиву кардинально отличается от свадебного творчества похоронная поэзия. Единственный жанр при поминальных мероприятиях – причитания. Похоронная обрядность посвящена исключительно горю и трагизму. Такие песни всегда сопровождаются рыданиями и истерическими воплями.
Похоронные обряды корнями уходят в далекое прошлое. Предки верили, что душа умершего перемещается в другой мир. Укоренилось мнение, что умершие могли оказывать влияние на судьбу своих живых родственников, поэтому их боялись и делали все возможное, чтобы задобрить. Подобное отношение к смерти отобразилось в похоронной обрядности.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Об усопших не говорили плохо, древний обычай сохранился до наших дней. Даже если человек при жизни совершал недостойные поступки, его все равно величали в похоронных песнях, называя ласковыми и добрыми словами.
Основное содержание всех поминальных причитаний – выражение преданности, любви, уважения к покойнику, страха перед грядущими переменами, ожидающие семью после смерти близкого. В плачах с мощной поэтической силой описывается трагедия семейства, чей сын, муж, отец умер.
Для придания большей лиричности, как и в свадебных песнопениях, на поминках используют поэзию с выразительными эпитетами, словами с уменьшительными суффиксами, множественными повторениями, восклицаниями, вопросами. Все это усиливает эмоциональный фон и драматическое напряжение. Лирический монолог (так называют похоронные причитания) по продолжительности дольше, чем свадебные причитания. Некоторые поминальные плачи насчитывают более 100 строк. В поминальных причитаниях особая роль принадлежит повествованиям, посвященным погибшим трагической смертью.
Сказочный фольклор. История собирания и изучения. Классификация жанров.
Устная проза определяет два направления: сказочная и несказочная проза. Основное их отличие – разное отношение народа к рассказам. Кто-то воспринимает это как выдумку, а некоторые считают, что описываемые события соответствуют реальности. Однако сказка – это нарочитое повествование, которое никогда не выдается за правду. В сказках выделяют несколько жанров: о животных, магические, кумулятивные, новеллистические или бытовые. В каждой сказке есть сюжет, что выделяет ее среди всех остальных фольклорных направлений.
Русская сказка
Народные сказки передаются из поколения в поколение посредством устного повествования. Этим жанр отличается от литературного. Но если творчество попадает в поле народного общения и передается из уст в уста, тогда оно, так как и устные сказания, подлежат изучению фольклористами. Одна из ключевых особенностей сказки – специфическая поэтика.
Сказка и миф
Миф образовался намного раньше сказки. Чем отличаются эти два жанра? В сказке преобладает развлекательная тематика, миф имеет сакральное значение. В мифах древние народы рассказывают о реалиях жизни героев, богов, происхождении природных явлений, хоть и не всегда они выдаются за действительное. Сказание обладает священным характером, в то время как сказка – увеселительным.
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.
Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.
Русские обряды
Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.
Виды обрядов
Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.
Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.
На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.
Обряды и события жизни
В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.
Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.
Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).
энциклопедия жизненных ответов
мы стараемся находить самые интересные вопросы и давать на них исчерпывающие ответы. заходите к нам почаще и вы всегда будете находить для себя что-нибудь новое и интересное.
темы вопросов
актуальные комментарии к ответам
Что такое обрядовый фольклор?
Фольклор (англ. folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется в основном в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся:
Необрядовый фольклор делится на четыре группы:
Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, танцевальные жанры, которые входили в состав обычных народных обрядов. В жизни народа ритуалы занимали принципиальное место. Они складывались из века в век, равномерно накапливая различный опыт многих поколений. Ритуалы имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято разделять на трудовые (земледельческие) и семейные. Российские ритуалы на генном уровне связаны с ритуалами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с ритуалами многих народов мира. Обрядовая поэзия вела взаимодействие с народными ритуалами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, также делала психические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по собственной сущности, потому его целенаправлено подвергать рассмотрению в составе соответственных обрядов. Совместно с тем, существует другой, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:
Каждый вид представлен группой жанров. В основном важны песни — древний пласт музыкально-поэтического фольклора. В почти всех ритуалах они занимали ведущее место, сочетая волшебную, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали фактически ритуал, содействовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были волшебным воззванием к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и родне. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники обряда: реальные люди либо мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Обратны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников обряда, часто в гротескной форме; их содержание было юмористическим либо сатирическим. Игровые песни исполнялись во время разных молодежных игр; в их описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (к примеру, сватовство). Песни лирические — более позже явление в обряде. Их главное предназначение — определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный чувственный спектр, утверждалась обычная этика.
Источники и Полезные ссылки:
Дополнительно на New-Best.com:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Обрядовый фольклор 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Выполнил: Носенко Илья
ученик 8б класса
МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.»
Описание слайда:
Определение
Фольклор (англ. folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.
Описание слайда:
Типология фольклора
К обрядовому фольклору относятся:
календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
окказиональный (заговоры, заклички, считалки).
Необрядовый фольклор делится на четыре группы:
фольклорная драма;
поэзия;
проза;
фольклор речевых ситуаций.
Описание слайда:
Состав обрядового фольклора
Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира.
Описание слайда:
Обрядовая поэзия
Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции.
Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов.
Описание слайда:
Виды в обрядовой поэзии
приговоры,
песни
причитания.
Каждый вид представлен группой жанров.
Описание слайда:
Песни
Преимущественно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.).
Описание слайда:
Песни
Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Изготовление настенных панно в начальной школе
Доклад на тему»Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе.
Методические особенности уроков математики в контексте ФГОС
Внеурочное занятие Воды холодной не бойся — ежедневно ею мойся
Здоровое питание — отличное настроение Сценарий адаптированной игры «Последний герой»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ОНЛАЙН-смена
С Новым годом, Рождеством, настоящим волшебством!
Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Оценка героя на основе его поступков. Пересказ текста от лица героев.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5427166 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.