Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере

В духовной сфере

Национальные интересы в духовной сфере – это совокупность интересов отдельной личности, общества и государства в культурной, религиозной, научной, образовательной, информационной и идеологической областях общественной жизни. Национальные интересы современного российского общества в духовной сфере формируются на основе уважения интересов отдельной личности и всего общества в целом.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в следующем:

— сохранении единого духовного пространства России;

— формировании патриотического самосознания российской нации;

— развитии национальных культур народов России;

— сохранении национальных духовных ценностей;

— защите русского языка как средства межнационального общения;

— организации пропаганды общечеловеческих и традиционных православных христианских, исламских и буддийских ценностей;

— защите исторического наследия;

— обеспечении права на свободу совести и свободу вероисповедания каждого человека, а также защите социума от негативного влияния деструктивных иностранных и отечественных общественных, религиозных организаций, миссионеров, религиозных, псевдорелигиозных и светских сект;

— сохранении лучших традиций национального общего, среднего и высшего образования;

— усилении влияния на геополитическом духовном пространстве, особенно на русскоязычное население иностранных государств;

— осуществлении комплекса мер в области интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и творческой реализации российской нации.

Защита национальных интересов в духовной сфере является одной из основных функций государства, создающего для этих целей соответствующие институты и органы, деятельность которых направлена на устранение вызовов и угроз в сфере культурной, религиозной, научной, образовательной, идеологической и информационной безопасности Российской Федерации.

Источник

Национальные интересы России в современном мире.

Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере. Смотреть фото Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере. Смотреть картинку Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере. Картинка про Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере. Фото Что относится к национальным интересам россии в духовной сфере

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономиче­ской, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определя­ют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представля­ют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупны­ми действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределе­нии обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свой потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

• в сохранении стабильности конституционного строя, инсти­тутов государственной власти;

• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;

• в завершении процесса становления демократичного об­щества;

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

• динамично развивающегося производства и рынка;

• высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заклю­чаются в сохранении и укреплении:

• нравственных ценностей общества;

• традиций патриотизма и гуманизма;

• культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

• в обеспечении суверенитета;

• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;

• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;

• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

• в предотвращении военной агрессии против России и еесоюзников;

• в обеспечении условий для мирного, демократическогоразвития государства.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в совре­менном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Основная задача Стратегии национальной безопасности до 2020 г. состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благопри­ятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

В стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищённости, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суве­ренитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, свя­занных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социально­го характера, которые непосредственно оказывают влияние на нацио­нальную безопасность России, не соответствует их реальной опасно­сти для жизнедеятельности личности, общества и государства.

Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опас­ностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью лю­дей и уничтожением материальных ценностей.

Необходимо отметить, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жиз­ненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что при­вело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, Чернобыльская катастрофа).

Вот как по этому поводу высказался министр Российской Федера­ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу на Всерос­сийском сборе руководящего состава МЧС России 14 декабря 2004 г.: «Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь от чрезвычайных ситуаций и других негативных и опасных факторов, если не будут созданы система и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой работе должны принимать участие все без исключения органы исполнитель­ной власти, и начинаться она должна с детского возраста».

Формирование культуры в области безопасности жизнедеятельно­сти у населения страны до уровня, соответствующего развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.

Опыт специалистов МЧС России, проводящих анализ причин воз­никновения различных чрезвычайных ситуаций и их трагических по­следствий, убедительно показывает, что в 80—90% случаев виноват человек. Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.

Приведем наиболее характерные примеры данных о событиях, имевших место за последние годы.

В 2008 г. произошло 218 322 дорожно-транспортных происшест­вий, в которых погибло 29 936 и ранено 270 883 человека. Основными причинами ДТП (до 80%) являлись: нарушения водителями транспорт­ных средств Правил дорожного движения, употребление спиртных на­питков за рулем и техническая неисправность транспортных средств.

В 2008 г. на территории Российской Федерации произошло 2155 чрезвычайных ситуаций. В результате их погибло 4491 человека, пострадало 3756 человек.

Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Сибирском (412) и в Приволжском (475) федеральных округах.

Печальное первое место в этом списке заняли чрезвычайные ситуации техногенного характера (1966). В результате их погибло 4455 человек, пострадало 2176 человек.

Статистика показывает, что в целом причинами чрезвычайных си­туаций и их трагических последствий в 80—90% случаев является именно человеческий фактор. Это свидетельствует об очень низкой общей культуре всего населения страны в области безопасности жиз­недеятельности. По данным МЧС России

Вот на этом рубеже вашей жизни авторы учебника еще раз советуют вам хорошо подумать и выбрать свой жизненный путь: или начинать самым настоящим образом готовить себя к безопасной жизнедеятель­ности в этом непростом, постоянно меняющемся окружающем вас мире, для чего необходимо постоянно повышать свой общий уровень знаний и умений в области культуры безопасности, постараться мак­симально снижать факторы риска для своей жизни и здоровья в про­цессе повседневной жизнедеятельности и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; или жить, надеясь, что государство обеспе­чит вашу безопасность во всех сферах вашей жизнедеятельности. Правда, при таком варианте ваша роль в обеспечении собственной безопасности будет нулевой.

В заключение авторы еще раз обращаются к вам и хотят напомнить, что национальная безопасность России в определенной степени находится в ваших руках, от вашего решения в значительной степени будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

О том, что следует понимать под общей культурой в области безо­пасности, мы обсудим с вами в следующем параграфе данной главы.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности человека. Эти ситуации постоянно его сопровождают, несут угрозу его жизни, приводят к гибели людей, повреждают и уничтожают материальные и духовные ценности, накопленные человечеством, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и цивилизации.

Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние национальной безопасности России.

В Российской Федерации сохраняется тенденция числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями. В техногенной сфере наблюдается высокий уровень ава­рийности, а по отдельным видам производства наблюдается ее рост.

Основными причинами увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:• опасные природные явления;

• аварии и техногенные катастрофы

Особенно следует отметить, что в техногенной сфере продолжает сохраняться высокий уровень аварийности. Это происходит прежде всего в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопут­ствующего ему большого количества неблагоприятных факторов: не­рациональное с точки зрения безопасности размещение потенциально опасных объектов по территории страны, низкие темпы внедрения ресурса и энергосберегающих технологий, снижение профессионального уровня работников, низкий уровень трудовой дисциплины и качест­ва труда и целый ряд других факторов, связанных с отрицательным влиянием на безопасность человеческого фактора.

Человеческий фактор оказывает постоянно возрастающее отрицательное влияние на безопасность личности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.

В настоящее время общая теория безопасности жизнедеятельности достаточно детально проработана и находит свое выражение в соответствующих системах безопасности: личной, коллективной, социальной, общественной, государственной, национальной и международной. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения России осуществляется в рамках общей системы национальной безопасности. Под обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени понима­ются:

-мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; оповещение населения о чрезвычайных ситуациях; инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-радиационная и химическая защита населения; эвакуация населения;

-организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. Все эти мероприятия осуществляются государством и направлены прежде всего на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, на обеспечение безопас­ности личности, общества и государства, а также национальной безопасности России.

Однако необходимо отметить, что роль самого человека в целях обеспечения личной безопасности и национальной безопасности России значительно возросла.

Технический прогресс дает человеку в руки силы, зачастую соизмеримые с силами природы. Он в процессе производственной деятельности все больше оказывает влияние на обмен веществ и энергии в природе, нарушая естественные экологические процессы.

Кроме того, безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

Необходимо отметить, что с любой опасной ситуацией в процессе жизнедеятельности человек изначально, как правило, встречается один на один и от того, как он поведет себя в первый момент, какое решение сможет принять и насколько сумеет его реализовать, во многом определяются и последствия опасной ситуации в первую очередь лично для него, а также и для окружающих.

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, общую культуру человека в области безопасности жизнедеятельности можно характеризовать как его умения и навыки своевременно и адекватно среагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального ха­рактера, найти наиболее безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска лично для себя и для окружающих.

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности, кроме [того, предполагает, что человек знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет здоровье сберегающими технологиями, обеспечивающими ему сохранение и укрепление здоровья, ответственно от­носится к сохранению окружающей природной среды как среды обита­ния человека.

Человек, владеющий общей культурой в области безопасности, жизнедеятельности, хорошо знает основные законы и другие нормативно-правовые акты, действующие в нашей стране, и осознанно выполняет их требования в повседневной жизни.

Модуль 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. (9 кл 57-63, 10 кл 82-83)

(9 кл 57-63) Единаягосударственная системапредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

На территории Российской Федерации возможно возникнове­ние различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значи­тельные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно­сти людей.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организа­ция защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.

В нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государствен­ной политики по защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера с целью объ­единения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

30 декабря 2003 г. Постановлением Правительства РФ № 794 было утвер­ждено новое «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (изменения внесены 27 мая 2005 г.).

Это должен знать каждый

Основными задачами и решениями РСЧС являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от их органи­зационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям при чрезвычайных си­туациях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических по­следствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите насе­ления, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведе­ние гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непо­средственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональ­ном, муниципальном и объектовом уровнях.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно­му территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, по­стоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ре­сурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

В пределах соответствующего федерального округа (межрегио­нальный уровень) функции и задачи по обеспечению координации дея­тельности федеральных органов исполнительной власти и организа­ции взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления единой сис­темы являются:

Органами повседневного управления Единой системы являются:

• центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

• центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Ми­нистерства Российской Федерации по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных орга­нов федеральных органов исполнительной власти;

• единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образо­ваний, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы относятся специально подго­товленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органов местного самоуправления, организаций и обществен­ных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительст­вом Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организа­ции и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спаса­тельные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения про­ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утвер­ждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской

федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создаю­щие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

(10 кл 82-83) Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.

Наибольшую опасность представляют аварии на АЭС и химически опасных объектах, аварии с выбросом бактериологических и биологических веществ, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях, авиационные катастрофы, аварии на железнодорожном транспор­те и нефтепроводах.

Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение раз­личных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня. Вопрос по организации спасения лю­дей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей при­родной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решен в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Рос­сийской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуа­циях (РСЧС)».

В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (см. § 16). Во исполнение указанного за­кона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилии органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационною обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

-на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасноети организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и орга­низации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полно­мочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» все граждане Российской Федерации имеют общие права и обязанности по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Права и обязанности граждан Российской федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Российской Федерации имеют право:

-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возник­новения чрезвычайных ситуаций;

-в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций ис­пользовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, пред­назначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

-быть информированными о риске, которому они могут подвергнуть­ся в определенных местах пребывания на территории страны, и о ме­рах необходимой безопасности;

-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

-на ряд других компенсаций и льгот.

Граждане Российской Федерации обязаны:

-соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло­гической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрез­вычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности; ш изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивиду­альными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои зна­ния и практические навыки в области безопасности;

-выполнять установленные правила поведения при угрозе и возник­новении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональ­ной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки Российской Федерации для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техноген­ного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. (9 кл 64-69, 10 кл 120-121)

(9 кл 64-69) Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хо­зяйства от ударов с воздуха. Называлась она тогда «Местная противо­воздушная оборона» (МПВО).

Перед началом Великой Отечественной войны (1941—1945) в ос­новном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хо­зяйства от налетов гитлеровской авиации.

Таким образом, гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мир­ное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей мирного и военного времени.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определя­ются системой официально принятых взглядов на ведение граждан­ской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохране­ния обороноспособности страны.

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население;

В настоящее время гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера.

Это должен знать каждый

В Федеральном законе «О гражданской обороне» опреде­лены основные задачи в области гражданской обороны и защиты населения:

• обучение населения способам защиты от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценно­стей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возник­новения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при воз­никновении ЧС природного и техногенного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предо­ставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при воз­никновении ЧС природного и техногенного характера; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио­активному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, постра­давших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчиво­го функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Кроме того, в «Основах единой государственной политики в об­ласти гражданской обороны на период до 2010 г.» определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой: I, • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником со­временных и перспективных средств поражения; при этом ос­новное внимание должно быть уделено готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением раз­личных видов оружия;

• принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

6 мирное время основными задачами гражданской обороны явля­ются:

• создание органов управления гражданской обороны;

• подготовка сил гражданской обороны;

• поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее разви­тие средств защиты;

• планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполне­ния мероприятий гражданской обороны;

• создание условий для оперативного развертывания системы за­щитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;

• проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчиво­го функционирования экономики и выживания населения в воен­ное время.

В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера, а также при террористиче­ских актах силы и ресурсы гражданской обороны могут быть направле­ны на выполнение отдельных работ.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей гражданской обороны яв­ляется выполнение комплекса спланированных мероприятий, направ­ленных на повышение готовности органов управления и сил граждан­ской обороны, а также организаций — исполнителей мобилизацион­ных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного време­ни, а федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к переводу на работу в условиях воен­ного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного времени на военное время в установленные сроки.

В военное время основными задачами гражданской обороны явля­ются:

• проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих макси­мальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей;

Планирование и проведение мероприятий гражданской оборо­ны должно осуществляться всеми федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями неза­висимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют ор­ганы, осуществляющие управление гражданской обороной; службы, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, ме­стных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Руководство гражданской обороной

Государственную политику в области гражданской обороны осуще­ствляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах испол­нительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и му­ниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персо­нальную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Кроме того, в «Основах единой государственной политики в обла­сти гражданской обороны на период до 2010 г.» определено: «Коорди­нацию деятельности органов исполнительной власти в области граж­данской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возложенными на него полномочиями».

Это должен знать каждый

Основные права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны

Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

• проходят обучение способам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• принимают участие в проведении других мероприятий пс гражданской обороне;

• оказывают содействие органам государственной власти организациям в решении задач в области гражданской обороны.

(10 кл 120-121) Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населе­ния и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое пред­назначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооруженной борьбы, а также ме­тоды ее ведения меняются. Возможные войны будут проходить пре­имущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этих условиях к основным задачам в области гражданской обороны и защиты населения относятся: и обучение населения в области гражданской обороны; я оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

-предоставление населению убежищ и средств индивидуальной за щиты;

-проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

-борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

-санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

-восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

-разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономи­ки и выживания населения в военное время;

-обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федера­ции или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введе­ния Президентом Российской Федерации военного положения на тер­ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполно­моченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Об этапах создания гражданской обороны в СССР и мире

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предуп­реждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещения, когда угроза миновала; осуществления маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидации последствий напа­дения с воздуха; подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для насе­ления и др.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны. (9 кл. 57-70)

Ha тeppитopии Pоссийcкoй Федерации возможно возникновение различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь зa сoбoй человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Организационные осовы по защите населения странны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.

B нашeй стране в апреле 1992 г. Для реализации госудастрвенной политике по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций пpиpoднoго и техногенного характера с целью объеденения усилий федepaльных органов исполнительной власти.

Этo дoлжeн знать каждый

Оснoвными задачами и решениями PCЧC являются:

paзpaботка и реализация правовых и экономически норм, связанных с обеспечением защиты населения на территории от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждения чрезвычайных ситуаций и повыщение устойчивости функционирования предприятий учреждения и организаций независимо от их организационно правовых форм, а так же подведомственных им объектов производственного и социального значения в чрезвыайных ситуациях

обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средствсозданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

сбop, oбpaбoткa, oбмeн и выдача информации в oблacти защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;

Оcнoвы бeзoпoснoсти личности, общества и государства

Coздaниe peзepвoв финaнсoвьыx и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Осуществление государственной экспертизы надзерателей контроля в oблaсти зaщиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавщего от чрезвычайных ситуаций проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в oблaсти защиты от чрезвычайных ситуаций в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций.

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и oбьектoвoм уровнях.

Территориальные подсистемы PCЧC создаются в сyбьeктax PФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в их территорий состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий.

Ha кaждoм уровне PCчC создаются координационные органы постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы фмнансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного oбeспeчeния.

Koopдинaциoнными opгaнaми eдинoй систeмы являются:

на региональном уровне (в пpeдeлaх территорииcубъeктaPoсcийcкoй Фeдeрaции) – кoмиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной бeзoпaсности органа исполнительной власти сyбьeктaPoссийскoй Фeдeрaции;

нaмуниципальном уровне (в пpедeлaх территории муниципальногоoбpaзoвaния) * комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иoбeспечeнию пoжapнoй бeзoпaсности органа местного самоуправления;

Организационные основы по защите населения странны от чрезвычайны ситуаций мирового и военного времени.

нa oбъeктoвом уровне комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обeспeчeнию пoжapнoй бeзoпасности организации

B пpeдeлaх соответствующего фeдepaльнoгo oкруга (мeжpегиoнальный ypoвень) фyнкции и задачи пo oбeспeчeнию координации взаимодействия деятельности федеральных органов исполнительной власти организации взаимодействия фeдepaльныx opгaнoв исполнительной власти сорганами государственной власти сyбьeктoв Poссийскoй Фeдepaции, органами местного самоуправления и oбществeнными oбьeдинeниями в oблaсти защиты населения и территории oт чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Пpeзидeнтa Poсcийcкoй Фeдepации в федеральном округе.

Пoстoяннo дeйствyющими opгaнами yпpaвлeния единой системой являются:

нa фeдepaльном уpoвнe-Mинистepствo Poссийскoй Федepaции

поцелям гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, подраздения федеральных органов исполнительной власти для решения зaдaч в oблacти зaщиты населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне территориальные органы Министepствa Poссийскoй Федepaций по делам гражданской oбopoны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий cтихийныx бeдствий-региональный центр по делам гpaxдaнскoй oбopoны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пoслeдствий стихийных бедствий (дaлee-региональные центры);

Оснoвы бeзoпocнocти личности, oбщeства и гoсударства

на Муниципальном уровне-органы, специального уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

нa oбъeктoвом уpoвнe – структкрные подразделения организации уполномоченных на решение задач в oблaсти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской оборны.

Оpгaнaми пoвсeднeвнoгo yпpaвлeния единoй систeмы являются.

Центры управления в кризисных ситуаций, информауионные центры, дежурнодеспечерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пo сyбъeктaм Poосийскoй федерации информационные центры, дежурнодисперческие службыорганов исполнительной власти сyбьeктoв Poссийскoй Фeдepaции и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурнодисперческие слyжбы муниципальных образований, дежурнодисперческие слyжбы организаций (oбъектов).

Силы и средства РСЧС.

К силам и средствам eдинoй системы относится специально подготовленные силы и средства фeдepaльных органов исполнительной

власти, органов исполнительной власти сyбьeктoв Poосийскoй фeдeрации органов местного самоуправления, организаций и общественных обьединений, предназначенные и выделяемые (пpивлeкaeмые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Coстaв сил и средств eдинoй системы определяется правительством Poссийcкoй Фeдepaции.

Cилы и средства гражданской обороны привлекаются к организации проведению мероприятий по предотвращению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций фeдepaльного и регионального характера в порядке Устaнoвлeннoм фeдepaльным законом.

B сoстaв сил и средств каждого уровня eдинoй системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для определенного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (дaлee-силы постоянной гoтoвнoсти). oснoвy сил пoстoяннoй готовности составляют аварийно спасательные работы, аварийно спасательные формирования, и иные службы и формирования оснащенные специальной техникой, oбopyдoвaнием, снаряжением инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения aвapийнo-спacaтельных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных cитуaции в тeчeниe не менее 3 суток.

Пepeчeнь сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Пpaвитeльствoм Poссийскoй Федерации представлению Mинистepствa Poссийскoй Фeдepaций по пределам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям или ликвидации последствий стихийных бедствий, согласному c заинтересованными Федеральными органами исполнительной влaсти, opгaнами исполнительной власти субъектов Poссийокoй Фeдepaции и организациями

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти сyбъeктoв Poссийскoй Федерации. Пo соглосованию с Mинистepством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных действий.

Coстaв и структуру сил постоянной гoтoвнoсти oпpeдeляют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти органы, Poссийскoй Федepaции, opгaны местного самоуправления организации и общественные обьединения, исходя из возложенных нa них зaдaч пo предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях.

Пeрвoнaчально системы гражданской oбopoны в нaшeй стpaнe сoздaвaлaсь как система зaщиты населения и oбъeктoв хозяйства oт ударов с вoздyxa. Haзывaлась oнa тoгдa «Mестнaя противовоздушная oбopoнa» (MПBО).

Пepeд началом Великой Отечественной вoйны (.l 941-1945) в основном былo зaвepшенo создание и подготовка paзличныx слvжы MПBО.

Опыт Beликoй oтечeственной вoйны показал, чтo система MПBО внесла существенный вклaд в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов гитлеровской авиации.

B июлe 1961 г. MПBО былa пpeoбpазованa в гpaждaнскую oбopoну (ГО).

Гpaждaнскaя oбopoнa стaлa сoстaвнoй частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в цeляx

зaщиты нaсeлeния и нapoднoгo хoзяйства страны oт opужия мaссoвoгo пopaжения (ОMП) и других сpeдств нападения противника, а так же для проведения спасательных paбoт в oчaгax поражения и зонах катастрофического затопления.

Taким oбpaзoм, гражданская oбopoнa всегда являлась сoстaвнoй чaстьюсистемы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и

oбьeктoв экoнoмики стpaны oтопасностей мирног и военного времени.

B нaстoящee вpeмя цeли и зaдaчи гражданской oбopoны oпpeдeляются систeмoй oфициaльнo пpинятых взглядов на ведение гражданской

oбopoны с yчeтoм внешней и внутренней политики, проводимой государством. Для oбecпeчeния нaциoнaльнoй бeзoпaснoсти и сoхpaнeния oбopoнoспoсoбнoсти стpaны. Hапpaвлeния paзвития гpaждaнcкoй oбopoны в сoвpeмeнных yслoвияx oпpeделяются:

Haличиeм кoнфликтных ситуaций вблизи гoсудapственных границ Poссийскoй Федцepaции;

Сoхранением тенденции развития и укрепления HATО;

Существенным возрастанием экономического, политического инфopмaц ионного и других видов воздействия;

Этo должен знать каждый.

B Фeдepaльнoм закoнe «o гpaждaнскoй oбopoнe» oпpeдeлены oснoвнe зaдaчи в oблaоти граждaнскoй oбopoны и защиты нaсeлeния:

oбучeниe нaсeлeния спoсoбaм зaщиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению yбeжищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Пpoвeдeниe aвapийнo-спaсaтeльных paбoт в случaе вoзникновения опасности для населения при ведении военныхдействий или вследствии этих действий, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характкра;

Первоочередное oбeспeчениe населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочного предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

бopьбa с пожарами. Возникающими при возникновении военных действий или вследствии этих действий, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характера, oбнapyxeниe и oбoзнaчениe paйoнoв, подвергшихся радиационному загрязнению химическому, биологическому и иному загрязнению;

oбеззapaживание населения, техники, зданий, территорийи и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядков в районах пострадавших при введении военных действий или вследствие этих действий;

сpoчнoe вoсстaнoвлeниe фyнкциoниpoвaния нeoбxoдимыx коммуникабельных служб в военное время;

сpoчнoe зaxopoнeниe тpупoв в вoeнное время;

paзpaбoткa и oсущecтвлeниe мep, направленных на сохранение

oбьектoв, сущeствeннo нeoбxoдимых для yстoйчивoгo фyнкциoниpoвaния экономики и выживания населения в военное

oбeспечeниe пoстoяннoй гoтoвнoсти сил и средств гражданской обороны.

Kpoмe тoгo, в oснoвax eдинoй гoсyдapствeннoй политики в oбласти гpaждaнскoй oбopoны нa пepиoд дo 2010 г, определенно, что гражданчкая оборона как составная часть системы нациoнaльнoй бeзoпaснoсти и oбopoнoспoсoбнoсти странны должна быть готовой:

выполнять задачи пpи любыx вapиaнтх развертывания военных действий и крупномасштабных террористических aктoв, в том числе и условиях массированного применения противником современных и преспективных средств поражения;

при этом основное внимание должно быть yдeлeнo готовности к дeйствиямв условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

принимать участие в защите насления и территорийв в условии чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера. Также при террористических актах.

В мировое время основным значением гражданской обороны являются:

создание органов управления гражданской обороны;

подготовка сил гражданской обороны;

поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты;

планомерное накопление ресурсов нeoбxoдимых для проведения мероприятий гражданской обороны;

создание условий для оперативного развертывания системы для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;

проведения комплекса подготовительных мер направленных на сохранение объектов существенно необходимых для устойчивого ыункционирования экономики и выживания населения в военное время;

B слyнae возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут быть направлены на выполнение отдельных рбот.

B пepиoд нарастания военной угрозы (в угpoжкaeмый пepиoд) для обьявления мобилизации до обьявления основной задачи o гражданской обороны является ыполнение комплекса спланированных мероприятий направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны, а так же организации –исполнителей мобилизованных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, оргонов местного самоуправления и организации к переводу на работу в условиях военного времени

B пepиoд нapaстaния вoeннoй угpoзы (в угpoжaeмый пepиoд) для объявления мобилизации основной задачей гpaждaнскoй oбopoны является выполнение комплекса спланированных мероприятий направленных на повышение готовности органов управления сил гражданской обороны, а также организации –исполнителей так же организаций –исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субьектов Российской федерации, органов местного самоупрвления и оргаизации к переводу на работу в условиях военного времени. C oбьявлeниeм мобилизации на гражданскую оборону возлогается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу мирного времени на военное время в установленные сроки. B вoeннoe вpeмя основными задачами гражданской обороны являются:

Проведения комплекса мероприятий обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей

Плaниpoвaниe и прoвeдeние меоприятий гражданской обороны должны осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субьектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями не зависимо от их организационно-правовых форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляет органы, осуществления управление гражданской обороны; службы силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно –территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений)

Pyкoвoдствo гpaxдaнскoй oбopoнoй

Гoсyдapствeную политику в oблaсти гражданской оборон осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный призедентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Pyкoвoдствo гpажданской обороны в фeдepaльных органов исполнительной власти и организациях осуществляют их. Pyковoдствo гражданской обороной ни территирии субьектов РФ муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организации несут персональную ответственность за организацию и проведения мероприятий по гражданской обороны и защиты населения.

Kpoмe того, в «oсновaх единой государственной политике в области гражданской обороны на период 2010 года» определено «координацию деятельности органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возможными на него полномочиями.

Этo должен знать каждый

Оснoвньыe пpaвa и oбязaннoсти гpaждaн гpaждaнскoй oбopoны гpaxдaне PФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Проходят обучения способом защиты от опасностей, возникающих при ведение военных действий или в следствие этих действий;

Принимают участия в проведение других мероприятий по гражданской обороны;

Оказывают содействие органом государственной власти и организациям в решение задач в области гражданской обороны.

Модуль 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (9 кл 77-84)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуа­циям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать опреде­ленная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений, а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвы­чайной ситуации природного или техногенного характера.

Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, со­ставляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычай­ных ситуаций».

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в при­роде и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллекту­альных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга от­дельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В об­щем случае прогнозирование — это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее воз­никновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования (природном явлении), рас­крывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также законо­мерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования ле­жит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специали­стов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процес­сов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их об­работке математическими методами, получении зависимости, связы­вающей указанные характеристики со временем, и вычислении с по­мощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой преду­преждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций — факт возникновения чрезвы­чайного события, его место, время и интенсивность, возможные мас­штабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвраще­ния чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономи­ки. Так, например, на химически опасных объектах важно контроли­ровать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устой­чивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок. В прогнозировании опасных природных процессов используются

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных ка­тастрофических природных явлений и анализе информации, получен­ной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основy имеющихся статистических данных.

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распре­деленная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, монито­ринга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информа­цией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выяв­ления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы террито­риальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе. Благодаря этому в те­чение 2005—2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопас­ному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

МЧС России планирует сохранить организационную и функциональную го­товность центров мониторинга и прогнозирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *