Что относится к народному искусству
Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры
Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.
Виды народного искусства
Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.
Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:
Основными формами фольклора являются:
Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.
К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:
История народного искусства
История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.
В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.
В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.
Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.
Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.
Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.
Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.
Лекция на тему «Народное искусство»
Тема 1. Народное и декоративно-прикладное искусство
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.
В широком значении народное искусство <фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново, Абашево), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др.
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) . Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует боль шого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.
Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.
Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.
Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.
Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.
Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокнистость дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла позволяют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.
Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др.
Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты.
Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.
Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.
Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.
В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.
Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов.
Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.
Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.
Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.
Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.
Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие.
Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».
М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.
В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.
Основная литература
Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекции.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. – М., 1970.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.,1991
3. Коновалов А.Е. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. – Горький, 1988
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.
Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М., 1998.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.
Банакина Л.В. Лоскутное шитье: техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.
Гильман Р.А. Иголка, нитка в умелых руках. – М.: Легпромиздат, 1993.
Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. – М.: Мода и рукоделие, 2001.
Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Эксмо, 2003.
Дворкина Н. Гобелен за десять вечеров. – М.,1998.
Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1998.
Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Башк. кн. изд., 1979.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.
Митителло К. Золотая коллекция аппликации. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.
Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). – Уфа: Китап, 2006.
Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006.
Народное творчество, культура и традиции
Народное творчество, культура и традиции
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.
Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.
«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.
В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.
Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организациисвоей деятельности, помогают выработать спо-собность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры.
— Заяц белый, куда бегал?
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
С хлебами обильными!
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный поэтический лад.
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках,в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Жизнь дана на добрые дела»
Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.
Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народепользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Рабочая программа кружка «Народное творчество» «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры» Рабочая программа кружка «Народное творчество».
Народное творчество «Частушки про урожай» 1. Рожь густая, золотая В поле наливается, С хлебушка душистого Люди поправляются. Припев: Ай чи-чи-ха, чи-чи-ха! Расцветает гречиха, Чечивица.
Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок «Народное творчество» Основная цель кружка.
Лэпбук «Устное народное творчество» Информационный лист ЛЭПБУК «Устное народное творчество» Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» д\с №1 «Пчелка» Васильева Ольга Алексеевна Для.
Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.
Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в.
Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.