Что относится к накладным расходам в калькуляции
Что входит в состав накладных расходов
Любая предпринимательская деятельность предусматривает расходы. Тратиться приходится на разноплановые процессы и покупки: нужные для производства продукции, обслуживания оборудования, на закупку сырья, упаковку, транспортировку. А также на управленческие процессы, не говоря уже о заработной плате. Такая многофакторность затрат говорит о необходимости их классификации и раздельного учета.
Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.
Что такое накладные расходы
Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.
Самым верным определением накладных расходов было бы «все остальные». Этот тип затрат не выделяется отдельной статьей в Налоговом кодексе РФ, естественно, там не прописана и их структура. При бухучете их также невозможно однозначно дифференцировать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом закреплен перечень накладных расходов только в отраслях строительства и медицины. Все остальные предприятия должны определять накладные расходы самостоятельно, закрепляя это в своей учетной политике.
Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.
Зачем учитывать накладные расходы
Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.
ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства.
Что входит в накладные расходы
Косвенные издержки можно приблизительно распределить по 4 основным группам:
Где нужно указывать накладные расходы
Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.
Эти данные обычно отмечаются:
Параметры распределения накладных расходов
ВАЖНО! Рекомендации по распределению накладных расходов от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:
ПРИМЕР РАСЧЁТА. ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.
Порядок расчета накладных издержек
Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:
ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.
Законодательные лимиты относительно накладных расходов
Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.
Строительные накладные расходы
В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.
Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:
К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.
Медицинские накладные расходы
Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:
За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.
ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.
Порядок учета накладных расходов в бухгалтерском учете
Накладные расходы в составе себестоимости
В себестоимость производимой предприятием продукции включают 2 вида расходов: прямые и накладные. К прямым относят те, которые возможно безоговорочно увязать с конкретным видом создаваемой продукции.
Накладные расходы напрямую с производимой продукцией соотнести либо достаточно сложно, либо невозможно. По увязке с процессом производства их делят:
Существующие правила (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) не препятствуют возможности формирования учетной себестоимости на 2 уровнях:
Что такое накладные расходы, читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Сбор прямых расходов производства
Для аккумуляции прямых расходов в бухучете предназначены счета 20, 23, 29, выбираемые в зависимости от назначения соответствующего этим счетам производства:
На этих же счетах будет сформирована и итоговая себестоимость созданной продукции путем добавления к прямым затратам необходимой доли накладных расходов.
Аналитику на счетах 20, 23, 29 организуют:
Перечень статей прямых расходов производства, как правило, очень ограничен и чаще всего предполагает разбивку:
Накладные производственные расходы
Сбор накладных расходов производственного назначения осуществляют на счете 25, открываемом для каждого из счетов, предназначенного для формирования прямых затрат. Соответственно, организация аналитики расходов на нем будет определяться отнесением их:
Перечень статей производственных расходов делается существенно более широким, чем список прямых затрат, и может иметь достаточно высокую степень детализации, обусловленную запросами предприятия к глубине аналитики затрат, разбиваясь на несколько уровней. Статьи, выделяемые в этом перечне, могут делиться на такие, например, группы:
Подробнее о составе затрат в производственной себестоимости читайте в статье «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».
Счет 25 по завершении каждого месяца подлежит закрытию с распределением собранных на нем сумм на виды продукции, создаваемые в соответствующем подразделении. Распределение это делают в пропорции к выбранной предприятием базе. Чаще всего такой базой становится либо один из основных видов прямых затрат (материалы или зарплата), либо общий объем прямых расходов. На счетах учета прямых затрат попавшая туда доля накладных производственных расходов не будет разбиваться на составные части, а войдет в состав затрат с единой аналитикой «общепроизводственные расходы».
Накладные общехозяйственные расходы
Для сбора общехозяйственных расходов предназначается счет 26. Аналитика на нем организуется по тем же принципам, что и на счете 25: по подразделениям и по видам расходов. Перечень общехозяйственных расходов в основном схож с создаваемым для счета 25, но может быть расширен за счет добавления в него, например, расходов:
Так же, как и счет 25, счет 26 подлежит ежемесячному закрытию. Однако в зависимости от того, на каком уровне решено формировать себестоимость, собранные на нем расходы будут учтены следующим образом:
В составе полной себестоимости конкретного продукта доля попавших туда накладных общехозяйственных расходов тоже будет числиться без разбивки на составные части под единой аналитикой «общехозяйственные расходы».
Общехозяйственные расходы можно списывать методом директ-костинг.
Учет коммерческих расходов
К числу накладных расходов относится еще один их вид, который в себестоимость продукции по правилам, действующим в РФ, никогда не включается. Это расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг): коммерческие. Собирают их на счете 44, деля в аналитике по тем же принципам, что и иные накладные расходы: по подразделениям и по видам расходов.
Перечень коммерческих расходов для организации производственного типа будет ближе к перечню, разработанному для счета 25. Отличие может заключаться в добавлении в этот список статей, отражающих расходы:
Для организации торговой направленности, не имеющей необходимости в применении счетов учета затрат на производство и собирающей все свои накладные расходы на счете 44, перечень статей затрат для этого счета будет аналогичен тому, который в производстве разрабатывают для счета 26 с учетом дополнения его статьями, абзацем выше указанными как добавляемые к счету 25.
Закрывать счет 44 тоже нужно ежемесячно, списывая собранные на нем цифры на счет учета финрезультата от продаж. Однако на нем может иметь место остаток из-за наличия в составе затрат расходов на упаковку и транспортировку, подлежащих распределению на проданную и непроданную продукцию (товары).
О способе учета затрат, при котором коммерческие расходы могут войти в состав себестоимости, читайте в материале «ABC-метод учета затрат — как применять?».
Итоги
Для сбора накладных расходов в бухгалтерском учете предусмотрены специальные счета, с которых накопленные суммы списывают ежемесячно. Производственные расходы всегда включают в себестоимость продукции. Общехозяйственные могут как учитываться в себестоимости, так и не входить в нее, а относиться на счет учета финрезультата от продаж. Коммерческие расходы в себестоимости продукции не учитываются, всегда сразу относятся на финрезультат и могут иметь суммы в остатке на конец месяца.
Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать
Себестоимость продукции определяет качество и эффективность производства. Ее рассчитывают все предприятия и компании, ведь по показателю себестоимости оценивают уровень рентабельности предприятия, правильность организации производства и подсчитывают доходы компании. Себестоимость напрямую влияет на политику ценообразования, что определяет положение компании на рынке.
Что такое себестоимость
Себестоимость продукта определяется как совокупность затрат, которые несёт хозяйствующий субъект для производства продуктов и создания услуг. Себестоимость продукта в основном включает в себя следующие расходы:
Затраты на материалы и рабочую силу — это прямые затраты, в то время как производственные накладные расходы — косвенные затраты, которые необходимы для создания товара или услуги, готового к продаже.
Согласно ОПБУ и МСФО, себестоимость требует учёта в качестве запасов на балансе и не должна учитываться в отчете о прибылях и убытках. Это основано на том, что затраты на производство продукции приносят пользу и ценность для будущих периодов.
Для чего нужно планировать себестоимость
Себестоимость продукции фиксируют, чтобы:
Виды себестоимости
Выделяют несколько видов себестоимости в зависимости от исследуемых параметров. Например, она бывает средней и предельной. Первая включает совокупность всех издержек, в том числе и коммерческие затраты, связанные с производством продукции. Вторая отражает себестоимость одной дополнительной единицы продукции. Для лучшего понимания стоит рассмотреть конкретные разновидности показателя.
Цеховая
Эта себестоимость включает затраты, которые понесли все отделы и цеха, занятые в производстве продукции. Сюда также входят общезаводские и технологические затраты, связанные с управлением и функционированием подразделений компании.
Производственная
Производственная себестоимость формируется с учетом затрат, связанных с производством и выпуском продукта. К ним относятся материалы, зарплата рабочих, накладные расходы, затраты на общее управление предприятием. Этот показатель представляет сумму цеховой себестоимости, целевых и общих расходов.
Полная
Полная себестоимость — конечный показатель, в рамках которого рассматриваются все затраты, связанные с процессом производства. Помимо предыдущих параметров, сюда входят расходы на реализацию изготовленной продукции. Это означает, что себестоимость товара формируется с учетом коммерческих и внепроизводственных затрат на поставку товаров или услуг.
Структура себестоимости продукции
Предприятия, занятые в сфере производства или оказания услуг, отличаются технологическим и административным устройством, из-за чего себестоимость их продукции различается. Этому способствует гибкая структура, на основании которой определяют особенности каждой компании.
Себестоимость товара складывается из суммы расходов, прямо или косвенно связанных с производством изделия. Они подразделяются на несколько категорий:
Классификация издержек производства
Прямые материальные затраты
Сырьё, которое превращается в готовый товар посредством прямых трудовых затрат и накладных расходов, называется прямыми материальными затратами. То есть, это то сырьё, которое можно легко идентифицировать и измерить.
Например, автопроизводитель использует пластик и металла для создания автомобиля. Количество этих ресурсов можно легко подсчитать и учесть. Однако для производства автомобиля также требуются смазочные материалы. Их очень трудно или невозможно отследить ввиду низкой цены, поэтому их относят к косвенным затратам.
Прямые трудовые затраты
Это рабочая сила, которая принимает непосредственное участие в производстве или изготовлении готовой продукции.
Прямые трудовые затраты представляют собой заработную плату и пособия, которые выплачиваются рабочей силе.
Например, рабочие на сборочном конвейере автомобильного завода, которые сваривают металл, фиксируют винты, наносят масло и смазку, собирают машину из металла и пластика, учитываются как прямые трудовые затраты.
Чтобы классифицировать работника как часть прямых трудовых затрат, он должен быть непосредственно связан с конкретной работой. Например, секретарь производственной компании должен выполнять различные работы по мере необходимости, поэтому трудно определить количество выгод, создаваемых им для сборки автомобиля — следовательно, это не прямые трудовые затраты.
Эффективный маркетинг с Calltouch
Заводские накладные расходы
Косвенные затраты, связанные с производством готового продукта, которые невозможно отследить напрямую, относятся к заводским накладным расходам.
Другими словами, накладные расходы — это та стоимость, которая не является ни прямыми материальными, ни прямыми трудовыми затратами. Вот почему накладные расходы называются косвенными затратами.
Косвенные материальные затраты — материалы, которые используются в производственном процессе, но не могут быть отслежены непосредственно в качестве сырья. Например, сварочные электроды, клей, лента, чистящие средства являются косвенными материалами. Трудно и экономически неэффективно определять точную стоимость непрямых материалов, наносимых на одну единицу продукта.
Прочие накладные расходы — заводские накладные расходы, которые не подпадают ни под одну из вышеуказанных двух категорий заводских накладных расходов, могут быть классифицированы как прочие накладные расходы. Например, расходы на электроэнергию не могут быть классифицированы ни как материальные, ни как трудовые. Точно так же, как амортизация помещений и оборудования, расходы на страхование, налоги на собственность, аренда, коммунальные услуги.
Расходы, не связанные с изготовлением готового продукта или произведенные за пределами производственного объекта, не должны рассматриваться как затраты на продукт.
Коммерческие, общие и административные расходы не являются затратами на производство.
Методы расчета себестоимости
Рассчитать себестоимость продукции можно несколькими способами. Каждый из них по-разному влияет на финансовый результат, поэтому перед выбором метода важно узнать обо всех его недостатках и преимуществах.
Директ-костинг
Это метод производственного учета себестоимости продукции, которая рассчитывается путем разделения затрат на постоянные и переменные. К постоянным относятся расходы за определенный временной период, не имеющие прямого отношения к объемам производства. Они отражаются уже на общем финансовом результате и не затрагивают размер себестоимости. Переменные затраты, напротив, напрямую связаны с объемом выпускаемой продукции. По их сумме оценивают готовые изделия и неоконченное производство.
Директ-костинг показывает финансовые изменения, связанные с переменными расходами, ценами на реализацию и структурой продукции.
Позаказный метод
Позаказный метод используют для подсчета производственной себестоимости отдельной единицы продукта. Обычно его применяют предприятия, которые выполняют сложные и трудоемкие заказы. Например, этот способ расчета подходит судостроительным заводам, где за год выпускается всего несколько кораблей. Ресурсы на товар такого рода требуют рационального использования, поэтому себестоимость продукции считается в индивидуальном порядке.
Попередельный метод
Способ применяется на предприятиях по серийному выпуску продукции с поэтапным производством. Себестоимость определяется отдельно для каждой стадии создания товара. Например, на хлебокомбинате продукцию готовят в разных цехах: в одном — замешивают тесто, в другом — выпекают, в третьем — фасуют. Попередельный метод помогает рассчитать производственные затраты для каждого цеха и увидеть конкретные показатели расходов.
Попроцессный метод
Способ используют, чтобы узнать себестоимость продукции по всему выпуску, а не отдельным позициям. Обычно это касается расчетов, связанных с однотипными изделиями или непрерывным производством. При вычислениях учитывают прямые и косвенные затраты, а среднюю себестоимость товара определяют через отношение всех расходов к количеству продукции за определенный период. Попроцессный метод распространен в металлургической, текстильной, химической промышленностях.
Как рассчитать себестоимость
Для вычисления разных видов себестоимости продукции применяют упрощенные и развернутые формулы. Обобщенная формула расчета выглядит так:
Себестоимость = Производственная стоимость продукта + Затраты на реализацию
Что нужно для самостоятельного расчета себестоимости
Более специализированные вычисления себестоимости подразумевают учет ЕНВД и УСН. Эти показатели нужны не только для налоговой, но и для анализа работы предприятия. Учет указанных издержек нужно вести по блокам, для чего фиксируют расходы на базовую деятельность и затраты на управление. После подсчетов полученные значения используют на реализованной или произведенной продукции, определяя себестоимость товара.
Себестоимость производства
Себестоимость производства — индивидуальный показатель, который считают для каждой товарной единицы. Даже два одинаковых образца продукции, произведенные в одном месте, но в разное время, отличаются по себестоимости. Это обусловлено издержками производства, которые бывают не только прямыми, но и косвенными. К тому же некоторые расходы условно относят к стоимости одной единицы товара. Себестоимость производства рассчитывают по формуле:
СП = (Прямые затраты + Временные затраты + Сопровождающие расходы) / Объем выпущенной продукции
Себестоимость услуг
Себестоимость оказания услуг зависит от:
Калькуляция себестоимости продукции
Смета на производство дает представление об экономических показателях, используемых в производстве. Однако она не отражает себестоимость товара из конкретной линейки или место образования лишних затрат. Последний показатель важен для определения себестоимости продукции, поиска способов ее снижения через внутренние резервы. Для реализации этих задач необходима калькуляция.
Что такое калькуляция себестоимости
Калькуляция — способ подсчета денежных затрат на создание одного, группы или отдельного вида изделий. Так создается документ, где указаны все затраты, связанные с объектом, по всем возможным показателям. При этом выявленные издержки объединяют по нескольким статьям расходов, исходя из их назначения и места.
Виды калькуляций
Калькуляция предлагает разные способы оценки себестоимости:
Как рассчитать себестоимость продукта
Себестоимость складывается из прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат, заводских накладных расходов.
Заводские накладные расходы = Косвенные материальные затраты + Косвенные трудовые затраты + Прочие накладные расходы
Тем не менее, всегда лучше считать себестоимость на единицу, так как это полезно при определении соответствующей цены продажи готового продукта.
Чтобы определить стоимость продукта на единицу, просто разделите общую себестоимость на количество произведенных единиц.
Продажная цена должна быть равна или превышать стоимость продукта на единицу, чтобы избежать потерь. Продажная цена, превышающая себестоимость на единицу, приводит к прибыли.
Пример расчета себестоимости продукции
Для расчета себестоимости в упрощенном виде представим, что расходы компании на партию из 100 единиц товара выглядят так:
При таких показателях себестоимость партии определяется суммой указанных переменных: 120 000 + 70 000 + 60 000 = 250 000 ₽.
Значит создание одной единицы товара обошлось в 2500 ₽. Исходя из этого показателя, компания определяет, насколько выгодно запускать производство и где можно сократить расходы.
От чего зависит показатель
Себестоимость продукции связана с издержками предприятия и может отличаться в зависимости от рассматриваемого товара. Это обусловлено разнообразием составляющих, которые используют при подсчете показателя. Поэтому для вычислений важно учитывать только те параметры, которые напрямую влияют на себестоимость текущего производства и могут продемонстрировать эффективность работы компании. Например, считая цеховую себестоимость, в расчет не берут стоимость реализации, ведь этот параметр оказывает уже косвенное влияние.
Методы снижения себестоимости
Чтобы снизить себестоимость продукции, нужно уменьшить затраты на всех этапах производства. Самыми действенными методами считают:
Заключение
Себестоимость продукции — ключевой показатель эффективности работы предприятия. Однако эта величина нестабильна и рассчитывается для каждого отчетного периода по-новому. Ее изменчивость позволяет выстроить гибкую систему работы, где показатели себестоимости снижаются, а показатели доходности компании растут. Постоянные расчеты помогают своевременно корректировать рыночную стоимость продукта, чтобы уменьшить расходы и поддержать экономическую конкурентоспособность компании.