Что относится к метапредметным результатам обучения

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

Что относится к метапредметным результатам обучения

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

К таким метаумениям относятся:

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

Умение работать в коллективе:

Умение осуществлять познавательные действия:

Умение использовать компьютерные технологии:

Наличие коммуникативных умений:

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Что относится к метапредметным результатам обучения

Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».

Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.

Как достичь метапредметных результатов

Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».

Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.

Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.

Как проверить метапредметные результаты освоения

Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:

Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.

Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.

Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.

Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.

Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок

Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Источник

Доклад «Метапредметные результаты обучения по ФГОС как новый формат оценки уровня образованности современных детей. Что это такое?»

Ольга Владимировна Чудовская,

организатор образовательного процесса

МБОУ «СОШ 7», город Губкинский, ЯНАО,РФ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС

КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

первую очередь учить детей мыслить —

причём всех детей, без всякого исключения.

Василий Васильевич Давыдов

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.

Задача метапредмета в целом — способствовать воспитанию современной всесторонне развитой личности, которая сможет найти себя в мире. А само понятие «метапредметные результаты» обучения включено в регламентирующий процесс образования ФГОС.

Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС.

Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет.

К таким метаумениям относятся :

задатки творческого мышления ( определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);

регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.).

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картины мира. Это позволяет объединить личное, познавательное, общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования.

Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность :

самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;

уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

организовывать совместную познавательную деятельность с учителем

и одноклассниками, сотрудничать;

эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять

свои интересы коллективным;

находить общее решение, которое будет удовлетворять общим

проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и

аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

определять суть понятий, обобщать объекты;

самостоятельно находить критерии и основания для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи;

выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и

создавать, использовать и изменять символы, знаки;

создавать схемы и модели для решения различных познавательных или

осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его

содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

использовать различные источники получения информации с помощью

определять надежность и достоверность источника;

уметь выбирать нужную информацию;

знать способы передачи, копирования информации;

использовать возможности Интернета для продуктивного общения,

Наличие коммуникативных умений:

полноценное владение устной и письменной речью;

уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от

ситуации и задачи коммуникации;

с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции,

поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво

донести до него свои мысли и доводы;

иметь высокую культуру речи.

Виды активности, определяющие успешность каждого уровня

метапредметных результатов, представлены 5 (пятью) позициями:

Личностные. Их основополагающим критерием является ответ на

вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.

Связанные с познанием. То есть умение поставить задачу обучения,

выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.

Связанные с логикой. Определяются способностью анализировать,

устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение.

Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность

вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.

Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у

ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).

В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников.

Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы.

Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются:

вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание

посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов);

трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках

отдельных уровней метапредметных результатов;

замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных

учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель).

Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.

Предполагаемые итоги образования детей по системе:

Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:

способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в

разных ситуациях; формирование коммуникативной компетенции;

умение адекватно устанавливает границы уже известного и

способность ставить и формулировать для себя цели действий,

прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;

умение извлекать нужную информацию из разных видов источников,

систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;

рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в

умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные

факты, устанавливать между ними логические цепочки.

Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.

В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.

Порядок проверки метапредметных результатов:

Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии). Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС). Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов.

Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.

Метапредметные результаты каждого ребёнка суммируются, начиная с начальной школы.

Распределение оценивающей деятельности:

Оценивающая деятельность ученика заключается в следующем:

выполнении заданий, полученных от учителя (тестового характера или

создании проектов, интегрирующих знания, умения и навыки из разных предметов);

ведении дневника или листа самооценки;

выставлении оценок своей работе, а также работе одноклассников.

Оценивающая деятельность педагога сводится к:

проектированию заданий для учеников;

наблюдению за ходом их деятельности (с занесением в специальный

выбору формы проверки (фронтальной, групповой, индивидуальной,

письменной, персонифицированной, неперсонифицированной);

выставлению баллов и комментированию ответов.

Оценивающая работа методистов заключается в:

разработке методических указаний для составления заданий для

составлении карты оценивания учащегося;

анализе работы конкретного класса на основании

персонифицированных или неперсонифицированных проверок.

Приведу пример в начальной школе:

При проверке метапредметных результатов анализируются все УУД. Проверка метапредметных результатов включает также и уровень владения детьми ИКТ в рамках изучаемого предмета. При оценке результатов по каждому метапредмету анализу подлежат все уровни УДД.

Составлять тему урока из данных вразброс слов («хорошо», «что», «плохо», «такое», «что», «и», «такое»).

Вместе с учителем составлять план урока (формулировка может быть такой:»Как вы думаете, о чём мы будем говорить в рамках этой темы?» и т.д.)

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям (например, классические задания «Найди 10 отличий»: злой и добрый человечек отлично впишется в тему урока).

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное (стихотворение Маяковского «Крошка сын к отцу пришёл…»);

Понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

Таким образом, м етапредметные результаты дают возможность контролировать процесс образования, направленный на освоение детьми разных способов познания. Такой современный подход к мониторингу обучения, развития и воспитания основывается на проверке качества применяемых ребёнком универсальных учебных действий. Ребята могут обрабатывать информацию из максимального количества областей знаний.

На сегодняшний день, как показывает практика, это самый прогрессивный способ «отформатировать» привычный репродуктивный способ передачи нового подрастающему поколению.

Источник

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации
размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *