Что относится к методу свободного выбора
Ситуация свободного выбора
Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Люди постоянно встают пред выбором. Об этом писал В.А. Сухомлинский.
Ситуация свободного выборабывает естественными и искусственными (реальными и вербальными)
Естественная ситуация свободного выбора –это что – то происходящее в жизни.
Искусственная ситуация свободного выбора– воспитатель создает сам специально.
Вербальные (словесные) ситуации создаются на литературном материале.
В реальной ситуации – настоящих, конкретных обстоятельствах своей жизни.
В ситуации свободного выбора в личностном плане у ребенка происходят серьезные изменения: ответственность за свой выбор.
Воспитательное действие ситуации свободного выбора бывает порой так сильно и результативно, что надолго и устойчиво определяет направленность нравственной жизни ребенка.
Специальные психолого – педагогические исследования доказали, что в ситуации свободного выбора нужно создавать такие условия, чтобы решение дети принимали публично, просить их обосновать мотивы своего выбора.
4. Слово способствует осмыслению своего жизненного опыта, мотивации своих поступков. Словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений
Рассказ – это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Лекция– монолог воспитателя, большего объема по содержанию и на более высоком уровне теоретического обобщения. Длительность не мен66 часа, так как дольше не под силу дошкольникам и младшеклассникам. Лекция в дошкольных учреждениях может быть воспитателя с родителями.
В содержании лекции выделяется несколько вопросов, их последовательное рассмотрение составляет у слушателей представление об избранной проблеме. Вредят лекции и излишнее наукообразование, перегрузка теоретическими понятиями. Собственная точка зрения лектора – выступление более убедительное.
Беседа– диалог воспитателя и детей. беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представление о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Логическая структура диалога:
1. воспитатель с помощью яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос – обсуждение.
2. дети высказываются: приводят примеры.
3. воспитатель обобщает все высказывания и делают убедительные выводы.
Необходима подготовка к беседе:
1. выбрать тему, она должна быть интересной.
2. проработать материал.
3. составить конспект, вопросы для обсуждения.
Беседа с дошкольниками занимает 10-15 минут, а с младшими школьниками – 15-20 минут.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, их характеристика.
К методам данной группы относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие.
Приучение как метод наиболее эффективен на ранних возрастных этапах — для дошкольников и младших школьников. Применение этого метода требует соблюдения ряда педагогических условий. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки требуется время. Данный метод предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий; благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям; анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении.
Особенно результативной будет организация такой деятельности учащихся, в процессе которой они незаметно для себя, непринужденно привыкают к нужной форме поведения. В некоторых случаях задача научиться вести себя определенным образом ставится открыто, например, быть вежливым, дисциплинированным и т. п. Возможен и третий путь: вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности. Это стремление и будет побуждать ребенка овладевать соответствующими привычками. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным (разумным), последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.
В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности. В авторитарной педагогике приучение часто сопровождается наказаниями и напоминает дрессировку (жесткое приучение). Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения и предписывает применять метод приучения, например, в комплексе с игровыми методами. Метод приучения — разновидность метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение в правильном, жизненно значимом поступке. В ходе упражнения повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие.
Достаточно продуктивным методом организации деятельности и поведения учащихся является такой метод, как поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. По времени они могут быть эпизодические, кратковременные, длительные; по сменяемости — сменяемые и постоянные.
Основными требованиями к реализации данного метода являются: объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания, показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания), учет склонностей, интересов и возможностей воспитанников, соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания, оказание помощи в выполнении поручения, гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.
Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Они предполагают специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Ученику предоставляется возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов (например, промолчать, сказать правду, ответить «не знаю» и т. п.).
Педагогическое требование — один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки. Косвенное требование (совет, просьба, намек, одобрение, выражение доверия) отличается от прямого тем, что вызывает психологические факторы: переживание, интересы, стремления учащихся. Прямые требования часто вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Этими требованиями можно сформировать внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении (лицемерие, двойственная мораль).
Требование, с помощью которого педагог сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования учащихся друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Отражением требований группы является общественное мнение, которое соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы. У опытного педагога общественное мнениеможет выполнять функцию педагогического метода.
Теория и методика воспитания: конспект лекций.
6.3. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.
Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.
Суть упражнений состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. Для их успешного формирования упражняться надо начинать как можно раньше, поскольку чем моложе личность, тем быстрее укореняются в ней привычки. Человек со сформированными привычками проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях: умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно оценивает их, учитывая позицию других людей. К качествам, основанным на сформированных воспитанием привычках, можно отнести выдержку, навыки самоконтроля, организованность, дисциплину, культуру общения.
Условия эффективности приучения состоят в следующем: а) выполняемое действие должно быть полезным и понятным для воспитанника; б) действия должны выполняться на основе привлекательного для ребенка образца; в) для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия; г) действия должны выполняться систематически, контролироваться и поощряться взрослыми, поддерживаться сверстниками; д) по мере взросления действие должно выполняться на основе ясно осознаваемого нравственного требования.
Требование – это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, следует рассматривать как опосредованные требования.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявляется прямое требование в решительном тоне, причем при этом возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Выделяют различные виды косвенного требования.
• Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
• Требование-игра. Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
• Требование доверием употребляется, когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения. В этом случае доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.
• Требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
• Требование-намек успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев превосходит по эффективности прямое требование.
• Требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.
Создание воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включение в воспитывающую ситуацию формирует у детей определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения
Не только понятия и убеждения, а в большей степени, конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Методы этой группы опираются на практическую деятельности воспитанников. Управляя ею, педагоги могут разбить её на конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Воспитание заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью школьников. Организация полезных дел воспитанника включает его в многоплановые отношения с другими людьми. Складывающиеся в этом процессе ситуации приводят к определенным поступкам, выбору той или иной линии поведения. Эти методы направлены на отработку привычки поведения, что должны стать нормой для воспитанника. Воздействуя на предметно-практическую сферу, они направляются на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как общественную и неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций .
К косвенным требованиям относятся: совет, просьба, намек, доверие, одобрение. Действия стимулируются не столько самим требованием, сколько вызванными психологическими факторами: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм выделяются:
• Требование-совет — апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий; совет будет принят, если воспитанник увидит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
• Требование-игра — использование присущего детям стремления к игре: игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования; это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
• Требование-доверие — складывающиеся между воспитанниками и педагогами дружеские отношения, основанные на доверии.
• Требование-просьба в ряде случаев оказывается эффективной. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
• Требование-намек успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
• Требование-одобрение, вовремя высказанное педагогом, действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Когда перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы, как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включая в воспитывающую ситуацию дети формируют определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Метод свободного выбора
В формировании положительного опыта поведения личности, ее убеждений, отношений к окружающей действительности решающую роль играет деятельность. В связи с этим организация деятельности школьников рассматривается в педагогике как сердцевина воспитательного процесса.
Организация разноплановой деятельности школьников обязательно привлекает ученика к многогранных отношений, которые возникают на основе общения в процессе деятельности. Различные позиции ученика в системе внутри- коллективных отношений приводят его к определенным решениям, поступкам, на основе чего формируются сложные акты поведения, черты личности.
Метод тренировки как специфический способ воспитания получил признание в отечественной педагогике не сразу. В 20-х годах, когда теория свободного воспитания, главными, почти единственными были методы разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию детей. Понятие «тренировка» ассоциировалось тогда с принуждением. Существенно изменилось положение в 30-х годах, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения AC Макаренко, в частности его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Признавая роль сознания в нравственному развитию школьников, выдающийся педагог считал, что в процессе воспитания чрезвычайно важно вооружать их практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения путем постоянной тренировки в правильном поступке.
Позже проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов.
В школе тренировки как общий метод воспитания используется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, эстетического, трудового, физического развития учащихся: формирование патриотизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, милосердия, культуры поведения, физической закалки, санитарно-гигиенической культуры, развития художественных способностей и др.
Метод тренировки имеет большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, различные внеклассные воспитательные дела, внешкольные формы воспитания, общения, то есть любая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована.
Педагогические основы организации тренировки с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в той или иной деятельности основательно раскрыл К. Д. Ушинский.
Согласно психологической структуры личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделил следующие этапы:
1) постановка воспитательной задачи и возбуждения у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,
2) разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся соответствующими знаниями (развитие сознания),
3) практический показ действий по решению поставленной задачи,
4) организация первичного воспроизведение учащимися показанных действий (образцов) поведения,
5) следующую тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
6) выдвижение требований к учащимся по вопросам усовершенствования организованных упражнений,
7) контроль за поведением.
Воспитание, которое вполне оценило важность привычек и навыков и строит на них свое здание, строит ее крепко.
В организации тренировки важно учитывать следующие условия:
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
— Формирование устойчивых навыков и привычек поведения следует начинать как можно раньше; чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки;
— Между частотой, объемом упражнений и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, которые формируются с их помощью;
— Количество упражнений, которые должны выполнять различные ученики для выработки качеств на том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужно десятки и даже сотни попыток;
— Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть.
Условия правильного применения метода следующие:
В зависимости от формы предъявления требования бывают прямые и косвенные. Для прямой требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, однозначность. Эти требования предъявляются решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенные требования (совет, просьба, доверие, одобрение и т.д.) отличаются от прямых тем, что стимулом для обусловленной действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления самих детей.
Важнейшими формами косвенных требований являются:
• Требование совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, пользы, необходимости предлагаемых педагогом действий. Совет воспринимается, если ученик видит в наставнику старше, опытнее человека, авторитет которой является признанным, и мнение которой ресниц ценит.
• Требование доверие. Если между воспитателем и воспитанником складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение сторон, уважает друг друга.
• Требование-просьба. Просьба является формой проявления сотрудничества между людьми, взаимного доверия и уважения. В хорошо организованных коллективах просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия.
| |
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. Поэтому выделяются положительные и отрицательные требования. Прямые указания являются частью негативными, так как почти всегда вызывают негативную реакцию у воспитанников. К негативным опосредованных требований принадлежит осуждение и угроза. Они в основном порождают двойную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлению.
Важным условием эффективности данного метода есть чувство меры.
Для становления опыта общественного поведения питомца чрезвычайно важно, чтобы он мог действовать только в соответствии с требованием педагога, в рамках его конкретного поручения, где все определено, но и самостоятельно. Чтобы он мог принять самостоятельное решение, мобилизуя свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации.
Ситуации свободного выбора бывают по своему инструментарием природными и искусственными (реальными и вербальными). Природные ситуации свободного выбора время от времени спонтанно возникают в жизни. Воспитатель использует их для того, чтобы воспитанники сделали самостоятельный выбор. Например, решить: играть или не играть с враждующим сверстником в одной команде, выступающей за честь школы; ехать вместе со всеми на отдых или оставаться с больным товарищем; уступить место незнакомой пожилому человеку продолжать сидеть; сказать правду или промолчать и под.
Однако воспитатель не всегда может ожидать такого природного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать внешнюю обстановку, которая вызывает у ученика необходим психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия называют искусственными ситуациями свободного выбора. Например, учитель биологии предложил ученикам самостоятельно решить судьбу собранного на учебно-опытном участке урожая; учитель математики предложил детям оценить свою контрольную работу и обещал оценки занести в классный журнал; классный руководитель внес предложение провести акцию милосердия, в которой каждый ученик окажется в ситуации, которая требует проявления внимания к людям, сострадание, доброты и тому подобное.
Ситуации свободного выбора побуждают питомца вспомнить свой опыт поведения в подобных ситуациях, проанализировать его последствия и одновременно прогнозировать последствия выбора, который необходимо осуществить. Принятие окончательного решения вызывает сильное эмоциональное переживание, поскольку он берет на себя ответственность за выбор. В связи с этим ситуации свободного выбора могут долго и стабильно определять направленность поведения и деятельности воспитанника.
Игровой метод включает игровые модели деятельности, в которых воспитанники проявляют высокую активность мышления и поведения, вступают во взаимодействие между собой, приобретают привычек поведения за относительно короткий срок.
Игровой метод способствует организации жизни и деятельности воспитанников путем включения их в условные захватывающие события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают потребностям детей, их интересам и стремлениям. Поэтому игра вызывает у них высокую психологическую активность, инициативность, облегчает сложный процесс усвоения норм и правил, умений, привычек поведения; включая детей в свободную творческую деятельность, общение, формирует заинтересованность в общем деле, коллективность, сотрудничество, партнерство.
Игра может быть использована в любом виде деятельности воспитанников: трудовой, социально-коммуникативной, общественно-полезной, физически-оздоровительной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-натуралистической и тому подобное.
Свобода выбора
Гарантии реализации прав и свобод человека в России
Свобода человека
Конституционные права и свободы
Конституционные принципы основных прав и свобод человека
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |