Что относится к научной литературе

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор: Сукиасян Асатур Альбертович

Дата публикации: 12 августа, 2020

С основными жанрами научной литературы стоит познакомиться всем, кто планирует создавать научные труды и публикации. В статье коротко рассмотрим эти жанры и дадим им характеристики.

Жанры научной литературы – это исторические сложившиеся и устойчивые типы научных произведений. Они имеют свою классификацию, с которой будет полезно познакомиться подробно.

Классификация жанров научной литературы

Жанры научной литературы классифицируются по ряду признаков:

Также жанры научной литературы классифицируются по подстилям и смысловой организации.

Жанры научной литературы: виды и описание

К основным жанрам научной литературы относятся:

Научная статья

Произведение, рассматривающее определенную научную проблему, методы ее решения. Всегда пишется по четкой структуре, подразумевающей наличие таких элементов как: заголовок, аннотация, ключевые слова, основная часть, выводы и список литературы. Чтобы научная статья была опубликована – все ее элементы, следует оформлять согласно требованиям действующих ГОСТ. Познакомиться с этими требованиями Вы можете здесь…

Научно-популярная статья

Также относится к основным жанрам научной литературы, но в отличие от научной статьи в ней излагаются данные понятные широкой аудитории. В научно-популярной статье допускается использовать простые предложения, минимум специальной и сложной терминологии, разрешается разговорная речь.

Реферат

Представляет собой краткое изложение научной работы, содержания книги или доклад на заданную тему. Рефераты имеют свою классификацию и в зависимости от вида к ним могут применяться разные требования по оформлению.

Аннотация также является основным жанром научной литературы. Она представляет собой сжатую лаконичную характеристику какого-либо произведения и его содержания. В аннотации обязательно перечисляются основные вопросы и проблемы, рассматриваемые в тексте источника.

К жанрам научной литературы относятся также монография, конспект, доклад, диссертация, дипломные и курсовые работы. О каждом жанре вы сможете найти полезные сведения на страницах нашего сайта!

Источник

Научная литература

Полезное

Смотреть что такое «Научная литература» в других словарях:

Научная литература — Научный журнал «Вопросы истории» Научная литература совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных … Википедия

Научная литература — в риторике: вид словесности, в котором представлена НАУЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: тип аргументации, предполагающий равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки … Риторика: Словарь-справочник

научная литература — в риторике: вид словесности, в котором представлена объективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; Н.л. предназначена для всякого,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Литература Башкортостана — Литература Башкортостана литература многонациональной Республики Башкортостан. «Милая моя земля, Реки сладкие, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, Я одну мечту таю: Родину воспеть мою. … Над просторами полян Мой Урал, мой… … Википедия

Литература и словесность — ЛИТЕРАТУРА И СЛОВЕСНОСТЬ. Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, и почти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все таки доискиваться разницы в их значении, то первый будем относить к произведениям… … Литературная энциклопедия

Литература и словесность — ЛИТЕРАТУРА И СЛОВЕСНОСТЬ. Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, и почти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все таки доискиваться разницы в их значении, то первый будем относить к… … Словарь литературных терминов

ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия

Литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, написанное, от lit … Википедия

литература — ы; ж. [лат. litteratura] 1. Вся совокупность научных, художественных, философских и т.п. произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества. Обширная л. предыдущих поколений. 2. Вид искусства, отличительной чертой которого является… … Энциклопедический словарь

Литература по славянской мифологии — В данной статье приводится список исследований в области славянской мифологии, разделённых хронологически и по степени научности. Содержание 1 Литература XVIII первой половины XIX веков … Википедия

Источник

Виды учебной литературы

Что относится к научной литературе Что относится к научной литературе Что относится к научной литературе Что относится к научной литературе

Что относится к научной литературе

Что относится к научной литературе

Лекция 3

Виды учебной и научной литературы

Виды учебной литературы

Виды научной литературы

Правила поиска литературы. Библиографические указатели

Реферативные журналы

6. Реферативно-библиографические базы данных

Виды учебной литературы

Литература, используемая при обучении в вузе, очень разно­образна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, что­бы правильно ими пользоваться. Представим наиболее важные и распространенные виды литературы, с которыми придется работать студенту во время учебы.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материа­ла обязательно учитываются закономерности и приемы его ус­воения обучающимися, а поэтому необходимо принять во вни­мание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьни­ки, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных ка­тегорий учащихся должны быть различными.

Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его созда­нии принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.

В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относитель­но быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в до­полнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учеб­ного курса, или больше ориентировано на практическую сторо­ну усвоения материала, содержит больше практических реко­мендаций. В отличие от учебника, который должен представлять наибо­лее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогатель­ного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

Что относится к научной литературе

4.2. Виды научной литературы

Широко распространены периодические сборники, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами или ассоциаци­ями, а также учебными заведениями. Если в таком сборнике принимают участие представители разных вузов, он называет­ся межвузовским.

Помимо центральных научных журналов достаточно широ­ко распространены журнальные издания вузов, научных об­ществ, ассоциаций и др., которые тоже играют заметную роль в научной жизни страны и часто содержат важную научную информацию.

3. Справочно-информационная литература

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных ста­тей, каждая из которых содержит основную информацию по су­ществу вопроса: изложение научной теории, исторического собы­тия, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи могут располагаться в алфавитном порядке их заглавий или по опреде­ленному систематическому принципу. Энциклопедии, несмотря на свои большие объемы, являются очень компактным и удобным для пользования источником ин­формации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколь­ко часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы.

Конечно, пользоваться энциклопедией не всегда бывает про­сто. Иногда трудно сразу представить, каким образом может быть сформулировано заглавие статьи, которая вас интересует, а значит где, на какую букву нужно ее искать. На этот случай необходимо знать, что любая энциклопедия снабжена системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимую инфор­мацию. Если вы освоитесь с этой системой-помощницей, то эн­циклопедии перестанут пугать вас своим объемом и станут не­заменимым источником информации.

В любом справочнике вы найдете вступительную статью, в ко­торой объясняется, как им надо пользоваться. Кроме того, каж­дый справочник обязательно снабжен вспомогательными указа­телями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. А вот умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся не только во время учебы, но и в вашей последующей профессио­нальной деятельности.

Читая учебную и особенно научную литературу, вы неизбеж­но встретите большое количество новых для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста. Не пропус­кайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого мож­но обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или справочнику. Если термин иностранного происхождения, его значение можно также попытаться найти в Словаре иностран­ных слов. И во многих случаях вы найдете ответ на свой вопрос. Но иногда, особенно если речь идет о термине, появившемся сравнительно недавно, вам придется искать специальный тер­минологический словарь, чтобы выяснить его значение. Надо сказать, что таких словарей пока очень мало. Поэтому если в интересующей вас области знания есть недавно вышедшие тер­минологические словари (их еще называют глоссариями), поча­ще пользуйтесь им.

Толковые словари бывают самыми разными по объему (коли­честву слов) и по составу. Наиболее известный и широко употреб­ляемый из них, который должен стать и вашим непременным спутником, — это «Толковый словарь русского языка» С. И. Оже­гова и Н. Ю. Шведовой.

Источник

Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

Работа с литературой


Разновидности используемой литературы

В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности в вузе студент неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельной работы с литературными источниками. Литература, используемая при обучении в вузе, многообразна по типам, видам и жанрам изданий. Рассмотрим наиболее важные и распространенные виды: учебную, научную, информационно-справочную литературу.

К учебной литературе относятся:

Учебник – основной вид учебной литературы – это книга, содержащая систематическое изложение знаний, которые обязательны для усвоения студентами в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с учебной программой. Учебник обязательно утверждается высшим органом образования страны, о чем обязательно указывается на обороте титула (второй странице). В учебнике материал подается в определенной методической обработке и последовательности, т.е. в соответствии с возрастом, уровнем знаний, когнитивными особенностями обучающихся.

Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Здесь материал излагается в соответствии с научной позицией того или иного ученого.

К учебным пособиям относятся также учебные словари, справочники, таблицы и т.п.

К научной литературе относятся:

Монография (от греч. monos один, единственный + grafo пишу) – научное или научно-популярное книжное издание, в котором подробно и всесторонне исследуется и освещается одна проблема, тема или вопрос. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам (коллективная монография).

Сборник научных трудов (статей) – книжное издание, в котором собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной научной проблеме, которая может рассматриваться с различных точек зрения.

Научная статья – научное сообщение, публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы по тому или иному направлению, проблеме, теме.

Материалы конференции, семинаров, симпозиумов – научный сборник, издаваемый по итогам конференции, семинаров, симпозиумов. Обычно в такие сборники включаются наиболее интересные доклады, тезисы докладов, стенограммы и материалы круглых столов и обсуждений, состоявшихся на рабочих группах или секциях, принятые участниками решения и рекомендации. Такие материалы дают возможность познакомиться с работой конференции тем, кто на них не был.

Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и другие материалы научного характера и имеющее постоянную рубрикацию. Каждая сравнительно крупная научная отрасль имеет свои центральные журналы, которые распространяются по подписке и доступны для большого числа специалистов данной области. Данный факт делает его важным источником научной информации, позволяющим оперативно делать достоянием широкой общественности материалы, содержащие новые идеи, обсуждать актуальные вопросы, предполагаемые пути решения проблем, сообщать о наиболее значительных событиях научной жизни (научных открытиях, конференциях, новых изданиях). В сфере социальной работы и социальной педагогики такими журналами являются журналы «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Работник социальной службы», «Журнал социальной работы», а также «СОЦИС», «Журнал социальной антропологии и социологии», «Журнал исследований социальной политики», «Социальная политика и социология» и пр.

Помимо центральных научных журналов распространены журнальные издания ведущих вузов страны, научных обществ и ассоциаций. Например, «Научные записки Российского государственного социального университет», «Научные записки МГУ», «Вестник МГТУ» и пр.

К справочно-информационной литературе относятся:

К первым, например, может быть отнесена Большая советская энциклопедия, ко вторым – Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х т. / Глав. науч. ред. Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных статей, каждая из которых содержит основную информацию по существу вопроса: изложение научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи располагаются в алфавитном порядке их заглавий или по определенному систематическому принципу.

Любая энциклопедия снабжена системой ссылок и указателей, помогающих найти необходимую информацию.

Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий вариант энциклопедии, материал в котором расположен в алфавитном порядке. Энциклопедические словари также могут быть универсальные и отраслевые. Например, среди словарей по социальной работе можно упомянуть следующие:

— Словарь по социальной педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

— Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой и др. Минск, 2003.

— Социальная работа: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Филоненко; Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О. Бухановский и др. – М.: «Контур», 1998 и пр.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. Структура справочника определяется его назначением, характером содержащейся в ней информации. Обычно в справочнике есть вступительная статья, которая разъясняет, как им надо пользоваться. Также справочник обычно снабжен указателями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. Среди справочников по социальной педагогике и социальной работы следует назвать:

— Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

— Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 2000.

Терминологический словарь (глоссарий) – справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой-либо области знания. Например,

— Лексикон социальной работы / Ред. С.М. Кибардина, С.И. Михайлова, О.М. Чернышева.- Изд. 2-е., испр. и доп. – Вологда: «Русь», 2001.

Толковый словарь – справочное издание, содержащее перечень расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования (значения), особенностей употребления и звучания, грамматических характеристик. Например, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Методы работы с литературой

При написании реферата, теоретической части курсовой и выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:

чтение учебной и научной литературы. Его разновидности: сплошное (прочитывание всего текста полностью) и выборочное (прочитывание отдельных фрагментов, частей текста); активное (предусматривающее критическое осмысление прочитанного) и пассивное (предполагающее нейтральное восприятие информации); углубленное (предполагающее осмысление прочитанного) и поверхностное (беглое знакомство с содержанием). В ряде случае чтение сопровождается ведением записей. Существуют следующие виды записей:

выписки — приведение в письменном виде наиболее интересных, важных или спорных мыслей из прочитанной работы. Осуществляются с дословным приведением текста, библиографическим описанием источника, страницы. Выписки удобны в том случае, если необходимо собрать материал из разных источников. Лучше делать выписки после того, как текст прочитан и понят в целом;

тезирование — обобщенное и сжатое изложение основных положений работы или доклады, называемых тезисами. В некоторых случаев тезисы напоминают собой развернутый план работы;

составление плана — перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы. План может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, когда формулируются суждения разного уровня, где одно суждение раскрывается через несколько других. Обычно план описывает только то, о чем говорится в источнике, но не дает сведений о том, что и как говорится;

аннотирование — очень краткая запись общего содержания книги или статьи, отраженная в нескольких предложениях, включающая в себя перечисление основных мыслей и проблем, затронутых автором, его выводов и предложений. Речевые стандарты для составления аннотаций см. Приложение 9;

цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;

рецензирование — это критический отзыв о конкретном произведении (статье), вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.

Работа с каталогом

Поиск литературы по теме курсовой или выпускной квалификационной работы предполагает посещение и работу в библиотеке. Для наиболее эффективного использования ресурсов библиотеки необходимо знать некоторые особенности поиска материала в ней.

Новикова С.С., Соловьев А.В.

Н 73 Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.

Рис. 1. Образец библиографического описания литературного источника

Подбор литературы по теме научной работы

Поиск литературы по теме научной работы включает в себя несколько этапов:

Оформление письменной научной работы

Курсовая (выпускная квалификационная) работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (21,0 х 29,7 см.)

Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (13-14 пунктов) через 1,5 интервала. На странице должно размещаться 28 – 30 строк. Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.

Первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц курсовой (дипломной) работы. Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

Исправления в тексте допускаются, но не более 3-х на странице. Для этого лучше использовать специальную белую корректирующую жидкость.

При этом объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 30 страниц, дипломной работы – 75 страниц. Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрам в середине верхнего поля страницы.

Такие структурные части работы как введение, главы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения следует начинать с новой страницы. Образец оформления титульного листа (титула) находится в приложении (см. Приложения 1, 5).

Содержание (оглавление) работы располагается следующей за титулом странице 2, номер которой проставляется. Пример оформления оглавления студенческой работы см. Приложения 2, 6.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Оформление заголовков должно быть однообразным на протяжении всего текста. Вынесенные в оглавление заголовки должны по формулировке полостью совпадать с соответствующими заголовками в тексте работы.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8-12 мм.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем – 12-м).

Оформление цитат

Цитаты – дословные выдержки из текста какого-либо произведения. Используются для обоснования и подкрепления собственных мыслей автора ссылкой на чье-то авторитетное мнение. Не стоит избегать в тексте или злоупотреблять цитатами, а также использовать их для подкрепления очевидных и банальных фактов.

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста (прямая цитата), она начинается с прописной (большой буквы). Например:

В своей работе Г.Ф. Нестерова пишет: «По сути, этическая проблема – это конфликт между фактическими знаниями и этическими ценностями сообщества».

Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Например:

Описывая социетальное общества, Т. Парсонс подчеркивал, что «… основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобы определить обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу…»

Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие, и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. При прямом цитировании допускается пропуск слов, предложение и даже целых абзацев, которые несут в себе второстепенную информацию. Например:

Рассматривая коллектив как групповую систему, Т. Парсонс выделял следующие неотъемлемые его характеристики: «Во-первых, … определенный статус членства. … Во-вторых, внутри коллектива должна наличествовать дифференциация его членов по статусам и функциям…»

Непрямое цитирование предполагает пересказ мысли автора своими словами, предельно точно без искажений. Например:

Безусловно, необходимо согласиться с В.А. Сухомлинским, убеждавшим педагогов в необходимости давать детям опыт переживания различных жизненных отношений: нравственных, познавательных, эстетических, горестных и радостных.

Оформление библиографических ссылок

— внутритекстовые ссылки, когда источник указывается сразу после цитаты в скобках. Например:

Г.И. Осадчая считает, что социальное государство «… связано с осознанием социального как общественного способа удовлетворения потребностей личности и выделением социальной функции государства». (Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. – М.: Академический Проект, 2003. – С.64)

— подстрочные ссылки (сноски), когда источник приводится в нижней части текста.

Сноски оформляются следующим образом: когда цитата заканчивается, в тексте после кавычек на верхней линии шрифта ставится цифра – порядковый номер цитаты. В нижней части страницы, которая отделяется от текста чертой, под этой же цифрой помещается ссылка, т.е. библиографическое описание источника с указанием страницы цитирования. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой, используется шрифт Times New Roman (12 пунктов). Например:

— затекстовые ссылки, которые выносятся в конец работы.

В выпускной квалификационной работе оформляются только подстрочные ссылки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *