Что относится к неречевым функциям
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)
Вероника Успенская
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)
Изучение неречевых психических функций
• ориентировка в окружающем,
• особенности психического развития…
2. Состояние слухового внимания
•Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи,какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»
• Определение направления (справа, слева, сзади, сверху, спереди)источника звука: звучащей игрушки, стука, хлопка.
Оценивается в баллах:
0 баллов – нет ошибок
1 балл – 1 – 2 ошибки
3 балла – более трех ошибок
3. Исследование зрительного восприятия
3.1. Восприятие цвета
• Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца) – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный
3.2. Восприятие формы
• Показать по просьбе логопеда: круг, квадрат, овал, треугольник
Оценивается в баллах:
0 баллов – нет ошибок
1 балл – 1 – 2 ошибки
3 балла – более трех ошибок
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
4.1. Ориентировка в пространстве
• Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.
4.2. Ориентировка в схеме тела
• Показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение всех заданий правильное
1 балл – наблюдаются ошибки при ориентировке в пространстве
2 балла – наблюдаются ошибки при ориентировке в схеме тела
3 балла – не знает стороны своего тела (правую и левую руку)
4.3. Складывание картинок из частей
• Сложить предметную картинку из 2 – 4 частей (разрезанную: по вертикали, по горизонтали, по диагонали) по образцу.
Оценивается в баллах:
0 баллов – составление картинки путем зрительного соотнесения
1 балл – составление картинки путем примеривания
2 балла – составление картинки путем наложения
3 балла – составление картинки удается только с помощью взрослого
4.4. Складывание фигур из палочек по образцу, затем по памяти.
• Сложить «Стульчик» и «Кроватку» из 4-х палочек.
• Сложить «Лесенку» из 5-и палочек
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
3 балла – 3 ошибки и более
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики
• Попрыгать на двух ногах
• Прыгнуть в длину с места
• Потопать ногами и похлопать руками одновременно
• Бросить мяч от груди
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
1 балл – при исследовании статической координации движений наблюдается напряжение; при исследовании динамической координации наблюдается замедленный темп при переключении движений.
2 балла – при выполнении движений наблюдается балансировка руками. Туловищем; при исследовании динамической координации движений отмечается правильное выполнение со второго – третьего раза.
3 балла – выполняет двигательную позу с ошибками в виде замены, нарушает последовательность движений или выполнение движений не удается.
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
2.1. Исследование статической координации движений
2.2. Исследование динамической координации движений
• «Здороваются пальчики правой и левой руки».
• Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой.
•Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
2.3. Навыки работы с карандашом
• Умение держать карандаш.
• Умение рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии.
• Умение рисовать круги.
2.4. Манипуляции с предметами
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы.
• Умение перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное, точное и одновременное.
1 балл – выполнение правильное, но с выраженным напряжением.
2 балла – наблюдается асинхронное выполнение проб. При исследовании статической координации движений выявляется наличие синкинезий. При исследовании динамической координации движений наблюдается нарушение темпа и нарушение переключаемости с одного движения на другое.
3 балла – наблюдается невозможность создания статической позы, выполнение серии движений.
3. Состояние моторики артикуляционного аппарата
3.1. Исследование двигательной функции губ.
• Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
3.2. Исследование двигательной функции челюсти.
3.3. Исследование двигательной функции языка.
3.4. Исследование функции мягкого неба.
• Широко открыть рот и зевнуть.
• Широко открыть рот и четко произнести звук А.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное.
1 балл – при выполнении движений наблюдаются поиски и замены движений, быстрая истощаемость.
2 балла – при выполнении движений наблюдается ограниченный объем движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость.
3 балла – выполнение движения не в полном объеме.
4. Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата /выполняется по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении/
• Широко раскрыть рот, затем полузакрыть его и закрыть.
• Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз: а – у, у – и, а-и-у, ка – па, ка – па – та, воп – вуп, мна – мно,.
Оценивается в баллах:
0 баллов – движения артикуляционного аппарата активные, в полном объеме.
1 балл – движения артикуляционного аппарата активные, но объем движений неполный.
2 балла – наблюдается трудность переключения с одного движения на другое, быстрая истощаемость, тремор.
3 балла – наблюдается замена движений, нарушение последовательности перехода с одного движения к другому, гиперкинезы, саливация.
5. Обследование мимической мускулатуры /выполнение по показу, а затем по словесной инструкции/.
5.1. Исследование объема и качества движений мышц лба.
5.2. Исследование объема и качества движений мышц глаз.
• Легко сомкнуть веки
• Плотно сомкнуть веки
• Закрыть правый глаз, затем левый.
5.3. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
5.4. Исследование объема и качества движений мышц щек.
• Надуть правую щеку.
5.5. Исследование символического праксиса.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
1 балл – при выполнении наблюдается нечеткая мимическая картина.
2 балла – при выполнении движений наблюдается появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движения выполняются не в полном объеме.
3 балла – движение не удается.
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения. Тема: «Неречевые звуки».Цель: Знакомство детей.
Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы. Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в начале и конце года логопедом и психологом в присутствии родителей. Обследование помогает.
Доклад на тему «Особенности развития неречевых функций у детей дошкольного возраста с ОНР».
«Особенности развития неречевых функций у детей
дошкольного возраста с ОНР».
Учитель-дефектолог МБОУ «СОШ № 2»
Позднякова Алёна Сергеевна.
Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам.
Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Как правило, у детей с ОНР, оказываются нарушенными так же Высшие Психологические Функции.
К высшим неречевым психологическим функциям относят:
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
Развитие оптико-пространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны взрослого, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.
Выделяют следующие особенности внимания детей с речевой патологией:
– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
– неадекватные колебания внимания;
– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы;
Таким образом, нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
В работах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. А. Крутетский и др., показано, что воображение — это условие успешного овладения ребенком новой информацией, творческих изменений его умений, самостоятельного развития его личности. Таким образом, воображение оказывает непосредственное влияние на успешность процесса обучения и воспитания. Посредством воображения сознание человека отражает окружающий мир.
Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения. По наблюдениям Л. С. Выготского, задержки речевого развития всегда приводят к недоразвитию воображения ребенка. Посредством речи у ребенка формируются и фиксируются представления о предметах, а так же есть способность воображать то, чего он никогда не видел, думать о каком-либо предмете и изменять его в своих мыслях Нарушения одного из главных средств общения — речи, приводят к неточности представлений о предметах, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта ребенка в слове, из-за чего происходит запоздалое формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти.
У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний невозможна.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Правильная оценка недостаточности в сфере неречевых процессов необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения компенсаторного фона.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для их преодоления требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, восприятия и воображения позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению.
Таким образом, развитие неречевых процессов у дошкольников с ОНР является важной коррекционной задачей.
Что делать, чтобы воспитать полноценную личность? Не забывать о том, что для дошкольника игра выполняет важную роль в развитии всех сторон личности.
Хочу остановиться на играх и упражнениях, которые могут использовать педагоги в своей работе. Рассмотрим варианты игр для развития неречевых функций у детей с ОНР при индивидуальной или подгрупповой (2-4 человека) работе с детьми.
Игра «Сосчитай предметы»
Эта игра дает детям возможность приятно и весело практиковаться в устном счете, развивать зрительное восприятие предметов.
Игра «Скопируй рисунок»
Эта игра развивает логику и пространственное мышление.
Игра «Найди и обведи»
Эта игра направлена на развитие внимания у ребенка. Задача: найди на картинки все предметы, озвученные в задании.
Игра «Математические раскраски»
Игры помогут освоить математические основы, разовьют внимание и логическое мышление.
Игра «Соедини по точкам»
Эта игра на мышление, не только поможет закрепить правильный порядок счета, но и поможет ребенку в развитии воображения.
Ребусы развивают логическое образное мышление, нестандартное восприятие, зрительную память, и фонематический слух.
С помощью игр лабиринтов пятилетние и шестилетние дети смогут научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, они учат детей анализировать, развивает внимание. Лабиринты помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания.
Игра «Зашумленные картинки»
Эта игра помогает развить у детей произвольное внимание и зрительное восприятие предметов. Зашумленные картинки можно подбирать как для автоматизации поставленных звуков, так и для закрепления лексической темы недели.
Для индивидуальной или подгрупповой работы с детьми я использую такие предметы как пластиковую прозрачную папку для документов, фломастеры, шаблоны игр и влажные салфетки.
Шаблон игры вкладываю в папку, и дети фломастерами пишут или рисуют по ней. Затем по мере выполнения задания, я вытираю папку влажными салфетками и она снова готова к работе.
Игры на развитие высших психических функций нужно проводить не только индивидуально или небольшими подгруппами, но и со всей группой. Предлагаю вашему вниманию такие игры как
Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
В дальнейшем можно набор команд расширить.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
«Послушай и запомни»
Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Обязательно меняйтесь ролями
Договариваетесь с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок – бить в ладоши, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Играет музыка, дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение.
С другими играми вы можете ознакомиться в представленном буклете «Игры для развития неречевых функций у детей дошкольного возраста с ОНР»
Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание, память, мышление, воображение, а вместе с ними и речь.
И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов. Как говорил Сухомлинский « Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Что относится к неречевым функциям
Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.
Наблюдательный логопед всегда обратит внимание на соотношение речевого и психического развития каждого ребенка. Однако в процессе логопедического воздействия динамика развития речи и психической деятельности на разных возрастных ступенях могут находиться в разном соотношении друг с другом. Так, из наблюдений некоторых специалистов (Р.Е. Левина, 1968; Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; А.П. Воронова, 1994 и др.) известно, что некоторые дети при оказании им эффективной логопедической помощи быстро продвигались в речевом развитии, оставаясь почти на одном и том же уровне психического развития. В дальнейшем на первый план у этих детей выступала задержка психического развития.
Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.
Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».
В силу того, что психические нарушения имеют различное происхождение (генетическое, социальное, социально-психологическое), критерием для их подразделения в логопедической практике является наличие или отсутствие в структуре психического нарушения симптомов органического ряда. Как известно, практически любое длительное патологическое воздействие на мозговые системы приводит к отклонениям в психическом развитии, что действительно наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.
Проявления такого рода различны по своей этиологии, очаговой локализации дисфункционирования регуляторных систем, объему поражения и степени его распространения, а также времени возникновения повреждения мозговых систем. «Наиболее вероятна опасность длительного патологического воздействия в том случае, если повреждение произошло в самом раннем периоде развития ребенка (во время беременности матери или в первые годы его жизни) и, кроме того, не исключается возможность задержки развития мозговых систем в результате неблагоприятного влияния социального окружения, в котором долгое время находится ребенок» (И.А. Исаев, 1982, с.43). Поэтому необходимо подробное изучение патогенеза мозговых структур, что позволит выявить дефективно функционирующую мозговую систему и уровень недоразвития речевой функции.
По данным исследований Р.Е. Левиной и Н.А.Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, скованности и неловкости моторики» (1968, с.119).
Как отмечают Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева (1999), при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Так, начальные этапы психического развития детей с недоразвитием речи (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно.
У этих детей в более ранние сроки развивается первое понимание обращенной речи (обычно к 1-1,5 годам), к концу первого года жизни у них формируется дифференцированное отношение к окружающему, они выделяют близких, дифференцированно относятся к игрушкам. Обращает на себя внимание выраженный познавательный интерес этих детей, достаточное развитие предметной и игровой деятельности.
В младшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи прежде всего выявляется диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словесными формами общения, эти дети отличаются эмоционально избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
Несмотря на несколько замедленный темп интеллектуального развития, в сравнении с возрастной нормой, у детей с ОНР постепенно формируется обобщенное мышление, функция сравнения, появляется возможность выделения предметов по их существенным признакам. Дети с общим недоразвитием речи хорошо используют элементы помощи, способны применять приобретенные знания в новой ситуации. Хотя для детей данной категории все же требуется помощь во время формирования у них обобщенного образа действия и обобщенного мышления.
Недостаточность обобщенного, абстрактного мышления выявляется прежде всего в неспособности ребенка с общим недоразвитием речи установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, в затруднениях при выполнении заданий на классификацию и выделение четвертой лишней картинки, в непонимании основного смысла рассказа, в больших трудностях формирования абстрактного счета.
Интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи. Их интеллектуальные возможности часто оказываются крайне неравномерными: отчетливо выявляется диссоциация в выполнении речевых и безречевых заданий. Для многих детей с ОНР требуется больше времени при овладении абстрактным счетом и решением арифметических задач (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999).
О нарушении мышлении при ОНР говорят Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина (2004): связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
И.Т. Власенко (1990) отмечает, что у детей с ОНР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. Наиболее страдает у детей с ОНР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
В целом, по данным И.Т. Власенко, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2004) отмечают, что интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи.
А.Н. Корнев (1994) указывает, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания» (1996, с.68).
О.Н. Усанова (1980) выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:
– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
– неадекватные колебания внимания;
– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;
– «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
– персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти. У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Наряду с общими психологическими особенностями детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, 1999).
Таким образом, в целом «можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития неречевых психических функций, по сравнению с нормой» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990, с.134).
Список литературы: