Что относится к объектам трасологии
Трасология
Материал из CrimLib.info
Трасология (от франц. trace — след и греч. logos — слово, учение; букв.: учение о следах) — это отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности образования следов-отображений и разрабатывает средства, приемы и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях использования для раскрытия и расследования преступлений.
Впервые термин “трасология“ употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году.
С точки зрения криминалистики и общей парадигмы современной науки любое действие оставляет после себя определенные следы. Исследованием материальных следов преступления занимается криминалистическая трасология.
Предмет трасологии — это закономерности возникновения, обнаружения, исследования и использования следов-отображений.
При разработке научных методов исследования и практических рекомендаций трасология отталкивается от положений теории криминалистической идентификации, теории познания и отражения, от криминалистического учения о признаках объектов. К ним относятся признаваемые представителями всех школ и мировоззрений постулаты о взаимной связи, взаимодействии явлений, событий в мире, взаимном отражении действующих друг на друга объектов.
Научные основы трасологии
Научную основу трасологии составляют положения диалектической теории, в соответствии с которой возникающие следы-отображения носят необходимый и повторяющийся, следовательно, закономерный характер.
Выделяют следующие научные основы криминалистической трасологии:
Всякий предмет материального мира индивидуален по своему внешнему строению, т.е. тождествен лишь самому себе. У однородных предметов могут совпадать структура, содержание, что делает их похожими, но каждый из них имеет и свои особенности строения, присущие только ему индивидуальные признаки. Под признаком понимается выражение свойств предмета, его примета, способная характеризовать объект определенным образом. К ним в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности или узора (рисунка) следа. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в следе пальца отобразятся детали папиллярного узора, в следе протектора колеса автомашины — частные признаки дефекта (изношенность резины, трещины, порезы).
В результате взаимодействия двух объектов внешнее строение одного из них отображается достаточно точно на другом в виде следов. Полнота и адекватность передачи в следах деталей строения зависит от условий следообразования, главные из которых — физические свойства материалов взаимодействующих объектов.
При возникновении следов-отображений взаимодействуют не менее чем два объекта. Тот объект, внешнее строение которого отобразилось в следе, называют следообразующим, объект, на котором возник след, следовоспринимающим. Участки взаимного соприкосновения объектов при следообразовании называют контактными поверхностями. При этом взаимодействие двух объектов зависит от особенностей их внешнего и внутреннего строения, способа и интенсивности контактного взаимодействия.
Устойчивость — это способность предмета в пределах идентификационного периода относительно во времени и пространстве сохранять свои свойства и признаки неизменными. Поскольку все объекты материального мира изменяются, устойчивость следует понимать как относительное свойство, когда наступившие изменения являются такими, при которых предмет еще остается самим собой. В силу этого требования объектами трасологических исследований не может быть, например, водная поверхность. При этом, относительной устойчивостью должны обладать как следовоспринимающий, так и следообразующий объекты.
Значение трасологии в следственной и экспертной практике
В следственной практике трасология используется в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов. В экспертной практике существует категория трасологических экспертиз, занимающихся исследованием материальных следов.
Трасология в криминалистике
Длительное криминалистическое изучение материальных следов, научная разработка средств и методов их обнаружения, фиксации и исследования обусловили формирование и развитие самостоятельной подотрасли криминалистического исследования следов — трасологии. При этом к объектам трасологического исследования относят не все материальные следы, а лишь те из них, в которых отобразились особенности внешнего морфологического строения оставившего их объекта (т. е. материальные следы в узком их понимании).
Трасология — это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации следообразующих объектов и установления иных обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и правильного разрешения уголовного дела.
В ходе совершения преступления в обязательном порядке образуются следы. Сложность заключается в том, чтобы вовремя и с применением достоверных научно-технических средств обнаружить, зафиксировать, изъять и исследовать эти следы.
Понятие следа имеет два определения:
Система трасологии включает в себя:
Исследование предметов как следов преступления можно разделить на:
Трасология базируется на следующих принципах:
Значение трасологии определяется возможностями установления различных обстоятельств расследуемого события. Установление по следам объекта, а также механизма образования следов позволяет получить сведения о субъекте, о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства; позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.
Трасология решает следующие задачи, имеющие доказательственное и иное криминалистическое значение:
В основе трасологии лежат положения об индивидуальности и устойчивости внешнего строения любых твердых тел, участвующих в следообразовании. Внешнее строение объекта в данном случае является той его частью, в которой содержится много крупных, мелких и микроскопических индивидуализирующих его особенностей. Это свойство — проявление индивидуальности и неповторимости всех объектов материального мира.
Обычно не всегда возможна индивидуальная идентификация следообразующих объектов. Так, предметы массового и стандартизированного промышленного производства с высокой точностью обработки их поверхности и не имеющие ярко выраженных дефектов производства или следов эксплуатации далеко не всегда могут быть индивидуально отождествлены. По оставленным ими следам обычно возможно лишь установить их групповую принадлежность. Поэтому наибольшее идентификационное значение имеют какие-то достаточно выраженные признаки, возникшие в процессе их изготовления, хранения и эксплуатации. Применительно к людям с этим вопросом дела обстоят проще.
Не менее важным свойством внешнего строения твердого тела является и его относительная устойчивость. Это строение без каких-либо существенных изменений сохраняется в течение определенного периода, позволяющего осуществить идентификацию. Определить степень устойчивости внешнего строения объектов позволяют знания об особенностях формирования их внешнего строения (условиях обработки, изготовления, эксплуатации, хранения и происхождения).
Знание природы объекта необходимо и для выделения во внешнем его строении индивидуальной совокупности признаков, лежащей в основе его индивидуализации. Недостаточные знания указанной природы могут привести к тому, что за индивидуальную будет ошибочно принята совокупность признаков, которая присуща не одному, а ряду объектов.
Чем пластичнее следовоспринимающий объект и мельче его структура, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след. В следе в зависимости от особенностей материала следовоспринимающего объекта и механизма следообразования обычно отображаются не все частные признаки поверхности оставившего их объекта. Однако это не исключает возможность идентификации, если отобразившиеся признаки достаточны в своей совокупности. В результате в каждом конкретном случае на основе качественной оценки признаков, а особенно частоты их встречаемости, определяется совокупность признаков, по которой становится возможной идентификация. Ее можно условно назвать идентификационным минимумом признаков.
Сформировавшиеся в трасологии правила и методы изучения следов, выделения в них идентификационных совокупностей признаков и иных данных обрели значение теории, ставшей общей для других разделов криминалистической техники, в которых также изучаются материальные следы с целью индивидуальной и групповой идентификации по ним оставивших их объектов (криминалистическая баллистика, криминалистическое исследование документов и др.).
Виды следов в трасологии
Следы-отображения внешнего строения принято классифицировать по двум основаниям:
С учетом характера и направления движения следы делятся на статические и динамические.
Статические следы образуются в момент относительного покоя следообразующего и следовоспринимающего объектов, когда их движение относительно друг друга при следовом контакте на какой-то момент приостанавливается. Статические следы отображают форму, размеры, а при благоприятных условиях и индивидуальные особенности внешнего строения следообразующего объекта. Поскольку эти следы образуются в определенный момент окончания движения, которое затем может быть продолжено, то даже статический след содержит в себе элементы динамики. Поэтому детали внешнего строения следообразующего объекта в каждый момент покоя при движении могут быть переданы с некоторыми искажениями, которые подлежат учету в процессе трасологического исследования. Типичными следами этого вида являются следы ног, рук, колес транспортных средств.
Рис. 1. Классификация следов
Динамические следы (скольжения, резания, вращения, разруба, распила) образуются в результате движения со смещением точек следообразующей плоскости по плоскости воспринимаю- шей и проявляются в виде борозд, валиков, полос, царапин (следы саней, лыж, пилы, орудия взлома; следы на пуле от стенок канала ствола оружия). По динамическому следу можно определить направление движения следообразующего объекта, провести его идентификацию, выявить некоторые особенности его внешнего строения.
По характеру изменения следовоспринимающей поверхности следы делятся на объемные и поверхностные.
К объемным следам относятся такие следы, в которых следообразующий объект отразился во всех трех измерениях (ширина, глубина, длина). Такие следы формируются как за счет пластической деформации материала следовоспринимающего объекта, спрессовывания его вещества (следы пальцев рук на пластилине, обуви на грунте), так и за счет частичного разрушения материала следовоспринимающего объекта (следы удара ножом, сверления, резания). Границы разрушения могут отображать форму и иные параметры следообразующего объекта.
Поверхностные следы характеризуются двумя измерениями (шириной и длиной) и отображают лишь поверхностное строение следообразующего объекта. Поверхностные следы бывают двух видов: следы-наслоения и следы-отслоения.
Следы-наслоения формируются за счет наложения на следовоспринимающий объект вещества, находящегося на следообразующем объекте либо частично от него отделившегося (следы загрязненной или запачканной, например, краской или кровью обуви, частицы металла от железного ломика при взломе).
Следы-отслоения возникают за счет удаления, отделения следообразующим объектом частиц вещества, находящегося на следовоспринимающей поверхности. Кроме того, поверхностные следы могут возникнуть в результате термического, химического, фотохимического и иного воздействия. Вещество, наслаивающееся, отслаивающееся при следообразовании либо возникающее на поверхности в результате различных процессов, в некоторых ситуациях, как уже указывалось, само выступает в качестве следа-вещества, при исследовании которого можно идентифицировать либо определить групповую принадлежность объекта, выступавшего в начале исследования как следообразующий объект.
По месту расположения следы подразделяются на локальные и периферические.
Локальные следы возникают в пределах следового контакта следообразующего и следовоспринимающего объектов (например, следы колес, обуви, взлома). На практике такие следы встречаются чаще всего.
Периферические следы образуются в результате изменений, происходящих на поверхности следовоспринимающего объекта за границами его контактного взаимодействия со следообразующим объектом. Чаще всего такие следы возникают при пассивном контакте, под влиянием воздействий еще одного объекта либо посторонней энергии. За границами соприкосновения объектов может наслоиться какое-либо вещество (например, строительная пыль вокруг лежащего на полу инструмента) или, наоборот, отслоиться часть вещества, могут произойти обугливание, изменение цвета (например, под воздействием солнечного света вокруг висящей на стене картины обои выцветают сильнее, что позволяет судить в случае, если она снята со стены, о ее форме и размерах). Периферические следы позволяют получить более ограниченную по сравнению с локальными следами информацию. Тем не менее периферические следы довольно часто весьма существенно дополняют информацию, передаваемую локальными следами. Например, если после прошедшего дождя под лежащим на месте происшествия предметом сухо, то можно сделать вывод, что данный предмет попал на это место до дождя.
В зависимости от степени различимости следы подразделяются на видимые, т. е. хорошо различимые невооруженным глазом при обычном освещении, слабовидимые, когда для их обнаружения необходимо применять особые условия наблюдения или освещения (след пальца, например, на стекле можно обнаружить в косопадаюшем свете либо на просвет), невидимые, когда они могут быть выявлены лишь при использовании специальных методов (например, химических, физических и т. п.).
Классификация следов в трасологии
Следы в трасологии, являющиеся объектом ее изучения, классифицируются по различным основаниям, позволяющим отразить разные их особенности. Наибольшее же теоретическое и практическое значение имеет их классификация по роду (виду) следообразующих объектов и механизму образования.
По роду (виду) следообразующих объектов различают следующие виды следов: человека (следы рук, ног, обуви, зубов, губ); животных; орудий, инструментов, производственных механизмов и т. п.; транспортных средств (автомобили, телеги, сани, лыжи и др.).
Указанные следообразующие объекты проявляются в следе лишь некоторыми своими частями. Например, человек, как выше отмечалось, оставляет следы рук, ног и т. д.
По механизму образования различают следы:
В зависимости от своеобразия вещества, образующего след, и поверхности, на которой он находится, поверхностные следы могут быть видимыми (хорошо различимыми невооруженным глазом при обычном освещении), слабовидимыми (различимыми невооруженным глазом при особых условиях, например потожировые следы пальцев рук на полированной поверхности при косо падающем освещении) и невидимыми (например, потожировые следы пальцев рук на бумаге).
Поверхностные следы, в отличие от объемных, отображают следообразующий объект в двух измерениях, и соответственно менее полно, чем последние. Однако и в таких следах может содержаться достаточное количество признаков, пригодных для решения вопроса как о групповой принадлежности следообразующего объекта, так и для его индивидуальной идентификации.
По механическому своеобразию взаимодействия объектов следообразования следы могут быть разделены на статические и динамические.
Статические — следы, которые формируются в момент такого следового контакта, когда оба объекта (следообразующий и следовоспринимающий) в общем процессе движения практически находятся в состоянии покоя и воздействуют друг на друга по нормали (вертикали). Например, объемный след обуви при ходьбе или беге образуется в то мгновение движения, когда внедрение обуви в следообразующую поверхность происходит по нормали. Их разновидностью являются следы качения круглых (цилиндрических) предметов, образующих во время движения оттиски следообразующей поверхности в развернутом виде.
Динамические следы возникают именно в результате движения следообразующего объекта параллельно следовоспринимающей поверхности или внедрения в ее толщу (следы скольжения, разруба, пиления, сверления). Следовательно, динамические следы образуются при активном двигательном контакте, а не в мгновение покоя.
В динамических следах отображение рельефа поверхности достаточно твердого следообразующего объекта является не точечным, а линейным, поскольку следовой контакт протекает в условиях движения. Линейные отображения точек рельефа носят название трасс.
По отношению зоны изменения следовоспринимающей поверхности к следообразующему объекту выделяются локальные и периферические следы.
Локальный след возникает в результате изменений следовоспринимающего объекта именно в пределах его контакта со следообразующим объектом. Например, подошва обуви оставляет след в границах нажима на грунт или пол; след пальца на стекле и др.
Периферический след возникает при изменении следовоспринимающей поверхности за пределами площади контакта с ней следообразующего объекта (следы обугливания пола вокруг раскатенного объекта, следы стряхивания с верхней части обуви частиц грязи, пыли, оседающей на полу за пределами чистой подошвы, и т. д.).
В трасологии различают также макро- и микроследы, с учетом их размера. Первые относительно хорошо различимые и не требуют сильного увеличения. Вторые недостаточно различимые и для своего изучения требуют большого увеличения.
Работа со следами в процессе расследования предполагает их выявление, осмотр (предварительное изучение), фиксацию, изъятие и исследование. Для их выявления и осмотра используются все технико-криминалистические средства и методы. Фиксация осуществляется путем описания следов в протоколе соответствующего следственного действия, фотографирования, киносъемки, видеозаписи, изготовления слепков и др. Изымается же его слепок, снимок или сам след вместе с целым или частью предмета, на котором он обнаружен. Изучение следов главной целью имеет отождествление по ним объектов, их оставивших, или установление их групповой принадлежности и решение диагностических задач.
Трасология
Классификация следов, правила их обнаружения и изъятия
Трасология – криминалистическое учение о следах – один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступных посягательств.
Каждое преступное деяние вызывает различные изменения в окружающей обстановке, т.е. оставляет следы. Криминалисты различают следы в широком и узком смысле слова. Под первой группой следов (в широком смысле) имеют в виду любые материальные последствия, связанные с событием преступления. Это могут быть следы, образованные воздействием одного объекта на другой (например, от газового резака на дверце сейфа); предметы, забытые и утерянные преступником, части разрушенных объектов (например, осколки от разбитой фары), микроволокна тканей, кровь, поверхностные наслоения и др. К следам в узком смысле слова, изучаемым трасологией, относятся только следы-отображения.
Под следами-отображениями понимают такие следы, в которых отображаются внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования. Это следы рук, губ, обуви, транспортных средств, орудий взлома, пишущих средств и т.д. В качестве следов, отражающих механизм их образования, можно назвать различные узлы, швы, брызги крови, спермы, иных органических выделений.
Криминалистическое значение следов определяется возможностью установления по ним существенных обстоятельств расследуемого события. При этом решаются идентификационные и диагностические задачи. Первые преследуют цель отождествить объект по следам, установить групповую принадлежность или общий источник происхождения. Человека идентифицируют по оставленным на месте происшествия следам рук, босых ног, реже зубов, губ, ушной раковины, лба. По следам определяется вид использованного преступником орудия. Полученные сведения облегчают его поиск, а затем и отождествление по следу-отображению. Следы горюче-смазочных материалов помогают установить вид транспорта, в котором они используются, а затем и конкретное транспортное средство или АЗС.
При решении диагностических задач в первую очередь выясняется механизм образования следов, т.е. характер взаимодействия объектов в момент следообразования. К диагностическим относятся задачи по установлению того, с какой стороны (снаружи или изнутри) взломана преграда; в каком направлении скрылось транспортное средство, исправен ли механизм замка и каким способом его открывали, не перебит ли номер на двигателе, шасси автомобиля и т.д. Диагностические исследования позволяют выяснить причинную связь между событием и наступившими вредными последствиями, проанализировать всю совокупность образовавшихся следов и на этой основе разобраться в динамике произошедшего.
Изучение следов имеет важное криминалистическое значение, поскольку дает возможность определить орудие преступления и получить сведения о субъекте, его применившем (физические данные, профессиональные навыки, одежда виновного). Другими словами, следы могут быть полезными при решении следующих криминалистических задач, входящих в предмет доказывания по уголовному делу: а) идентификация лиц и предметов по оставленным следам; б) установление групповой принадлежности объектов; в) выяснение отдельных анатомо-физиологических особенностей лица, оставившего следы; г) определение механизма следообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого преступления.
В ряде случаев, помимо решения перечисленных задач, криминалистический анализ следов позволяет установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, что облегчает разработку мероприятий по их предупреждению, в частности путем технической защиты объектов от преступных посягательств.
При разработке научных методов исследования и практических рекомендаций трасология отправляется от положений теории криминалистической идентификации и теории отражения, а также от криминалистического учения о признаках объектов.
Принципиальные положения, образующие основу трасологии, – это:
индивидуальность объектов материального мира. Все названные объекты тождественны только самим себе, т.е. индивидуальны. Хотя внешнее строение у однородных объектов может совпадать по форме, размерам и другим общим характеристикам, оно неизбежно будет различаться по частным признакам. К таким признакам трасологи относят особенности рельефа следа. Многие объекты сходны по ряду характеристик внешнего строения, но вся совокупность признаков делает предмет неповторимым. Поэтому теория криминалистической идентификации презюмирует необходимость выявления индивидуальной совокупности частных признаков, способной индивидуализировать искомый объект;
способность внешней структуры предмета, включая его частные признаки, достаточно точно отображаться на других объектах в виде следов. Полнота и адекватность передачи в следах деталей строения предмета зависит от условий следообразования, главные из которых – физические свойства материалов следообразующего и следовоспринимающего объектов и механизм их взаимодействия. Чем податливее, пластичнее следовоспринимающий объект и тоньше его структура, тем четче и полнее передаются в следе детали. Важно помнить, что, отображаясь в следе, внешнее строение объекта всегда получается обратным, зеркальным;
относительная устойчивость трасологических объектов, позволяющая производить сравнительные исследования. Следы-отображения, изучаемые трасологией, образуются при контакте двух объектов: того, на котором остался след, – следовоспринимающего и объекта, оставившего след, – следообразующего. Участки взаимного соприкосновения объектов при следообразовании именуют контактными поверхностями. Поэтому объектами трасологических исследований могут быть только твердые тела, обладающие достаточно устойчивыми внешними признаками.
При следовом контакте объекты подвергаются физическому, химическому или биологическому воздействию. Физическое воздействие может быть механическим, электрическим и термическим. Характерный случай химического воздействия – коррозия металлической поверхности. Следы биологической природы образуются в результате гниения тканей, крови, спермы под воздействием микроорганизмов.
Трасология обычно занимается следами механического воздействия. Изучение особенностей такого воздействия следообразующего объекта на следовоспринимающий и возникающих при этом следов составляет суть трасологических исследований.
При механическом воздействии процесс следообразования обусловлен рядом факторов. Это в первую очередь физические свойства контактирующих объектов, сила и направление взаимодействия.
В зависимости от того, какими объектами образованы следы, в трасологии они классифицируются на следы: а) человека (рук, ног, губ, лба, зубов и др.); б) орудий (оружия), инструментов, производственных механизмов и машин; в) транспортных средств; г) животных.
По механизму образования следы подразделяются на статические и динамические, объемные и поверхностные, локальные и периферические.
Статические – такие следы, при образовании которых каждая точка рельефа следообразующего объекта оставляет точечное отображение на воспринимающем объекте. Статический след формируется в момент покоя (статики), когда объекты не перемещаются друг относительно друга. Поэтому такие следы наиболее точно передают внешнее строение следообразующего объекта. В качестве примера статических следов можно привести отпечатки обуви стоящего человека, вмятины от гвоздодера при вырывании скобы замка и др. Частным случаем рассматриваемой группы следов являются следы качения колеса.
Динамические следы образуются при перемещении (иногда взаимном) следообразующего и следовоспринимающего объектов, когда каждая точка поверхности оставляет след в виде линии (трассы). Возвышающиеся части рельефа образуют углубления (бороздки), а от впадин остаются выступы (валики). К динамическим относят следы сверления, разруба, распила, юза и др.
Встречаются и комбинированные следы. Примером таких следов могут служить отпечатки ног человека при быстрой ходьбе, следы отжима, когда ломик забивали в щель, а затем раздвигали им створки дверей, и др.
Статические и динамические следы бывают объемными и поверхностными. Объемные – это следы, имеющие не только длину и ширину, но и глубину. Они возникают от вдавливания следообразующего объекта в податливую следовоспринимающую поверхность, которая при этом деформируется. В таком следе отображается не только сама следообразующая поверхность, но и ее боковые грани. Другими словами, в объемном следе объект отображается в трех измерениях, а значит, полнее передаются его форма, размеры, детали рельефа, т.е. общие и частные признаки.
Поверхностные следы получаются тогда, когда оба объекта, участвующие в следообразовании, по твердости примерно одинаковы либо воспринимающая поверхность гораздо тверже. В результате их взаимодействия возникают плоскостные отображения, например следы ботинок на линолеуме, пальцев на стакане, автомобильного протектора на асфальте и т.п.
Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Первые остаются в результате прилипания частиц, отделившихся от следообразующего объекта на соприкасающемся участке. Следы-отслоения возникают тогда, когда на следообразующий объект наслаиваются частицы вещества со следовоспринимающей поверхности. Например, взломщик коснулся рукой побеленной стены возле сейфа, и частицы извести прилипли к его локтю.
В зависимости от места расположения изменений, сформировавших следы, выделяют локальные и периферические. Локальные следы образуются в границах взаимодействия контактирующих поверхностей, а периферические – за счет изменений за их границами. Например, верх обуви преступника покрыт дорожной пылью. При ходьбе по чистому полу пыль осыпается, очерчивая контуры подметок.
По возможности визуального восприятия следы подразделяются на видимые, маловидимые и невидимые. Видимые следы хорошо различимы невооруженным глазом и обнаруживаются без каких-либо специальных манипуляций. Маловидимыми или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также из-за очень малых, микроскопических размеров.
Для обнаружения маловидимых и невидимых следов используется специальное освещение, а также механическое и химическое воздействие на них специальными веществами. Приемы обнаружения, закрепления и изъятия зависят от классификационной категории следов.
Прежде чем начинать поиск следов на месте происшествия, нужно осмыслить его обстановку. Это помогает выяснить состояние и положение ее отдельных предметов на момент происшествия; вероятные пути прихода и ухода преступника; объекты, к которым он мог прикасаться руками, возможные места сокрытия орудий преступления и т.д. Необходимо представить образ действий преступника в данной обстановке, что поможет определить локализацию следов и механизм их образования.
Установив механизм возникновения следов, легче обнаружить причинные связи следообразования и расследуемого преступления, выяснить роль конкретного следа в преступном событии. Надлежит также определить место каждого следа в осматриваемой обстановке, «привязать» его к ее предметам, что поможет в выяснении обстоятельств произошедшего, а также в описании следов в протоколе процессуального действия.
Если видимые следы легко обнаружить посредством визуального осмотра, то мелкие следы требуют применения луп различной мощности и дополнительного освещения. Для выявления следов, совпадающих по цвету с объектом-носителем, применяются специальные светофильтры, а также ультрафиолетовые осветители (УФО) и электронно-оптические преобразователи (ЭОП). Слабовидимые следы становятся лучше различимыми при их освещении узким пучком света, падающим на осматриваемую поверхность под острым углом. Необходимо принять меры по сохранению обнаруженных следов до момента изъятия.
Все выявленные следы подлежат фотографической фиксации. Сначала запечатлевают положение следа на объекте, затем – сам след по правилам масштабной съемки. Если цвет следов имеет важное криминалистическое значение, рекомендуется съемка на цветные многослойные фотоматериалы. Возможна и зарисовка следов с выделением их индивидуализирующих признаков. Расположение следов отмечают также на плане, прилагаемом к протоколу осмотра места происшествия.
Обязательный способ фиксации обнаруженных следов – их подробное описание в протоколе следственного действия. Нужно отразить характеристики и состояние следовоспринимающих поверхностей, поскольку они способны влиять на отображения следообразующих объектов, выявление и сохранность следов. Затем описывается локализация следов на объекте, их взаимное расположение и признаки: форма, размеры, особенности каждого следа. Здесь не обойтись без точных измерений.
Максимально подробно надлежит зафиксировать наиболее характерные признаки. В протоколе указывают также приемы и средства, примененные для обнаружения, закрепления и изъятия следов. Поскольку протокол обычно составляется по завершении следственного осмотра, то в его заключительной части особо оговаривают, какие следы были изъяты, как упакованы, куда направлены для трасологического исследования.
Необходимо помнить, что осмотр, фиксация, измерения, изготовление объемных слепков и плоскостных копий следов должны преследовать цель их максимальной сохранности.
Если объект со следами невозможно изъять в натуре ввиду его громоздкости или ценности, то со следов нужно изготовить копии (в первую очередь фотографические). Поверхностные следы рук (босых ног) для визуализации обрабатывают порошками или химическими реагентами, а затем переносят на дактилоскопическую пленку. С объемных следов обуви, орудий взлома, транспортных средств изготавливаются слепки: гипсовые, пластилиновые, полимерные, – максимально точно воспроизводящие форму, размеры и особенности микрорельефа поверхности.
С места происшествия рекомендуется изымать все обнаруженные следы, имеющие отношение к произошедшему. Практика свидетельствует, что даже недостаточно полные и четкие следы могут послужить материалом для трасологического исследования, ибо в своей совокупности создают необходимое представление о следообразующем объекте.
Предметы со следами и их копии (слепки) должны быть упакованы так, чтобы исключить их повреждение при транспортировке. Для этого используются коробки (ящики), пакеты, конверты. С особой тщательностью нужно упаковать хрупкие предметы со следами рук (электролампочки, бутылки, стаканы, колбы и т.п.). Упакованные объекты опечатывают и снабжают пояснительными надписями: кто, по какому делу, в чьем присутствии произвел изъятие.
Объекты со следами или их копии подлежат экспертному исследованию, которое в первую очередь позволяет установить родовую группу, к которой относится следообразующий предмет, и использовать полученные сведения для его розыска. После представления эксперту искомых объектов осуществляется идентификационное трасологическое исследование.
Следы рук
Раздел трасологии, изучающий следы рук, традиционно называется дактилоскопией (от daktilos – палец, skopeo – рассмотрение). Дактилоскопия – отрасль криминалистической техники, изучающая строение кожных узоров на пальцах рук человека для использования их следов в целях отождествления, регистрации и розыска преступников. Она включает в себя также пальмоскопию и плантоскопию, изучающие узоры ладоней рук и стоп ног человека. В последние годы начала формироваться криминалистическая дерматоглифика, в которой дактилоскопия стала одной из основных частей.
Известно, что рельеф кожного покрова неодинаков. На ладонях (ступнях ног) кроме валикообразных выступов, называемых папиллярными линиями и разделенных бороздками, есть флексорные (сгибательные) линии, морщины и складки (белые линии), а также поры. Самые заметные элементы рельефа – флексорные линии. Белые линии (морщины) появляются вследствие потери эластичности и сухости кожи, а также возрастных изменений. Эти линии (рис. 4) играют при идентификации, как правило, вспомогательную роль. Наиболее значимы папиллярные линии и поры, имеющие различную форму и расположенные на разном расстоянии одна от другой и от краев папиллярных линий. Эти линии на ладонях и ногтевых фалангах пальцев обладают достаточно сложным и разнообразным строением.
Рис. 4. Поверхностное строение кожи на ладонной стороне кисти:
тонкие черные линии – папиллярные линии, крупные белые – флексорные линии, мелкие белые морщины (отпечаток, сделанный типографской краской)
Основные свойства папиллярного узора – это индивидуальность, устойчивость и восстанавливаемость.
Индивидуальность состоит в том, что каждый индивид имеет рисунок узора, свойственный только ему. Это обусловлено особенностями анатомического строения и биологических функций кожи, а также генетическим своеобразием человека. Согласно математическим расчетам, вероятность совпадения папиллярных узоров на всех десяти пальцах у двух людей исчезающе мала, поэтому ею можно пренебречь.
Устойчивость означает, что папиллярные линии появляются на 3-4-м месяцах внутриутробного развития человека и сохраняются вплоть до полного гнилостного разложения кожи. С ростом организма изменяются только размерные характеристики, но не сами узоры.
Восстанавливаемость гарантирует полное возобновление узора в случае повреждения верхнего слоя кожи (эпидермиса). При глубокой травме дермы (собственно кожи) образуются шрамы или рубцы, которые даже увеличивают количество индивидуализирующих признаков.
Папиллярные узоры ногтевых фаланг пальцев формируются тремя потоками папилляров: линиями центра, периферическими и базисными. Часть узора, в которой эти потоки соприкасаются, образует характерный участок, называемый дельтой, так как он похож на эту букву греческого алфавита.
Папиллярные узоры ногтевых фаланг пальцев подразделяются на типы и виды в зависимости от рисунка их центра. По этому основанию различают три типа узоров: дуговые, петлевые и завитковые. Наиболее распространены петлевые узоры – 65 % от общего количества. Завитковых узоров около 30%,а дуговых – примерно 5 %. Каждый тип узора имеет разновидности в зависимости от особенностей строения центральной части. Так, дуговые узоры могут быть простыми и шатровыми. Петлевые узоры делятся на виды в зависимости от направления ножек петли и строения последней. По направлению ножек петлевые узоры делятся на радиальные (ножки обращены в сторону большого пальца) и ульнарные (ножки петли обращены в сторону мизинца). В зависимости от строения петли узоры бывают простыми, половинчатыми, изогнутыми, замкнутыми и слитными (ракетки). Завитковые узоры бывают круговыми, овальными, спиралевидными (сложная спираль, двойная спираль), клубками и т.п.
В дуговом узоре обычно отсутствует дельта, так как он образован всего двумя потоками. В петлевом узоре есть одна, а в завитковом – две и более дельт. По этому признаку (количеству дельт) различать узоры проще всего.
Типы и виды папиллярных узоров, размеры папиллярных линий, степень их изогнутости, абрис флексорных и белых линий – это общие признаки.
Частными признаками папиллярного узора, используемыми для индивидуальной идентификации, служат отдельные особенности в строении каждой конкретной папиллярной линии, ее мелкие морфологические отличия – детали. К ним относятся глазки, островки, крючки, мостики, обрывки, раздвоения и слияния папиллярной линии (вилки), ее начало и окончание и др. (рис. 5). Для индивидуальной идентификации в сравниваемых следах необходимо выявить неповторимую совокупность совпадающих частных признаков.
Механизм образования следов рук и способы их обнаружения. Следы папиллярных узоров, пригодные для идентификации, – это статические следы, оставленные на гладкой (полированной) или пластичной поверхности, структура которой значительно мельче, чем особенности папилляров.
В следственной и экспертной практике чаще других применяются визуальные, физические и химические способы обнаружения следов рук.
Рис. 5. Детали папиллярного узора: 1 – начало папиллярной линии; 2 – поры; 3 – разветвление папиллярной линии; 4 – изгиб папиллярной линии; 5 – соединение двух папиллярных линий третьей (мостик); 6 – встречная папиллярная линия; 7 – глазок; 8 – слияние папиллярных линий; 9 – межпапиллярные линии (гребешки); 10 – короткая папиллярная линия (фрагмент); 11 – окончание папиллярной линии; 12 – крючок; 13 – островок; 14 – перерыв папиллярной линии
К визуальным относится обнаружение следов при помощи лупы, при косонаправленном освещении и на просвет. Это наиболее оптимальные способы, позволяющие сохранить следы в их первоначальном состоянии.
Физические способы основаны на свойстве потожировых выделений удерживать прилипшие к ним частицы. Порошки, используемые для работы с маловидимыми и невидимыми следами рук, должны быть мелкими, сухими и контрастными по цвету с той поверхностью, на которой выявляются следы. Наиболее распространены такие белые порошки, как окись цинка, алюминиевая пудра, канифоль. Черными являются порошки окисей меди и свинца, железа, восстановленного водородом, графита, сажи. Порошкам восстановленного железа придаются различные цветовые оттенки, им присваиваются названия самоцветных камней – топаз, рубин, сапфир.
На обследуемую поверхность порошки наносятся специальной кистью флейц, изготовленной из очень мягкого беличьего или колонкового волоса. Применяются также аэрозольные распылители дактилоскопических порошков. Порошки восстановленного железа наносятся с помощью магнитной кисточки.
Химические реактивы, используемые для выявления следов рук, это 1,5–2%-ный раствор нингидрина или аллоксана в ацетоне, а также спиртовой раствор азотнокислого серебра. Реактив нужно напылять на поверхность при помощи пульверизатора или, в крайнем случае, наносить ватным тампоном. Реакция окрашивания следов протекает не быстро. Для ее ускорения поверхность, пропитанную нингидрином, следует подогреть, а пропитанную азотнокислым серебром – выставить на дневной свет.
Выявлять следы рук на предметах обстановки места происшествия рекомендуется только на тех, которые нельзя направить на исследование из-за их громоздкости или высокой ценности. Следы пальцев, обнаруженные в результате обработки порошками, очень легко повредить, поэтому необходимо принять меры для их сохранности. С таких предметов следы откопировывают на дактилопленку, которую и прилагают к постановлению о назначении дактилоскопической экспертизы. Дактилопленки в случае надобности можно заменить липкой канцелярской пленкой. Она даже предпочтительней при копировании следов с недостаточно гладких поверхностей (лакированная столешница, дверь, окрашенная масляной краской).
Следы, выявленные парами йода, изымаются с помощью силиконовых паст «К» или «У», в которые добавляют катализатор и 2–3 капли ортотолидина. Объемные следы рук копируют с применением этих же паст.
Физическими способами удается выявить сравнительно свежие следы рук, а более старые – с применением химических реактивов.
Дактилоскопические исследования позволяют решить ряд задач, существенных для расследования: выявить из числа подозреваемых виновное лицо; установить личность преступника при помощи картотек; констатировать факт совершения нескольких преступлений одним субъектом; обнаружить некоторые важные обстоятельства расследуемого преступления; идентифицировать личность преступника.
Назначая дактилоскопическую экспертизу, требуется предоставить эксперту сравнительные материалы: дактилокарты или чистые листы бумаги, на которых прокатаны ногтевые фаланги пальцев рук всех подозреваемых, а также объекты со следами рук (их копии), изъятые с места происшествия. Иногда необходимо представить эксперту еще и отпечатки ладоней (ступней ног), так как следы на месте происшествия могут быть оставлены и ладонями (босыми ногами).
Следы ног
На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там передвигались, куда ушли, организовать преследование виновных. По следам ног можно также судить об обстоятельствах совершения преступления и некоторых особенностях субъекта, который их оставил, что необходимо для его розыска. По следам ног нетрудно отождествить человека (его обувь). Отражение индивидуальных признаков ног в следе зависит не только от особенностей подметки обуви, но и от качества поверхности следовоспринимающего объекта.
Предварительное изучение единичного следа обуви производится с целью: а) выяснения особенностей обуви; б) сопоставления с другими следами; в) его правильного измерения и описания в протоколе (рис. 6).
Общие признаки следов: 1) длина следа обуви – по линии от середины переднего края носка до середины заднего края каблука; 2) длина подошвы по оси следа (если задний ее срез отчетливо выражен); 3) ширина подошвы в наиболее широком месте; 4) ширина промежуточной части в самом узком месте; 5) длина каблука от заднего края до переднего края по оси; 6) ширина каблука в самом широком месте, а босой ноги – в самом широком месте пятки.
Рис. 6. Части стопы ноги человека и измерение следа босой ноги:
а – большой палец; б – плюсневая часть; в – промежуточная часть;
г – пяточная часть; АБ – длина следа; ВГ – ширина следа плюсневой части (самая широкая часть); ДЕ – ширина промежуточной части (самая узкая часть);
ЖЗ – ширина пяточной части
Рис. 6а. Части подошвы обуви и измерение следа обуви:
1 – носок; 2 – подметка; 3 – задний край подметки; 4 – промежуточная часть;
5 – передний край каблука; 6– каблук; АВ – длина следа; АИ – длина следа подметочной части; ВГ– ширина следа подметочной части; ДЕ – ширина следа промежуточной части; ИК – длина следа промежуточной части; KB – длина следа каблука; ЖЗ – ширина следа каблука
Изучив общие признаки следа обуви, переходят к исследованию частных признаков. К ним относятся особенности отдельных частей следа, дефекты рельефной поверхности (протектора) подошвы, обозначения размера, фирменного знака и др.
Дорожка следов ног
Дорожка следов ног. В дорожке следов ног отображаются особенности походки, в элементах которой проявляются анатомические и функциональные признаки человека. Выяснить по следам темпы ходьбы или бега можно только тогда, когда есть несколько следов, составляющих дорожку (рис. 7).
Рис. 7. Дорожка следов ног: АД – длина шага правой ноги; ДВ – длина шага левой ноги; БД – ширина шага; α – угол разворота стопы левой ноги и β – угол разворота стопы правой ноги
Длина шага измеряется как расстояние между двумя последовательно оставленными следами по линии направления движения. Ее измеряют раздельно для правой и левой ноги. Длина шага достаточно четко коррелирует с ростом человека. Шаг мужчины среднего роста при спокойной ходьбе колеблется в пределах 75-85 см, а при беге достигает одного метра и более. Шаг правой ноги примерно на 1–2 см больше, чем левой, а у левшей – наоборот. Длина шага женщин на 5–10 см короче мужских. Если мысленно провести прямую линию по направлению, в котором шел субъект, то она и будет линией направления движения.
Ширина шагов характеризует расстановку ног при ходьбе. Она определяется как расстояние между следами каблуков (пяток) левой и правой ног по линии, перпендикулярной к направлению движения. Ширина постановки ног равна в среднем 10–15 см.
Угол разворота стопы образуется между продольной осью следа и линией направления движения. Он отражает привычку ставить ступни ног при ходьбе параллельно одна другой, носками внутрь (отрицательный угол) или носками наружу (положительный угол). У мужчин угол разворота стопы обычно равен 15-25°, а у женщин – 10-20.
Измерения элементов дорожки следов для правой и левой ноги – рекомендуется производить в нескольких местах, поскольку они могут иметь большие различия из-за случайных причин.
Фиксацию следов обуви
Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами: фотографированием по правилам масштабной фотосъемки; подробным описанием в протоколе; изготовлением слепков с объемных следов; изготовлением копий с поверхностных следов.
Результаты предварительного изучения следов обуви вносятся в протокол, где обязательно указывается: а) место их обнаружения; б) вид следов; в) их размеры; г) индивидуальные особенности подошв; д) данные измерения элементов походки; е) способы изъятия и упаковки.
Следы обуви необходимо сразу же сфотографировать по правилам измерительной съемки, ибо это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения или уничтожения. Объемные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слепков. Для этого след должен быть подготовлен: из него убирают все инородные предметы (прутики, камешки, окурки и др.), попавшие после следового контакта. В зависимости от состояния почвы, на которой оставлены следы, применяются три способа изготовления слепков: наливной, насыпной и комбинированный. Выбор конкретного способа зависит как от следовоспринимающей поверхности, так и от погодных условий и времени года.
Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 1/3 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу. При насыпном способе в след через сито насыпают слой сухого гипса толщиной 1–2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После чего гипс увлажняется с помощью пульверизатора.
При сочетании насыпного способа с наливным получается комбинированный способ, пригодный для фиксации объемных следов обуви на всех поверхностях. Если следы остались на снегу, гипс разводят в холодной воде, температуру которой доводят до 0°. Для этого в воду добавляют снег до тех пор, пока он не перестанет таять.
Следы на дисперсной основе (пыль, цемент, мука и т.д.) нуждаются в предварительном закреплении. Для этого используется 6–10%-ный раствор перхлорвинила в ацетоне. Через пульверизатор раствор разбрызгивается над следом и прочно связывает мелкие частицы основы, после чего в след можно залить гипсовый раствор.
Для фиксации следов обуви используется также силиконовая паста «К». При отливке слепка в нее добавляется наполнитель белого или темного цвета в зависимости от окраски следов. В полученную массу доливают специальный катализатор и тщательно перемешивают. Получившимся компаундом заполняют объемный след, который при комнатной температуре затвердевает примерно через полчаса. Нужно помнить, что в этой пасте реакция полимеризации не происходит при температуре ниже 0°. Кроме пасты «К» аналогичные результаты можно получить применением компаундов «СИЭЛАСТ», «СКТН» и др.
Поверхностные следы обуви (ног), образованные в результате наслоения пыли (грязи) либо иных веществ на твердую следовоспринимающую поверхность, копируют путем наложения следокопировальной пленки или липкой бумаги, а также листовой (сырой) резины. Для этого лист резины зачищают (обязательно в одном направлении) крупнозернистой наждачной бумагой до образования ровной бархатистой поверхности. Затем зачищенной стороной лист накладывают на след и плотно прижимают.
Трасологическая экспертиза следов ног назначается для установления фактических обстоятельств дела, общих и характерных признаков виновного (по дорожке следов), отождествления обуви, изъятой у подозреваемого.
Следы орудий взлома и инструментов
Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.
Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.
Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, обычно классифицируются на: а) специально изготовленные в преступных целях; б) приспособленные для совершения взлома; в) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд; г) предметы, случайно оказавшиеся в руках взломщика.
При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом.
В зависимости от места локализации следы орудий взлома и инструментов классифицируются на оставленные: 1) на запирающих устройствах; 2) на других преградах.
Замки различают по следующим основаниям: 1) способу крепления к двери; 2) назначению запираемого объекта; 3) конструкции механизма и количеству секретов.
По способу крепления к двери замки бывают трех основных видов: навесные, врезные и накладные. По назначению замки выделяют в зависимости от объекта, для запирания которого они предназначены:
мебельные, дверные, гаражные, сейфовые и др. В зависимости от устройства запирающего механизма современные замки можно подразделить на: 1) пружинные (ригель в нужном положении удерживается при помощи пружины); 2) сувальдные (то же самое делают сувальды); 3) реечные (ригель с возвратной пружиной перемещается при помощи соответствующей комбинации пазов и промежутков на стержне ключа); 4) цилиндровые (ригель перемещается поворотом цилиндра, вставленного в неподвижный патрон); 5) винтовые (функцию ригеля выполняет винт, который при отпирании ввинчивается в отверстие короба); 6) кодовые (для отпирания нужно набрать соответствующий код); 7) магнитные (отпираются при помощи ключа с магнитным шифром).
По сложности запирающего механизма замки классифицируются на: простые: пружинные, некоторые сувальдные (мебельные), цилиндровые (абонентских почтовых ящиков). Число вариантов ключа у них колеблется от единиц до сотни. Средней сложности: большинство сувальдных (дверных), некоторые цилиндровые и магнитные. Число вариантов ключа превышает сто и достигает нескольких тысяч. Сложные: специальные сувальдные, большинство цилиндровых, кодовые. Число вариантов ключа составляет десятки тысяч. Особо сложные: как правило, цилиндровые с дисковым запирающим механизмом или со штифтами в цилиндре.
Осмотр взломанных замков и преград. Чтобы проникнуть в помещение или другое хранилище, преступники чаще всего отпирают и взламывают замки либо дополнительные приспособления к ним, прибегая при этом к отпиранию замков отмычками, подобранными или поддельными ключами, вырыванию дужки из короба, перекусыванию или перепиливанию дужки навесного замка.
О применении отмычек или подобранных ключей свидетельствуют следы в виде царапин на внутренних поверхностях механизма замка, направление которых обычно не совпадает с царапинами, образованными бородками «родного» ключа. В тех случаях, когда легче взломать не сам навесной замок, а крепящие его петли, кольца и т.п., преступники разрушают эти приспособления.
Взлом дужки навесного замка производится ее перепиливанием ножовкой, напильником или перекусыванием с помощью саперных ножниц. Иногда навесные замки взламываются путем спиливания или сруба зубилом заклепок на коробе. Если взломщики прибегли к перепиливанию, то на прилегающих предметах и на земле должны быть металлические опилки, а на двери и косяке – следы напильника или ножовки.
При осмотре навесного замка нужно выяснить: а) его местонахождение (висит на двери, лежит на полу и т.д.); б) вид и форму замка; в) цвет металла, из которого он изготовлен; г) положение дужки; д) состояние поврежденных частей; е) наличие на замке инородных наслоений (ржавчины, краски, крови и т.д.), а также следов металлизации от орудий взлома; ж) размеры, форму и локализацию следов взлома на замке.
Если при осмотре на поверхности замка не обнаружено видимых следов, он, вероятно, мог быть открыт отмычкой, подобранным или поддельным ключом. Следы от таких орудий остаются на внутренних деталях замка, поэтому вопрос о способе взлома решается в ходе трасологической экспертизы.
Если дверь хранилища запиралась на врезной или накладной замок, взломщики часто прибегают к отжиму ригеля. Такой взлом осуществляется путем введения в щель между дверью и косяком плоского металлического предмета, заостренным концом которого ригель утапливается в короб замка. Наличие на ригеле свежих царапин подтверждает недавний его отжим. От заостренного конца орудия взлома на боковой стороне двери и косяке остаются объемные следы, отражающие его форму и особенности. Тщательному осмотру подлежат также вспомогательные приспособления. Особое внимание уделяется вмятинам, царапинам и следам соскоба металла, имеющим характерный блеск.
Чтобы установить орудие, которым взломан замок, его следует изъять и направить на криминалистическую экспертизу. Нужно помнить, что производить какие-либо действия с замком во избежание нанесения дополнительных следов нельзя. Вместе с замком изымаются и ключи от него.
Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия, в частности фомка, «балерина» и др.
От орудий взлома на преградах остаются следы: а) удара и нажима; б) разруба и разреза; в) распила; г) сверления. Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), в нем передается угол заточки топора.
При распиле преграды ножовкой опилки располагаются со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.
Чтобы попасть в помещение, преступники нередко прибегают к сверлению преграды, например просверливают в двери вокруг запоров несколько отверстий. Для вырезки дверной филенки в ней дрелью или буравом сначала просверливают несколько близко расположенных друг к другу отверстий, которые соединяются между собой. При сверлении преграды большинство стружек остается на том месте, с которого действовал взломщик.
Для проникновения в хранилища взломщики перепиливают оконные решетки, проламывают потолки, полы, стены, выбивают оконные стекла, разбирают кирпичные кладки стен, дымоходов. Взлом каменных преград (особенно сложенных на цементе или бетонных) требует много времени и сил, а потому осуществляется весьма редко.
Необходимо помнить, что при осмотре любой взломанной преграды, особенно когда прилагались большие физические усилия, следует сразу же предпринять меры к обнаружению следов рук, ног, капель (мазков) крови и др. Эти следы детализируют информацию о характере манипуляций взломщика. Следы крови изымают вместе с предметом-носителем, а при невозможности делают соскобы, помещаемые в пробирку.
Если окна, двери, ниши и другие объекты защищены металлическими решетками, то взломщики перепиливают их ножовками по металлу, а для снижения шума место распила смазывают маслом. Перепиленные концы прутьев разводят в стороны, и в решетке образуется отверстие необходимого размера.
Фиксация следов. Обнаруженные на месте происшествия следы орудий взлома прежде всего следует сфотографировать по правилам масштабной съемки, а затем тщательно осмотреть, провести необходимые измерения и подробно описать в протоколе.
В протоколе осмотра места происшествия о следах орудий взлома и инструментов необходимо указать: а) вид и материал преграды, на которой остались следы; б) вид следов, их локализацию; в) форму каждого следа; г) длину и ширину следа в двух взаимно перпендикулярных направлениях, его наибольшую глубину; д) отличительные особенности следа; е) наличие в следах посторонних частиц; ж) способ изъятия следов.
Изъятие следов взлома производится по возможности вместе с самим предметом-носителем или его частью. При отсутствии такой возможности со следов изготавливаются слепки. В качестве слепочных материалов применяются пластилин и синтетические компаунды.
Пластилин используется для изготовления слепков со следов, оставленных на металлических и иных твердых поверхностях. Перед вдавливанием в след пластилин тщательно разминают до состояния эластичности. Затем одну его сторону выравнивают, прижав, например, к стеклу. Эту сторону вдавливают в след и оставляют на 10–15 мин, чтобы пластилин восстановил свою естественную плотность. Затем слепок отделяют от следа и помещают в подходящую упаковку.
Более точные копии удается получить с помощью синтетических слепочных масс (пасты «К», «СКТН» и др.), оптимальных для откопирования объемных следов орудий взлома и инструментов.
Для получения слепка со следа на твердой основе (дереве, пластмассе, металле и др.) его окружают бортиком из пластилина, а к следам на вертикальных поверхностях пристраивают пластилиновый кармашек. Затем в пасту «К» добавляют до 30% наполнителя (порошка соответствующего цвета) и перемешивают до получения однородной массы. Добавив в нее катализатор № 18 в пропорции 10:1, еще раз тщательно перемешивают и получившийся компаунд заливают в след.
Поверхностные следы-наслоения орудий взлома и инструментов изымают путем их перекопирования на дактилопленки, следы, образованные темными частицами, переносят на светлую пленку, и наоборот.
Следы-отслоения обычно изымаются вместе с объектом-носителем, а в качестве сравнительного материала с поверхности взломанной преграды отбирают пробы краски, ржавчины, пыли и т. п.
На трасологическую экспертизу рекомендуется направлять все объекты со следами от орудий взлома. Для решения идентификационных вопросов в распоряжение экспертов передают также орудия взлома (если на момент назначения экспертизы они изъяты). Орудия должны быть представлены в оригинале.
В тех случаях, когда нельзя направить на экспертизу сам предмет (объект) со следами орудий взлома или инструментов, представляются слепки с этих следов. Кроме того, следы необходимо зафиксировать на масштабном фотоснимке взломанного объекта.
Направляемые на экспертизу объекты, слепки, орудия взлома должны быть упакованы так, чтобы при транспортировке гарантировать их сохранность от повреждения или утраты. Важное значение имеет упаковка полученных слепков. Каждый из них нужно завернуть в чистую бумагу и поместить в коробку с мягким упаковочным материалом (вата, поролон и др.). На упаковке указывается место обнаружения следа, его вид и дата изъятия, другие надписи, заверяемые оттиском печати. Трасологическая экспертиза разрешает такие вопросы, как установление отдельных обстоятельств совершения взлома, некоторых характерных признаков личности взломщика, идентификации орудий взлома и инструментов по их следам на взломанных преградах.
Следы транспортных средств
Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов – веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.
Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего события: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые – результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.
Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.
Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и отчасти его боковые грани.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко проводят и идентификацию автомобиля. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.
Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.
Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж на направление движения указывает след влаги, сходящий на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.
О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость отображения рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.
Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем сфотографировать сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.
В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.
Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.
Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и откопировывают весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего и др.
Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).
Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему – модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.
Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы (КЭМВИ).
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение: а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле; б) о характере имеющихся в нем неисправностей; в) о перевозимом грузе; г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований; д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.