Что относится к методам опроса
Метод опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление о методе опроса
В социально-психологических исследованиях особое место занимает метод опроса.
Это вербально-коммуникативный метод, суть которого заключается во взаимодействии двух субъектов – респондента и исследователя для получения ответов на заранее сформулированные вопросы.
Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.
Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.
Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.
По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:
При составлении вопросов существуют определенные правила:
В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.
Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.
Существуют разные методы опроса, среди них:
Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.
Критерии классификации опросов
Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:
Основные методы опроса
Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.
Метод экспертного опроса
Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:
Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;
Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;
Метод опроса
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Содержание
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный [1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Метод опроса» в других словарях:
метод опроса — сюда относятся: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
метод опроса — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN interrogation method … Справочник технического переводчика
метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Этнопсихологический словарь
МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интерфейс, использующий метод опроса абонентов — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN polled interface … Справочник технического переводчика
Метод лестницы — или лэддеринг метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно следственных связей между свойствами (attributes)… … Википедия
Метод анкетирования — Метод анкетирования психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. В социологии анкетирование это… … Википедия
Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия
Метод интервью — психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды интервью … Википедия
Что такое опрос – определение, методы распростанения и примеры
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое опрос?
Опрос — это метод исследования, используемый для сбора данных от определенной группе респондентов. Они могут иметь несколько целей, и исследователи могут проводить их различными способами. В 2021 году исследования имеют высокую популярность, и поэтому нам важно понять преимущества социальных исследований, используя правильный инструмент опроса.
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое онлайн-опрос?
Это наиболее удобный способ связаться с респондентами, поскольку он занимает меньше времени, чем традиционный способ сбора информации посредством индивидуального взаимодействия. В качестве стимула для участия в таких онлайн-исследованиях компании предлагают награды, такие как подарочные карты, бонусные баллы, которые впоследствии можно обменять на товары или услуги, бесплатные мили авиакомпаний, скидки на заправках и т.д. Исследования с вознаграждением — это беспроигрышная ситуация как для бизнеса, так и для респондентов.
Ниже основные плюсы онлайн-опросов
В онлайн-исследовании погрешность невелика, так как респонденты регистрируют свои ответы с помощью простых кнопок выбора. Традиционные методы требуют вмешательства человека, и, как показывает практика, это увеличивает погрешность на 10%.
В онлайн-конструкторе компания имеет возможность разработать свою анкету в соответствии с брендом. Использование логотипов и аналогичного цвета и шрифтов бренда дает компаниям преимущество, поскольку респонденты могут лучше общаться с брендом.
Ведущие сервисы по созданию опросов имеют готовые шаблоны, разработанные экспертами, которые облегчают проведение исследований. Они проверены и подойдут для каждой отрасли, что делает исследование еще более эффективным.
Как создать хороший опрос?
Как объяснялось ранее, опрос обычно начинается, когда человек, компания или организация сталкиваются с необходимостью в получении информации, а имеющихся данных недостаточно. Примите во внимание следующие рекомендации:
Опрос не имеет смысла, если цель и результат не запланированы до его создания. Метод и план исследования должны быть представлены в виде практических этапов, а также выборки, запланированной для исследования. Соответствующие методы распределения для этих образцов также должны быть внедрены с самого начала.
Важно всеми возможными способами избегать лишних вопросов. Их объем должен исходить только от тех данных, которые необходимо собрать.
Одним из факторов, который может привести к высокому проценту отсева, является то, что респондент считает язык трудным для понимания. Поэтому крайне важно использовать в опросе легко понятный текст.
Используйте вопросы которые представляют наибольшую ценность для исследования, будучи при этом наиболее простыми для понимания и ответа респонденту. Использование закрытых вопросов или вопросов с множественным выбором, помогает увеличить частоту ответов на опрос.
Если вы используете вопросы по шкале оценок, убедитесь, что шкалы согласованы на протяжении всего исследования. Использование шкал от −5 до +5 в одном вопросе и от −3 до +3 в другом вопросе может сбить респондента с толку.
Логика является одним из наиболее важных аспектов проектирования опроса. Если логика ошибочна, респонденты не смогут закончить опрос желаемым путем. Логика должна быть применена и проверена, чтобы при выборе опции отображался только следующий логический вопрос.
Методы распространения опроса
Вы можете распечатать/опубликовать QR-код в журналах, на вывесках, визитных карточках или на любом другом объекте/носителе. Пользователи с телефоном, оснащенным соответствующим приложением для чтения кода, могут сканировать изображение, чтобы открыть опрос в браузере телефона.
Можно провести опрос по электронной почте, а затем выбрать респондентов для личного интервью. Данные опроса иногда также получаются с помощью анкет, заполняемых респондентами в группах, например, школьным классом или группой покупателей в торговом центре.
Как видите, вы можете использовать один или несколько вышеперечисленных методов, в зависимости от цели исследования и используемых ресурсов. Многие факторы играют определенную роль в способе распространения опросов, таких как стоимость, тип исследования, гибкость вопросов, время для сбора ответов, статистический анализ данных, который необходимо выполнить, и готовность респондента принять участие в исследовании.
Вот несколько качественных русскоязычных сервисов по созданию опросов — Surveysparrow, Webask или Google формы.
Методы опроса
Общие требования к методам опроса.
Методы опроса по частоте применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их высказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комплексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.
Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).
Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.
Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.
Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное — для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.
Виды опросов:
— групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;
— очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;
— устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;
— целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;
— специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);
— стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы’,
— глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как свободный разговор людей, один из которых говорит, а другой терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;
— сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.
По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанну шкалу;
— закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;
— полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).
По цели вопросы разделяются на:
— содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления;
— функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса;
— вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов;
— контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»);
— буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.
Опрос включает следующие этапы:
— Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач — создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение — завязка, начало опроса — момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.
— Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
— Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.
Диагностическая беседа.
Беседа — это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.
Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.
Беседа может использоваться для достижения следующих задач:
— выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;
— установления его отношения к ним;
— выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;
— исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;
— установления причин его аномального поведения;
— изучения особенности среды, в которой находится испытуемый;
— выявления его нравственных позиций, ценностных ориентации, ближайших целей и т.д.;
— изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.
Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.
На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:
— с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);
— как перейти к основной теме;
— как удержать инициативу;
— какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;
— как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения;
— как правильно выйти из диалога.
На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.
Интервью в системе диагностики.
Интервью — это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает.
Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.
Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опросить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.
Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.
Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.
Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в контакт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжато излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить интерес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от угощения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью всегда подчеркнуто индивидуально.
Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога вопроса.
Заключительная фаза — продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.
Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:
1. Постановка цели. При помощи интервью решаются различные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:
— поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;
— интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуальных различий;
-интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;
— интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).
2. Предварительная подготовка. Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.
3. Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные, получить у них письменное согласие на неограниченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.
По мере разворачивания интервьюирования понимание педагогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внимание только на те данные, которые способствуют достижению поставленной цели, а не убодят от нее.
Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий участия в диагностике для данного человека.
4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.
Анкетирование в диагностической деятельности.
Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагностируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количественного анализа и удобен в обработке.
В педагогической диагностике применяются следующие виды анкет:
— анкета-интервью — опросный лист, который вручается респонденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);
— почтовая анкета — рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;
— анкетирование в среде — распространение анкеты среди определенной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетирование во время классного часа, родительского собрания, педагогического совета;
— стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки одного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителями, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.
К анкете предъявляются следующие основные требования:
— во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;
— вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
— следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
— в начале анкеты необходимо задавать вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
— вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;
— на заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее время (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).
В структуру анкеты входят:
— вступление (его цель — убедить респондента принять участие в опросе, дать короткую характеристику опроса);
— основная часть отвечает целям диагностики;
— реквизитная часть позволяет провести идентификацию респондентов для дальнейшей их группировки.