Что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке
Как научиться понимать классическую музыку? Ещё одно интересное мнение…
Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.
И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.
Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.
Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…
Научиться понимать классику? Просто начните слушать!
И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!
Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.
Концепция классической музыки: образность и абстрактность
Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.
Программная и непрограммная музыка
Всю музыку условно разделяют на три большие категории:
Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.
К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.
Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.
Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!
Автор – Ольга Фелициани
Вечные темы искусства и жизни
По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.
Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.
Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.
К первому направлению можно отнести симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Океан-море синее» — вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина» и сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническую поэму «Море» К. Дебюсси. Ко второму — симфоническую сюиту «Пер Гюнт» Э. Грига, написанную к одноимённой драме Г. Ибсена, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского по одноимённой трагедии У. Шекспира, увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена из музыки к трагедии И.-В. Гёте и др. Однако надо сказать, что границы между этими направлениями весьма условны.
В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.
Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.
Симфоническая музыка
Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.
Содержание
Критерии соответствия
Хотя в большинстве случаев симфоническая музыка предназначена для исполнения симфоническим оркестром, но, тем не менее, симфоническими по своей идейно-содержательной значимости, структуре формообразования и специфике композиционного развития могут быть также и музыкальные произведения, написанные для каких-либо иных составов исполнителей (вплоть до самых малых ансамблей), как и для отдельных солирующих инструментов (например, в случае органных симфоний) или (в случае вокальных симфоний) хоров a cappella.
С другой же стороны, далеко не всякая музыка, написанная или переложенная для исполнения симфоническим оркестром, является по своим внутренним свойствам и качествам музыкой заведомо симфонической.
Виды симфонической музыки
К произведениям, составляющим обширный репертуар мировой симфонической музыки, могут быть отнесены сочинения самых различных форм и жанров: симфонии, симфониетты, увертюры (в том числе — оперные), сюиты (в том числе — балетные), концерты, симфонические поэмы, фантазии, рапсодии, легенды, каприччио, скерцо, различные симфонические танцы, вариации, попурри и т.д.
Некоторые нетиповые формы симфонической музыки
Помимо музыкальных произведений, предназначенных для исполнения симфоническим оркестром, а также органных и вокальных симфоний, известны и некоторые другие формы симфонической музыки:
Жанры симфонической музыки
Симфоническая музыка –существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.
Жанры симфонической музыки:
Симфония –музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Симфония, которая имеет четыре части–классическая.
Первая часть-быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.
Вторая часть – медленная–обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).
Третья часть –менуэт, а позднее, у Бетховена –скерцо.
Четвертая часть–финал, итог всего цикла.
Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей.
Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII–начале XIXвека. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты.
Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
СИМФОНИЕТТА – появились в XIX в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) – жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для Cимфониетты характерна светлая, нередко народно-жанровая образность.
СЮИТА –от французского слова (suite) –ряд, последовательность.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо.
Старинные сюиты писали многие композиторы. Наиболее известные сюиты И.С. Баха и Й. Генделя. Такие произведения писали и для отдельных музыкальных инструментов, и для небольших оркестровых составов.
Широко известны оркестровые сюиты П.И. Чайковского, сюиты для двух фортепиано С.В. Рахманинова. Другие носят программный характер, например “Каринки с выставки” М. Мусоргского.
Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам. Например музыка к драматическому спектаклю – “Пер Гюнт” Э. Грига, из кинофильма – “Овод” Д. Шостаковича.
УВЕРТЮРА –от французского слова (ouverture) –открытие, начало.
Увертюра –в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только в опере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль, кинофильм.
Ф.Лист (1811-1886)
Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» – не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них – «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов – «прелюдий», ведущих к смерти.
В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии.
После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина». Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос.
СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА родственна симфонической поэме. Она так же 1-частна и является жанром программной музыки. Однако, в отличие от поэмы, для которой характерно наличие лирико-философского начала, в картине главенствуют колористические, иллюстративные элементы.
Как правило, симфоническая картина посвящается изображению какого-либо одного события. Так, картина Римского-Корсакова «Садко» основана на одном из эпизодов былины о славном новгородском госте. Произведение повествует о похищении Садко Морским царем, подводной вакханалии и вызванной ею буре.
Содержание иных картин имеет чисто пейзажный характер, ярким примером такой симфонической картины является «Волшебное озеро» Лядова. К симфоническим картинам можно отнести три эскиза Дебюсси «Море», скерцо Дюка «Ученик чародея», фантазию «Лес» Глазунова.
Специфика жанра симфонической картины особенно благоприятствует развитию изобразительных средств музыки. Как правило, симфонические картины отличаются богатством звука, красочностью гармонии, яркостью тембрового колорита. Их образы наглядны, рельефны, вызывают разнохарактерные зрительные ассоциации.
Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто–присутствием в программе фантастических элементов.
Тем не менее, в тех случаях, когда строение 1-частных программных пьес оказывалось своеобразным, резко не совпадало ни с одной из общепринятых музыкальных форм, композиторы подчеркивали это обстоятельство, называя такие сочинения фантазиями.
Существует и другой вид произведений, обозначаемых таким же наименованием. Это пьесы, построенные на свободной разработке народных песен. Примеры таких фантазий следующие:
КОНЦЕРТ –от латинского слова (concertare) состязаться.
Концерт –это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.
Первая часть –быстрая, с бурными событиями.
Вторая часть –медленная, с глубокими переживаниями.
Третья часть –снова быстрая, праздничная.
Заложили эту структуру Й. Гайдн и В.А. Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Л.ван Бетховена.
Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром, а так же для двух или трех солирующих инструментов – тогда они называются двойными или тройными.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких
солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в
творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа,
П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов.
К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко
известны фортепианные и иные концерты С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, И. Стравинского, Б. Бартока, Д. Мийо, П. Хиндемита, А.
Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Программная и непрограммная музыка»
«Программная и непрограммная музыка»
Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.
Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.
-Расширить музыкальный кругозор в области музыкальной культуры
-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;
-Активизировать внимание, мышление, воображение;
-музыкальный центр, CD- диски
— Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!
И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
-Какая музыка по характеру?
-Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.
-Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.
Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать.
А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира», и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.
Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием «Этюд».
Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.
Прослушаем «Этюд» датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.
(Исполняется этюд Л. Шитте)
-А какой характер у этой музыки?
-Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.
-А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.
(Исполняется этюд К.Черни)
— Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?
-Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..
— Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.
Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.
Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.
Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.
Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».
Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха
-Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?
Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.
-Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга»
выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.
(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)
-Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.
Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.
-Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.
(Исполняется «Пьеса»- М. Шмитца)
— Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..
Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.
Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!
Старинный придворный танец «Куранта» пользовался в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.
А давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..
Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.
— Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?
Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.
-А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.
-Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о короле-волшебнике». И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».
(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)
-А какой характер у этой музыки?
Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…
Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.
(Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)
-А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?
-Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.
-В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни. но человеку свойственно и грустить, печалиться.
У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка»
И конечно же название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию..
(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)
-Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали.
-Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!
-А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.
«На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.
Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?
-Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.
(Исполнеяется муз. пьеса «На елке у Гюзель»—Р.Яхин)
И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»
-Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?
-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.
И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.
Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.
Спасибо всем! До свидания!
Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.
Финкельштейн.Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»