Что относится к неценовым факторам
Факторы предложения
Предложение – количество товара, который продавцы готовы произвести и предложить по данной цене.
Величина совокупного предложения товара на рынке регулируется ценой на товар и ограниченностью ресурсов, из которых можно произвести данный товар. Если цена выросла, то большее количество продавцов будут готовы произвести данный товар, чтобы продать его по данной цене. При увеличении предложения цена будет снижаться, пока не достигнет уровня, при котором будет выгодно производить и продавать товар.
Если количество ресурсов, из которых можно произвести товар, ограничено, то продавцы не смогут произвести больше товара. При росте цен на товар при ограниченности ресурсов для его производства, начнет повышаться цена на ресурсы, из которых производится товар.
Содержание:
Ценовые факторы предложения
Факторы предложения влияют на цену товара и решения производителей выпускать этот товар или сосредоточиться на производстве другого товара. К ценовым факторам предложения относятся издержки производства, на которые вынужден пойти производитель товара. К ним относятся:
Неценовые факторы предложения
К неценовым факторам предложения относятся факторы, которые оказывают влияние на величину предложения товара на рынке и не связаны с ценой товара и ценой ресурсов, из которых производят товар. К неценовым факторам предложения относят:
Эластичность предложения
В зависимости от изменения спроса меняется величина предложения товара. Но величина предложения всегда изменяется с запаздыванием относительно изменения спроса на товар. Величина запаздывания изменяется в зависимости от множества факторов и называется эластичностью предложения. К основным факторам, влияющим на эластичность предложения, относятся:
Высокая эластичность предложения характерна для рынков сезонных товаров и скоропортящихся продуктов. Компании, которые не могут реализовать товар в ограниченные сроки, быстро уходят с этого рынка и переключаются на рынки, где требуется меньшая эластичность предложения.
Все эти факторы влияют на затраты, которые понесет компания при производстве товара. Эти затраты должны компенсироваться прибылью от продажи товара, которая покрывает затраты, предпринимательский риск и дает достаточную норму прибыльности.
Как выполнить задание №10 ЕГЭ по обществознанию (часть 2)
Знание неценовых факторов, которые могут повлиять на изменения спроса или предложения, позволят вам правильно выполнить данное задание.
Давайте еще раз их повторим?!
Материал подготовлен преподавателем
Образовательного центра «Ависта» Волковой Е.В.
К неценовым факторам предложения относятся:
К неценовым факторам спроса относятся:
Разберемся на примерах
Первым, на что мы обращаем внимание при решении данного задания, это на «вектор» смещения кривой спроса. Так, мы видим, что кривая спроса сместилась в правую сторону, следовательно, спрос на новую модель ноутбуков на данном рынке увеличился и нам надо ответить почему!?
Правильными ответами в данном задании будут пункты 1 и 5, поскольку данные утверждения приведут именно к увеличению спроса, и они попадают под первый пункт неценовых факторов спроса, а именно «Вкусы и предпочтения потребителей». Ответ под цифрой 2 привел бы, наоборот к снижению спроса, ответ под цифрой 3 не имеет отношения к изменению спроса, а ответ под цифрой 4, также бы привел к снижению спроса.
Теперь обратимся к примеру с изменением предложения.
Первым, на что мы обращаем внимание при решении данного задания, это на «сторону» смещения кривой предложения. Так, мы видим, что кривая предложения сместилась в левую сторону, следовательно, предложение на рынке кондитерских изделий снизилось и нам надо ответить почему!?
Правильными ответами в данном задании будут пункты 1,4 и 5, поскольку данные утверждения приведут именно к снижению предложения. Так ответ под цифрой один попадает под седьмой пункт неценовых факторов предложения, а именно «Природные условия», ответ под цифрой 4 попадает под шестой пункт — «Налоги и дотации», а ответ под цифрой 5 является одним из примеров второго пункта, а именно «Число продавцов». Ответ под цифрой 2 привел бы к увеличению спроса, что не соответствует вопросу нашего задания, ответ под цифрой 3 привел бы, наоборот, к увеличению предложения (пункт шесть «Налоги и дотации» в неценовых факторах спроса), что тоже не соответствует содержанию задания.
Что относится к неценовым факторам
Ключевые слова: факторы спроса, факторы предложения, закон спроса, закон предложения, неценовые факторы спроса, неценовые факторы предложения, уровень развития технологий, уровень и объем издержек, доходы потребителей, ЕГЭ, ОГЭ, экономика, обществознание
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса.
Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара.
При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса.
Экономисты сформулировали закон спроса: Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА
К неценовым факторам спроса принято относить доходы потребителей, вкусы и моду, количество потребителей, цены на дополняющие и заменяющие товары и многое другое. Неценовыми они называются так, потому что прямой связи между ценой конкретного товара или услуги и поведением потребителей нет.
Например, если вам предлагают с хорошей выгодой дорогостоящую машину (цена — главный ценовой фактор спроса — снижена, по закону спроса, конкретно этот товар для вас становится привлекательным), вы, принимая решение о покупке закладываете в планы траты на обслуживание машины, стоимость бензина и другие сопряженные с этой маркой машины услуги и товары.
И если вы понимаете, что обслуживание именно этой машины достаточно дорогое для вас (здесь работает неценовой фактор на сопряженные товары или услуги), вы откажитесь от покупки машины.
ДОХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности.
Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты.
Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
ВКУСЫ, МОДА
Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается.
Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
КОЛИЧЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями.
В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду.
Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными.
Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
ЦЕНЫ НА ЗАМЕЩАЮЩИЕ ТОВАРЫ (ТОВАРО-ЗАМЕНИТЕЛИ)
Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же илипочти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров.
В том случае, когда цена на один из взаимозаменяемых товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями.
Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар.
Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
ЦЕНЫ НА ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ
Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом.
Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.
СЕЗОННОСТЬ
Существуют товары спрос на коротые меняются в связи со сменой времени года. Принадлежности для зимних видов спорта потребители преобретают в основном в зимне время, а принадлежности для летних видов — летом.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
Устоявшиеся в обществе традиции также вносят существенный вклад в формирование спроса на товары. Например спрос на цветы перед 8 марта существенно увеличивается, в связи с устоявшейся традицией дарить в этот праздник букет цветов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения.
Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара.
При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Существует несколько ключевых факторов предложения, которые определяют общие объемы производства ресурсов: уровень технологий, цены на ресурсы и сырье (уровень издержек), величина налогов, общее количество производителей и их ожидания, общая экономическая конъектура и многое другое.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.
Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает.
Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ (ОБЪЕМ ИЗДЕРЖЕК)
Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.
Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВ
Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.
Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов.
Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты.
Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.
ОЖИДАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее
увеличится.
Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.
ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ И РЕСУРСЫ
Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства.
Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот.
Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.
СЕЗОННОСТЬ
Предложение товара связанно также и временем года, например овощи и фрукты производятся в больших количествах в тёплое время, в зимний же период предложение данных товаров сокращается.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
Обычаи страны существенно влияют на предложение тех или иных товаров. Например в Китае для приёма пищи пользуются в основном палочками, поэтому предложение вилок и ложек в данной стране будет минимально.
Содержание:
Общий термин фирма используется для обозначения предприятий и их объединений.
Фирма определяется как хозяйствующий субъект, который осуществляет производственную деятельность и является экономически независимым (при решении, что, как и в каком количестве он производит, где, кому и по какой цене продает свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических товаров с целью максимизации прибыли.
В неоинституциональной теории фирма определяется как коалиция владельцев факторов производства, связанных контрактами, что приводит к минимизации транзакционных издержек. Система договоров заключается между владельцами определенных ресурсов. Развивая идеи американского юриста I. МакНил, О. Уильямсон разделили все ресурсы на три группы: общие, специфические и межвидовые.
Экономическая природа предприятия. Основные формы предпринимательства
Специфические ресурсы являются взаимодополняющими, взаимоуникальными ресурсами, максимальная ценность которых может быть достигнута только в этой фирме и через нее. В случае распада фирмы каждый из межфирменных ресурсов не может быть адекватно заменен ни на рынке, ни в рамках другой организации.
Фирма, таким образом, работает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это ассоциация, основанная на мировоззренческом (или имплицитном) договоре по отношению к межвидовым ресурсам. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму взносов отдельных членов коалиции. Разумеется, фирма использует не только межвидовые ресурсы, но и другие ресурсы; как специфические, так и общие. Таким образом, ядром фирмы является долгосрочный реляционный контракт между владельцами межвидовых ресурсов. Наличие в фирме межвидовых и специфических ресурсов позволяет нам экономить на транзакционных издержках, а ее владельцам получать экономическую выгоду (квазиренту).
Такая интерпретация природы фирмы позволяет объяснить разнообразие форм современных фирм. Уникальность межвидовых ресурсов, входящих в коалицию, и разнообразие транзакционных издержек объясняют специфику контрактных форм, лежащих в основе различных типов современных фирм. По мнению сторонников неоинституционального подхода, разнообразие способов минимизации транзакционных издержек предопределяет разнообразие бизнес-предприятий.
Основные формы предпринимательства. Основными формами предприятий являются частные предпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и некоммерческие организации, товарищества и саморегулируемые фирмы. Наиболее распространенными являются единоличное владение, товарищества и корпорации.
Суть понятия «спрос»
Спрос основан на предельной полезности товара. Инкрементальная полезность показывает степень насыщения продукта с учетом покупательной способности потребителя. То есть, функция полезности учитывает доход человека. Величина спроса определяется ценовыми и неценовыми факторами. При изменении цены происходит изменение спроса. При колебаниях неценовых факторов кривая спроса движется относительно оси координат, определяя динамику изменения объема потребления.
Изучение спроса требует анализа индекса упругости. Эластичность спроса зависит от колебаний спроса в ответ на изменение цен. Он характеризует реакцию покупателей на колебания цен. Однако эластичность может быть связана с уровнем дохода, поэтому существует показатель эластичности спроса, связанный с ценой, или эластичность дохода.
Продавец, знающий эластичность спроса на свою продукцию, может применять гибкую ценовую политику. Например, если эластичность спроса высока, производители могут снизить цены, чтобы резко увеличить продажи. Такой подход может быть более выгодным и продажи будут выше, чем если бы цена была увеличена. Когда эластичность спроса низка, ценовая политика может привести к негативным последствиям. Потерянная прибыль, скорее всего, будет большой.
Изменения рыночного спроса на макроэкономическом уровне
Макроэкономика рассматривает совокупность индивидуального спроса. На совокупный спрос влияют те же неценовые факторы, что и на индивидуальный потребительский спрос. Но здесь упоминаются и другие факторы:
На макроэкономический показатель спроса могут влиять изменения в государственных закупках. Увеличение государственных расходов всегда стимулирует рост совокупного потребления, а также увеличивает предложение. Участие в международных торговых отношениях влияет на внутренний спрос. Когда чистый экспорт увеличивается, это означает, что спрос на отечественную продукцию за рубежом увеличивается. В противоположной ситуации, когда импорт превышает экспорт, покупатели больше интересуются продукцией иностранных производителей. Спрос на продукцию отечественных производителей снижается, что приводит к снижению макроэкономического показателя спроса.
Неценовые факторы спроса
Большое количество продавцов на рынке делает спрос эластичным. Однако ценовая конкуренция между продавцами становится неэффективной, поскольку изменение цены одним из них приводит к изменению цены всеми остальными продавцами. Рыночная экономика делает акцент на неценовые факторы спроса. Среди них следующие:
Таким образом, продавец должен знать соотношение цены и качества, которое потребители готовы купить по любой цене. Рыночная информация позволяет принимать более обоснованные и эффективные решения.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Закон спроса и предложения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
полезность и необходимость товара;
ожидания изменения цены;
уровень доходов населения;
наличие товара на рынке;
предложение альтернативных товаров и их цены;
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Что такое предложение
Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
ожидания по будущей цене и потребности товара;
цены на аналогичные товары;
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
пропорциональное развитие производства;
рыночное регулирование цен;
отражение общественных отношений;
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
Q1 — спрос в начале;
Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале;
P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
Снизить налог на прибыль.
Уменьшить ставки по кредиту.
Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.