Что относится к нервной системе человека 4 класс
Научная электронная библиотека
Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,
3.1. Оценка функционального состояния центральной нервной системы
Функциональное состояние центральной нервной системы является важным критерием в оценке состояния здоровья детей и подростков. Исследование показателей состояния нервной системы позволяет оценить качество регуляторных механизмов в организме, являющихся основными в формировании адекватного и своевременного адаптационного ответа организма на изменяющиеся условия окружающей среды. От функционального состояния нервной системы зависит и здоровье, и работоспособность человека.
Оценку деятельности нервных центров спинного мозга проводят на основе исследования сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого). У человека с функциональными расстройствами центральной нервной системы, в частности, с повышенной возбудимостью, наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы (т.е. выраженная ответная реакция). Полное отсутствие рефлекторной реакции свидетельствует о патологических изменениях по ходу рефлекторной дуги.
Координация движений в организме человека осуществляется за счет согласованной деятельности коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ведущим органом координации движений является мозжечок, который регулирует и мышечный тонус – при его поражении возникает гипотония.
Для исследования координационной функции нервной системы проводят пробу Ромберга, пальценосовую, пяточно-коленную пробы, определяют нистагм.
Исследование и оценка статической координации (устойчивость стояния) осуществляется по пробе Ромберга. Обследуемому предлагают стоять со сдвинутыми носками и пятками ног и с опущенными руками. При поражении мозжечка отмечают покачивание туловища, которое увеличивается, если:
а) обследуемый протягивает руки вперед;
в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию);
г) стоит на одной ноге;
д) стоит на пальцах.
При грубых нарушениях статики человек не может стоять даже с широко расставленными ногами. При оценке пробы обращают внимание на степень устойчивости (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), наличие дрожания (тремора) век и пальцев, на длительность сохранения устойчивости в положении стоя на одной ноге.
К динамическим координационным пробам относят пальценосовую и пяточно-коленную пробы, используемые при исследовании координации движений конечностей. При нарушении динамической координации наблюдается промах и дрожание кисти руки. Такое нарушение может быть выявлено и при проведении коленно-пяточной пробы (исследуемый не может коснуться пяткой одной ноги колена другой).
Нистагм – непроизвольные ритмические, судорожные движения глазных яблок, регистрируемые под влиянием раздражения какого-либо отдела вестибулярного анализатора или зрительной стимуляции. Нистагм исследуется в неврологической клинике для диагностики болезней ЦНС, в частности, для оценки деятельности мозжечка. В норме колебательные движения глазных яблок отсутствуют. При поражении мозжечка отмечают колебательные движения при отведении глаз в сторону и попытке задержать взгляд в данном положении.
Основными инструментальными методами оценки центральной нервной системы является электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ).
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани c целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с нанесением ударов по голове). При анализе данных, полученных как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8–12 в 1 с), регистрируемые только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться. Бета-волны имеют частоту колебаний 15–32 в 1 с, а медленные волны представляют собой тэта-волны (с диапазоном колебаний 4–7 с) и дельта – волны (с еще меньшей частотой колебаний). У 35–40 % людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний – на 0,5–1 колебание в секунду. При травмах головы альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и медленные волны. Kроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки неврозов.
Реоэнцефалография (РЭГ) – метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов. Реоэнцефалограмма состоит из повторяющихся волн и зубцов. При ее оценке учитывают характеристику зубцов, амплитуду реографической (систолической) волн и др. О состоянии сосудистого тонуса можно судить также по крутизне восходящей фазы. Патологическими показателями являются углубление инцизуры и увеличение дикротического зубца со сдвигом их вниз по нисходящей части кривой, что характеризует понижение тонуса стенки сосуда. Метод РЭГ используется при диагностике хронических нарушений мозгового кровообращения, вегетососудистой дистонии, головных болях и других изменениях сосудов головного мозга, а также при диагностике патологических процессов, возникающих в результате травм, сотрясений головного мозга
и заболеваний, вторично влияющих на кровообращение в церебральных сосудах (шейный остеохондроз, аневризмы и др.).
Становится очевидным, что в условиях донозологической диагностики при проведении профилактических осмотров такие методы оценки являются затратными по времени и по задействованию медицинских работников, имеющих соответствующую специализацию в проведении таких исследовании. Кроме того, выше перечисленные методы оценки центральной нервной системы не позволяют констатировать уровень функционирования центральной нервной системы, а направлены на выявление органических поражений нервной системы или изменений, относящихся к клинической диагностике.
Характеристику функционального состояния центральной нервной системы и её возможностей можно определять по показателю умственной работоспособности, оценка которой может проводится широким рядом корректурных проб. Существуют различные подходы оценки диагностической направленности корректурных проб. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие – как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств. К примеру, наиболее известными является методика «Кольца Ландольта», корректурные таблицы Анфимова В.П. (1908)
Так, диагностика работоспособности с помощью методики «Кольца Ландольта» позволяет оценить общую работоспособность, выделить ее составляющие. Продуктивность и скорость, а также точность, выносливость, надежность – составляющие работоспособности – остаются достаточно стабильными вне зависимости от вида деятельности. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.
Перед началом тестирования обследуемому выдается Бланк c кольцами. Задание состоит в том, чтобы c максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца c определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена «Пробная строка».
«На бланке имеется набор колец c разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца c разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов».
Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», после которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе c тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие y Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя».
После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду «Начали» и включает секундомер.
Бланки c результатами теста обрабатываются – экспериментатор помечает на Бланке невычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:
1. Q – общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.
2. N – число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.
3. M – число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.
4. A = (M – N)/M – показатель точности работы за каждые 2 минуты.
5. P = А?Q – показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.
6. S = (0,5436?Qt – 2,807?Nt)/600 – показатель скорости переработки информации,
общее количество просмотренных колец за 10 минут;
Выбранный для просмотра документ урок 33 4 кл.docx
Тема: Нервная система человека
Цель: формировать понятия особенностей строения и роли нервной системы для человека, выделить основные правила гигиены и поведения для сохранения здоровья.
Повторение изученного материала
Ответьте на вопросы:
Какие органы относятся к системе пищеварения?
С помощью каких органов мы дышим?
Почему артериальная кровь – яркая, алая, а венозная – темно-красного цвета?
Что обеспечивает наше движение?
Что управляет нашим организмом?
/Ответы обучающихся при фронтальном опросе. Последний вопрос использовать для подведения обучающихся к новой теме урока/
— Есть такая пословица: «Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? /Высказывания детей/
Изучение нового материала
Слайд 2 – Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: осязания, обоняния, слуха, зрения, вкуса.
Слайд 3 – Благодаря головному мозгу мы можем двигаться, видеть, слышать, думать, говорить, сохранять в памяти все, что мы воспринимаем.
Слайд 4 – Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.
Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы)
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ
ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ
ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ
Слайд 6 – Головной и спинной мозг – «командиры нашего организма. Работая слаженно они обеспечивают жизнь нашего организма.
Слайды 7-9 – Головной мозг является «главным начальником» в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека. Он состоит из огромного количества нервных клеток, каждая из которых решает свою задачу. /Работа со схемой/
Головной мозг защищен черепом и особыми оболочками.
В больших полушариях располагаются зоны, отвечающие за мышление и сознание, речь, слух, вкус, обоняние, осязание, основные движения.
Мозжечок отвечает за координацию движения.
Гипоталамус регулирует температуру тела, чувство голода, жажды, и другие функции.
Ствол мозга регулирует дыхание и сердцебиение.
Слайд 10 – Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение масса мозга для умственного развития? /Ответы обучающихся/ На самом деле не имеет!
Анатоля Франса, писателя – 1017 г
С. Ковалевская, математик – 1385 г
Д. И. Менделеев, химик – 1571 г
И. П. Павлов, физиолог – 1653 г
Слабоумный мальчик 10 лет – 2069 г
Человек со средними способностями – 1375 г
Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.
Мозг должен постоянно трудиться, получать знания, тогда он будет развиваться.
Слайд 12 – Мозг много трудится и ему требуется отдых. Если мы спим глубоким сном, не видя сны, то и наш мозг отдыхает. Интересно и то, что у наших мам, даже если они спят также глубоким сном, мозг оставляет активный «сторожевой пункт», который дает сигнал, если ребенок проснулся или начал плакать.
После нашего пробуждения все зоны мозга сразу же берутся за работу.
Слайд 13 – Спинной мозг находится внутри позвоночника, который защищает его.
Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека. Его можно назвать «информационной дорогой». Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов!
Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).
В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.
— Сегодня вы узнали много нового о нервной системе. Какой вывод мы можем сделать? Что главное в работе нервной системе?
Слайд 16 – Вывод: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.
Слайд 17 – Достаточно часто мы слышим: «Все болезни от нервов!» Можем ли мы уберечь нервную систему?
При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.
Вред приносят вещества, содержащиеся в табаке и спиртных напитках.
Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: «спасибо» и «пожалуйста».
Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.
Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.
Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.
Слайд 19 – Берегите органы чувств и они помогут познавать окружающий вас удивительный мир! Растите здоровыми, красивыми и умными.
Закрепление изученного материала
Слайд 20 – А теперь проверим, насколько вы были внимательны.
Задание: Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)
2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)
6. Устают ли клетки мозга? (ДА)
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)
Слайд 21 – Тест «Нервная система»
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.
После выполнения заданий проводится взаимопроверка.
— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»
— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»
— У кого три неправильных ответа? Дома, как следует, повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»
Подведение итогов урока.
— Молодцы, ребята, как вы хорошо потрудились на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться.
— Что вам было интересно на уроке?
— Что было непонятно?
— Какие чувства вы испытали, когда давали ответы на задания? (Волнение).
— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её!
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
Иметь на всё свой час и время:
И на потеху – сладкий миг.
И долгий час на чтенье книг!
— Соблюдайте режим дня, и это поможет вам в вашей жизни!
— Спасибо за работу и всего вам доброго!
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Ученика(цы) 4 «___» класса _________________________________________________________
Задание 1. Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?
2. Чем больше мозг, тем умнее человек?
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
6. Устают ли клетки мозга?
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?
Верно ________________ Неверно __________________
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе «Нервная система». УМК «Начальная школа 21 века»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Нервная система» Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» Автор Лупачева Елена Валерьевна учитель начальных классов МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов
«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех.» Генри Форд
2. Перечислите внутренние органы человека. 3. Перечислите системы органов человека. 1. Перечислите части тела человека.
Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.
Головной и спинной мозг – составные части нервной системы. Благодаря их командам все органы действуют слаженно, как единое целое.
СРАВНИМ ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ головной мозг рыб головной мозг земноводных головной мозг пресмыкающихся головной мозг птиц головной мозг млекопитающих головной мозг человека ЧЕЙ МОЗГ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ?
нервные клетки головного мозга задачи клеток головного мозга
так мозг насыщается кислородом Для нормальной работы мозгу нужно постоянно получать большое количество кислорода. Поэтому нужно регулярно проветривать помещение и чаще бывать на свежем воздухе. Если мозг будет получать мало кислорода, то человек может потерять сознание.
Мозг спящего человека, который не видит снов, то есть спит глубоким сном. Мозг матери, которая спит рядом со своим ребёнком. «Сторожевой пункт даёт сигнал, если ребёнок проснётся и заплачет. Мозг бодрствующего человека. «сторожевой пункт»
Находится внутри позвоночника. Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека.
Головной и спинной мозг соединены нервами со всеми органами. По нервам, как по проводам, поступают сигналы от органов в головной и спинной мозг, которые посылают команду органам: «Действуйте так!». Сигналы движутся очень быстро – со скоростью 120 м/с. Название «нервы» произошло от латинского означает «жила», «нерв». Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания). В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-747839
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.