Что относится к методологическим характеристикам научного исследования
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Лекция № 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.
Актуальность
Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.
Логика обоснования должна быть примерно такой:
1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).
2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.
3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.
4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.
Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.
Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.
В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, « в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)
Проблема
Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».
Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:
1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;
2. Установить, имеются ли эти знания в науке.
Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.
Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»
Тема
Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.
Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).
После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».
Цель
После формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель исследования – это прогнозируемые результаты работы, это то, что необходимо достигнуть в итоге научной работы.
Цель непосредственно связана с проблемой исследования и направлена на решение этой проблемы. (см. п.2). Цель должна быть реальной (достижимой за время исследования), конкретной (не содержать неопределенных, неясных, слишком общих утверждений), диагностичной (проверяемой, контролируемой).
Цель формулируют, чаще всего, с помощью глаголов: разработать, обосновать, проанализировать, выявить, экспериментально проверить, спроектировать, смоделировать и т.п. Цель должна носить исследовательский характер. Нельзя формулировать цель с глаголами: изучить, рассмотреть, сформировать.
Формулировка цели должна содержать предмет исследования и указывать, что вы с этим предметом будете делать.
Например, тема исследования (для этой курсовой работы):
Гипотеза
Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем, при каких условиях, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза – это положения, выносимые на защиту, то, что проверяется в ходе исследования. В ходе исследования гипотеза должна либо подтверждаться, либо опровергаться. Гипотеза должна быть проверяемой, доказуемой, не должна быть очевидной.
Гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если А, то В» или «В существует при условии, что существует А», где А – условия, предмет исследования а В – ожидаемый результат, объект исследования. То есть формулировка гипотезы содержит объект и предмет исследования. Она предполагает, что если применить предмет исследования (методы. средства, условия, методику и т.п.), то объект изменится, улучшится, станет более эффективным.
. Гипотеза формулируется только в тех работах, где присутствует опытно-экспериментальная работа.
Например, тема исследования (для курсовой работы по теории и методике обучения БЖ):
Задачи
Цель исследования конкретизируется в задачах. Задача – это шаг, этап достижения цели. Решение всех поставленных в работе задач должно обеспечить достижение цели и проверку гипотезы. Выделяют 3 группы задач:
· Теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, функций изучаемого и способов преобразования и т.д. (определить содержание, структуру, сущность, функции, критерии; выявить формы, методы, принципы; обосновать новые подходы …)
· Практически-преобразовательная – связана с разработкой и апробированием методов, приемов, средств чего-либо, разработкой практических рекомендаций. (разработать методику, методические рекомендации, …); проведением опытно-экспериментальной работы (экспериментально проверить методические приемы, методику; проанализировать полученные результаты; выявить эффективность …), анализом состояния чего-либо (проанализировать…), моделированием, проектированием, проведением расчетов чего-либо и т.п.
Например:
Задачи:
1. Изучить современное состояние здоровья школьников.
2. Рассмотреть понятие здорового образа жизни и его составляющие.
3. Выявить методы, формы и средства формирования здорового образа жизни у обучающихся 7-х классов.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ЗОЖ с применением разработанной методики.
5. Проанализировать полученные результаты.
Задачи исследования, чаще всего, соответствуют параграфам научно-исследовательской работы.
Кроме выше представленных методологических характеристик существуют еще:
Новизна исследования
При осмыслении и оценке его результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос об их новизне: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Лекция № 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.
Актуальность
Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.
Логика обоснования должна быть примерно такой:
1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).
2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.
3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.
4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.
Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.
Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.
В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, « в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)
Проблема
Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».
Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:
1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;
2. Установить, имеются ли эти знания в науке.
Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.
Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»
Тема
Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.
Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).
После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».
Памятка для руководителя проекта: «Методологические характеристики исследования»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методологические характеристики исследования Учитель биологии МБОУ «Верхнетоемская СОШ» Афанасова Галина Сергеевна
Проектно-исследовательская деятельность школьников представляет собой эффективное средство достижения метапредметных результатов образования, а кроме того, способствует формированию и развитию предметных знаний и умений, и достижению многих личностных результатов (Бурцева О.Ю.).
Методологические характеристики исследования актуальность, проблема, на решение которой направлено исследование, объект и предмет исследования, тема, гипотеза, цель, задачи, методы, новизна, теоретические основания.
Актуальность исследования Почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас (почему данную проблему нужно решать именно сегодня)? В биологии актуальны целые научные направления: связаны с решением экологических проблем, актуальны исследования в области биотехнологии, валеологии, микробиологии и др. Актуальность здесь вытекает из противоречия: количество людей на планете Земля увеличивается, а ресурсы для жизни ограниченны. Необходимо обосновать актуальность самой темы в данном направлении. Хорошо, если в работе показаны теоретическая (научная) актуальность и практическая. Актуальность темы может объясняться и личностными мотивами.
Задание для учащихся: Для обоснования актуальности можно дать школьникам следующее письменное задание, которое состоит из нескольких этапов. 1. Напишите тему вашего исследования. 2. Почему эта тема вас интересует? 3. Что из этого вы знаете, умеете? 4. А что вы ещё хотите узнать, научиться делать в этой теме? 5. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
Проблема, на решение которой направлено исследование В одном исследовании решается только одна проблема. Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того, чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно формулировать в виде вопроса. Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему вашего исследования. 2. Сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание вашей исследовательской работы. 3. Если необходимо, скорректируйте тему и актуальность вашей научной работы. Пример. Тема исследовательского проекта ученика 5-го класса «Влияние света на развитие луковицы тюльпана». Вопрос (проблема): как свет влияет на развитие луковицы тюльпана? А зачем нужно это знать? Что б вырастить цветы на 8 Марта (актуальность).
Объект исследования Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме. Приведем примеры: Тема: Влияние света на развитие луковицы тюльпана. Объект: Луковица тюльпана. Тема: Взаимосвязь строения и функций сердца человека как элемента системы кровообращения. Объект: Сердце человека. Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему вашего исследования. 2. Над словом (словами), обозначающим объект исследования, напишите «объект».
Предмет исследования «Предмет исследования» – то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме. Определение объекта и предмета важно для того, чтобы ограничить свое исследование, не изучать сразу все, а направить свои мысли на что-то одно, конкретное. Определение предмета исследования избавляет школьника от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное». Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему вашего исследования. 2. Над словом (словами), обозначающим предмет исследования, напишите «предмет».
Гипотеза, на доказательство которой направлено исследование Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. По В.В. Краевскому: задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечали другие. Начинающим исследователям рекомендуется формулировать гипотезу, используя такой образец: «если …, то …». Пример. Если температура окружающей среды влияет на прорастание семян фасоли, можно подобрать оптимальную температуру для их хранения и высаживания в грунт. Важно помнить, что в одном исследовании может быть только одна гипотеза. Задание для учащихся: 1. Прочитайте составленные вами методологические характеристики исследования. 2. Что вы собираетесь доказать в своем исследовании? 3. Сформулируйте гипотезу, которую будете доказывать в исследовании. 4. Если необходимо, внесите коррективы в предыдущие методологические характеристики.
Цель – это сформулированный в общем виде желаемый результат Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели. Тема и цель исследования должны частично повторять друг друга. Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему и проблему вашего исследования. 2. Какой конечный результат вы хотите получить? 3. Сформулируйте цель вашего исследования (можно пользоваться словами-подсказками: выявить, установить, изучить, исследовать, найти зависимость, обобщить и т. д.). 4. Если необходимо, внесите коррективы в предыдущие методологические характеристики.
Задачи исследования Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В школьном исследовании их не должно быть много, рекомендуется сформулировать 3–5 задач. По задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта и заключение. Задачи делятся на теоретические и практические. Помните, что исследование считается состоявшимся только тогда, когда решены все поставленные в нем задачи. Формулировку задач можно начинать со слов: проанализировать, классифицировать, пронаблюдать, провести эксперимент, описать, объяснить, сравнить, смоделировать, составить прогноз, разработать, выявить, установить, дать определение, обобщить… Задание для учащихся: 1. Прочитайте цель вашего исследования. 2. Что нужно сделать, чтобы достичь цели? 3. Сформулируйте 3–5 задач для достижения цели вашего исследования (можете пользоваться словами-подсказками).
Методы исследования Методы исследования связаны с тем, какими средствами (способами) будет проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретические (например, анализ, объяснение) и эмпирические (например, опыт, наблюдение); общенаучные (например, описание, сравнение) и частные (например, метод световой микроскопии) и др. Обычно ученику сложно полностью самостоятельно подобрать адекватные методы, поэтому здесь необходима совместная с научным руководителем работа. Методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности (биология, экология, психология): наблюдение, описание, объяснение, тестирование, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг. Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему, цель и задачи вашего исследования. 2. С помощью каких средств вы планируете выполнять исследование? 3. Сформулируйте методы вашего исследования.
Новизна исследования Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения чего-то нового и проводятся научные работы. Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результата исследования. Конечно, новизну мы определяем для ученика. Вряд ли школьнику удастся открыть что-то новое для науки, хотя этот вариант исключать нельзя. Эта методологическая характеристика исследования – новизна предполагает определение того нового знания, которое получит лично исследователь в результате научной работы. Задание для учащихся: 1. Прочитайте тему и методологические характеристики вашего исследования. 2. Что нового для себя вы планируете узнать в ходе исследования? 3. Чему планируете научиться в ходе исследования? 4. Где можно будет использовать полученные вами знания и умения? 5. Сформулируйте новизну вашего исследования.
Теоретические основания исследования Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже сделано до вас. В теоретических основаниях исследования нужно указать те теории, законы, закономерности, идеи, которыми исследователь будет пользоваться в ходе работы. Обязательно нужно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми воспользовался ученик, а затем отразить их в библиографии.
Основные части исследовательского проекта 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение или методологические характеристики исследования. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Библиография. 7. Приложения.
Составление доклада для конференции Доклад должен быть ярким, четким, проиллюстрированным. Можно читать, но лучше, рассказывать. Соблюдать регламент (5-7 мин и несколько минут на вопросы докладчику). Текст доклада должен обязательно включать в себя: 1. Обращение к слушателям (например, «Уважаемые члены жюри и участники конференции!»). 2. Информацию о теме исследования («Представляю вашему вниманию исследовательский проект «Биохимические процессы как основа метаморфоза у насекомых»). 3. Информацию об актуальности, проблеме, цели, гипотезе исследования. 4. Краткое изложение хода исследования, наиболее яркие его моменты, самое интересное в проекте. 5. Выводы, к которым пришел автор исследования. 6. Перспективы дальнейших исследований. 7. Завершение выступления («Спасибо за внимание» или «Благодарю за внимание»).
Научный стиль речи У неполовозрелой особи Homo sapiens женского пола по имени «Таня» отмечено выраженное усиление секреторной активности слёзных желёз, которое проявляется интенсивным хорошо заметным слёзоотделением. Вероятной причиной усиления активности слёзных желёз является случайное перемещение игрового объекта «мяча» на водную поверхность. Наблюдатель предложил Тане снизить интенсивность слёзоотделения, мотивируя это тем, что средняя плотность мяча ниже плотности воды. Таким образом, мяч обладает положительной плавучестью и не сможет опустится ниже уровня поверхности (утонуть). Используем безличные предложения.
Методологическая характеристика научного исследования
Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучать. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:
— Актуальность: Почему именно эту проблему нужно в настоящее время
изучать?
— Объект исследования: что рассматривается?
— Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие
ему отношения, аспекта и функции выделяет исследователь для изучения?
— Цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в
общих чертах видится этот результат еще до его получения?
— 3aдачи: что нужно сделать, чтобы цель была доступна?
— Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что
исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
— Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было
сделано, какие результаты получены впервые?
— Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки
вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее
содержание?
— Значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно
исправить с помощью полученных ходе исследования результатов?
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав
Методологические подходы в научном исследовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие методологии
Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.
Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.
Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.
Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.
Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.
Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными свойствами методов являются:
Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.
Методологические принципы научного исследования
Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.
Методология основывается на следующей системе принципов:
Основные методологические подходы
В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы: