Что относится к навалочным грузам

Какие грузы принято считать сыпучими?

Сыпучие грузы — обширная группа материалов, которые транспортируются без упаковки. Они относятся к сырью в жидкой, гранулированной, дисперсной форме с однородной или неоднородной фракцией. Грузы перевозятся в трюмах балкера, железнодорожных вагонах, автоцистернах, закрытых кузовах. Сыпучие материалы группируются по способу транспортировки, назначению, промышленным категориям, классу опасности, условиям хранения и погрузки. Обширная классификация позволяет оптимизировать логистику, снизить материальные потери и сократить экологические риски.

Основные группы сыпучих грузов

Сыпучий груз представляет собой однородное вещество, имеющее определенную степень сыпучести. При этом сыпучие грузы могут быть навалочными и насыпными, а также подразделяются на отдельные классы по условиям хранения, уровню опасности и т. п.

Рассмотрим классификацию сыпучих грузов, определим основные свойства каждого класса, а также разберемся, как правильно перевозить тот или иной тип такого продукта.

Классификация насыпных грузов основана на основных показателях материалов, которые отгружаются без упаковки:

Сыпучие продукты обычно перевозят в емкостях: пластиковых упаковках, деревянных ящиках, мешках, контейнерах и т. п. Но в некоторых случаях сыпучие грузы можно транспортировать исключительно насыпью (нетарная продукция), и к таким грузам относятся:

Несколько примеров сыпучих грузов:

По внешнему виду сыпучие вещества можно разделить на пылеобразные, кусковые гранулы. Подобные грузы имеют такую важную характеристику, как размер частицы. Она должна варьироваться в пределах от 0,01 до 1 см.

Независимо от типа сыпучего груза, если он транспортируется насыпью в бортовом автомобиле, его в обязательном порядке необходимо накрывать. Для этого чаще всего используются автомобильные тенты. Такие тенты доставляют сыпучему веществу кислород, обеспечивают нормальное проветривание и не позволяют частицам высыпаться на проезжую часть, что может спровоцировать возникновение аварийной ситуации на дороге.

Навалочные грузы

Навалочные сыпучие продукты представляют собой мелкие фракции какого-либо вещества. Их состав чаще всего однородный (фракции несильно отличаются по размерам), но может быть неоднородным (фракции имеют разный размер). Навалочные грузы относятся к насыпным, но из-за физических параметров их включили в отдельную подгруппу.

Если насыпные продукты имеют однородные частицы (гранулированные, кусковые и т. д.), то навалочные имеют вид однородной массы, включающей мелкие фракции, которые отличаются подвижностью. То есть есть риск возникновения сдвига, который провоцирует сопротивление трению фракций по скользящей поверхности.

Опасности, связанные с навалочными грузами

Навалочные грузы должны перевозиться с максимальным соблюдением все норм и правил, относящихся к технике безопасности, ведь такая транспортировка сопряжена с несколькими рисками:

Кроме того, даже при фасовке навалочных грузов в емкости для хранения существуют вышеописанные опасности, поэтому их транспортировка должна выполняться на спецтранспорте.

Навалочный продукт не всегда можно расфасовать. А если, к примеру, на некоторое время оставить большие массы зерна, то они начнут самосогреваться, что значительно повышает риск воспламенения продукта.

Если же перевозить такие грузы в открытых контейнерах, риск самовозгорания сводится к минимуму, ведь на свежем воздухе зерно проветривается, не преет, а биологические процессы в нем протекают медленно.

Перевозка навалочных сыпучих грузов

Исходя из основных параметров, навалочные грузы разделяются на виды и подвиды. К примеру, в вид A входят грузы, которые могут разжижаться и подвержены «сухому смещению». Вид B состоит из грузов с риском лишь «сухого смещения», к C-виду относят вещества, которые способны выделять ядовитые газы или самовозгораться.

Транспортировка навалочных грузов всегда выполняется по принятым правилам и нормам:

Для перевозки грузов навалочного типа чаще всего используются самосвалы или обыкновенные бортовые машины, грузовики с алюминиевыми кузовами. При выборе конкретного транспорта важно изучать экономическую сторону вопроса и выбирать наиболее выгодный вид транспорта.

Погодные условия также играют важную роль при перевозке сыпучей продукции, ведь осадки могут быстро испортить свойства груза и значительно снизить его качество. Сильный ветер может раскидать зерно, поэтому машина обязательно должна иметь тент. А, к примеру, подкормки для растений нуждаются в надежной влагозащите.

Чаще всего насыпные грузы перевозят на автомобильном и железнодорожном транспорте, который оборудован специальными вагонами — хопперами. А если речь идет о морских суднах, то применяются балкеры, которые могут гарантировать устойчивость водного транспорта.

Доставка песка, щебня, отсева, керамзита по Воронежу и Воронежской области области является одним из приоритетных направлений для компании «Грузовик36». Мы также продаем и доставляем грунт, асфальтный срез и доменный шлак.

Источник

Перевозка навалочных грузов

Что относится к навалочным грузам

Перевозка навалочных грузов.

К навалочным относятся грузы, перевозимые без тары навалом: руда, рудные концентраты, уголь, строительные материалы, соль, сахар-сырец, зерно и т. д. Все эти грузы состоят из однородных или неоднородных частиц ограниченного размера, подвижность которых характеризуется величиной сопротивления сдвигу. Сопротивление сдвигу складывается из сопротивления трению твёрдых частиц груза между собой по поверхностям скольжения и сопротивления связности, которое определяется силами сцепления частиц.

Перевозка навалочных грузов сопряжена с определёнными опасностями: подвижкой (“сухое смещение”), разжижением и перетеканием, самосогреванием и самовозгоранием; появлением в грузовых помещениях ядовитых, взрывчатых газов или обеднением содержания кислорода трюмного воздуха; быстрой коррозией металла; нарушением местной или продольной прочности судна.

Навалочные грузы, с точки зрения нормирования условий их перевозки, разделены на две группы: незерновые и зерновые. Перевозка незерновых навалочных грузов в международном судоходстве регламентирована Кодексом безопасной практики перевозки твёрдых навалочных грузов, имеющим рекомендательный характер, и внутрисоюзными Правилами безопасной перевозки незерновых навалочных грузов (РТМ 310038-78).

На основании РТМ 310038-78 разрабатываются карты технологического режима (КТР) перевозки конкретного вида груза и типовой план загрузки (ТПЗ) судна.

В зависимости от свойств грузов и вида опасности их разделяют на группы и подгруппы, присваивая им соответствующие индексы, которые указываются в правом верхнем углу КТР. Все навалочные грузы разделены на две группы. В группу А входят грузы, опасные возможностью разжижения и “сухого смещения”. В группу Б входят грузы, обладающие опасностью только “сухого смещения”. Если груз обладает опасностью самосогревания, самовозгорания, выделения взрывчатых или ядовитых газов, то к символу группы добавляется индекс С. Указанные группы делятся на подгруппы и в этом случае им присваиваются дополнительные индексы.

Карты технологического режима разрабатываются на перевозку каждого навалочного груза и являются основным нормативным документом. Они могут быть нескольких видов: постоянно действующие, временные и на экспериментальную перевозку. В настоящее время наравне с КТР действуют и технические условия на перевозку отдельных видов грузов.

Типовой план загрузки для конкретного судна (типа судна) выполняется на стандартном бланке и должен соответствовать типовым случаям загрузки судна, включаемым в Информацию об остойчивости и прочности судна.

Навалочные грузы с удельным погрузочным объёмом 1 м3 / т могут по согласованию с Регистром перевозиться в соответствии с Правилами перевозки зерновых грузов.

Что относится к навалочным грузам

Рис. 6.6. Штивка груза на судах, перевозящих навалочные грузы

ТПЗ должен предусматривать не только количественное размещение груза по отдельным трюмам, но также характер штивки груза и возможность перевозки груза на твиндеке данного судна. Характер штивки груза зависит от подгруппы, к которой отнесён данный груз в ТПЗ и от конструктивных особенностей судна. Так, для грузов подгруппы 3, если они перевозятся на судах шириной менее 12 м, поверхность груза необходимо разровнять от борта к борту, а если ширина судна более 12 м, штабель должен иметь форму усечённого конуса (см. рис.). При размещении части груза на твиндеке необходима штивка от борта до борта.

Что относится к навалочным грузам

Перевозка зерновых грузов.

Все зерновые грузы делятся на три группы: злаки, бобовые и масличные. Физические свойства: сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводность и сорбционные свойства. Биологические свойства: дыхание зерна, дозревание, прорастание, самосогревание и др. Перевозчик обязан учесть все указанные свойства груза и обеспечить, во-первых, рациональную загрузку и безопасное плавание судна; во-вторых, сохранность перевозимого груза.

Все суда, осуществляющие перевозку зерна навалом, должны иметь на борту судна соответствующую документацию, разработанную с учётом требований гл.6 Конвенции СОЛАС-74 (“Международный зерновой кодекс”) и Правил Регистра. Правила Регистра допускают перевозку зерна по старым правилам, разработанным на основе гл.6 Конвенции СОЛАС-60.

Новые требования по обеспечению безопасности судна при перевозке зерна основаны на предположении, что в каждом, даже полностью заполненном грузовом помещении, имеются под палубные пустоты. Величина этих пустот нормируется, следовательно, может быть нормирована и величина предполагаемого кренящего момента, а вместе с тем и остойчивость судна.

Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки, Правила Регистра предусматривают, что судно, перевозящее зерно и другие сыпучие грузы с удельным погрузочным объёмом более 1,0 м3/т, должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. Правила регламентируют требования к статической и динамической остойчивости судов. В качестве мер, предотвращающих подвижку груза, предусматривается установка продольных переборок (шифтинг-бордсов), питателей или крепление поверхности груза одним из рекомендованных методов.

Правила перевозки зерна Регистра допускают его транспортировку без выполнения каких-либо мер, предотвращающих подвижку груза, если остойчивость судна будет удовлетворять комплексу следующих требований:

Что относится к навалочным грузам

Что относится к навалочным грузамОстаточная площадь по
приближённому способу

Что относится к навалочным грузам
Oстаточная площадь по
уточнённому
cпособy

Рис. 6 7. Диаграмма остойчивости судна, перевозящего зерно навалом

1 — расчет по приближенному способу (ц. т. груз принят в ц. т. грузового помещения); 2 расчёт по уточненному способу, исходя из действительного положения т. т груза

* остаточная площадь egr диаграммы статической остойчивости между кривыми восстанавливающих и кренящих плеч до угла крена, соответствующего максимальной разности между ординатами двух кривых qmax = 40О или угла заливания qf (в зависимости от того, какой из них меньше), при всех условиях загрузки должна быть не менее 0,075 м-рад;

* начальная метацентрическая высота после поправки на влияние свободных поверхностей жидких грузов должна быть не менее 0,30 м;

* остойчивость судна, перевозящего зерно, должна быть проведена во всём спецификационном диапазоне удельных объёмов груза.

Загрузка судна нормируется в зависимости от степени заполнения грузового помещения. Существует понятие “заполненный отсек” и “частично заполненный отсек. Термин “заполненный отсек” относится к любому отсеку, в котором уровень зерна после загрузки и штивки достигает максимально возможной высоты. Под “частично заполненным отсеком” понимается загрузка на не максимально возможную высоту.

При расчёте остойчивости судна и определении условного кренящего момента угол условного смещения зерна в заполненном отсеке принимается равным 15О и 25О в частично затопленном отсеке. Установление более жёстких требований для частично заполненного отсека должно служить побуждающим стимулом к полной загрузке отсека или к закреплению поверхности зерна одним из рекомендованных методов.

Если расчёты показывают, что принятый вариант загрузки судна зерном не обеспечивает достаточной остойчивости и не удовлетворяет требованиям Правил Регистра, тогда для уменьшения условного кренящего момента может быть выполнено одно из следующих рекомендованных мероприятий:

* установка продольных переборок по ДП судна в трюмах и на твиндеках или мешкование груза;

* крепление поверхности зерна методом “бандлинг”;

* крепление поверхности зерна методом “строппинг”.

Источник

Навалочный груз

Что относится к навалочным грузам

Навалочный груз — сухой груз, перевозимый на морских судах без тары навалом (руда, рудные концентраты, удобрения и т.п.) или насыпью (зерно, сахар-сырец и др.). При погрузке навалочных грузов на судно не требуется специальная укладка и крепление. Для перевозки навалочных грузов используют специальные суда — балкеры, которые не имеют специальных грузовых механизмов, только большие трюмы для груза.

Перевозка грузовУсловия перевозкиНавалом · Насыпью · Наливом · В упаковке · Без упаковкиСпособы перевозкиМорской: Контейнеровоз · Газовоз · Танкер · Балкер · Рефрижераторное судно
Железнодорожный: Платформа · Полувагон · Крытый вагон · Вагон-цистерна · Бункерный · Фитинговая платформа · Транспортёр · Думпкар · Хоппер · Вагон-автомобилевоз
Воздушный:
Автомобильный: Автомобиль-цистерна · АвтовозСредства перевозкиКонтейнер · Специализированный вагон · Вьючный транспорт · Цистерна

Полезное

Смотреть что такое «Навалочный груз» в других словарях:

НАВАЛОЧНЫЙ ГРУЗ — груз, перевозимый обычно без тары, без счета мест или штук и целыми вагонами (повагонно). К числу Н. г. относятся дрова, уголь, руда, кокс, песок, кирпич и др. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное… … Технический железнодорожный словарь

НАВАЛОЧНЫЙ ГРУЗ — уголь, зерно, руда, удобрения и другие товары, перевозимые без упаковки навалом или насыпью … Юридическая энциклопедия

НАВАЛОЧНЫЙ ГРУЗ — уголь, зерно, руда, удобрения и другие товары, перевозимые без упаковки навалам или насыпью … Энциклопедический словарь экономики и права

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ — НАВАЛОЧНЫЙ ГРУЗ. ГРУЗ НАЛИВНОЙ НАЛИВНОЙ ГРУЗ. ГРУЗ НЕГАБАРИТНЫЙ НЕГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ … Юридическая энциклопедия

Груз навалочный — навалочный груз кусковый, зернистый, порошкообразный или пылевидный груз, транспортируемый без упаковки;. Источник: Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (ред. от 04.09.2012) Об утверждении технического регламента о безопасности… … Официальная терминология

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ — (см. НАВАЛОЧНЫЙ ГРУЗ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ — см. Груз насыпной. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ — уголь, зерно, руда, удобрения и другие товары, перевозимые без упаковки навалом или насыпью … Юридический словарь

Груз Навалочный — уголь, зерно, руда, удобрения и другие грузы, перевозимые навалом или насыпью. Г.н. рассматривается как объект страхования. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Груз Насыпной — См. Груз навалочный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Источник

Навалочные и насыпные грузы

Навалочными называются сухие грузы, перевозимые без тары – навалом. По транспортной классификации навалочные грузы относятся к виду грузов, опасных возможностью смещения, и делятся на два класса – незерновые и зерновые.

Специфические свойства навалочных грузов можно разделить на физические, химические и биологические. К физическим свойствам относятся: сыпучесть, способность к усадке и самосортировке, теплопроводность, абразивность. К химическим свойствам относятся: самосогревание, самовозгорание, взрывоопасность. Биологическими свойствами обладают только зерновые грузы, которые продолжают свою жизнедеятельность. Навалочный груз может быть в трех транспортных состояниях: относительно монолитном, сыпучем и разжижающемся.

Первое состояние характерно для грузов с углом естественного откоса более 35 о ; третье – для рудных концентратов и подобных им грузов при повышенной влажности.

Навалочные грузы имеют свободные пространства внутри кусков (поры и капилляры) и между кусками (скважины). Поэтому объем груза Vв слагается из объема Vп вещества самих кусков, объема капилляров и пор Vц и объема скважин между кусками V :

В связи с такими особенностями структуры навалочного груза различают несколько видов его плотности:

Кп – пористость, определяется как отношение объема пор и капилляров Vп.о к объему самой частицы:

Величина Кп определяет, какое количество влаги может впитать груз при его смачивании;

p – насыпная масса навалочного груза определяется как отношение массы G груза к общему объему V груза;

Незерновые навалочные грузы

Класс незерновых навалочных грузов делится на группы:

В структуре грузооборота среди навалочных грузов важное место занимает уголь. Это горючий минерал органического происхождения. Он применяется как топливо, сырье для химической промышленности, производства кокса, бензина и т. д. Качество угля определяется содержанием углерода и водорода. По степени углефикации ископаемые угли делятся на антрацит, каменные и бурые.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – уголь средней углефикации содержит от 9 до 45 % летучих веществ. Теплота сгорания 30,1-36,6 МДж/кг.

БУРЫЙ УГОЛЬ – уголь низкой степени углефикации с теплотой сгорания 22,6-31,0 МДж/кг.

При перевозке каменного угля учитывают такие транспортные свойства, как смерзаемость, способность к самовозгоранию и выделению летучих веществ, которые в сочетании с воздухом и угольной пылью образуют взрывоопасные смеси.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз Shanghai Express
Источник: www.shipspotting.com

Смерзанию подвергаются угли, имеющие влажность более 5 % при хранении и перевозках в условиях отрицательных температур. Чаще подвержен смерзанию пористый и мелкий уголь. Наиболее эффективный способ предупреждения смерзания – сохранение влажности не более 5 %. Есть и другие способы, однако они не всегда дают желаемый результат. Например, послойная пересыпка поваренной солью, известью, графитом, мелом, опилками. Применение этих средств увеличивает стоимость угля, загрязняют его, снижают качество, способствуют процессу самосогревания угля.

Свежедобытый или измельченный уголь в процессе перегрузочных операций, соприкасаясь с воздухом, поглощают кислород, что сопровождается выделением тепла. Если свободного выхода для тепла нет, то повышение температуры может привести к воспламенению.

Перед началом погрузки проверяется температура угля на глубине 1 м. Если температура угля выше 35 °С, то погрузка такого угля на судно запрещена.

К перевозке не допускается и излишне увлажненный уголь.

При складировании рекомендуется располагать продольную ось штабеля по направлению господствующего ветра. Высота штабеля определяется способностью угля к самовозгоранию, а также длительностью хранения. Максимальная высота складирования каменного угля при хранении до 10 сут. не должна превышать 10 м, а для бурых – 5 м. Для антрацита высота штабеля определяется только допустимой нагрузкой на причал (не самовозгорается).

Угол естественного откоса угля при влажности 4 и 10 % составляет соответственно 38 и 45°.

Складирование угля разных марок не допускается. На складах необходимо систематически контролировать температуру хранимого угля. Места очагов самосогревания можно определить по внешним признакам состояния поверхности штабеля: появление за ночь влажных или белых пятен, появление пара и запахов продуктов разложения угля, искрению в ночное время. Тушение и охлаждение угля водой в штабелях не допускается. Разогревшийся или самовозгоревшийся уголь выкладывают на отдельную площадку слоем не более 0,5 м.

Загружают трюмы судов равномерно по длине судна. Неправильное распределение массы по трюмам может привести к повреждению корпуса судна. В одно грузовое помещение можно грузить уголь только одного класса и одной марки. Не допускается погрузка в трюм теплого (с температурой более +35 °С) угля.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз CSCL Globe
Источник: www.shipspotting.com

Груз принимается в пункте отправления и назначения по замерам осадки судна, о чем составляется акт за подписью грузополучателя или представителя порта и администрации судна.

Угольная шихта

ШИХТОЙ – называется смесь различных марок коксующихся углей для переработки ее в коксовых печах с целью получения кокса. В состав угольный шихты входят коксующиеся угли: жирные, газовые, коксовые, спекающиеся, антрациты. В зависимости от заданных физико-химических свойств кокса может быть различное сочетание марок углей и различная их дозировка.

Шихта производится на углеподготовительных и углеобогатительных предприятиях путем дробления и смешивания углей в штабелях и бункерах. Она состоит из частиц размером до 80 мм с преобладанием мелких фракций.

Качественное состояние шихты определяется содержанием влаги, зольности, серы, выходом летучих веществ и теплотой сгорания.

К перевозке принимается с влажностью не более 13 %, т. к. при большей влажности груз становится опасным возможностью разжижения;

Шихта перевозится преимущественно в закрытых судах, хранится на открытых площадках с твердым покрытием, перегружается с помощью грейферных установок или ленточных транспортеров.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз Tote Maritime
Источник: www.shipspotting.com

Предъявляется к перевозке шихта партиями однородного груза. На каждую партию отправитель выдает сертификат, в котором обязательно указывается процент влаги и серы. Перед погрузкой проверяются транспортные документы и сертификат, а также состояние шихты. Особое внимание должно быть уделено проверке ее влажности, т. к. шихта с влажностью менее 3 % способна смещаться, а при влажности более 13 % – разжижаться, что представляет опасность для остойчивости судна. Не допускается к погрузке шихта с температурой более 35 °С.

Предлагается к прочтению: Обеспечение сохранности грузов

При перевозке на открытых судах штабеля шихты должны быть выровненными (без выемок и впадин), чтобы исключить возможность концентрирования влаги.

При погрузке и выгрузке нельзя сбрасывать груз с большой высоты, т. к. при этом он распыляется и загрязняет окружающую среду и грузы.

В связи с возможностью выделения угарного и других токсичных газов и уменьшения содержания кислорода в воздухе не разрешается доступ людей в закрытые грузовые помещения, содержащие шихту. Доступ людей в грузовые помещения с шихтой возможен только при открытых люковых крышках и после проветривания помещений.

После выгрузки шихты в пункте назначения производится зачистка судна.

На складах порта шихта хранится в штабелях высотой до 10 м. Штабеля должны размещаться таким образом, чтобы выветриваемая из шихты пыль не загрязняла близлежащие грузы. Запрещается располагать штабеля шихты над подземными источниками тепла.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз Pride of Veere
Источник: www.shipspotting.com

При длительном хранении шихты необходимо через 5-10 дней проверять ее температуру. Поверхность шихты в штабеле должна быть ровной, без впадин и иметь небольшой уклон для стекания дождевой или талой воды.

Песок, гравий, щебень, галька

Эти грузы относятся к группе устойчивых, хорошо сохраняющихся в любых условиях окружающей среды. Через многие порты эти грузы проходят в массовых количествах, особенно песок, гравий и песчано­гравийная смесь. Используются для различных строительных работ и в качестве заполнителей бетонных растворов. Грузы, используемые в качестве заполнителя, нельзя засорять солями, рудами, углями, химическими грузами, глиной, т. к. многие посторонние примеси способствуют быстрому разрушению бетонов.

Песок и мелкий гравий подвержены смерзанию при низких температурах и избыточном содержании влаги.

Повышение влажности вызывает резкое увеличение прочности смерзания. Вследствие низкой теплопроводности большинства навалочных грузов промерзание их в глубину слоя происходит медленно. Также медленно происходит и оттаивание смерзшегося материала. Будучи погруженными в вагоны или судно, влажные навалочные грузы примерзают к стенкам и полу, в связи с чем создаются большие трудности при разгрузке. Часто приходится прибегать к рыхлению, для чего созданы специальные машины.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз Bomar Vanquish
Источник: www.shipspotting.com

Пароходство может производить погрузку этих грузов непосредственно из русел рек или со дна озер, водохранилищ. Масса нерудных строительных материалов определяется по замерам осадки судна. Для перевозки используются, как правило, суда-площадки.

Зерновые насыпные грузы

Номенклатура зерновых грузов достаточно обширна. Зерновые грузы разделяются на три основные группы: злаки, бобовые и масличные.

К хлебным злакам относятся пшеница, рожь, ячмень, овес. К просовым злакам относятся просо, кукуруза, рис, сорго. К бобовым зерновым относятся соя, арахис, горох, фасоль. В группу масличных входят семена подсолнечника, льна, конопли, кунжута, хлопка. Продуктами переработки зерновых являются мука и крупа всех видов и сортов, кукуруза в початках, отруби, жмых, шрот и др.

Физико-химические свойства грузов.

Свойства зерновых грузов принято разделять на две группы:

Зерновые грузы обладают рядом свойств, которые определяют условия хранения и качественное состояние зерна. Основной оценкой состояния зерна является свежесть. Запах и цвет характеризует свежесть зерна. Несвежее, лежалое, загнившее зерно обладает особым запахом.

При хранении и перевозке зерновых грузов необходимо учитывать такие их свойства, как сыпучесть, скважистость, влажность, дыхание, дозревание, прорастание, самосогревание, а также возможность заражения амбарными вредителями.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз Jessica B
Источник: www.shipspotting.com

Сыпучие. Наибольшую сыпучесть и плотность укладки имеют пшеница, рожь, просо, горох, чечевица, льняное семя, наименьшую – овес, семя подсолнечника. Сыпучесть характеризуется углом естественного откоса и зависит от размеров и формы семян (табл. 1).

Таблица 1. Угол естественного откоса и скважистость зерновых грузов
Наименование зерновой культурыУгол естественного откоса, °Скважистость, %
Подсолнечник31-4560-80
Овес31-4550-70
Рис31-4550-65
Ячмень28-4545-55
Кукуруза29-4535-55
Рожь, пшеница23-3835-45
Просо20-2830-50

Скважистость зерна определяется, исходя из соотношения объемов, занимаемых непосредственно зерном и зерновым пространством (табл. 1).

Влажность – основной показатель качества зерновых грузов – выраженная в процентах масса гигроскопической влаги, содержащейся в зерне. Зерновые грузы подразделяются по влажности следующим образом: сухие содержат влаги до 14 %, средней сухости – от 14 до 15,5 %, влажные – от 15,5 до 17 %, сырые – свыше 17 %. Пшеница, рожь, ячмень и овес не принимаются к перевозке, если их влажность выше 17 %, остальные зерновые грузы – если их влажность выше 16 %.

Дыхание, дозревание, прорастание являются специфическими свойствами зерновых грузов. При транспортировании и хранении зерновые грузы проявляют свою жизнеспособность в форме газообмена (дыхания), при котором в окружающую среду выделяется углекислый газ, а из окружающего пространства поглощается кислород. Этот процесс протекает с выделением тепла. Основной фактор, влияющий на интенсивность дыхания – это влажность.

Таблица 2. Поведение насыпного груза
Наименование зерновой культурыВлажность, %За 24 часа 100 гр. сухого вещества
поглощают кислорода, млвыделяют углекислого газа, мл
Пшеница10,00,200,41
16,82,122,52
17,87,848,01
Рожь14,40,160,25
16,71,121,45
20,024,5320,54

Самосогревание зерновых грузов происходит из-за наличия в них различных микроорганизмов, насекомых и клещей, выделяющих в результате своей жизнедеятельности тепло, которое, при отсутствии достаточной вентиляции и плохой теплопроводности зерновой массы, способствует накоплению тепла и повышению температуры зерна.

При температуре зерна 50 °С и более снижается сыпучесть и появляется затхлость и гнилостный залах, а у зерен пшеницы и ржи – потемнение оболочек. Интенсивность самосогревания повышается при увеличении влажности зерна.

В зависимости от удельного объема зерно подразделяется на тяжеловесное и легковесное. К тяжеловесному зерну относится пшеница, рожь, рис, бобовые, просо, кукуруза. К легковесным относится овес, гречиха, подсолнечник, ячмень.

Согласно правилам, к перевозке водным и ж/д транспортом не допускается зерно:

Каждая отгружаемая партия должна сопровождаться сертификатом или качественным удостоверением, в которых отражается влажность, сорность, зараженность амбарными вредителями, а при перевозке влажного зерна – температура зерна. Прием к перевозке зерна без сертификатов или качественных удостоверений воспрещается.

Что относится к навалочным грузамКонтейнеровоз MSC Perle
Источник: www.shipspotting.com

При отправлении зерновых грузов в судах выдается одно удостоверение о качестве на всю партию грузов, перевозимую по одной накладной. При передаче зерновых грузов на железную дорогу удостоверение оформляется на каждый вагон.

Перевозят зерновые грузы в технически исправных, чистых, сухих, не зараженных амбарными вредителями и без посторонних запахов судах.

Хранят в закрытых складах, к которым предъявляются такие же требования, что и к судам. Хранение под навесом допускается только при благоприятных метеорологических условиях и небольшом сроке хранения.

Смешивание зерна (при погрузке, выгрузке) разной степени зараженности, зараженного с незараженным, сухого с зерном повышенной влажности запрещается. После погрузки и выгрузки зараженного амбарными вредителями зерна, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы, инвентарь, брезенты и другие приспособления должны быть тщательно очищены, а в необходимых случаях продезинфицированы за счет грузовладельца.

Основными требованиями по безопасности труда при перевозке зерновых грузов не допускается переход людей по зерновой массе, обладающей способностью засасывать (просо, льняное семя). В таких случаях на поверхность груза кладут настил из досок с трапом.

Поступающее на судно зерно обязательно взвешивается в присутствии представителей грузоотправителя, порта и судна. Количество зерна может контролироваться по осадке судна. Все расхождения между данными весов и рассчитанными по осадке судна фиксируют, с уведомлением об этом отправителя. В случае отсутствия в пункте отправления весов допускается прием грузов к перевозке без их взвешивания. Масса партии определяется при этом по осадке судна. В пунктах назначения должно быть проведено обязательное взвешивание и контроль количества зерновых грузов по осадке судна.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *