Что относится к объектам инфраструктуры морского транспорта
Объект морского транспорта
«. Под термином «объект морского транспорта» понимаются все предприятия и организации морского транспорта. «
«РД 31.80.11-95. Методические указания «Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте» (утв. Департаментом морского транспорта 13.11.1995)
Смотреть что такое «Объект морского транспорта» в других словарях:
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Трансполярная магистраль — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Холмск — Город Холмск … Википедия
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Швеция — (Sverige) Королевство Швеция (Konungariket Sverige). I. Общие сведения Ш. государство в Северной Европе, на В. и Ю. Скандинавского полуострова. Граничит на З. и С. с Норвегией, на С. В. с Финляндией. На Ю. и В.… … Большая советская энциклопедия
безопасность — 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Центральный военно-морской музей — новое здание музея на площади Труда Дата основания 1709 … Википедия
потребитель — (относительно услуг здравоохранения) [consumer (in relation to healthcare services)]: Личность, нуждающаяся в оказании, запланированная на оказание которой оказываются или оказаны медицинские услуги. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Турция — (Türkiye) Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti). I. Общие сведения Т. государство, расположенное на З. Азии и крайнем Ю. В. Европы. Около 97% её территории находится на полуострове Малая Азия (Анатолия), около 3% в… … Большая советская энциклопедия
Болгария — (България) Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). I. Общие сведения Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… … Большая советская энциклопедия
Что относится к объектам инфраструктуры морского транспорта
от 7 ноября 2017 года N 475
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 52, ст.6427; 2010, N 19, ст.2291, N 48, ст.6246; 2011, N 1, ст.3, N 13, ст.1688, N 17, ст.2313, N 30, ст.4590, 4594; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30, ст.4058; 2014, N 45, ст.6153; N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.52, N 29, ст.4339; 2016, N 27, ст.4215; 2017, N 27, ст.3945, N 30, ст.4457)
в Министерстве юстиции
22 января 2018 года,
регистрационный N 49698
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 7 ноября 2017 года N 475
Перечень объектов инфраструктуры морского порта
1. Берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.
2. Доки и судоподъемные сооружения.
3. Ледоколы, буксиры, суда портового флота.
5. Железнодорожные и автомобильные подъездные пути, крановые рельсовые пути, линии связи и сигнализации, сети и устройства газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации, расположенные на территории морского порта.
6. Крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора).
Инфраструктура морского транспорта
Водный транспорт подразделяется на морской и речной (внутренний водный) транспорт. Морской транспорт состоит из таких элементов:
— судоремонтные предприятия, а также иные обслуживающие предприятия, причем несколько предприятий, объединяющих вышеприведенные элементы, могут объединяться единым предприятием – пароходством;
Органы государственного регулирования водного транспорта и соответственно инфраструктуры этого вида транспорта состоят:
Федерального агентства морского и речного транспорта;
Управления государственного морского и речного надзора (Ространснадзора).
Инфраструктура морского транспорта это совокупность отраслей и видов деятельности государства, обеспечивающая экономику в целом и морской транспорт в частности общими условиями воспроизводства.
Есть еще одно определение «Под инфраструктурой морского транспорта следует понимать совокупность средств и методов обеспечения мореплавания в целях безопасного и наиболее экономичного использования работы морских судов с учётом знания фактической и прогнозируемой обстановки на море, географии района плавания и условий среды, в которой совершаются такие плавания».
Основным элементом инфраструктуры морского транспорта являются морские порты.
Морской порт это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового лова, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Рис. 11 Схема морского порта
Рис. 12 Схема морского порта
1 — акватория порта; 2 — территория порта; 3 — волнолом; 4 — мол; 5 — пирс; 6 — набережная: 7 — бассейн; 8 — маяк; 9 — портовые огни; 10 — предпортовая железнодорожная станция.
Морской торговый порт, это «комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту».
ИНФРАСТРУКТУРА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА делится на производственную (транспорт, связь, энергетика, ирригационные и гидротехнические сооружения) и социальную (здравоохранение, подготовка кадров, сфера услуг).
По основному назначению различают порты: торговые, промышленные, рыбные, военные.
Торговые порты морского флота являются портами общего пользования. В них осуществляют перегрузочные работы на судах торгового флота и смежных видах транспорта при перевозках экспортно-импортных и каботажных грузов, а также обслуживают пассажиров, пользующихся морским транспортом.
Транспортную работу морского порта характеризуют два основных показателя: пропускная способность и грузооборот. Под пропускной способностью порта подразумевается количество грузов в тоннах, которое порт может погрузить на суда или выгрузить из них за определенное время (навигацию, год, месяц, сутки). Грузооборот порта — это количество тонн груза, фактически проходящего через его причальный фронт за определенное время (навигацию, год, месяц, сутки). Грузооборот — величина переменная, она зависит от притока грузов. На производственную деятельность морского порта влияют природные факторы: его естественная защищенность от ветра и волнения, глубины на подходах к нему и в портовой акватории, круглогодичная или сезонная навигация и др.
Порты подразделяются на универсальные (в которых перегружаются любые грузы) и специализированные порты (предназначены для обслуживания судов, перевозящих определенные грузы – уголь, лес, нефть).
Портами водного транспорта управляют администрации портов.
Начальник порта или генеральный директор, обеспечивает выполнение всех задач, стоящих перед портом, и несет полную ответственность, контролирует деятельность подчиненных ему подразделений, отвечает за соблюдение производственной, трудовой, а также финансовой и договорной (коммерческой) дисциплины. Он имеет право распоряжаться денежными средствами и имуществом порта, подбирать кадры и назначать руководителей структурных подразделений. В своей работе руководствуется действующими законами и нормативными документами, разработанными Департаментом морского транспорта Министерства транспорта РФ, Уставом Предприятия.
Одним из основных нормативных правовых документов регулирующих деятельность инфраструктуры морского транспорта является Федеральный закон
от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации»
Он регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
В качестве примера морского порта можно привести Порт Санкт-Петербурга.
Большой порт Санкт-Петербург включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка.
К ним ведет разветвленная система каналов и фарватеров. Самым протяженным и глубоководным из них является Санкт-Петербургский морской канал. Он начинается во внутренней акватории морского торгового порта и заканчивается за островом Котлин, на котором расположен Кронштадт. Его длина 27 миль. По нему могут пройти суда с осадкой до 11,0 м, длиной до 260 м и шириной до 40 м. Суда больших размеров (прежде всего нефтеналивные) обрабатываются на внешнем рейде. Морской торговый порт Санкт-Петербурга включает около 60 причалов с глубинами до 11,9 м общей протяженностью более 9,0 км. Территориально морской торговый порт разделен на четыре района.
Определение субъектов транспортной инфраструктуры
Фото: АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
С момента издания Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) и предусмотренных им нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирующих требования по обеспечению транспортной безопасности, медленно тлеет полемика по вопросу достаточности или избыточности таких требований, их влияния на экономическую составляющую субъектов транспортной инфраструктуры.
С особой силой обсуждение таких требований началось после введения в действие утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. №969 Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Между тем на фоне этих обсуждений затерялся вопрос, представляющий неменьший интерес, – кто такие требования должен реализовывать, кто они, эти субъекты транспортной инфраструктуры?
Д.А. Комаров, главный специалист Управления по правовым вопросам АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
Постановка вопроса
На протяжении ряда лет со стороны разработчика основных нормативных актов Правительства РФ в области транспортной безопасности, Минтранса России, в связи с осознанными всеми участниками процесса сертификации его недоработанности и неготовности к нему как субъектов транспортной инфраструктуры, так и органов по сертификации в разумные сроки оснастить объекты транспортной инфраструктуры сертифицированными техническими средствами, звучали обещания о введении «временного моратория» по применению Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Данное обещание было реализовано только в 2019 году, спустя более двух лет со дня начала его применения.
На фоне обсуждения Требований транспортной безопасности, Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности о том, каким образом их реализовывать, затерялся вопрос, представляющий неменьший интерес, кто такие требования должен реализовывать.
На первый взгляд, из положений Закона о транспортной безопасности с безусловной ясностью следует, что все названные требования обязаны реализовывать субъекты транспортной инфраструктуры. Это действительно так. Но вопрос в другом – кто эти субъекты транспортной инфраструктуры?
В силу положений пункта 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании. При этом, поскольку определение субъектов транспортной инфраструктуры дано в законодательном акте, не имеет сколь-либо значимого юридического значения, какое лицо указано в качестве владельца конкретного объекта транспортной инфраструктуры в соответствующем реестре: права собственности и владения регулируются гражданским законодательством и именно его положения указывают, кто является собственником (владельцем) объекта транспортной безопасности и, как следствие, субъектом транспортной инфраструктуры.
Морские терминалы как объекты…
Применительно к речному и морскому транспорту объектами транспортной инфраструктуры являются морские терминалы и акватории морских портов. Поскольку Закон о транспортной безопасности не дает ответа на вопрос, что включает в себя термин «морские терминалы», в силу принципа единства правового регулирования необходимо обратиться к иному закону – Федеральному закону от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о морских портах морской терминал представляет собой совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
В свою очередь объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1 статьи 4 Закона о морских портах).
Приказом Минтранса России от 07.11.2017 г. №475 утвержден перечень объектов инфраструктуры морского порта, в который включены:
– берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения;
– железнодорожные и автомобильные подъездные пути, крановые рельсовые пути, линии связи и сигнализации, сети и устройства газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации, расположенные на территории морского порта;
– крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора).
Таким образом, объектами транспортной инфраструктуры являются акватории морского порта, одновременно являющиеся самостоятельными объектами инфраструктуры морского порта, и морские терминалы, представляющие собой большую или меньшую совокупность различных и самостоятельных объектов инфраструктуры морского порта, при этом морской терминал не равнозначен морскому порту (в пределах одного морского порта могут осуществлять деятельность два и более морских терминала).
Собственником акватории морского порта, части моря как водного объекта, в силу положений статей 5 и 8 Водного кодекса РФ является Российская Федерация. Непосредственным владельцем такой акватории и, как следствие, субъектом транспортной инфраструктуры будут являться те государственные организации, которым она будет передана в хозяйственное ведение или оперативное управление.
В связи с данным обстоятельством вопрос, по какой границе в морских портах должна проходить ответственность государства и частного бизнеса в сфере обеспечения транспортной безопасности, имеет прямой ответ: такая граница в силу положений статьи 5 Водного кодекса РФ должна проходить по береговой линии (границе вод-
В части же морских терминалов ответ на вопрос, кто является собственником терминала, более сложен, чем кажется на первый взгляд.
Субъект права по соглашению
В силу положений статьи 29 Закона о морских портах по общему правилу ряд объектов инфраструктуры морского порта, входящих в совокупность морского терминала, может находиться исключительно в государственной собственности, например причалы, объекты инфраструктуры морского порта, используемые для обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора), железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации, используемые при эксплуатации двух и более морских терминалов. Частью 6 статьи 27 Закона о морских портах указывается на то, что оператор морского терминала не тождественен владельцам объектов инфраструктуры морского порта.
Данные положения законодательства уже сами по себе указывают на то, что вполне возможна ситуация, когда единого собственника всех объектов инфраструктуры морского порта, образующих морской терминал, нет: такие объекты инфраструктуры морского порта могут находиться в собственности (владении) двух и более лиц.
Именно в связи с данным обстоятельством частью 2 статьи 16 Закона о морских портах на операторов морских терминалов и иных владельцев технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта возлагается обязанность заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность перед пользователями по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту. Более того, один или несколько объектов инфраструктуры морского порта могут находиться в совместной собственности двух и более лиц. При этом, например, в зданиях таким собственникам могут принадлежать различные помещения, и только общее имущество будет находиться в их совместной собственности, причалы – находиться в аренде у другого лица, а линейные объекты (линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения) – в собственности (владении) третьих лиц.
В силу положений статьи 253 и 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на собственников: при владении таким имуществом по иным основаниям (оперативное управление, аренда и др.) бремя содержания имущества может быть возложено на соответствующего владельца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона о морских портах операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны выполнять требования по транспортной безопасности морских терминалов и акваторий морских портов. Собственно защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ о транспортной безопасности (часть 5 статьи 15 Закона о морских портах).
Однако на что необходимо обратить особое внимание? Обязанность по реализации требований транспортной безопасности возложена не на операторов морских терминалов, а на собственников объектов транспортной инфраструктуры – на это указывается и в части 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности, и, в случае морского транспорта, пунктами 4-17 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. №1638.
И, поскольку требования транспортной безопасности в таком случае фактически обращены к нескольким лицам, а эксплуатация такого составляющего морской терминал имущества (объектов инфраструктуры морского порта) по назначению без соблюдения таких требований невозможна, то все расходы по реализации таких требований необходимо признать расходами на содержание такого имущества (включая в них, в частности, привлечение подразделения транспортной безопасности, оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и т.п.). При этом все собственники и (или) владельцы составляющих морской терминал объектов инфраструктуры морского порта должны нести такие расходы, а не только оператор морского терминала.
Вместе с тем, если имущественный вопрос по возмещению расходов на содержание объекта транспортной инфраструктуры в той или иной степени может быть разрешен в рамках гражданских правоотношений, то административные правоотношения, в частности привлечение к административной ответственности за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, возможны только в отношении индивидуально определенного конкретного лица.
В целях исключения данной неопределенности представляется необходимым внести в Закон о морских портах положения:
– прямо предусматривающие обязанность всех собственников (владельцев) составляющих морской терминал объектов инфраструктуры морского порта участвовать в расходах по обеспечению транспортной безопасности;
– обязывающие собственников (владельцев) составляющих морской терминал объектов инфраструктуры морского порта заключать между собой отдельное соглашение, предусматривающее размер (долю) участия в таких расходах каждого такого собственника (владельца) и устанавливающее, кто из них осуществляет функции и несет обязанности оператора морского терминала (субъекта транспортной инфраструктуры в общем случае);
– устанавливающие методику исчисления доли участия в таких расходах каждого такого собственника (владельца).
В Закон о транспортной безопасности и иные нормативные правовые акты в тех же целях внести положения о том, что требования по реализации соответствующих правовых актов адресуются лицу, которое по соглашению между собственниками объектов гражданских прав (собственности и владения), составляющих объект транспортной инфраструктуры, является субъектом транспортной инфраструктуры, а при отсутствии такого соглашения – лицу, доля собственности (владения) которого является наибольшей.
Вопрос 24. Инфраструктура морского транспорта
Морская инфраструктура это совокупность морских путей, морских портов и портовых сооружений, средств и методов обеспечения мореплавания в целях безопасного и наиболее экономичного использования работы морских судов.
Путь следования любого судна по водной поверхности из одного географического пункта или порта в другую точку или акваторию через открытые участки океана или моря, а также через естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки и озёра) называется морским или океанским путём. Основными факторами, влияющими на формирование океанских путей, являются физико-географические условия плавания между пунктами отправления и назначения, навигационно-гидрографические факторы в акваториях и экономические факторы использования возможностей морского транспорта. В результате учёта всех факторов влияния формируются основные направления морских сообщений, или морских перевозок. Под ними подразумевается грузовой и пассажирский обмен между пунктами, районами, территориями, государствами, тяготеющими к морским перевозкам. Грузопотоками морских грузов называется количество определённого груза, перевозимого в определённом направлении за единицу времени. Обычно такой единицей считается количество груза, которое перевозится за год на той или иной линии, проходит через порт и т.д.
Грузопотоки характеризуются составом (структурой) грузов и их объёмом, т.е. общей массой в тоннах, или объёмом в кубических метрах.Движение по морским путям различных средств морского транспорта называется торговым мореплаванием. Морские пути принято делить на международные океанские, региональные морские и каботажные.
М еждународные океанские пути – это пути, пролегающие в океане или океанах между портами, находящимися на различных континентах. Региональные морские пути формируются между экономическими районами или портами различных государств в определённых акваториях или географических регионах. К ним относятся морские бассейны в пределах одного континента или и двух, которые предназначены для обеспечения транспортных связей между экономическими районами или портами через прилегающее водное пространство или прибрежный океанский морской бассейн.
Каботажные морские пути пролегают или прокладываются между портами одного государства. В свою очередь, они могут проходить между портами одного бассейна (моря) – малый каботаж, или между портами, разделёнными между собой несколькими океанскими бассейнами,- большой каботаж.
Современные суда избирают в океане кратчайшие пути, которые проходят, если позволяют условия навигационной обстановки, по дуге большого круга (ортодромия). Однако даже крупные суда вынуждены выбирать пути также с учётом гидрометеорологических условий.
Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территориях и акваториях, предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Существуют также морские специализированные порты, предназначенные для осуществления основного вида деятельности, других видов обслуживания судов или осуществляющие перевозки определённых видов груза.
По географическому положению их делят на порты:
• расположенные на открытом морском побережье – порты, требующие искусственной защиты от штормового волнения или бездействующие при сильном волнении;
• в естественных бухтах – порты под защитой береговых выступов, не требующие или почти не требующие искусственной защиты;
• в лагунах или лиманах – порты в береговых озёрах, отделённых от моря естественно созданными косами;
• внутренние – порты в значительном удалении от устьев рек, требующие, как правило, подходного канала большой длины;
• островные – порты на естественных или искусственно созданных островах, связанных с берегом или отделённых от него;
• устьевые – порты в устьях рек и т.д.
По продолжительности эксплуатации порты подразделяются на постоянные и временные. Постоянные работают круглый год. Сезонные (временные) функционируют только часть года или навигационного периода.
По отношению к уровню воды порты могут быть открытыми и закрытыми. Открытые порты отличаются беспрепятственным проникновением на их акватории судов. Закрытые порты отдалены от моря водоподпорными сооружениями с встроенными в них морскими шлюзами или другого типа судопропускными сооружениями.
Деление портов по транспортному значению:
• мировые, являющиеся крупнейшими центрами мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда;
• международные, являющиеся центрами оживлённой международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда;
• каботажные, предназначенные для местных перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна.
Деление портов по характеру эксплуатационной работы :
• транзитные, в которых груз передаётся на другие виды транспорта или суда иного назначения или размеров и затем они следуют дальше;
• концевые, в которых груз после незначительной местной транспортировки оседает в районе расположения порта и его терминалов.
Главными характеристиками деятельности морского порта при передаче грузов или пассажиров на те или иные транспортные средства являются пропускная способность, грузооборот и судооборот порта.
Пропускная способность порта – определяется как наибольшее общее количество грузов, которое может быть переработано в порту в течение года между водными и сухопутными видами транспорта.
Грузооборот порта – общее количество грузов, проходящих через причальный фронт за год.
Судооборот порта – определяется количеством судов, посещающих его за год или иной интервал времени.