Что относится к непрограммной музыке

Как научиться понимать классическую музыку? Ещё одно интересное мнение…

Что относится к непрограммной музыкеЭто поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Источник

«Программная и непрограммная музыка»

«Программная и непрограммная музыка»

Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.

Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.

-Расширить музыкальный кругозор в области музыкальной культуры

-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;

-Активизировать внимание, мышление, воображение;

-музыкальный центр, CD- диски

Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!

И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

-Какая музыка по характеру?

-Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.

-Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.

Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать.

А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира», и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.

Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием «Этюд».

Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

Прослушаем «Этюд» датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.

(Исполняется этюд Л. Шитте)

-А какой характер у этой музыки?

-Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

-А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.

(Исполняется этюд К.Черни)

Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?

-Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..

Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.

Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.

Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.

Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».

Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

-Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.

-Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга»

выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.

(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)

-Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.

Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.

-Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.

(Исполняется «Пьеса»- М. Шмитца)

Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..

Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.

Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!

Старинный придворный танец «Куранта» пользовался в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.

А давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..

Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.

Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?

Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.

-А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.

-Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о короле-волшебнике». И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».

(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)

-А какой характер у этой музыки?

Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…

Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.

(Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)

-А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?

-Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.

-В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни. но человеку свойственно и грустить, печалиться.

У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка»

И конечно же название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию..

(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)

-Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали.

-Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!

-А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.

«На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.

Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?

-Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.

(Исполнеяется муз. пьеса «На елке у Гюзель»—Р.Яхин)

И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»

-Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.

И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.

Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.

Спасибо всем! До свидания!

Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.

Финкельштейн.Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»

Источник

Педразвитие

Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО «ЦДТ»
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Восприятие программной и не программной музыки»
Раздел: дополнительное образование

Восприятие программной и не программной музыки

«Не всем быть художниками, но любить и понимать искусство могут и

должны все,- утверждал Серов. Вкус развивается, воспитывается, как всякая

способность в человеке…». Для полноценного восприятия сложных форм

музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка.

Чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно

отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства, каким способом

музыкальные звуки отображают жизнь. Нужно подчеркнуть, что музыка во

многом отличается от других искусств – ее выразительные средства и образы

не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий

ей чужд. В музыке, в сущности, нет точного предметного соответствия между

э мо ц ио н а ль н о го

о б р а щ а е т с я

преимущественно к чувствам и настроениям людей.

Восприятие инструментальной музыки облегчается в тех случаях, когда

композитор сопровождает свое сочинение литературной программой

с о в р е м е н н о й

симфонические поэмы Листа «Прометей», «Орфей»; некоторые сочинения

симфонические партитуры «Ромео и Джульетта» и «Буря» по Шекспиру и др.

Авторы этих сочинений твердо рассчитывали на то, что слушателю заранее

известен литературный сюжет и тогда понимание самой музыки может стать

программы. Заглавие пьесы или литературная программа в данном случае

способны направить по определенному руссу фантазию слушателя, помогая

дорисовывать в его сознании то, что подсказал ему автор.

Густав Малер остроумно сравнивал эти словесные обозначения с

«дорожными знаками» или « верстовыми столбами», облегчающими путь

путешественника. Литературная программа, по мысли Малера, ни в коей

оркестровой пьесы: «Это только намек на глубокое содержание, которое

нужно извлечь наружу, как намек на клад, который нужно откопать».

Различные композиторы по-разному решали проблему программной

лирических чувств (как, например, Чайковский), другие стремились рисовать

созданию программной музыки крупнейшие симфонисты Запада: например,

Г.Берлиоз или Р.Штраус нередко трактовали литературную программу как

достаточно детализированную сюжетную основу музыкального «действия».

П.И.Чайковский прямо утверждал: «Я не хотел бы, чтоб из под моего пера

являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие

из пустой игры в аккорды, темпы и модуляции». Отсюда возникновение

сюжета, конкретной идеи, заложенной в данной программе.

Обращение к программности заставляло композиторов широко

пользоваться реалистической звукописи. В своих программных пьесах авторы

оркестровые эффекты и средства гармонии.

В классических программных сочинениях звукоизобразительные приемы

играют важную, но подчиненную роль. Основная задача композитора не в

музыка, волнуя и захватывая нас, все же показалась бы нам не столь уж

конкретной. Приведем в пример оркестровую пьесу Мусоргского «Летний

день в Малороссии» (вступление к опере «Сорочинская ярмарка»).

Представим себе, что мы впервые слышим эту пьесу, не зная заглавия. В

таком случае нам вряд ли удастся определить программное содержание,

задуманное автором. Сначала наш слух воспринимает спокойную музыку

потом повторяется начало. Без программного разъяснения многое здесь,

прославленной повести Гоголя. «Как упоителен, как роскошен летний день в

Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине

и зное и голубой незримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над

сельской ярмарки, где «шум, брань, мычанье, блеяние, рев – все сливается в

один нестройный говор…»

Следуя этому литературному источнику, Мусоргский сопоставил два мира

деревенского базара. Если слушателю известен этот программный замысел,

его восприятие окажется более целенаправленным. Он без труда воспримет

в звуках музыки содержание гоголевских образов, и ему, наверное, даже

покажется, что в пьесе действительно слышатся выкрики продавцов и шум

Так поэтическая программа активизирует фантазию, заставляет нас

следовать за живописной кистью композитора, наполнять звуковые образы

более точным жизненным смыслом.

Но слушая программную музыку, не следует слишком рассчитывать на

восприятие. Плохо, когда слушатель, уткнувшись в программку, без конца

Источник

Как научиться понимать классическую музыку?

Любая музыка основана на одних и тех же фундаментальных принципах. И хотя для понимания классической музыки надо немного напрячься, тем не менее, она доступна для понимания большинства.

Основные понятия

К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом. Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись. Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.

При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.

Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.

Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении. А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано. Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.

Начинаем учиться

Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация. Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания. Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с похоронами.

В связи с методами воздействия на наше сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная музыка и непрограммная.

Программная музыка обычно уже в своем названии несет какую-то программу. Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Любое симфоническое произведение, имеющее поясняющий текст (опера, балет, симфоническая поэма и др.), можно отнести к программной музыке. В хорошо написанном музыкальном сопровождении песен поп- и рок- музыки мы тоже можем найти такие ассоциации с текстом песни. То же относится и к романсам и народным песням.

В непрограммной музыке все сложнее. Она является более абстрактной. Но это дает больший простор воображению. В такой музыке надо следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм типа сонат или симфоний — тему.

Тема по своей природе является порождением нашей любви к мелодии. Только тема в симфоническом произведении может быть гораздо сложнее, чем народная песня. Тема может быть многоголосной и состоять как бы из разных мелодий. Обычно венские классики, чтобы тема запоминалась и узнавалась, проводили тему в неизменном виде по разным инструментам и на разной высоте звучания. Еще они иногда к важной теме прикрепляли (обычно в начале) своеобразный позывной. Короткий, в несколько нот, яркий мелодический отрывок. Такой позывной позволяет в гуще различных изменений легко узнавать, что пошла тема в развитии. Когда автор музыки хочет показать какое-то изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляя или убирая какие-либо инструменты.

Пример применения тембра в темах и ассоциации

Для примера возьмем такое популярное произведение Сен-Санса как «Карнавал животных». Автор дает ему подзаголовок «Зоологическая фантазия». Это программное произведение представляет собой поочередно нескольких животных. Изначально произведение являлось сатирическим, и животные играли ту же роль, что и в баснях. Музыка сопровождается текстом чтеца, комментирующим происходящее.

Для каждого животного автором предлагается своя тема (каждая около двух минут). Используется ансамбль инструментов, но для каждой темы выбирается наиболее характерный инструмент (тембр), темп и мелодия.

Например, в теме «Курицы и петухи» кудахтанье изображается резкими звуками скрипки и фортепиано. Кукуреканье петуха изображается кларнетом (деревянный духовой инструмент). Это довольно прямая ассоциация. Такая же прямая ассоциация используется в виде двух звуков кларнета для изображения «Кукушки в глубине леса».

Тяжелая поступь слона изображается низкими неторопливыми звуками контрабаса. Это уже образная ассоциация. Большой инструмент с низким звуком ассоциируется с чем-то большим, а название нам подсказывает с чем. Треск костей «Ископаемых» изображается резкими звуками ксилофона.

Еще более удаленная ассоциация — плеск воды в номерах «Аквариум» и «Лебедь». В «Аквариуме» вода изображается переливами фортепиано и челесты, которая звучит как колокольчик. Последний инструмент очень редко применяется в музыке, в основном для создания определенных звуковых эффектов. В «Лебеде» волнующееся движение фортепиано изображает воду, а плавная мелодия виолончели изображает величавого лебедя.

Отдельно стоит номер «Пианисты». Это уже довольно сложная, напряженная тема. В ней два пианиста на фортепиано изображают собственно пианистов, играющих гаммы. А напряженность темы показывает нам то, как мы относимся к бесконечным гаммам соседа-пианиста.

В заключительном «Финале», представляющем собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как появляются старые темы в совершенно новой теме хоровода. Это наглядно показывает, как могут влиять темы друг на друга в развитии.

В крупных формах типа симфоний происходит примерно то же. Только развитие тем гораздо более сложное и продолжительное. Там тема может прорастать новыми ритмами. Автор может обновлять мелодию дополнительными украшениями. Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть довольно обособлена и темы, звучавшие в первой части, редко звучат в последней. В каждой части тем не много. До четырех. При этом основных только две. Они в чем-то должны контрастировать. Например, в темпе. Небольшие произведения бывают однотемными.

Заключение

Конечно, крупные формы классической музыки, такие как сонаты, симфонии, концерты, поэмы и проч. гораздо сложнее рассмотренного «Карнавала животных». В них важным изобразительным элементом является такая вещь, как ладо-тональность. Лад может нам указывать на грусть или веселье, а тональность показывает, насколько автор далеко ушел в своей разработке темы. Хотя эти понятия довольно специальны, тем не менее, хороший автор в своей музыке доводит до слушателя то, что хочет. А плохого и слушать не надо.

Изучать классику лучше начинать с более простой и мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их концерты обычно по 10−15 минут. Затем можно переходить к музыке венских композиторов, а потом уже к более насыщенной и романтичной немецкой, образной французской или реалистичной русской музыке второй половины 19 века. Музыка конца 19 — начала 20 века самая сложная для восприятия. Но, конечно, не вся.

Удачи Вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, как популярной, так и «серьезной». Вся она строится на одних законах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *