Что относится к методам активизации родителей

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»

Формы работы с родителями.

Родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в педагогическом процессе, в организации жизни образовательного учреждения, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев, участие родителей и детей в творческих конкурсах, выставки детских работ, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые беседы и консультации, анкетирование родителей, посещение семей детей, размещение материалов по интересующим вопросам в уголках для родителей, в папках – раскладушках, на информационных стендах и т. д.

Анкетирование родителей является важным источником информации о компетенции родителей в вопросах воспитания детей и о их представлениях о педагогическом процессе в ДОУ. Анкетирование помогает выстраивать партнрские отношения с родителями и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных мероприятий. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы познавательного, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, воспитание культурно-гигиенических навыков, взаимодействие детей в игре. Таким образом, использование современных форм и методов в работе с родителями помогает социализации детей в дошкольном учреждении, а в последствии и в школе, благотворно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социальногопознания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

1. «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса» (методические рекомендации).— Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

4. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» 2006г.

Источник

«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителейв единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

• повышение педагогической культуры родителей.

• вовлечение родителей в деятельность БДОУ,

• совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителеймы работаем над решением следующих задач:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги,решая данные задачи:

• Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.»;

• Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

• Занятость родителей, отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

• Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители», «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями:

• не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют», а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут»; и т. д. ;

• не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 %, при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители, или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание, то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию. Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному», ни повестки, ни решения.

• Не желание прислушиваться к потребностям родителей, а точнее не изучать их запрос.

• Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога,так как педагог должен владеть:

трудовыми действиями: «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями: «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями: «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении:

День открытых дверей. Очень малое количество родителей, которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей, что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями, принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.).

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей. (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания,проводимые в нетрадиционной форме: Круглого стола «Детские капризы и упрямство», Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком», Тренинг «В школу собирайтесь», Квест «Родительские директивы» названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные, и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы» были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали», родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители, но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию, отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей:

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

«Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

«Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

«Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

«Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

«Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

«Передай улыбку по кругу»

«Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

«Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

«Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

«Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

— с помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

— с помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма).

— с помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

— с помощью игр «Займи место», «Зайкин домик», «Подводная лодка» и т. д.

— с помощью считалки

— с помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности:

— переход хода (по кругу,

— отвечаем вместе, парой,

— на каждое задание новый капитан (передается фуражка)

— инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

— игра «Ромашка», каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

«Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

— круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

-любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями,используя разные формы работы:

• нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

• дни открытых дверей,

• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

• организация совместной трудовой деятельности,

• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

• индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Информационный семинар «Способы активизации по включению родителей в образовательную деятельность» Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Слайд 1 В соответствии с законом «Об образовании.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Формы и методы работы с родителями (из опыта работы) Как заинтересовать родителей в совместной работе? (из опыта работы) Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в домашних условиях» Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас,.

Методы вовлечения родителей в жизнь группы «Секреты профессии от Анны Николаевой» Есть детские сады, в которых работа с родителями поставлен очень хорошо, родители активны, им приятно.

Консультация для родителей «Методы и способы развития мелкой моторики у детей» (средняя группа) Консультация для родителей на тему «Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы.» Цель: Познакомить родителей с разнообразием.

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре Путь в королевство музыки “Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать.

Роль картинок-раскрасок в активизации детей на занятиях Все дети любят раскрашивать картинки. Готовы долго и упорно водить карандашом по бумаге, лишь бы увидеть готовый рисунок и порадоваться.

Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп. Благоприятным временем становления познавательной деятельности.

Источник

Методы активизации родителей

Что относится к методам активизации родителей Людмила Шнайдер
Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

Методы, имеющие активизирующий характер:

— вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом,

— постановка дискуссионных вопросов,

— предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения,

— приведение примеров из литературных источников.

Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Считается, если лектор пришел с установкой на монолог, он заранее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса,например: «Какого ребенка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребенку игра»? и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т. е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы,например: «Нужно ли использовать физические наказания?», «Как применять метод «игнорирования ребенка?», «Идти ли на уступки детям?» и т. д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е. П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос,например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование, определить по степени значимости ряд понятий. Например,задать вопрос: «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?» Можно также предложить родителям перечислить все показатели готовности, включающие нравственно-волевую, мотивированную, интеллектуальную, специальную и другие виды готовности ребенка к школе. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца (до следующей встречи, например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

— просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше. Так, одна мать, увидев своего ребенка, выбегающего из помещения детского сада с криком «Ура!»,удивилась и воскликнула: «И это мой сын!»

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть,но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия»вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

Помимо методов активизации родителей,рекомендуется использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его. Рассмотрим эти методы подробнее.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Приведем несколько примеров использования ситуаций.Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь».Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?»«А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка,который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?»

Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. Часто родители соотносят предлагаемые ситуации с собственным опытом воспитания, приводят примеры. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др.

Следующий метод, более сложный, — решение педагогических задач,требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.

Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?» Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

Приведем пример решения педагогической задачи из книги Г. Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике»: «Пятилетний сын заревел в три ручья: ему запретили бить в барабан, потому что в доме гости, и он мешает беседе взрослых.Можно сказать: «Перестань реветь!», можно обласкать, уговорить, можно отвлечь.Но вот иной вариант решения: «Тебе хочется плакать? — говорит мама. — Иди-ка, милый, в ванную, закройся там и поплачь. Ладно?» Сын поплелся плакать, но уже в коридоре почувствовал, что делать это ему расхотелось. Постоял.А тут и мама: «Все, уже не плачешь? Ну, иди к нам — только играй тихо». Этот простой прием решила применить другая мама к своей дочке. Как только Ира заплакала,она сказала ей: «Иди в ванную и плачь там!» Прием не сработал. Дочка в ванную не пошла. Мать дотащила дочку до ванной и заперла ее там.Положение осложнилось: Ирочка рыдала».

Вопросы к родителям: «Дайте оценку эффективности использования одного и того же метода в сходных ситуациях, но по отношению к различным детям. Почему в одной ситуации прием «сработал», в другой — нет? Можно ли дать готовые рецепты, как поступать при воспитании детей в каждом конкретном случае?»

Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку, есть ли среди них взаимоисключающие, как ребенок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т. д. Можно дать советы родителям: прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребенка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребенок понял их указания, что подумал, почувствовал. Родители часто не могут понять ребенка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны. Так, мама, рассердившись на ребенка за испачканный костюмчик,пригрозила: «Да я тебя сейчас прибью!»Ребенок спросил: «А как? Гвоздиком?»

Поскольку родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлениями о должном. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.

Применение описанных методов приведет родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Е. П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке.Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Помимо рассмотренных методов, вводятся элементы тренинга. Например, упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации на глубокий вдох произнести звук «я» — задержка дыхания, медленный выдох. Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа, окунания в воду. Важно регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабить их даже в конфликтной ситуации.Хорошо задавать себе вопрос: «А как мое лицо? Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске-лице, тем быстрее гасятся раздражение, негативные эмоции.Особенно это надо помнить женщинам: излишнее напряжение способствуют образованию преждевременных морщин. Можно предложить родителям выполнить упражнение на интонацию. Б. Шоу писал, что «есть множество способов сказать «нет», «да» и только один способ эти слова написать».

Вовлечение родителей в образовательный процесс. Современные формы и методы взаимодействия План саморазвития педагога МБДОУ детского сада «Ивушка» Осиповой К. А. на 2017-2018 учебный год «Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:»Методы определения ведущей руки» Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования» Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов.

Консультация для родителей «Методы закаливания ослабленных детей» Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами.

Что относится к методам активизации родителейМастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ» Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ» Воспитатель МБОУ «Куломзинская СШ» Лобурец И. А. (октябрь, 2018г.) Цель: дать родителям.

Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях для старшего дошкольного возраста Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях (старший возраст) Развитие речи детей занимает центральное место в подготовке.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Современные методы активизации партнерских отношений ДОУ и семьи по укреплению здоровья детей Семейные спортивные олимпиады – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *