Что относится к национальным религиям
Мировые и национальные религии. Признаки
Содержание:
↑ Национальные религии
В современном мире сосуществуют множество национальных религиозных верований.
Признаки национальных религий:
↑ Мировые религии
К ним относят христианство, буддизм и ислам.
Основные признаки мировых религий
космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);
эгалитарность (проповедь равенства всех людей);
большое число последователей по всему миру;
пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).
Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.
Направления в христианстве
В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.
Ислам. Самой молодой мировой религией является ислам (с араб. «покорность богу») или мусульманство. В настоящее время ислам получил большое распространение и за пределами арабского мира, приверженцы ислама есть практически в каждой стране. В некоторых странах ислам утвержден как государственная религия (Египет, Иран, Ирак, Марокко, Саудовская Аравия и др.).
↑ Мировые религии: таблица
Критерии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
Время и место возникновения и распространения | Бенарес, п-в Индостан, 6—5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община — сангха | Палестина,1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация — церковь: православие, католицизм, протестантизм | Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община — умма |
Имя пророка, название священной книги | Будда (просветлённый), Типитака | Иисус Христос (мессия, помазанник), Библия | Мухаммед (Магомет), Коран |
Основные идеи религии | 1. Жизнь — это страдания, причиной их являются страсти и желания людей, чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний. 2. Идея переселения душ. 3. Нужно стремиться к нирване | 1. Идея монотеизма: Бог един, выступает в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. 2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей. 3. Идея конца света: гибель мира в результате Божественного вмешательства | Строгий монотеизм. «Есть один Бог — Аллах — всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им». Мухаммед — его посланник. Каждому Аллах уготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник. Идея конца света и наступления Судного дня |
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (от гр. — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Факторы, способствующие образованию церкви:
В церкви действует определённая система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные национальные религии
Что такое религия и как она зародилась
Религия – система человеческих взглядов со своими законами, ограничениями, правилами поведения и комплексом культовых ритуалов, в основе которой лежит вера в сверхъестественное.
Данное явление формировалось на протяжении длительного времени. Первые формы религии базировались на человеческих инстинктах, в первую очередь, на инстинкте самосохранения.
Ранние религиозные верования характеризуются тем, что люди выражали свою зависимость от природы. Эта особенность объясняется неотделимостью первобытного человека от окружающей среды. Именно по этой причине человек переносил на природу все происходящее (взаимоотношения между мужчиной и женщиной, невозможность сопротивляться болезням и смерти, вражду между племенами и т.д.). Человек преклоняется, прежде всего, перед теми явлениями природы, от которых зависит его жизнь.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Согласно исследованиям, 80–40 тысячелетий назад религии еще не существовало. Об этом говорят раскопки, в результате которых в местах захоронения людей того периода не обнаружено вещей для жизни.
Первые признаки появления религиозных верований относят к захоронениям, произведенным 30–10 тысячелетий назад. В результате раскопок рядом с могилами найдены предметы быта, украшения, а также плоды. Это свидетельствует о том, что люди начали задумываться о жизни после смерти. Они предполагали, что после долгого сна человек проснется и будет нуждаться в предметах домашнего обихода.
Мировые и национальные религии, что под этим понимается
Классификация современных религий:
Национально-государственные религии
Национальные религии – это религиозные верования, которые сложились в пределах определенных государств или народов.
Религии, относящиеся к данной разновидности, обладают рядом признаков:
Мировые религии
Мировые религии – это верования, признанные народами многих стран – христианство, буддизм и ислам.
Характеристика мировых религиозных верований:
Основные религии, список
Национальные религии
Мировые религии
Буддизм
Буддизм – древнейшая религия среди мировых. Основателем этого верования является Сиддхартха Гаутама (583–483 гг. до н. э. ) – сын правителя рода Шакья. К 29 годам он пересытился материально обеспеченной жизнью и стал аскетом. Многолетняя жизнь в самоограничении привела его к пробуждению, и он получил имя Будда («просветленный»).
Согласно мировоззрению Будды, спасение человека заключается в достижении состояния нирваны (гармонии). Умиротворение является результатом медитации и саморазвития. Также нирвана наступает, когда человек преодолевает страсти и страхи.
В современном мире буддизм объединяет различные направления.
Христианство
Христианская религия основана на вере в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Основной источник веры заключается в Новом завете Библии и представляет собой описание жизни и учения Иисуса Христа.
Христианство имеет три направления:
Ислам
Ислам (мусульманство) представляет из себя самую молодую мировую религию. Это верование имеет своих последователей почти в каждой стране мира. Государственный статус ислама закреплен в Египте, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Марокко и пр.
Мусульманство основал пророк Мухаммед (570–632 гг.). В тот период арабские племена поклонялись разным богам, а Мухаммед провозгласил Аллаха единым богом. Сначала учение пророка не были восприняты жителями Мекки, и Мухаммед был вынужден переселиться в город Ясриб (ныне Медина).
Главные положения ислама изложены в Коране. Считается, что содержание «священной книги» основано на сновидениях Мухаммеда, через которые Аллах с помощью ангела Джабраила передал свои заветы.
Является ли атеизм религией
Атеизм – это часть научного мировоззрения, предполагающая отсутствие веры в существование богов.
Атеизм не является религией, поскольку любое религиозное верование основано на вере в высшие силы, а атеизм отрицает любую теорию сверхъестественного.
Атеисты считают, что верить в вещи, существование которых не доказано, вредно и бессмысленно. Они опираются на экспериментально доказанные факты. Приверженцы атеизма полагают, что невозможно установить создателя мира, так как они не уверены в существовании этого мира.
Национальные религии (конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм и др.), их генезис, особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие национальной религии
Национальная религия – это понятие, используемое в религиозных исследованиях, для характеристики разного рода религиозных проявлений, связанных с той или иной этнической группой. Часто национальные религии существенно отличаются от религий, которые не ограничиваются этническими или национальными рамками, например, христианства или ислама.
Сам термин «национальные религии» достаточно условный. Национальными религиями считают только современные религии небольшого количества этнических групп, или преобладающей части населения какого-либо государства.
Существенной особенностью современных национальных религий является то, что почти все они политеистические и сохраняют в своей основе иерархию богов.
К основным национальным религиям относят:
Характеристика основных национальных религий
Индуизм – это сфера религиозно-мифологических взглядов. Сам термин «индуизм» сформировался на основании слова «хинду», персидского происхождения. Индуизм многогранен, по мнению некоторых ученых, он выступает в качестве сочетания родственных друг другу религий, например, таких как шиваизм и вишнуизм и пр.
Смысл индуизма заключен в:
Наиболее универсальное понятие индуизма – «дхарма».
Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, первая из немногочисленных религий Древнего мира, которая дошла до наших дней с минимальными корректировками.
В истории формирования иудаизма принято выделять три ступени:
Готовые работы на аналогичную тему
Даосизм начал формироваться в Китае в начале эпохи Хань (II в. до н.э.), его развитие и укрепление протекало параллельно распространению конфуцианства. Даосизм и конфуцианство являются двумя взаимосвязанными религиозно-философскими направлениями духовной жизни китайского общества. Духовно-религиозные корни даосизма углубляются в представления о первобытной магии древних китайцев, о единстве человека и мира, а также гармонии Вселенной, где уравновешены противоположности инь и янь.
Синтоизм – это национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствовали о том, что уже в 1-3 вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 века, когда формировалось единое японское государство Ямато, синтоизм превращается в государственную религию. Она корнями уходит в поклонение местным родовым и племенным божествам, к культу природы, колдовским обрядам первобытного населения островов. Определенное воздействие на формирование синтоизма оказывали верования древних китайцев, которые мигрировали в Японию в начале 1 в. н.э.
Сведения о синтоизме встречаются уже в памятниках японской письменности – «Кодзики» и «Нихонги». «Кодзики» считается священной книгой синтоизма, хотя это нельзя сравнить с Библией в христианстве или Кораном в исламе. Кодзики – родная для каждого японца книга. К ней восходит все, составляющее исконное, освобожденное от любой примеси, содержание японского национального духа. Кодзики – это ключ к пониманию самой Японии и самих японцев. Вероучение синтоизма направлено на укрепление национального единства народа. Предание гласит, что ками породили не вообще человека, а именно японца. В связи с этим, с детства в сознании японца укрепляется представление о том, что он относится к синто.
Национальные религии.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ — религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.
Возникновение НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ связывается с процессом появления, становления, развития и существования нации.
Процесс образования наций был начат в период неолитической революции. Нации требовали своих идеологических обоснований, противопоставлений относительно других наций, а так как роль идеологии выполняла религиозная система, то ранние религии и местные культы становились началом для формирования национальных религиозных образований.
Развитие НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ проходило в два этапа.
Ранние НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ — религиозные верования, которые обосновывали идеологическое противостояние различных слоев населения в рамках одного национального государства.
Ранние НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ имеют свои характерные черты, а именно:
отторжение от официального культа низов общества;
зарождение учения о посмертном воздаянии (наличии причинной связи между поведением человека в земной жизни и его судьбой в потустороннем мире);
К ранним НАЦИОНАЛЬНЫМ РЕЛИГИЯМ принято относить древнеегипетскую, хеттскую, фригийскую, халдейскую, древнеиндийскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеперсидскую, древнеримскую, древнегерманскую, религию народов Древнего Междуречья и ряд других.
К настоящему времени ранние НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ не сохранились, хотя сейчас предпринимаются попытки реставрации древних верований.
Ранние НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ в период своего существования имели достаточно сильное влияние во всех социальных слоях общества, определенных национальностей, а в дальнейшем их мифы и обряды вошли в поздние религиозные образования.
Из поздних национальных религий некоторые сохранились и до нашего времени — индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм и др.
Поздние НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ — религии, которые существовали в период становления и развития феодальных отношений.
Эти религии отстаивали интересы нации без социального противостояния низов и верхов. Характерными чертами этих религий можно назвать:В настоящее время продолжают существовать немногие Н.р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Широкое распространение Н.р. было затруднено тесной связью между религией и этнич. средой: во многих случаях (например, иудаизм, синтоизм) чужеземец не допускался к культовой практике
большие масштабы влияния;
устойчивость верований перед лицом других религий;
единство политеизма и монотеизма;
развитие учения о посмертном воздаянии.
2.Религия в Древнем Египте.
Политеистическая. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, различные природные стихии. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царём упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые отдельно в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.
Объектом почитания стал «царствующий фараон», организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил.
Создание Вселенноё чаще всего приписывалось богу Ра, который поднялся из бутона лотоса и появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества.
Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.
Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.
3.Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.
Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами(Фламины (лат. flamines, единственное число flamen) — жрецы отдельных божеств в Древнем Риме.
Считается, что должность из 3-х фламинов, была учреждена при Нуме Помпилии[1]. Должность фламинов была пожизненной, делились на 3 старших, избиравшихся из патрициев и осуществлявших культ Юпитера, Марса, Квирина, и 12 младших, выбиравшихся из плебейских родов и прикреплённых к 12 второстепенным богам (Вулкану, Флоре и т. д). Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок(Веста?лки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, при условии, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.).
Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.
Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.
В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.
В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома.
Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.
Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.
Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.
Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.
По мере сближения с греческим миром боги Рима отождествлялись с греческими: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида, Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс — Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.
Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.
Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.
В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.
Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.
Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.
Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.
Как и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.
Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.
Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.
Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.
Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.
Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.
Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:
небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);
подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);
земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).
Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.
У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).
Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).
Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.
Жертвы и шествия – формы почитания богов в Древней Греции.
Обрядность и культ у греческого народа сохранялись, по всей вероятности, в виде традиции шедшей от эпохи героев великого Гомера до более поздних периодов в истории Греции. Даже до самого римского завоевания и после, практически до введения христианской веры в виде государственной религии в великой Византийской Империи. Конечно, в первую очередь следует указать на обязательное жертвоприношение. Их могли приносить как в храме, так и за его пределами. Сам храм, в большинстве случаев, возводился на возвышенности и отделялся от других сооружений большой оградой. В храме устанавливались изображения определенного бога и большой алтарь для бескровных и ценных реликвий. Кроме того, существовали специальные помещения для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на площадке перед зданием храма, но не за пределами ограды.
Даже у самых древних племен греков жрецы не исполняли существенной роли в обществе, а их обязанности мог выполнять абсолютно любой человек. Данное положение сохранилось и при возникновении отдельного государства. Религия в древней Греции – это дело государственное, и жрецы, по своей сути, являлись государственными служащими, которые также подчинялись законам, как и другие простые граждане страны. Обязанности же жреца при крайней необходимости мог исполнить царь или глава рода. Жрецы не учили религии и не трудились над созданием богословских трудов, практически никоим образом не развивали религиозную мысль. А узкий круг их обязанностей был ограничен исполнением обряда, исключительно в конкретном храме, к которому каждый жрец приписывался.
Общение с богами в древней Греции во время богослужения обуславливалось таким же восприятием их благодетельных, понятных и могущественных существ. Дарами были жертвы, а в обмен бог должен был исполнить просьбу молящегося человека. Бескровные жертвы могли состоять из фруктов, овощей и различных других продуктов, которые посвящались отдельным богам. Кровавое жертвоприношение было сведено к убийству какого-либо животного, но в крайних случаях в жертву мог принестись и человек. Самыми распространенными жертвами для задабривания богов в древней Греции были быки, свиньи и овцы. Во время всеобщих праздников и особых случаев в государственной жизни общества могло быть убито более ста животных. Данное жертвоприношение носит название гекатомб.
Все животные, которые приносились в жертву богам в древней Греции, должны были быть идеальны, без каких-либо недостатков. Жрецы перед данным священнодействием наряжались в белую одежду и мыли руки в соленой воде. Обряд происходил при абсолютном молчании, но было музыкальное сопровождение флейтистов. Небольшой кусок умершего животного сжигалось прямо на алтаре, другая часть отходила жрецам, оставшееся же съедалось на пиру, который обычно проходил после подобного богослужения. После священнодействия жрец читал молитву богам в древней Греции, которую должны были повторять все без исключения участники церемонии. К религиозным обрядам также относились проклятие и клятва, т.к. как их можно было произносить по строго установленным порядкам и правилам с одновременным призванием богов в древней Греции.
В доме у греков тоже могли быть возведены алтари для приношения жертв и устанавливаться статуи покровителей. Домашний очаг считался священным, т.к. над ним покровительствовала Гестия и, при совершении бескровных жертвенных обрядов у очага, греки напрямую обращались только к этой богине. На пятый день жизни ребенка его проносили вокруг очага, дабы попытаться оградить его от возможного зла. Похороны тоже проводились по строго устоявшееся церемонии. Покойного мазали мазями и различными благовониями. Наряжали в белые одежды, с небольшой монетой во рту, которая предназначалась для Харона, который был перевозчиком мертвых. Изначально в Греции труп сжигался, но вскоре этот обычай был вытеснен традицией погребения тела в специальной гробнице или просто в земле.
Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры. Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Стоит отметить, что и летоисчисление в античной Греции шло исключительно по олимпийским годам, начиная с 776-го до нашей эры. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье – прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Кроме Олимпиады, в то время проводились и другие спортивные игры – Истмийские, Немейские и Пифийские.
Католицизм
В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.
Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков».[2] Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте[3].
Вероучение Церкви восходит к апостольским временам (I век).
Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.
На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков[4].
До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек[5]. В современной России (2005) существует 426 приходов[6], четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч[5].
Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.
Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
учение о чистилище;
учение об индульгенциях;
широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский.[7] Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.
Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.
Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:
В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.
Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.
Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.
Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.