Что относится к народному творчеству 2 класс литературное чтение
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Читайлики.ru Электронная библиотека для детей
меню сайта
регистрация
детская книга
полезные сайты
Фольклор
Устное народное творчество
В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые во 2 классе.
Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.
Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.
Жанры фольклора
Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.
Урок литературного чтения 2 класс по теме «Устное народное творчество»
Выбранный для просмотра документ к уроку проект.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Едет на лисе Курица верхом, Бежит качан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюёт, А червяк ворону В коробе несет.
Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом.
Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.
Раз, два, три, Четыре, пять – Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, Луг, цветы – Ты пойди-ка Поводи!
Выбранный для просмотра документ наш проект.docx
Конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по УМК «Планета знаний» с компьютерной поддержкой.
Тема: «Устное народное творчество»
Тип проекта: ролево-игровой, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники: ученики 2 класса.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (загадки, сказки, пословицы, поговорки и т.д.).
— расширить кругозор учащихся по народному творчеству;
— извлекать информацию, относящуюся к теме;
— сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг – произведения разных народов, разных жанров;
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки», «Нарисуй пословицу»;
4-й этап: выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения;
5-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», инсценируют русские народные прибаутки, инсценируют русскую народную сказку (кукольный театр)
6-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2. Актулизация знаний
Учитель: Сегодня у нас не просто урок литературного чтения, а
урок – защита творческих проектов по теме “Устное народное творчество” При изучении этой темы, многие из вас выбрали себе проект по душе, по интересующей вас теме.
Сегодня мы подводим итоги вашей работы. Я думаю, что ваши проекты, сделанные с любовью, оставят в вашей душе ощущение гордости за свой труд и полученный результат. Вам всем представится на уроке возможность рассказать о своих работах, показать их.
— Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете?
-Почему называется устное?
-Что означают слова «творчество» и «народное». (ответы детей)
-Что относится к устному народному творчеству? (ответы детей)
Выступают девочки: (Лера и Неля)
— Здравствуйте, гости дорогие!
— Веселья вам да радости!
— Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
— Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – загадка.
3. Защита проекта. Выступления детей.
Слово нашей первой группе «Небылицы»
А) Учитель: Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
(Гости исполняют шутливые диалоги.) Кира и Артем
-Федул, что губы надул?
-Один ворот остался.
-Фома, что из леса не идёшь?
-Да он меня не пускает!
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит. Надо идти!
Б) Учитель: Пословицы.
В.И. Даль писал: «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение». В пословицах – народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Слово предоставляется группе ребят, которые готовили материал по теме «Пословицы»
Игра «Собери пословицы» Неля, Даниил С
В) Учитель: Загадки пришли к нам из древности. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.
Слово группе, которая готовила «Загадки» Коля, Егор, Никита, Валера
Конкурс знатоков загадок.
Физминутка ( встают в круг)
1.По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, в сад пойдём,
2.Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток,
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
3.Как малины наберём,
Пирогов мы напечём,
4.Пирогов мы напечём,
Всех соседей позовём,
Д) Учитель: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? ( угощаю конфетами)
1.Викторина по сказкам Даша и Даниил А
2. Кроссворд Лера Б
3.Рисунки к сказкам Саша, Лера С, Соня
4. Кукольный театр Максим
— А как называется жанр УНТ, который помогает распределить участников игры?
— Считалка –в детских играх: произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. Какие считалки знаете?
Будем в прятки мы играть
А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов. Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как ребята справились со своим заданием проекта.
Итак:1 группа – проект «Небылицы»
2 группа – проект «Пословицы»
По силе аплодисментов мы узнали, что все отлично справились с заданиями проекта «Устное народное творчество».
Вот и подошел к концу наш урок.
Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
— Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У меня есть 2 яблока (красное, желтое, ).
— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
— Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке.
Урок по литературному чтению на тему «Устное народное творчество» (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению УМК « Школа России» 2 класс
1.Тема урока. Обобщение по теме «Устное народное творчество»
2.Предмет. Литературное чтение.
4.Учитель. Трофимова Наталья Александровна
5. МБОУ « Торошинская средняя общеобразовательная школа»
Цель урока : Обобщение изученного материала по теме «Устное народное творчество».
Задачи урока: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.
2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации; памяти, сообразительности, фантазии)
3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.
4. Воспитывать уважение к народной мудрости.
5. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся
Оборудование:
Слайд – фильм «Устное народное творчество»
Карта «Огороды Бабы – Яги» (подсолнечник, репей, одуванчик, крапива, ромашка)
3. Карточки для составления кластера: Колыбельные песенки, Потешки, Дразнилки, Скороговорки, Считалки, сказки докучные, Заклички, Загадки, Пословицы, Былины, Р.н.сказки, Устное народное творчество, Фольклор
Памятка «Улыбнись себе и другим»
Личностные результаты: Урок подготовлен для решения задач личностного развития учащихся. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетается фронтальная работа с индивидуальной работой. Поощряются индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально – личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров.
Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Предметные результаты: формируются умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), умения выделять характерные особенности разных видов жанров, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать в разных ролях.
Урок на тему «Жанры устного народного творчества» (2 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Урок внеклассного литературного чтения
Тема: Жанры устного народного творчества
Учитель начальных классов
Тема: Жанры устного народного творчества
Цель: 1. Познакомить с разными жанрами устного народного творчества с помощью помощников устной речи (интонация, голос, жест, мимика, взгляд)
2. Показать, как жизнь человека отражается в произведениях УНТ.
3. Развивать речь, память, внимание, творческую фантазию, стимуляцию театрально – пластического творчества, обогащать словарный запас.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание темы, объяснять смысл пословиц, читать с выражением опираясь на ритм произведения, соотносить пословицы с содержанием рассказа и жизненным опытом, придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей; составлять и анализировать загадки; рассказывать сказку по ролям; контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Оборудование: мультимедио, иллюстрации героев сказок, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, трещетка, костюмы героев сказки, русские костюмы.
Открытие новых знаний.
— Урок внеклассного чтения.
— О мы будем делать сегодня на уроке? (Общаться)
— Посмотрите, что это? (Выставка книг)
— Прочитайте, какие произведения представлены на выставке?
— Какая общая тема объединяет этипроизведения?
— Значит, о чем мы сегодня буднем говорить? (Это произведения УНТ). Слайд 1.
— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в страну устного народного творчества. Эта страна очень большая, но мы побываем только в некоторых ее городах и поработаем над жанрами УНТ, проследим, как жизнь человека отражается в этих произведениях?
2. Проблемный вопрос.
— Я ставлю перед вами проблему. Сегодня вы сами должны открыть новые знания и сделать соответствующие выводы?
-На партах у каждого из вас даны карточки с цифрами. Это не случайно, потому что в конце урока вы должны сами оценить свои достижения.
3. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
— Ребята, а как вы понимаете, устное народное творчество? (Устно – из уст в уста, народное – автор народ, творчество – от слова «творить», т.е. создавать, создано в результате труда) Слайд 2.
Произведения УНТ родились и сначала жили в устной форме, т. е. их рассказывали, слушали, запоминали и передавали другим устно, иногда что – то изменяя, добавляя или же что – то сокращая.
С появлением письменности многие произведения УНТ были записаны и напечатаны в сборниках, книгах, учебниках.
— А на чем мы с вами отправимся в путешествие?
— Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Летит птица небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)
— Итак в путь. Посмотрите город, где мы сделаем остановку. г. Пословиц.
2. Путешествие по станциям.
Остановка. Город Пословиц.
— Что такое пословица?(Слайд 3)
Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских костюмах.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте — не в обиде.
Учитель: Что это? (пословица)
— Как вы понимаете эту пословицу? ( Пусть мало места будет, тесно, но зато всем весело, радостно и не обидно)
«Один в поле не воин»
«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
« Не спеши языком, торопись делом»
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Один за всех и все за одного»
б) Работа с пословицами. Проверка домашнего задания
— Вам было задано домашнее задание тетрализовать т.е. разыграть любую пословицу.
1. Басня А.И. Крылова «Зеркало и обезьяна» (инсценировка)
— Какую народную пословицу можно отнести к этой басне.
(Других не суди на себя погляди)
Понтамимо. (ножницы, ткань, кукла – «Семь раз примерь, один раз отрежь» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»)
Рассказ. «Один ум хорошо – два лучше»
Пословицы и поговорки охватывают самые разные стороны жизни человека, природы и общества. Здесь нет лишних слов. Язык всегда точен и выразителен. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя употребить в своей речи, чтобы точно выразить свою мысль – большое дело. Всему этому надо учиться. Мы прощаемся с г. Пословиц. А наше путешествие продолжается.
Остановка. Город Небылица.
— Что такое небылица? (Это то, чего не было на самом деле, вымысел).
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
Послушайте шутливые диалоги. Правильную ли интонацию выбрали ребята?
Вы, послушайте, ребята, небылицу расскажу.
1. Кафтан прожег.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
(1 – вопросительная, 2 – спокойная)
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
( 1 –строгая интонация, 2 – гордо, с тревогой)
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти
(1 – ласковая, спокойная, 2 – ирония, с усмешкой)
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно!
-Серый волк в густом лесу встретил рыжую лесу.
— Ничего идут дела. Голова еще цела.
— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
— Сыт ли, милый куманек?
(1 – спокойно, сердито,2 – хитро, лукаво)
— Послушайте этот диалог. Читает учитель «Жил – был Забыл» Луговой.
— Сколько действующих лиц? (2 )
— Какое слово постоянно повторяется? (Забыл)
— Как вы думаете, как надо прочитать 1 строчку и все вопросы? (строгая интонация)
— А как нужно прочитать слово Забыл? ( плаксливая интонация в конце диалога «забывчивая», громко герой плачет)
— Давайте с вами поиграем в диалог –
— Я читаю, вы отвечаете хором.
— Один читает, другой отвечает, строгая и плаксливая интонация сохраняется.
— Чтение хором по рядам (Жесты пожимание плечами)
— Выбираем «забывчивого» героя, вопросы задаем попеременно.
Мы прощаемся с г. Небылиц. Наш самолет отправляется.
Игра «Волшебный мяч»
Восклицательная интонация. Весело, громко с выражением радости на лице (Здравствуйте!). (Рады встрече)
Вопросительная интонация с выражением удивления на лице (До свидания…). Н/р ваша беседа прерывается и с вами прощаются, а вы очень удивлены.
Интонация недовольства (Привет)
Произнесите со страхом, испугом (Неужели…)
Убедительная интонация (Я говорю от всей души, искренне)
Вам преподнесли на день рождения красивый подарок, вы просто этого не ожидали, выразите удовольствие(Большое спасибо…)
Вы у моря, вас окружают красивые окрестности, вы очень рады, что попали в эти места, так выразите свою радость (Я так рада…)
Ласково. Погладьте маленького, совсем беспомощного щеночка. (Какой маленький, пушистенький…)
Следующая остановка г. Загадкино.
Остановка. Город Загадкино.
— Существуют разнообразные формы загадок, мы попробуем отгадать некоторые из них.
Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась и случилась так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте!
а) Составьте загадку.
Белый растаял камушек
Следы оставил на доске
Н/р: Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел)
б) Загадки – трафаретки.
Смысл этих загадок в том, что в словах – отгадках надо написать недостающие буквы.
— Слог ос уже дан в отгадке.
— На этой осе в октябре позолота. (ОСИНА)
— Это на солнце худеет и тает (СОСУЛЬКА)
— Этот рак из сатина сшит (РУБАШКА)
— Этот рак на луну летит (РАКЕТА)
в) Соотнесите отгадку к загадке.
Остановка г. Сказкино.
— Что такое сказка? ( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше сказки передавались из уст в уста.)
— Все вы любите сказки. Сказки люди сочиняли с давних времен. Тогда люди многого не знали, не умели объяснить явления природы, часто встречались в своей жизни со злом, несправедливостью. Но человек всегда верил в лучшее. Свои мечты о лучшей жизни люди воплотили в сказках.
— Какие бывают сказки по содержанию? (Волшебные, бытовые, о животных).
— А что всегда присутствует в сказке? (В сказке есть зачин, присказка, концовка.) Слайд.
— Дорогие гости не хотите ли сказочку послушать?
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко.
Не простое — золотое.
Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук в дверь.)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись).
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду.
Я сибирских соболей
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет уж, если мы богаты,
Я вам построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты.
И беседки по углам
Баба: Наказанье с глупым мужем
Что ты старый, не блажи
Мы тут живём других не хуже
И ни к чему нам этажи!
А за эти вот беседки
Обсмеют тебя соседки.
Дед: И пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох не мил мне белый свет
Дед: Я тут хозяин или нет!?
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось
Всё ж куда то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
И от чудес одна беда
Будем жить, как жили прежде
И работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Отворяй старуха дверь
Что же нам прятаться теперь!
— А это какая сказка, что здесь волшебного?
— Чему учит эта сказка?
Итог: В каждой сказке есть много выдумки, неправды, но за всем этим кроются жизненные наблюдения неизвестных авторов из народа. Не случайно во многих сказках встречаются такие концовки «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Остановка. Город Частушкино.