Что относится к нефтепродуктам
НЕФТЕПРОДУКТЫ
смеси разл. газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных попутных газов. Разделяются на след. основные группы: топлива, нефтяные масла, нефтяные растворители к осветит. керосины, твердые углеводороды, битумы нефтяные, прочие Н. К топливам относят углеводородные газы (см. Газы нефтепереработки, Газы нефтяные попутные, Газы природ ные горючие), бензины, топливо для воздушно-реактивных двигателей (см. Реактивные топлива и Газотурбинные топлива), дизельные топлива, котельные топлива и др.
Нефтяные масла-тяжелые дистиллятные и остаточные фракции нефти, подвергнутые спец. очистке. Подразделяются на смазочные масла и масла спец. назначения. Последние используют для технол. целей и при эксплуатации механизмов. К ним относят: электроизоляционные-трансформаторные, конденсаторные, кабельные; для гидравлич. систем; для технол. целей-закалочные и поглотит. жидкости, мягчители и т. п.; для фармакопеи и парфюмерии ( белые масла).
К твердым углеводородам относят парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами.
Битумы представляют собой твердые или вязкие жидкие в-ва, получаемые из остаточных продуктов нефтепереработки (из остатков после перегонки смолистых нефтей, из гудронов и др.).
Прочие Н. включают: кокс нефтяной, пластичные смазки, углерод технический, получаемые при пиролизе или катали-тич. риформинге ароматич. углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и др.), а также асидол (в т. ч. мылонафт), разл. фракции перегонки нефти и продукты их переработки (в частности, алкилат, нефтяные смолы )и др.
Часть товарных Н. вырабатывают непосредственно из нефти или разл. нефтяных фракций и остатков; многие Н. (напр., авто- и авиабензины, котельные топлива, масла) получают смешением (компаундированием) отдельных компонентов-продуктов переработки нефти. Смешение компонентов позволяет производить товарный продукт необходимого качества и при этом рационально использовать св-ва каждого компонента.
Для оценки качества Н. определяют ряд их физ.-хим. св-в.
К числу важнейших физ. св-в относят: вязкость (см. Вискозиметрия), плотность (см. Плотномеры )и фракционный состав. Для установления последнего Н. перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и размеров. Фракционный состав представляют в виде зависимости между т-рой паров Н. в колбе и кол-вом конденсата (Н., сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике). Для бензинов обычно приводят пять точек: т-ру начала кипения и т-ры выкипания 10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для нек-рых других Н., напр. дизельных топлив, часто указывают кол-во в-ва, выкипающего до определенной заданной т-ры, напр. до 360 °С Фракционный состав масел обычно определяют при пониж. давлении (в вакууме) во избежание разложения высококипящих фракций при т-рах их кипения.
Измеряют также давление (упругость) паров (гл. обр. для бензинов) в стальной бомбе при соотношении объемов жидкой и паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в техн. условиях ограничивают верх. значение давления паров, как меру предотвращения образования «паровых пробок» в топливной системе двигателя.
Определяют т-ру помутнения (для моторных топлив), при к-рой из топлива начинают выделяться кристаллы высокоплавких углеводородов или воды; т-ру застывания (для масел, остаточных котельных топлив, дизельных и реактивных топлив и авиабензинов), при к-рой Н. в условиях опыта загустевает настолько, что уровень его в пробирке остается неподвижным в течение 1 мин при наклоне под углом 45 o ; т-ру вспышки (см. Пожарная опасность); т-ру воспламенения (см. Воспламенение); т-ру плавления твердых Н. (парафина, озокерита и др.), к-рая соответствует моменту полного затвердевания (кристаллизации) предварительно расплавленного продукта.
Цвет характеризует качество очистки Н. от смолистых и др. окрашенных в-в; при этом цвет Н. сравнивают с цветом спец. окрашенных стекол.
Дуктильность, или растяжимость, битумов характеризует их способность растягиваться, не обрываясь, в тонкие нити под влиянием приложенной силы; определяется в спец. приборе (дуктилометре) путем растягивания образца битума стандартной формы с определенной скоростью при 25 °С.
К важнейшим хим. св-вам Н. относят: содержание серы, смол, парафина, орг. к-т и нек-рые др. показатели.
Содержание смол устанавливают, выделяя их из Н. адсорбцией на к.-л. твердом адсорбенте (чаще всего на силика-геле) с послед. десорбцией подходящим экстрагентом, напр. смесью этанола с бензолом. В нек-рых маслах и тяжелых остаточных топливах определяют т. наз. акцизные смолы-в-ва, способные реагировать с конц. H 2 SO 4 в строго регла-ментир. условиях опыта. В бензинах, реактивных и дизельных топливах определяют кол-во т. наз. фактических смол, для чего навеску топлива испаряют в струе воздуха или водяного пара, а остаток взвешивают.
Содержание парафина устанавливают след. образом: навеску Н. растворяют в подходящем р-рителе, напр. в бензине, р-р охлаждают до т-ры от Ч 20 до Ч 40 °С и осаждают твердые углеводороды этанолом или пропанолом. Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом до заданной т-ры, промывают смесью этанола с бензином для удаления масла и растворяют в петролейном эфире. Последний отгоняют и остаток взвешивают.
О содержании орг. к-т судят по величине кислотного числа или кислотности-массе КОН (мг), необходимого для нейтрализации соотв. 1 г или 100 мл Н.
Устойчивость к окислению бензинов и нек-рых др. продуктов характеризуют величиной индукц. периода-интервалом времени, в течение к-рого испытуемый Н., находящийся в атмосфере О 2 под давлением 0,7 МПа при 100 °С, практически не окисляется. Устойчивость к окислению нек-рых реактивных топлив оценивают по кол-ву осадка, образующегося при жидкофазном окислении его в спец. приборе в течение 4 ч при 150°С, моторных масел-по изменению мех. св-в тонкой пленки масла, находящегося на металлич. пов-сти в контакте с воздухом при 260 °С.
Коррозионную активность масел оценивают по изменению массы (г/м 2 ) металлич. пластинки при воздействии на нее в течение 50 ч нагретого до 140°С испытуемого масла, слой к-рого периодически соприкасается с кислородом воздуха. О коррозионных св-вах топлив судят обычно по наличию или отсутствию в них активных сернистых соед., что устанавливают с помощью медной пластинки.
Коксуемость-способность Н. образовывать углистый остаток (кокс) при испарении Н. в стандартном приборе и в строго определенных условиях нагрева; определяется гл. обр. для моторных и цилиндровых масел, тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка от перегонки дизельных топлив, а также для сырья процессов каталитич. и термич. крекинга, произ-ва нефтяных коксов и битумов и др. (см. Коксовое число).
Высота некоптящего пламени характеризует осветит. и нагреват. способность светлых Н. (осветит. керосинов, реактивных и дизельных топлив) при сжигании их в лампах, нагреват. приборах и т. д. Этот показатель зависит от группового хим. состава Н. и прежде всего от содержания ароматич. углеводородов. Испытуемый образец сжигают в лампе спец. конструкции и измеряют макс. высоту некоптящего пламени.
Имеется также ряд показателей, определяющих потребит. св-ва Н. К ним относят, в частности, показатели детонац. стойкости бензинов (октановое число )и воспламеняемости дизельных топлив ( цетановое число).
Лит.: Папок К. К., Рагозин Н. А., Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям, 4 изд., М., 1975; Товарные нефтепродукты, свойства и применение, 2 изд., М., 1978. M. Я. Конь.
По сути, нефтепродукты – это любые вещества, полученные в результате переработки нефтяного сырья. Однако, на практике наиболее широко используются так называемые товарные нефтепродукты. Они, как правило, представляют собой смесь определенного состава из нескольких индивидуальных веществ с характерными для данного товарного продукта свойствами.
В течение некоторого периода после открытия нефти, ее не подвергали переработке, а использовали в сыром виде в качестве горючего или смазочного материала. Более тяжелую нефть, как правило, выходящую на поверхность, применяли в строительстве, например, для замазывания швов и т.п.
Позднее нефтедобытчики поняли, что нефть разумнее не сжигать в сыром виде, а перерабатывать и получать из нее более ценные вещества. Одним из таких продуктов стал керосин для осветительных ламп, который заменил распространенный в то время китовый жир. Для производства первых нефтепродуктов использовались простейшие нефтеперегонные кубы – предки современных ректификационных колонн.
Сегодня, принимая во внимание прогресс в сфере нефтепереработки, никто не возьмется опровергать это утверждение, и не будет оспаривать тот факт, что основная ценность нефти заключается именно в производимых из нее веществах – нефтепродуктах.
Сегодня ассортимент выпускаемых нефтеперерабатывающими предприятиями продуктов насчитывает порядка 500 различных наименований. Это вещества различных агрегатных состояний, которые, могут представлять собой как индивидуальные соединения, так и смеси углеводородов определенного состава.
К индивидуальным веществам относятся такие соединения, как, например, бензол или толуол.
Ярким примером смесей углеводородов являются товарные бензины, представляющие собой компаундированную смесь получаемых в процессе нефтепереработки соединений, которая соответствует по ряду свойств требуемым нормативам. Название же товарных бензинов сохраняется от основного компонента данной смеси – бензиновой фракции.
Классификация нефтепродуктов
Продукты нефтепереработки классифицируются по целому ряду различных параметров. Очевидно, их можно разделить, например, по агрегатному состоянию на:
Кроме этого, выделяют несколько классов по степени опасности веществ в зависимости от температуры вспышки:
Основную долю получаемых из нефтяного сырья продуктов переработки составляют различные виды топлива. Так, на моторное топливо приходится порядка 60% от всего объема производства нефтепродуктов.
Следующая по значимости группа нефтепродуктов – нефтяные масла. Помимо прямого назначения горюче-смазочные нефтяные материалы, входящие в данную группу могут использоваться в качестве антикоррозионных и теплоотводящих составов, например, для заливки трансформаторов.
Довольно обширный класс нефтепродуктов представляют углеродные и вяжущие материалы. Яркий представитель данной группы – битум, в огромном количестве используемый в составе асфальта для дорожных покрытий и в строительстве.
Стоит отметить, что некоторые нефтепродукты выступают не как готовые к использованию вещества, а в качестве сырья для дальнейшего нефтехимического синтеза. В основном это получаемые в процессе нефтепереработки газы. Сюда также можно отнести некоторые ароматические соединения – бензол, толуол, парафин и пр.
Производство нефтепродуктов
Более подробно технологии получения тех или иных нефтепродуктов рассмотрены в соответствующих статьях.
Транспортировка нефтепродутов
Транспортировка продуктов нефтепереработки осуществляется несколькими способами:
Газообразные нефтепродукты сжижают и транспортируют в специальных цистернах под давлением.
Жидкие продукты, такие как бензин, дизельное топливо, керосин и др. перевозят железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в специальных цистернах, а также по трубопроводу, который называется нефтепродуктопровод.
Некоторые виды масел и растворителей перевозят уже разлитыми в готовую для продажи или специальную тару.
Твердые нефтепродукты, такие как нефтяной кокс транспортируют навалом преимущественно в железнодорожных вагонах.
Нефтепродукты, виды нефтепродуктов, их производство и применение
Нефтепродукты, виды нефтепродуктов, производство и применение нефтепродуктов.
Нефтепродукты:
К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё и пр.
Отработанные нефтепродукты – отработанные масла, промывочные нефтяные жидкости, а также смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке средств хранения, транспортирования, извлекаемые из нефтесодержащих вод.
Топлива:
Жидкое нефтяное топливо (liquid oil fuel) – жидкий нефтепродукт, удовлетворяющий энергетические потребности путем превращения химической энергии углеводородов в тепловую.
Бензин (gasoline) – жидкое нефтяное топливо для использования в поршневых двигателях с искровым зажиганием.
Автомобильный бензин (автобензин, automotive gasoline) – бензин для применения в двигателях наземной техники.
Авиационный керосин (авиакеросин, aviation turbine fuel) – жидкое нефтяное топливо для применения в авиационных газотурбинных двигателях.
Дизельное топливо (дизтопливо, diesel fuel) – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
Мазут (fuel oil) – жидкое нефтяное топливо для использования в топочных агрегатах или устройствах.
Флотский мазут (marine fuel oil) – мазут для применения в судовых паровых установках и двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
Топочный мазут (furnace fuel oil) – мазут для применения в стационарных и передвижных тепловых установках.
Осветительный керосин (kerosine) – жидкое нефтяное топливо для применения в бытовых осветительных и нагревательных устройствах.
Технические масла:
Техническое масло – жидкий нефтепродукт или синтетический продукт, смазывающий трущиеся поверхности, применяемый для консервации изделий в качестве электроизоляционного материала и для технологических нужд.
Отработанное масло (used oil) – техническое масло, проработавшее срок или утратившее в процессе эксплуатации качество, установленное в нормативно-технической документации, и слитое из рабочей системы.
Регененированное масло (recovered oil) – техническое масло, получаемое очисткой отработанного масла физическим, химическим и физико-химическими методами, с эксплуатационными свойствами, восстановленными до требований нормативно-технической документации.
Нефтяное смазочное масло (lubricating oil) – техническое масло для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение скольжения.
Моторное масло (engine oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Трансмиссионное масло (gear oil) – нефтяное смазочное масло для механических трансмиссией.
Турбинное масло (turbine oil) – нефтяное смазочное масло для турбин.
Цилиндровое масло (cylinder oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых паровых машин.
Индустриальное масло (industrial oil) – нефтяное смазочное масло для станков и механизмов промышленного оборудования.
Приборное масло (instrument oil) – нефтяное смазочное масло для приборов и точных механизмов.
Компрессорное масло (compressor oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых и ротационных компрессоров.
Холодильное масло (refrigerator oil) – нефтяное смазочное масло для холодильных машин.
Изоляционное масло (insulating oil) – техническое масло для электроизоляции.
Консервационное масло (corrosion prevention oil) – средство временной противокоррозионной защиты на основе минерального или синтетического масла.
Смазки:
Мыльная смазка (смазка с мыльным загустителем, soap grease) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использованы соли высших жирных кислот.
Неорганическая смазка (смазка с неорганическим загустителем, inorganic grease) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использовано неорганическое вещество.
Углеводородная смазка (petrolatum) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использованы твердые углеводороды.
Антифрикционная смазка (antifriction grease) – пластичная смазка для уменьшения потерь на трение скольжения.
Консервационная смазка (corrosion prevention grease) – средство временной противокоррозионной защиты на основе пластичной смазки.
Уплотнительная смазка (seal grease) – пластичная смазка для герметизации уплотнений, разъемных и подвижных соединений.
Технические жидкости:
Техническая жидкость – нефтяная или синтетическая жидкость для использования в качестве рабочего тела, хладагента, растворителя
Амортизаторная жидкость (damping fluid) – техническая жидкость для гашения механических колебаний путем поглощения кинетической энергии движущихся масс.
Антиобледенительная жидкость (de-icing fluid) – техническая жидкость для предотвращения обледенения поверхности изделий.
Антифриз (antifreeze) – низкозастывающая техническая жидкость для поглощения и отвода тепла.
Гидравлическая жидкость (hydraulic fluid) – техническая жидкость для гидроприводов сервомеханизмов, гидропередач.
Разделительная жидкость (parting fluid) – техническая жидкость для предотвращения прямого контакта конструкционных элементов с агрессивными средами.
Тормозная жидкость (brake fluid) – техническая жидкость для гидросистем тормозов.
Технологические составы:
Технологическое масло (metal working fluids) – жидкий технологический состав для использования при обработке материалов давлением, термообработке, при переработке сырья.
Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ, cutting fluid) – жидкий технологический состав для смазки и охлаждения при обработке материалов резанием.
Твердое смазочное покрытие (ТСП, lubricant solid film) – жидкий технологический состав из порошкообразного смазочного материала, связующего и растворителя для получения твердого смазочного покрытия.
Прочие твердые углеводороды:
Парафин (paraffine wax) – смесь твердых высокомолекулярных предельных углеводородов нормального строения.
Церезин (microcrystalline wax) – смесь твердых высокомолекулярных предельных углеводородов преимущественно изостроения.
Нефтебитум (petroleum bitumen) – смесь высокомолекулярных, жидких или твердых углеводородов и смолисто-асфальтовых веществ.
Производство нефтепродуктов:
Производство нефтепродуктов – это совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов.
Источник: ГОСТ 26098-84 “Нефтепродукты. Термины и определения”
Что относится к тёмным нефтепродуктам: изучаем развернуто
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2017; проверки требуют 9 правок.
Нефтепроду́кты — смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё.
Классификация нефтепродуктов
Продукты нефтепереработки классифицируются по целому ряду различных параметров. Очевидно, их можно разделить, например, по агрегатному состоянию на:
Кроме этого, выделяют несколько классов по степени опасности веществ в зависимости от температуры вспышки:
Однако самая распространенная классификация нефтепродуктов — это их разделение в зависимости от области применения:
Основную долю получаемых из нефтяного сырья продуктов переработки составляют различные виды топлива. Так, на моторное топливо приходится порядка 60% от всего объема производства нефтепродуктов.
Следующая по значимости группа нефтепродуктов – нефтяные масла. Помимо прямого назначения горюче-смазочные нефтяные материалы, входящие в данную группу могут использоваться в качестве антикоррозионных и теплоотводящих составов, например, для заливки трансформаторов.
Довольно обширный класс нефтепродуктов представляют углеродные и вяжущие материалы. Яркий представитель данной группы – битум, в огромном количестве используемый в составе асфальта для дорожных покрытий и в строительстве.
Стоит отметить, что некоторые нефтепродукты выступают не как готовые к использованию вещества, а в качестве сырья для дальнейшего нефтехимического синтеза. В основном это получаемые в процессе нефтепереработки газы. Сюда также можно отнести некоторые ароматические соединения – бензол, толуол, парафин и пр.
Тёмные нефтепродукты
Тёмными нефтепродуктами принято называть все существующие типы дистиллятных масел и мазутов, а также вакуумный газойль, битум, гудрон, топливо, которое используется для работы газовых турбин. Все они являются «тёмными» — непрозрачными из-за наличия в их составе тяжёлых продуктов переработки, которые и дают такой цвет.
Мазут
Продукт представляет собой густую тёмно-коричневую жидкость. Она является остатком продуктов вторичной переработки нефти или базового сырья. В большинстве случаев мазут получают после нагрева исходного материала до температуры кипения с выделением из него различных фракций. Он может использоваться в качестве топлива или сырья для производства кокса, масел, битума.
Мазут высокого качества может производиться только из базового материала, обладающего соответствующими характеристиками. Важнейшими эксплуатационными параметрами в данном случае является уровень вязкости, плотности, доли серы, которая содержится в нефтепродуктах. Перечисленные характеристики в конечном итоге определяют сферу использования мазута.
Дистиллятные масла
Дистиллятные масла представляют собой продукт перегонки мазута. Они очищаются при помощи фенола или фурфурола (именно эти вещества используются для очистки ввиду своей ценовой доступности). Дистиллятные масла служат базовым продуктом для производства моторных масел (автомобильных, индустриальных, машинных). Их очистка выполняется при +45÷+50 ˚С.
Специалисты выделяют в отдельную категорию равновязкие дистиллятные масла, которые отличаются меньшей испаряемостью в сравнении с материалами полученными методом компаундирования. Также широкое применение получили индустриальные материалы, которые производятся с обязательной сернокислотной очисткой под воздействием температуры для использования в гидравлических системах.
При изготовлении маловязких нефтяных дистиллятных масел производители загущают материал при помощи полимерных присадок. Материалы этой категории отличаются отличными температурно-вязкостными характеристиками. Это позволяет в ходе эксплуатации машин и механизмов использовать маловязкие масла вместе с большим количеством разнообразных добавок в сравнении с базовым дистиллятным маслом.
Кроме того, к категории тёмных нефтепродуктов принято относить следующие вещества:
Светлые нефтепродукты
Светлые нефтепродукты отличаются отсутствием в их составе тяжёлых фракций, что делает их прозрачными. К этой категории относятся такие вещества как керосин, бензин, дизельное топливо. Количество примесей в конечном продукте зависит от того, насколько качественно было переработано сырьё изначально.
Также огромное значение имеет глубина переработки – соотношение продукта на выходе к объёму углеводородов, которые были затрачены для производства. В большинстве случаев их температура вспышки составляет менее 61 ˚С.
Бензин
Горючие лёгкие углеводородные смеси, температура кипения которых варьируется в пределах 33-205 ˚С (зависит от содержания примесей). Бензин производится путём переработки нефти и применяется в двигателях внутреннего сгорания, в которых воспламенение происходит от искры.
В зависимости от сферы использования различают автомобильные и авиационные виды топлива. Все они должны соответствовать целому ряду требований, выполнение которых позволяет гарантировать надёжную работу двигателя, экономичность.
Керосин
Продукт перегонки нефти – прозрачная жидкость с желтоватым оттенком. Он отличается низкой летучестью, которая обеспечивает достаточно широкую область использования керосина. Он используется как топливо, реактивное топливо, растворитель для красок, а также при резке металлов, в бытовых приборах.
Дизельное топливо
Жидкий продукт нефтепереработки, который широко используется в качестве топлива при работе газодизельных установок, а также дизельных двигателей. Базовым материалом для его производства является керасиновогазойлевые фракции, полученные путём прямой перегонки. В производстве дизельного топлива сегодня действуют достаточно жёсткие требования. Основными характеристиками горючего этого типа является:
Лигроин
Материал сегодня используется в качестве растворителя, хотя раньше служил топливом для дизельных двигателей. В последнее время его применение постепенно сокращается, в основном лигроин используется в нефтехимической промышленности при производстве бензина, высокооктановых добавок. Также он может использоваться в качестве наполнителя для жидкостных измерительных приборов.
Смотрите также:
Рынки нефтепродуктов
Различают внутренний и внешний (экспортный) рынки нефтепродуктов. На экспорт из РФ в основном поставляют мазут, дизельное топливо и нафту. Основные объёмы автомобильных бензинов потребляют на внутреннем рынке.