Что относится к надзорным органам
Что относится к надзорным органам
Статья 26. Контрольные (надзорные) органы
1. Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.
2. Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.
3. Определение федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
6. В случае возложения полномочий по осуществлению отдельного вида федерального государственного контроля (надзора) на публично-правовую компанию федеральным законом о виде контроля устанавливается, что принятие нормативных правовых актов, отнесенное настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов, осуществляется публично-правовой компанией или федеральным органом исполнительной власти.
7. Федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими возложение полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению на государственные или муниципальные учреждения, определяются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, отнесенными настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов.
Что относится к надзорным органам
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
ВОПРОСЫ
КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ
ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Государственные надзорно-контрольные органы выполняют свои задачи самостоятельно и независимо. Деятельность этих структур осуществляется в соответствии с принципами законности, профессионализма, гласности, общественной ориентированности и справедливости. Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.
Общие сведения
В России становление системы надзора и контроля происходило совместно с другими институтами. Она обеспечивала подстраховочное и определенное дублирующее влияние на жизнедеятельность общества. Между тем, вполне очевидно, что контрольно-надзорная функция имеет свою специфику. Она выражена в специальных принципах работы уполномоченных институтов. В частности, в своей деятельности надзорные органы РФ руководствуются следующими особыми положениями:
Права надзорных органов регламентируются федеральным законодательством, а также отраслевыми нормативными актами.
Сферы общественных отношений
Контрольно-надзорные органы представлены структурами:
Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.
Обследование эффективности использования энергоресурсов
Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.
Связь и информатизация
Ревизию в этой сфере осуществляет Минсвязи. В субъектах страны надзор осуществляется управлениями. Они выступают в качестве госучреждений и подчинены министерству. За соблюдение требований, нормативов, правил сертификации отвечает Госстандарт. Этот надзорный орган также координирует оборот сертифицированной продукции, работ и услуг.
ФСФБН
Основной задачей подразделений Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору выступает проверка эффективного и целевого использования госсредств. До 2004 г. (года создания ФСФНБ) эта деятельность осуществлялась территориальными ревизионными управлениями при Минфине. После реформирования структуры министерства новый надзорный орган отвечает за исполнение бюджетного законодательства:
Главное управление при президенте
Этот надзорный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом №383. В основные задачи этого института входят:
Счетная палата
Она выступает фактически высшим институтом финансового контроля в государстве. По ст. 101 конституции, Счетная палата формируется Госдумой и СФ. Задачами этого института являются:
В основе всех мероприятий, проводимых Счетной палатой, лежат ревизии. Проверка надзорным органом осуществляется по месту нахождения объектов.
Минэкономразвития
Этот институт осуществляет разработку и реализацию госполитики в социально-экономической сфере. Министерство обладает надзорными полномочиями в областях:
На министерство возложены функции госрегулирования внутренней торговли. В этой связи институт призван вести мониторинг цен, контролировать соблюдение правил и норм торговой деятельности, проверять качество и безопасность товаров массового потребления, проводить ревизии на предприятиях и в учреждениях, находящихся в его ведении.
Минфин
Это министерство выступает в качестве исполнительного органа, обеспечивающего реализацию единой налоговой, финансовой и валютной политики. Институт также координирует работу в данной сфере и других уполномоченных структур. На Минфин возложены следующие функции:
Федеральную налоговую службу формирует независимая и централизованная система инспекционных органов. В задачи института входят:
Таможенная служба
На этот институт возлагаются следующие задачи:
Центробанк реализует свои контрольные функции независимо от прочих госорганов. В своей деятельности этот институт руководствуется Конституцией и ФЗ №86. Основной задачей Центробанка считается защита и обеспечение устойчивости нацвалюты (рубля) в стране. В этой связи денежная эмиссия выступает как исключительная прерогатива ЦБ. Среди контрольных функций института следует отметить:
Судебные и правоохранительные инстанции
Их деятельность направлена на обеспечение систематического контроля за соблюдением в стране положений действующего законодательства. Их полномочия распространяются на всех граждан, предприятия, учреждения. Прокуратура – надзорный орган, осуществляющий деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь ему подведомственны представительные, исполнительные региональные и муниципальные структуры, военное управление. Прокуратура – надзорный орган, который следит за соблюдением свобод и прав граждан указанными институтами, их руководителями и должностными лицами. Ее полномочия распространяются и на коммерческие и некоммерческие предприятия. Прокуратура также следит за исполнением законодательства подразделениями, осуществляющими предварительное следствие, дознание, розыскную деятельность.
Что относится к надзорным органам
О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации
(с изменениями на 6 декабря 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ);
Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 408-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2021, N 0001202112060048) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 6 декабря 2021 года N 408-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
22 июля 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
24 июля 2020 года
Раздел I
Глава 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
10) деятельность органов государственной охраны;
11) деятельность органов федеральной службы безопасности;
12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
3. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в следующей части:
2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 настоящего Федерального закона;
3) проведение профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:
1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, если иное регулирование не установлено федеральным законом;
2) государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;
3) государственного портового контроля;
4) контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
5) надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
6) государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
7) контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
8) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;
9) контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
10) контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
11) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
13) контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
15) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;
16) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
17) контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):
1) налоговый контроль;
2) валютный контроль;
3) таможенный контроль;
5) контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;
8) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;
9) федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
10) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
11) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
12) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
13) надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
14) федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
15) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
16) контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
Контрольно-надзорные органы: понятие, основные функции и виды
Контрольно-надзорные органы Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры:
— осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
— действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
— информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.