Что относится к методологическим характеристикам педагогического исследования
Методологические характеристики педагогического исследования
Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучить. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:
— тема: как это назвать?
— актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
-объект исследования: что рассматривается?
— предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
— цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?
-задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
-гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
— новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
— значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
— значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Методологические характеристики педагогического исследования.
В содержании рефлексии исследователя по поводу его научной работы можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество педагогического исследования:
— проблема, Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.
Первое приближение к определению темы редко бывает удачным. Улавливается, как правило, лишь то, что лежит на поверхности, нечто самоочевидное. Необходимо углубление в проблему, чтобы отразить ее в названии работы.
— задачи, дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Наконец, самым существенным признаком научной гипотезы является ее нестандартность или неочевидность.
— новизна, что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы.
— значение для практики. Естественно, что содержательному определению научной значимости соответствует такое же определение значения работы для практики.
Здесь мы вступаем в область очень сложных и тонких познавательных процедур, различений и категорий. Некоторые из них не вполне еще устоялись в педагогической науке.
Основные характеристики педагогического исследования
К основным характеристикам педагогического исследования, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
— объект и предмет исследования;
— методологические основы и методы исследования;
1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:
а) показать актуальность направления исследования;
б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;
в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;
г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);
е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;
ж) сформулировать противоречие.
з) выделить проблему исследования.
и) сформулировать тему исследования.
Основными ошибками при определении объекта и предмета исследования являются следующие:
— объект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования – процесс восприятия художественного образа детьми. Это скорее область психологии, чем педагогики;
— в качестве объекта исследования выбираются учащиеся или студенты, что не верно, не соответствует определению объекта педагогического исследования.
Цели педагогического исследования по истории педагогики также формулируются примерно одинаково: охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе.
Аналогично в педагогическом исследовании по сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких-то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании.
Гипотеза исследования.
1) научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);
2) эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если. то. );
3) рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);
4) нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные.
В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.
В объяснительной гипотезе раскрываются не условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.
Свойства научной гипотезы.
— Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.
— Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.
— Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.
— Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.
— с помощью теоретического обоснования;
— на основе передового педагогического опыта;
В педагогическом исследовании по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы не обязательна.
Приведем примеры удачно выстроенных гипотез.
1) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:
— организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;
— включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.
Пример неудачно сформулированной гипотезы: «соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом:
в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства».
Как видно, эти утверждения носят очевидный характер, вряд ли против них что-то можно возразить.
5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют егозадачи.
Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Чаще всего задачи формируются в 2-х вариантах.
Первый – простой – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.
Пример: тема «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике»:
— выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;
— выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;
— разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;
— проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.
Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели исследования.
Пример: тема «Формирование готовности школьников к выбору профессии».
1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;
2) определить и экспериментально проверить возможности курса «Трудовое обучение» в формировании у школьников готовности к выбору профессии;
3) обосновать содержание профориентационной работы;
4) определить формы и методы профориентации.
6. Методы исследования.
Ниже приведен перечень методов исследования, наиболее распространенных в педагогических исследованиях.
Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
В содержании рефлексии исследователя по поводу его научной работы можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество педагогического исследования:
Первое приближение к определению темы редко бывает удачным. Улавливается, как правило, лишь то, что лежит на поверхности, нечто самоочевидное. Необходимо углубление в проблему, чтобы отразить ее в названии работы.
— задачи, дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Наконец, самым существенным признаком научной гипотезы является ее нестандартность или неочевидность.
— новизна, что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы.
— значение для практики. Естественно, что содержательному определению научной значимости соответствует такое же определение значения работы для практики.
Здесь мы вступаем в область очень сложных и тонких познавательных процедур, различений и категорий. Некоторые из них не вполне еще устоялись в педагогической науке.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Методологические характеристики педагогического исследования.
Методологические характеристики педагогического исследования.
Методологические характеристики педагогического исследования.
Методология педагогического исследования
Бабкина Елена Анатольевна
Методология педагогического исследования
«Методология педагогического исследования»
Метод (греч. – способ познания) – «путь к чему-либо», способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.
Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Исследованием в педагогической деятельности понимают процесс и результат специально организованной научной работы, которая направлена на получение актуальных знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, его структуре, механизме, содержании, принципах и технологиях организации.
Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.
Методология педагогического исследования – это совокупность принципов, способов и форм организации педагогического исследования.
Задачи методологии в педагогическом исследовании:
1. Постановка и определение цели (целей) исследования. В данном случае необходимо учитывать уровень развития науки, потребности практической педагогики, социальный заказ, возможности научного коллектива и самого исследователя. 2. Исследование педагогических процессов, с целью установления внутренней и внешней позиции саморазвития, развития и обусловленности. 3. Изучение воспитательно-образовательных проблем с позиции различных наук о человеке (психологии, физиологии, психологии, генетики и т. д.). 4. Осуществление системного подхода в организации исследования. Наличие взаимосвязи между явлениями и элементами, структурой, их взаимоподчиненностью, динамикой изменений, особенностями, факторами становления и т. д. 5. Выявление противоречий в процессе воспитания и обучения, разработке рекомендаций по их устранению и предотвращению. 6. Осуществление связи теории с практикой. Разработка новых идей и их последующая реализация, должны опираться на реальный педагогический опыт, и не должны быть от оторваны от практической работы, реализуемой педагогами в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Методологические принципы педагогического исследования Организация эффективного педагогического исследования во многом зависит от методологических принципов и их соблюдения. Выделяют следующие методологические принципы педагогического исследования:
1. Принцип целостного изучения педагогического процесса или явления. Цель установления связи – это показ влияния разнообразных внешних факторов на формирование качеств личности и раскрытие механизма развития ребенка. 2. Принцип комплексного применения методов педагогического исследования. Согласно данному принципу в процессе изучения проблем педагогики выдвигается одновременно несколько задач, направленных на достижение поставленной цели исследования. 3. Принцип объективности подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования. 4. Принцип одновременного изучения личности и коллектива. Данный принцип основан на том, что личность раскрывается в процессе взаимодействия с окружающими и во время коллективной деятельности. 5. Принцип историзма. В принципе конкретного исторического подхода к изучаемой проблеме возможно выделение генетического аспекта – изучение происхождения объекта и основных этапов его становления и прогностического – предсказание перспектив развития явления.
Основные подходы к исследованию педагогических явлений
Основной критерий выбора метода – это обеспечение целостности, объективности и продуктивности их научного познания.
Выделяют следующие современные методологические подходы организации педагогических исследований:
Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы исследования разделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта, теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).
Методы педагогического исследования
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения методаподразумевает два аспекта:
— владение данным методом;
— умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.
При выборе методов педагогического исследованиянеобходимо руководствоваться следующими принципами:
· совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);
· адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;
· ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).
Эмпирические методы педагогического исследования
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.
К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что.
— на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
— достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
— личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.
Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.
Основные виды анкет:
— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);
— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);
— смешанные (комбинированные, предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.
Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. К условиям успешности беседы относятся её индивидуальный характер («с глазу на глаз», сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели.
Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком.К ним относятся возможности:
— управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т. д.);
— менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего;
— задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;
— использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;
— отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);
— ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.
Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с её помощью опроса. В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.
Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т. д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. Ещё одно достоинство методаизучения школьной документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения ряда школьных документов: возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиск в нём причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.
Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном,в двух аспектах:
— стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;
— в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации).
Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так,помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т. д.
Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.
Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.
Теоретические методы педагогического исследования
К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.
Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации, поиск данных по ключевым словам и т. д.
Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.
При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:
— сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;
— сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;
— соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;
— осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;
— обобщаться в виде кратких выводов.
Результатами теоретического анализа могут быть:
— установление степени достоверности полученных данных;
— выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;
— прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;
— определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;
— обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.
Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов.При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.
Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.
Признаки научной модели:
1) идеальная система, оптимизированная для изучения;
2) адекватно отражает объект исследования;
3) способна замещать моделируемый объект;
4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.
Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.
Использование в педагогическом исследовании математических методов
В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, а также методы статистического выявления связей.
К методам установления количественных зависимостей относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.).
Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследованиянекоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т. д.
При ранжировании рассматриваемые объекты и явления выстраиваются в определённой последовательности,например: наиболее важным присваивается 1-й ранг, менее важным – 2-й и т. д. Данный метод необходим, когда не существует готовой научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства, так как практически всегда можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, по количеству допущенных ошибок, по частоте ответов и т. д.
Шкалирование предполагает «введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.). При шкалировании каждому из выявляемых показателей приписывается определённое количество баллов, и на основе этого составляются шкалы оценивания изучаемого явления по каждому оценочному критерию. Как метод познания управляемого объекта шкалирование позволяет формализовать полученные данные, переводя их в числовые показатели, сравнивать их с существующими нормативами и выявлять отклонения, что существенно облегчает обработку больших массивов информации.
Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.
К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др. Общая особенность этих методов состоит в том, что с их помощью данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы
Сравнение элементарных статистик – метод, при котором сравниваются одноимённые показатели, полученные по разным критериям, в разных субсистемах, в разные временнь е отрезки существования объекта познания. Основными формами изображения сравниваемых показателей являются таблицы и диаграммы.
Метод корреляций – это метод статистического выявления взаимосвязей между полученными показателями. С его помощью математически определяются зависимости, устанавливаются закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания. Чаще всего в педагогическом исследовании используется простая линейная корреляция (корреляция Пирсона).
Факторный анализ – метод статистического выявления структуры эмпирических данных. Его суть состоит в том, что в результате логико-математической обработки большого массива данных из многих компонентов выделяются главные, играющие решающую роль. Эти компоненты являются переменными, отражающими выявленные исходные признаки, и называемые факторами. Переменные при использовании факторного анализа изначально рассматриваются как равноправные, их факторные нагрузки (уровни значимости каждой из переменных) определяется математически.
«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.
Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.
Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.
Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.
Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.