Что относится к музыкальным произведениям

Основные музыкальные жанры

Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть фото Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть картинку Что относится к музыкальным произведениям. Картинка про Что относится к музыкальным произведениям. Фото Что относится к музыкальным произведениям

Сегодняшний пост посвящён теме – основные музыкальные жанры. Для начала давайте определимся, что мы будем считать музыкальным жанром. После этого будет названы собственно жанры, а в конце вы научитесь не путать «жанр» с другими явлениями в музыке.

Итак, слово «жанр» имеет происхождение французское и с этого языка его обычно переводят как «вид» или род. Следовательно, музыкальный жанр – это вид или, если хотите, род музыкальных произведений. Не больше и не меньше.

Чем различаются музыкальные жанры между собой?

А чем же один жанр отличается от другого? Конечно же, не только названием. Запомните четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. Это:

Что всё это значит? Ну, например, возьмём в качестве примера такой жанр как «вальс». Вальс – это танец, и это уже о многом говорит. Раз это танец – значит, музыку вальса играют не всякий раз, а именно тогда, когда нужно танцевать (это к вопросам условий исполнения). Зачем танцуют вальс? Иногда для развлечения, иногда, чтобы просто насладиться красотой пластики, иногда и потому, что танцевать вальс – это традиция праздника (это к тезису о жизненном предназначении). Для вальса как танца характерно кружение, лёгкость, а потому и в музыке его есть то же мелодическое кружение и изящная ритмичная трёхдольность, в которой первая доля – сильная как толчок, а две – слабые, полётные (это имеет отношение к стилистическим и к содержательным моментам).

Основные музыкальные жанры

Все жанры музыки с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые. Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности и перечислим основные музыкальные жанры, которые туда входят.

Почти все основные музыкальные жанры мы назвали (опера, балет, оратория, кантата, симфония, концерт, соната – это наиболее крупные). Они действительно являются основными и поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей.

И ещё… Не нужно забывать о том, что разделение жанров между этими четырьмя классами очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Например, это происходит тогда, когда настоящий жанр музыкального фольклора воссоздаётся композитором на оперной сцене (как в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), или в каком-нибудь концертном жанре – так, к примеру, в финале 4-й симфонии Чайковского процитирована очень известная народная песня. Смотрите сами! Если вы узнали, что это за песня – напишите её название в комментариях!

П.И. Чайковский Симфония №4 – финал

Источник

Самые известные классические музыкальные произведения

Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть фото Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть картинку Что относится к музыкальным произведениям. Картинка про Что относится к музыкальным произведениям. Фото Что относится к музыкальным произведениям

Итак, в центре нашего внимания сегодня – самые известные классические музыкальные произведения. Классическая музыка вот уже несколько веков будоражит своих слушателей, вызывая у них бури чувств и эмоций. Она уже давно стала частью истории и тонкими нитями переплетается с настоящим.

Бесспорно, в далёком будущем классическая музыка будет не менее востребована, так как подобное явление в музыкальном мире не может потерять своей актуальности и значимости.

Назовите любое классическое произведение – оно будет достойно первого места в любом музыкальном хит-параде. Но так как самые известные классические музыкальные произведения сравнивать между собой не представляется возможным, в силу их художественной уникальности, то названные здесь опусы представлены только как произведения для ознакомления.

«Лунная Соната»

Людвиг Ван Бетховен

Летом 1801 года увидело свет гениальное произведение Л.Б. Бетховена, которому суждено было стать знаменитым по всему миру. Название этого произведения, «Лунная Соната», известно абсолютно всем, от стара до млада.

Но изначально, произведение имело название «Почти фантазия», которое автор посвятил своей юной ученице, возлюбленной Джульетте Гвиччарди. А название, под которым оно известно и по сей день, придумал музыкальный критик и поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти Л.В. Бетховена. Данное произведение относится к одним из самых известных музыкальных произведений композитора.

Кстати, отличную коллекцию классической музыки представляют собой издания газеты “Комсомольская правда” – компактные книжечки с дисками для прослушивания музыки. Можно прочитать про композитора и послушать его музыку – очень удобно! Рекомендуем заказать диски с классической музыки прямо с нашей странички : нажимаете кнопку “купить” и сразу же переходите в магазин.

«Турецкий Марш»

Вольфганг Амадей Моцарт

Данное произведение это третья часть Сонаты №11, появилось оно на свет в 1783 году. Изначально оно носило название «Турецкое Рондо» и было очень популярным среди австрийских музыкантов, которые впоследствии и переименовали её. Название «Турецкий марш» закрепилось за произведением ещё и потому что оно созвучно с турецкими янычарскими оркестрами, для которых очень характерно звучание ударных, что можно проследить и в «Турецком Марше» В.А. Моцарта.

«Аве Мария»

Франц Шуберт

Сам композитор написал это произведение к поэме «Дева Озера» В. Скотта, а точнее к её отрывку и не собирался писать такую глубоко религиозную композицию для Церкви. Спустя некоторое время после появления произведения, никому не известный музыкант, вдохновленный молитвой «Аве Мария», положил её текст на музыку гениального Ф. Шуберта.

«Фантазия-экспромт»

Фредерик Шопен

Это произведение Ф. Шопен, гений периода романтизма, посвятил своему другу. И именно он, Джулиан Фонтана, ослушавшись указаний автора, опубликовал её в 1855 году, спустя шесть лет со смерти композитора. Ф. Шопен считал, что его произведение схоже с экспромтом И. Мошелеса –ученика Бетховена, известного композитора и пианиста, что и послужило причиной отказа от выпуска в свет «Фантазии-Экспромта». Однако это гениальное произведение никто и никогда не считал плагиатом, кроме самого автора.

«Полёт Шмеля»

Николай Римский-Корсаков

Композитор данного произведения являлся поклонником русского фольклора – ему были интересны сказки. Это привело к созданию оперы «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С. Пушкина. Частью этой оперы и является интермедия «Полёт Шмеля». Виртуозно, невероятно живо и гениально сымитировал в произведении звуки полёта этого насекомого Н.А. Римский-Корсаков.

«Каприс №24»

Никколо Паганини

Изначально все свои каприсы автор сочинял исключительно для усовершенствования и оттачивания мастерства игры на скрипке. В конечном счёте, они принесли в скрипичную музыку много нового и неведомого до этого. А 24-й каприс – последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, а также признан одним из произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.

«Вокализ, опус 34, №14»

Сергей Васильевич Рахманинов

Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой – оперной певице. Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.

«Лунный Свет»

Клод Дебюсси

Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя. В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Как всегда, лучшая музыка – в нашей группе в контакте : http://vk.com/muz_class – Вступайте сами и приглашайте друзей! Наслаждайтесь музыкой, не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии!

Самые известные классические музыкальные произведения, приведённые выше, это конечно не все достойные творения величайших композиторов разных времён. Вы, наверное, и сами понимаете, что список просто не остановить. Не названы, например, русские оперы или немецкие симфонии. Так, что же делать? Предлагаем вам поделиться в комментариях о том произведении классической музыки, которое некогда вас сильно впечатлило.

Автор – Станислав Колесник

И в конце статьи предлагаю послушать замечательное произведение Клода Дебюсси – “Лунный Свет” в исполнении Черкасского камерного оркестра:

Источник

Музыка

Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть фото Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть картинку Что относится к музыкальным произведениям. Картинка про Что относится к музыкальным произведениям. Фото Что относится к музыкальным произведениям

Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть фото Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть картинку Что относится к музыкальным произведениям. Картинка про Что относится к музыкальным произведениям. Фото Что относится к музыкальным произведениям

Содержание

Становление музыкального искусства

В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.

В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.

В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).

Тем самым, в общественном музыкальном сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонационных формулах след их прошлого значения, связанного с контекстом музицирования, с первичным жанром; с другой стороны — продолжается процесс «вбирания» смысла в интонацию «извне», из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста.

Специфика музыки

Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.

Особый аспект специфики музыкального искусства — соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонационных комплексов) и художественно-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией — процессом музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением к исходной теме). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены специальными музыкальными средствами (например, экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает специфическую пространственность: способность «застывать» в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика «формы-процесса» и «окристаллизованной формы». Завершённость музыкального произведения, в свою очередь, оборачивается процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая оставляет в памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается в процесс при знакомстве с другими исполнениями, трактовками, с различным осмыслением данного произведения в критике.

О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (медитативная практика отключения рационального мышления посредством определённых напевов, танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата). Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине.

В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщённым, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики. [1] Кардинал эпохи Возрождения Николай Кузанский видел в музыке инструмент создания Вселенной. [2]

Теория музыки

Теоретические аспекты музыки изучает музыковедение.

Источник

Жанры музыки: определение, список с названиями, подробное описание

Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть фото Что относится к музыкальным произведениям. Смотреть картинку Что относится к музыкальным произведениям. Картинка про Что относится к музыкальным произведениям. Фото Что относится к музыкальным произведениям

Понятие музыкального жанра

В разных видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это роман, повесть, рассказ, в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт.

Разновидности произведений в рамках одного вида искусства называют французским словом жанр, тип, вид.

Музыкальный жанр характеризует классификацию музыкального творчества по родам и видам, с учетом их происхождение, условия выполнения, восприятие и другие признаки

Термин музыкальный стиль характеризует совокупность средств и приемов художественной выразительности, которая исторически сложилась и отражает эстетические взгляды различных общественных групп определенной эпохи или творческого направления.

Термин музыкальное направление употребляется для классификации музыкального творчества по его стилевым или жанровым признакам. Этот термин менее разработан в отечественном музыковедении и поэтому более свободно употребляем.

Музыкальные произведения делятся на такие основные жанры, как вокальные и инструментальные, а те, в свою очередь, делятся на симфонический, оперный, камерный, песенный и другие.

Не все музыкальные жанры возникли одновременно. Например, песни появились еще в далекой древности, а опера родилась в Италии в конце XVI века.

За время своего существования жанры сильно изменялись и развивались, поэтому слово жанр сейчас употребляется и в более узком значении. Например, говорят о жанре комической или лирической оперы, в симфонической музыке – о жанре симфонии, симфонической поэмы, сюиты.

В музыкальном искусстве существуют следующие жанровые группы:

Народно-бытовая музыка (фольклор)

Вокальные жанры

Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения (от итальянского слова voce, что значит „голос”). Все вокальные жанры, то есть виды музыки для пения, зародились из древнейшего вокального жанра – песни, из сочетания музыки и слова.

Песня и романс

Одной из главных причин популярности и доступности песни является ее простота. Даже о самых серьезных вещах песня может говорить простыми словами, соединенными с несложной мелодией. В песне, как правило, разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Чаще всего песни пишутся в куплетной форме.

Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей – запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве остаются без изменений. Песня является основой вокальных дуэтов, трио и более крупных ансамблей. С одноголосной песни возникла хоровая музыка, для которой написана богатая литература композиторами разных стран.

Очень близок к песне вокальный жанр, который называется романсом. Песня и романс имеют много общего, но есть также некоторые отличия. Во-первых, в романсе, в отличие от песни, бывает, что музыка более гибко и точно меняется в зависимости от текста. Песня может исполняться с инструментальным аккомпанементом, но может и без него (такое пение называют итальянским словом a capella), а в романсе обязательно должно быть инструментальное сопровождение. Песню может исполнять любое количество людей – от одного до нескольких тысяч, а романс, за небольшими исключениями, поет один исполнитель. Кроме того, содержание романса, по сравнению с песней, обычно более лирическое, а форма может быть не только куплетной, а также другой, например, трехчастной или рондоподобной

Песни и романсы бывают очень разными. Чрезвычайно разнообразны народные песни. Произведения, написанные композиторами, тоже очень отличаются друг от друга. Существуют песни-марши, песни-гимны, танцевальные песни.

Самые распространенные – лирические песни. Очень популярные эстрадные песни, написанные многими известными авторами.

К жанру песни обращались композиторы разных времен из многих стран. Например, австрийский композитор Франц Шуберт, который жил в XIX веке, был автором более 600 песен.

И песня, и романс имеют такие разновидности, как элегия (произведение задумчивого, печального характера), серенада (лирическое поздравительное произведение, обычно в честь любимой), баркарола (лирически-мечтательная музыка, связанная с темой спокойного движения воды), баллада (сочинение повествовательного характера с последовательным развертыванием событий).

Вокальные ансамбли и хоры. Жанры хоровой музыки

Как и в инструментальной музыке, исполнение вокальных произведений может быть сольным, когда поет один исполнитель, или ансамблевым. Названия вокальных ансамблей такие же, как у музыкантов-инструменталистов – дуэт, трио, квартет. Яркие примеры вокальных дуэтов – „Дуэт кошек” Дж. Россини или дуэтное исполнение баркаролы „Плывет лодка” М.В. Лысенко.

Если исполнителей вокального произведения много, то такой ансамбль называется хор (в переводе с латинского – толпа, собрание). Хоровое пение является наиболее древним видом музыкального искусства. В отличие от сольного пения, в котором раскрываются личные чувства и настроения, хоровая музыка передает коллективные эмоции и мысли. Существует два вида хора: однородный и смешанный. Однородные хоры могут состоять из детских, женских или мужских голосов. Смешанные хоры встречаются чаще, и они, как и ансамбли, могут быть очень разными по составу. Небольшой по количеству участников хор называется камерным (по-итальянски camera значит комната). Группа однородных голосов в хоре, которая выполняет в унисон (итал. – однозвучно) свою мелодию, называется хоровая партия. В хоре любого состава количество исполнителей одной партии не может быть меньше трех. Система записи всех партий хорового произведения – это хоровая партитура. Руководит хором дирижер или хормейстер.

Со временем сложились такие жанры хоровой музыки, как хоровая обработка народной песни, хоровая миниатюра и цикл хоровых миниатюр (в переводе с греческого значит цикл круг). Также хоры является составной частью таких музыкальных жанров, как опера, кантата и оратория.

Народная песня

Народная песня – это непревзойденный образец высокого искусства, источник национального своеобразия. Она способна в очень лаконичной форме выражать глубокий смысл, обобщить важнейшие черты своего народа. Вспомним, что для большинства людей встреча с музыкальным искусством начинается именно с песни, что является самым распространенным жанром по своей сути. Вспомни свои любимые песни и поймешь, что песня твой лучший друг. Слияние поэзии и музыки рождает великолепное сочетание обоих искусств, вызывающее искренность восприятия, очарование живого чувства.

Гимн-наивысшее проявление патриотических чувств народа. В переводе с греческого «гимн» означает торжественную хвалебную песню. В древности это были постное песнопение, которые складывались в честь богов и героев. Со временем содержанием хвалебных песен стало прославление благородной и возвышенной идеи. Самое известное произведение этого жанра «Марсельеза», гимн Французской революции конца XVIII ст.. Сейчас это государственный гимн Франции.

Музыкально-театральные жанры

К музыкально-театральным жанрам относятся:

а также музыка к драматическим спектаклям.

Каждый из них объединяет разные виды искусств: музыку, литературу, театр, хореографию, живопись (декорации, костюмы). Все музыкально-театральные жанры имеют похожее строение.

Спектакль делится на акты, или действия. Действие делится на картины. Картина – это часть действия, что проходит на фоне одних декораций. Признаком начала новой картины является смена декораций. Сцена – часть картины. Признаком начала новой сцены является изменение состава действующих лиц, что находятся на сцене. Сцена состоит из номеров, которые могут быть сольными, ансамблевыми или массовыми.

Опера

Самый большой и сложный музыкально-театральный жанр – опера. В опере сочетаются искусство театр и музыка. Действие передается через музыку и пение, главные исполнители оперы – певцы и симфонический оркестр. Опера возникла более четырехсот лет назад в Италии. С того времени в разных странах мира композиторы написали много замечательных опер.

Вокальные номера в опере исполняются хором и солистами. Сольный номер из оперы называется арией. Это словно музыкальный портрет действующего лица. Разновидности арии – каватина, ариозо, ариетта, а также романс, песня, которые в опере сложнее и интереснее, чем обычные песни и романсы. Для развития действия очень важный речитатив (сочетание пения и декламации), что широко используется в опере.

Певческие, то есть вокальные голоса различаются по высоте и характеру звучания – тембром.

Женские голосаМужские голоса
ВысокиеСопраноТенор
СредниеМеццо-сопраноБаритон
НизкиеКонтральто, альтБас

Создавая оперу, композитор стремится выбрать для каждого действующего лица голос, что больше всего соответствует ее вида и характера. Партии юношей и мальчиков-подростков обычно пишутся для контральто. Во многих операх, кроме солистов, важную роль играет хор.

Очень важное значение в опере имеет оркестр. Он помогает раскрыть содержание действия, обрисовывает обстановку, окружающую героев. Музыкальные характеристики героев, которые звучат в оркестре, называются лейтмотивами. В опере могут быть и самостоятельные оркестровые номера: увертюра – большой вступление и антракта, звучащие перед отдельными действиями.

Опера может иметь пролог (с греческого – предисловие) и эпилог (с греческого послесловие). Пролог знакомит с действующими лицами до начала действия, а эпилог рассказывает о их дальнейшей судьбе. В опере иногда бывает интродукция – вступительная часть.

Опера пишется на литературный текст – либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические, комические, лирические, сказочные и другие.

Во время оперного спектакля слушатели следят за игрой актеров, видят декорации и костюмы. Во многих операх большие сцены исполняют артисты балета. Итак, в опере сочетается много видов искусства. Слово „опера” означает „труд”. Действительно, оперная спектакль – результат труда многих людей.

Оперетта

Оперы, как правило, отличаются серьезностью содержания, сложностью музыкального языка. Значительно легче для восприятия другой вид музыкального спектакля — оперетта (в переводе — маленькая опера). Ведущая роль в этом жанре также принадлежит музыке. В оперетте, как и в опере, используют классический состав оркестра и такие же формы номеров: арии, ансамбли, хоры. Но в оперетте они короткие и простые, основанные на песенных и танцевальных мелодиях. В оперетте, в отличие от серьезной оперы, музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами.

Оперетта возникла во второй половине XIX века во Франции. Смысл ее был веселым, музыка — доступной и увлекательной, с простыми песенками, маршами, танцами. Прекрасные оперетты писали французский композитор Жак Оффенбах („Прекрасная Елена”, „Синяя борода”), австриец Иоганн Штраус („Цыганский барон”, „Летучая мышь”), венгерский композитор Имре Кальман, который долгое время жил и работал в Вене („Сильва”, „Марица”, „Принцесса цирка”). Широко известны оперетты И. Дунаевского „Вольный ветер” и «Белая акация”. Для выполнения оперетты также существуют специальные театры — музыкальной комедии.

„Принцесса цирка” – одна из самых известных в мире оперетт. Она была создана в 1926 году, с того времени и доныне производится во многих странах выдающимися певцами.

В 1952 году композитор Иосиф Ковнер написал оперетту „Акулина” по мотивам повести А.С. Пушкина „Барышня-крестьянка”. В отличие от повести, в оперетте больше действующих лиц и несколько изменен сюжет.

Мюзикл

Разновидность оперетты, что называется мюзикл, возник в конце XIX века в Соединенных Штатах. Этот жанр отличается тем, что содержание его более серьезное, а музыкальная речь довольно проста, она близка эстрадной и бытовой музыке. Состав оркестра в мюзикле более разнообразный, наряду с традиционными, используются и современные электроинструменты, значительно более важную роль играют танцевальные эпизоды. Классическими считаются мюзиклы „Моя прекрасная леди” Фредерика Лоу, „Вестсайдская история” Леонарда Бернстайна. В наше время мюзикл является одним из самых популярных видов музыкального спектакля.

Мюзикл „Призрак оперы” композитора Эндрю Ллойд-Уэббер создал в 1986 году. Это произведение рассказывает о силе настоящей любви, что способно смягчить даже найчерствіше сердце.

„Собор Парижской Богоматери” был создан композитором Риккардо Коччанте в 1998 году по одноименному роману Виктора Гюго. В основе сюжета – трагическая история любви.

Кантата

После появления оперы в начале XVII века в Италии появляется кантата. Это произведение из одной или нескольких частей для солистов, хора и оркестра с определенным сюжетом. В отличие от оперы, кантата выполняется в концертной форме. Солисты, хор и оркестр все время находятся на сцене, но не привлекаются к театральной действия, а рассказывают о том, что происходит. Иногда солисты имеют сценические костюмы, на сцене могут быть декорации, но это не является обязательным условием.

Название этого жанра происходит от латинского слова canto, что значит „пою”. Так называли сольное вокальное произведение в отличие от инструментального – сонаты. Первые кантаты исполнялись солистами в сопровождении оркестра, со временем число исполнителей увеличивалось. Духовные кантаты на религиозные сюжеты исполнялись в церквах, а кантаты, которые назывались светскими – в концертах.

Первые итальянские кантаты были светскими, в основном, лирического содержания. Духовные кантаты на религиозные сюжеты впервые появились в Германии. В таких произведениях очень важную роль стали играть хоровые номера. Выдающийся немецкий композитор Й.С. Бах, работая руководителем церковного хора, создал около трехсот духовных кантат, а также несколько светских. Самая известная из них – написанная в 1732 году шуточная так называемая „Кофейная” кантата, которую выполняют только солисты: девушка Лисхен (сопрано) очень любит кофе, а отец, господин Шлендриан (бас), запрещает дочери ее пить, считая, что этот напиток вредит здоровью. Третье действующее лицо кантаты – Рассказчик (тенор).

Оратория

Другой вокально-симфонический жанр, оратория, возник также в Италии почти одновременно с кантатой и имеет с ней много общего. Оратория тоже исполняется хором, солистами и оркестром на сцене. Название этого жанра происходит от латинского слова oro, что означает „говорю”. В специальных помещениях при церкви – ораториях – проходили чтения Библии с музыкальным сопровождением. К этому действу присоединились солисты, выступавшие от имени библейских персонажей, следовательно, первые оратории создавались исключительно на библейские сюжеты. Со временем круг тем расширился, появились светские оратории, но и по сей день этот жанр отличается от кантаты большими размерами, развернутым сюжетом, серьезным и величественным настроением.

У себя на родине, в Италии, оратории были не очень популярны. Но в некоторых странах, например, в Англии, долгое время оратории имели больший успех по сравнению с операми. Выдающимися творцами ораторий были композиторы И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн и другие.

Оратория И. Гайдна „Времена года” была создана в начале XIX века, в ней рассказывается о крестьянском труде, человеческих чувствах, изображены картины природы. Произведение исполняют оркестр, хор и три солиста: старый крестьянин Симон (баритон), его дочь Анна (сопрано), влюбленный в Анну молодой Лука (тенор). Оратория состоит из четырех частей, названных по временам года. Первая часть, которая имеет название „Весна”, открывается оркестровым вступлением, который сам композитор назвал „переходом от зимы к весне”.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка – это музыка, которую, в отличие от вокальной, исполняют на музыкальных инструментах.

Марш является одним из наиболее древних и распространенных инструментальных жанров. Считают, что еще в древнегреческих трагедиях актеры выходили на сцену под ритмичный аккомпанемент ударных инструментов. Также на развитие этого жанра оказали солдатские походные песни разных народов.

Французское слово marche означает ходьба. Так называют музыку, написанную в четком, энергичном ритме, под который удобно двигаться. Марши очень разнообразные по характеру и содержанию, но объединяет их то, что марши пишутся всегда в парном размере – на две или четыре четверти. Исключения бывают очень редко. В маршевой музыке обычно присутствует пунктирный ритм, что подчеркивает доли такта. Маршевая музыка создает у людей единое настроение, помогает слаженности, согласованности их движений.

Марши бывают бытовые и концертные.

Среди бытовых распространены производные, торжественные, спортивные, а также военные.

К военным относят „Запорожский марш” композитора-кобзаря Евгения Адамцевича. „Свадебный марш” немецкого композитора Феликса Мендельсона – это пример торжественного марша. Часто в характере и ритме марша пишутся песни. Множество песен-маршей написал композитор Исаак Осипович Дунаевский.

Жанры танцевальной инструментальной музыки

Танец — это вид искусства, в котором мысли и чувства передаются движениями под музыку. Наиболее важную роль в танцевальной музыке играют темп, метр и ритм. Танцевальная музыка может быть очень разной-веселой и унылой, быстрой и медленной, спокойной и энергичной.

Люди танцуют с древнейших времен. У каждого народа есть свои любимые танцы, красивые и очень разнообразные по характеру. Композиторы разных стран создают обработки народных танцевальных мелодий, а также пишут собственные инструментальные произведения, в которых используют особенности народной танцевальной музыки.

Полонез

Полька

Полька-танец чешского происхождения. Для него характерен быстрый темп, легкие прыжки, музыкальный размер две четверти”. Чешский композитор Бедржих Сметана использовал польку в опере „Проданная невеста”. Этот танец в XIX веке полюбили во всей Европе, произведения в жанре польки писали композиторы многих стран. Прекрасные польки создавал австрийский композитор Иоганн Штраус, одна из них — „Полька-пиццикато”.

Чардаш

Чардаш-венгерский народный танец. Он состоит из медленных и быстрых частей. Один из самых известных чардашей создал итальянский композитор и скрипач Витторио Монти.

Тарантела

Тарантела-итальянский народный танец, исполняемый в размере «шесть восьмых» в стремительном темпе, обычно в сопровождении кастаньет или бубона. Тарантела Дж. Россини-характерный образец этого танца.

Среди самых известных русских танцев-быстрый мужской танец тропак и Камаринская, мелодию которой использовал П. И. Чайковский в сборнике фортепианных пьес „Детский альбом”.

Вальс

В XIX–ХХ веках самым популярным танцем Европы стал вальс, предшественниками которого были немецкий лендлер и французский бранль. Произведения в жанре вальса писали почти все европейские композиторы того времени. „Королем вальсов” называли австрийского композитора Штрауса. Вальс „На волшебном голубом Дунае” — один из примеров творчества этого композитора.

Жанры инструментальной миниатюры

Термин «миниатюра» применяют в различных видах искусств. Так называют маленькие по размеру произведения живописи, графики или скульптуры, литературные рассказы и стихи, театральные и хореографические постановки, вокальные и хоровые произведения.

Инструментальная миниатюра — это небольшое музыкальное произведение для исполнения различными инструментами, инструментальными ансамблями или оркестрами. По содержанию миниатюра может быть лирической, танцевальной, юмористической, пейзажной и тому подобное. Наибольшую популярность этот жанр приобрел в ХІХ веке. В наше время инструментальная миниатюра тоже не потеряла своего значения.

Один из наиболее распространенных жанров инструментальной миниатюры — прелюдия (от латинского слова praeludo, что означает „делаю введение”). К XVII так называли небольшое импровизационное вступление к хоровому пению в церкви или основного инструментального музыкального произведения. Прелюдия помогала лучше подготовиться, почувствовать инструмент или настроиться на нужную тональность. Позже прелюдия стала небольшой самостоятельной пьесой, в которой воплощен один определенный настрой. Прелюдия до-диез минор русского композитора С.В. Рахманинова — выдающийся пример произведения в этом жанре.

Ноктюрн — это пьеса напевного характера, обычно в небыстром темпе, связана с поэтическими образами ночи (в переводе с французского это слово означает „ночная песня”). Один из самых известных ноктюрнов — Ноктюрн Ми-бемоль мажор Ф. Шопена.

Экспромт (от латинского слова expromtus, что значит „готов”) — это преимущественно фортепианная, часто виртуозная пьеса импровизационного склада, что воплощает мгновенный душевное состояние. Пример такого произведения — Фантазия-экспромт Ф. Шопена.

Музыкальный момент — это небольшая пьеса, которая представляет собой непосредственное лирическое высказывание. Основателем этого жанра в музыке был Ф. Шуберт. Широко известен его Музыкальный момент фа минор.

Много произведений в жанре инструментальной миниатюры представляют собой программные пьесы. Это, например, пьесы из „Детского альбома” П.И. Чайковского, из цикла „Картинки с выставки” Н.П. Мусоргского, „24 пьесы для детей” Косенко и многие другие.

Жанры оркестровой и симфонической музыки

Симфоническая музыка – это музыка, написанная для исполнения симфоническим оркестром. Одним из важнейших жанров такой музыки является симфония (на латинском – созвучие), но существует также много других. Некоторые из них, как и симфония, имеют несколько частей, другие могут быть одночастными.

Концерт

Концерт (на латинском concerto – соревнуюсь) стал популярным симфоническим жанром с начала XVIII века. Это произведение для одного или нескольких исполнителей-солистов с оркестром. Как и симфония, концерт построен по принципу сонатно-симфонического цикла, но в нем три, а не четыре части. Крайние части быстрые, а средняя – медленная. Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского – один из самых известных в этом жанре. Главная партия третьей части основана на теме украинской веснянки.

Симфоническая сюита

Симфоническая сюита, как и симфония, состоящая из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим замыслом или признаком. В отличие от симфонии, части сюиты меньше связаны между собой, их количество, а также последовательность может быть произвольной. Один из примеров этого жанра – две симфонические сюиты, созданные Е. Григом на основе его музыки к драме Г. Ибсена „Пер Гюнт”. К первой из них вошли четыре части: „Утро”, „Смерть Озе”, „Танец Анитри”, „В пещере горного короля”.

Оркестровая серенада

Оркестровая серенада – это также многочастное произведение. Серенады возникли на юге Европы, где их исполняли ночью или вечером на улице возле дома любимого сольные исполнители или небольшие оркестры. Примером серенады, написанной для струнного оркестра, есть Серенада №13 Соль мажор В.А. Моцарта, которая имеет еще название „Маленькая ночная серенада”. Это произведение имеет четыре части, но изначально их было пять. Возможно, это связано с тем, что, по легенде, композитор написал ее как подарок жене на пятую годовщину супружеской жизни. Чаще всего выполняется первая часть – Увертюра.

Симфоническая фантазия

Одним из ведущих симфонических жанров являются также симфоническая фантазия. Это одночастиное произведение произвольной формы с элементами фантастики и яркими контрастами. Пример такого произведения – „Ночь на Лысой горе” М.П. Мусоргского, в котором изображены жуткие эпизоды шабаша ведьм и сатаны.

Симфоническая картина

Симфоническая картина отличается от симфонической фантазии меньшими размерами и большей изобразительностью. Эти произведения обычно программные, как, например, „Кикимора” А.Кол. Лядова.

Кроме того, существуют одночастные симфонические увертюры, симфонические поэмы, симфонические баллады. Известная симфоническая сказка „Петя и волк” Прокофьева также принадлежит к жанрам симфонической музыки.

Жанр вариаций и вариационная форма

Желая разносторонне показать человеческие чувства и окружающий мир, композиторы со временем переходили от простых до более сложных музыкальных форм. Произведения становились все с большим количеством частей и множеством тем.

Некоторые из таких произведений основаны только на одной теме. Это, прежде всего, вариации (по-латыни — изменение, разнообразие), когда основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Количество повторов не ограничено, но вариаций должно быть не менее двух. Тема вариаций может быть создана самим композитором, а может быть заимствована из народной музыки или из произведения другого автора. Эта форма может быть представлена схемой А – А1 – А2 – А3. Один из примеров пьесы, написанной в такой форме – „Камаринская” из „Детского альбомаП.И. Чайковского.

Также вариациями называют жанр инструментальной музыки, в основе которого лежит форма вариаций.

Форма вариаций родилась в XVI веке, тогда же возникли жанры полифонических вариаций — пасакалия и чакона. „ПасакалияГ.Ф. Генделя представляет собой именно такое произведение.

Иногда встречаются и более сложные двойные вариации — на две разные темы. Их можно условно представить схемой А – В – А1 – В1 – А2 – В2.

Рондо

Жанры современной музыки

Джаз зародился в начале ХХ в.. в Америке на основе афроамериканского фольклора: блюз, спиричуэл, регтайм, европейская танцевальная музыка. Известны многочисленные стили джаза: диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, кул, новоорлеанский, чикагский и др. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовала становлению многих национальных джазовых школ, в том числе украинской. Выдающимися представителями были л. Армстронг, Д. Элингтон, Б. Гудмен, Дж.Данкворт, О. Цфасман, Л. Утесов, и другие. Лучшие черты оказали значительное влияние на творчество К. Дебюси, Д. Гершвина, И. Стравинского, М. Равеля, Л. Бернстайна, л. Колодуба, Р. Паулса и других. Коллективы, исполняющие джазовую музыку имеют названия: джаз-бэнд, симфо-джаз, вокальный джаз, и тому подобное.

Рок-музыка

Электронная музыка – музыка, созданная с помощью электронного оборудования. Самый выдающийся представитель Жан Мишель Жарр.

Поп-музыка:

в широком смысле – музыка развлекательного жанра;

в узком смысле – музыка, порожденная массовой культурой на коммерческой основе, популяризируется средствами массовой информации;

· В значении «распространенная музыка», все разнообразные жанры;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *