Что относится к наглядным пособиям
Виды и требования к наглядности
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения
К демонстрационным относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.
Приём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.
Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.
Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Виды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.
Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Бийская общеобразовательная школа – интернат № 1»
Выступление на МО начальных классов
«Классификация наглядных пособий и оформление кабинета
как условие коррекционно-развивающей среды»
учитель начальных классов
Современные условия организации эффективного учебно-воспитательного процесса предъявляют высокие требования к организации коррекционно-развивающей среды как обязательного компонента учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика коррекционного учреждения заключается в особой значимости каждой составляющей учебного процесса для коррекции познавательной деятельности и личности учащегося. Поэтому особое место занимает создание коррекционно-развивающей среды.
Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.
Коррекционно-развивающая среда служит:
удовлетворению биологических и личностных потребностей;
охране физического и психического здоровья;
способствует созданию психологического комфорта, самоутверждению;
учащиеся имеют свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию и средствам для занятий изобразительной деятельностью, конструированию.
Коррекционно-развивающая среда включает в себя:
оформление рекреаций,
оформление классных комнат;
оформление кабинетов для коррекционно-развивающей работы (кабинеты ритмики, логопедии, психолога).
Коррекционно-развивающая среда учебного кабинета – это система условий, обеспечивающих качественное обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Учебный кабинет начальной школы по ФГОС, это не просто помещение с мебелью и средствами обучения. Это среда для социальной адаптации, духовного развития детей. В классе должны создаваться условия для сохранения здоровья ребенка, хорошего усвоения учебного материала, стремления к познанию нового.
Материально-техническая и методическая база учебного кабинета должна отвечать основным задачам, которые решает учитель в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание учителя. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев,по которым происходит организация рабочего пространства педагога:
— Научность – обеспечение методической базы деятельности педагога, соблюдение квалификационных и методических требований.
— Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями и др.).
— Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость. Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога.
Наиболее целесообразным следует счесть многофункциональный способ оформления кабинета начальной школы по ФГОС – для младших школьников это место учёбы, отдыха, творческих и коррекционно-развивающих занятий.
Зона отдыха. Содержит игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей, столик со стульчиками для настольных игр. На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки. Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг, создать зеленые уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями.
Зона творчества. Предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел, игра на музыкальных инструментах). Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков. Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
Коррекционная зона. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Правильно организованная коррекционно – развивающая среда учебного кабинета позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности.
Обязательными элементами оформления кабинетаначальной школы по ФГОС являются:
• Инженерные конструкции и системы – водопровод, электропроводка, системы естественной или принудительной вентиляции, освещение, кронштейны для аппаратуры.
• Мебель. Кроме стандартного набора – допускается использование (при наличии пространства) закреплённых стеллажей или полок.
• Учебно-методические материалы и пособия.
• Оборудование и средства обучения. Это – аппаратные средства для записи, хранения, воспроизведения мультимедиа – фото, видео, аудио материалов. Госстандарт регламентирует автоматизацию рабочих мест в образовательных учреждениях. Это подразумевает наличие доступа в Интернет, компьютера, программных средств и электронных пособий, как для учителя, так и для школьников.
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всёдолжно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол,но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.
Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета,в который входят:
1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания,дидактические материалы:
• карточки для самостоятельных и групповых занятий;
• набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах;
• карточки индивидуальных заданий;
• творческие работы учащихся;
2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д. ;литература для учеников:
• дополнительная литература по предмету;
3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме-няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.
Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Пословица гласит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать».
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Правило применения принципа наглядности
Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д., средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, символы реального мира).
Требования к наглядным пособиям
• наглядные пособия нужно делать дифференцированными;
• содержащими самые существенные признаки объекта и,по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.
• наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.
В коррекционной школе важно соединить наглядность в обучении с практической деятельность учащихся.
Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд на пришкольном участке.
Подведя итог, можно сказать, что
коррекционно-развивающая среда — это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.
Школа должна предоставлять ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе.
Словари
Плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Н. п. способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них навыков и умений Н. п. используются на различных этапах обучения: при объяснении нового учебного материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеаудиторной, кружковой работе. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Н. п. очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, методам и приемам использования. Их принято делить на натуральные Н. п., состоящие из природных объектов, и изобразительные Н. п., представляющие собой предметы и явления искусства (живопись, графика, скульптура), а также технические объекты. По способам изображения различают образные Н. п., показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, репродукции произведений живописи) и схематические, условные (таблицы, схемы, графики). Как плоскостные, так и объемные изобразительные Н. п. бывают двух видов: статичные, с подвижными частями и деталями, и динамичные. Из плоскостных изобразительных Н. п. выделяются в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диа- и кинофильмы. К Н. п. в широком смысле относят также грампластинки и записи на магнитную пленку (см. магнитофон) и цифровые носители. Экранные наглядные пособия, звуковые пособия вместе с проекционной аппаратурой (кодоскопом, фильмоскопом и др.), магнитофоном, проигрывателем, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и др. объединяются в группу технических средств обучения. В зависимости от типа восприятия (слухового или зрительного) Н. п. принято классифицировать на аудитивные (грамзапись, магнитозапись, радиопередачи), визуальные (натуральные, художественно-изобразительные, графические) и аудиовизуальные (кинофильмы, видеозаписи и др.) средства обучения. Н. п. следует отличать от средств наглядности. См. также видеограмма, фонограмма, видеофонограмма.
Виды учебных пособий
Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.
2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.
С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.
Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Выделяют следующие виды учебных пособий:
· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);
· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).
Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.
Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).
Учебное пособие в электронном виде
Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.
Переведём это на школьный язык:
· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);
· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);
· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).
Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?
Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.
Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.
Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.
Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).
Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:
· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;
· повышает эффективность обучения;
· уменьшает время на поиски нужной информации;
· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;
· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;
· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;
· используется в коллективном учебном процессе;
· не заменим для индивидуальной работы.
Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.
Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.
Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.
Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.
При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.
Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:
5. Интерактивные комплексы.
6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).
В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:
По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.
Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.
И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.