Что относится к материальным технологиям
Разновидности технологий, их характеристика
Наиболее распространена классификация технологии по видам потребительных стоимостей :
— Материальная технология, или технология материального производства, т.е. технология производства материальных благ:
Материальная технология – машина, т.е. совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин, технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника между человеком-исполнителем технологии и предметом труда. Человек-исполнитель приводит их в действие, а машины-посредники выполняют совокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).
— Нематериальная (социальная) технология, т.е. технология сферы образования, науки, здравоохранения и т.д..
Социальная технология от материальной отличается прежде всего продуктом. Он является нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина-посредник, задающая приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек-исполнитель и человек-потребитель услуги взаимодействуют. Именно по этому социальные технологии отличаются высокой ролью человека-исполнителя.
Существует еще один вид классификации технологии по самому важному функциональному признаку:
— базовые, или основные, технологии, совокупность которых традиционно называют технологией производства;
— вспомогательные, которые традиционно называют экономикой производства.
Все виды экономической деятельности немыслимы без технологии. Только технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные блага в виде снабжения, сбыта продукции, учета запасов сырья. Базовые и функциональные технологии могут быть как материальными, так и нематериальными. От качества базовых материальных технологий производств зависит эффективность производственного процесса. Вспомогательные технологии призваны обслуживать базовые.
Все оставшиеся виды классификации технологии рассматривать не будем, т.к. они позволяют выявить менее общие и менее значимые характеристики технологического многообразия.
Урок на тему: Современные технологии материального производства
Тема: Современные технологии материального производства
-ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
— самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
Изучение нового материала
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.
Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека. Антропогенный фактор однако способствует тому, что материальное производство приводит к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Поэтому объёмы и формы производственной деятельности необходимо контролировать.
Управление технологическими процессами
Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.
Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).
Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).
Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.
Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.
Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.
Информационные технологии в обучении
Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.
Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:
Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:
• дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.
Все мы знаем, что человек — один из самых любопытных и умных живых организмов планеты, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый день, неделю или месяц на свет появляются все новые и новые открытия и изобретения. С того момента, как первый пещерный человек научился обращаться с камнем и изготавливать заостренные орудия, прошло не так уж много времени, и вот мы уже во всю пользуемся благами цивилизации, такими как электричество и Интернет. Несмотря на тот факт, что мы прожили лишь 15 лет в новом тысячелетии, за это время человечество успело достигнуть необычайных успехов в развитии технологий и науки. И, что не может не радовать, никто не собирается останавливаться на достигнутом. Ниже вы найдете 25 удивительных изобретений, которые уже появились в XXI веке и заставили по-новому оценить потенциал человечества.
Если честно, трудно представить реальную пользу от виртуальной клавиатуры, но если вы желаете впечатлить друзей, то это именно то, что вам нужно. Только не забывайте, что этот гаджет обойдется вам в кругленькую сумму.
Башня Бесконечности в Южной Корее вошла в список 25 лучших изобретений по версии журнала Time в 2013 году. Она стала первым небоскребом в мире, который в течение нескольких часов в сутки обеспечивает беспрепятственный обзор неба, находящегося за ним. Ее строительство будет завершено в 2016 году. Архитекторы всего мира расценивают ее как настоящее архитектурное чудо, которое раскроет новые горизонты в мире архитектуры и инженерии.
Искусственные воспоминания
Тесное сотрудничество Института мозга Японии (Riken Brain Science Institute) и Массачусетского технологического института Обучения и Памяти (Picower Institute for Learning and Memory) привело к открытию способа создания ложных воспоминаний в мозге мышей. Этот прорыв в медицине значительно расширяет наше понимание человеческой памяти и расширяет горизонты психиатрии в отношении психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство и депрессии.
Телепортация
При помощи процесса, вовлекающего в себя эксперименты со светом и материей, исследователи из Калифорнийского технологического института смогли телепортировать протон, в то время как исследователи из Национального университета Австралии успешно завершили эксперимент по телепортации лазерного луча. Эти достижения позволили ученым надеяться, что со временем настанет черед и более крупных объектов.
Бионические контактные линзы
В 2013 году ученые создали и успешно испытали функционирующий прототип бионических линз с беспроводной антенной и однопиксельным дисплеем. Инженеры протестировали линзы на кроликах в течение двадцати минут и не выявили никаких проблем. Ожидается, что линзы выйдут на рынок в ближайшие несколько лет.
Команда исследователей и ученых Национального университета Тайваня считают, что мониторинг за тем, сколько человек употребляет пищи, напитков, кашляет и говорит, снабдит их лечащих врачей необходимой информацией для того, чтобы следить за правильным питанием и режимом диеты. Сбором этой информации займется зубной датчик, который может измерять ускорение, и определяет чем занят человек, исходя из движения его зубов.
Таблетка с камерой
Те, кто имел несчастье испытать на себе всю прелесть гастроскопии, наверняка оценят это изобретение. Теперь вместо инвазивного зонда пациентам, страдающим от язвы и других подобных заболеваний, понадобится проглотить лишь таблетку, оснащенную микроскопической камерой, чтобы провести диагностику их пищеварительного тракта
Это экстракорпоральное устройство подарит надежду всем тем, кто страдает от острой печеночной недостаточности. К сожалению, биоискусственная печень не может постоянно заменять настоящую, но она послужит отличным вспомогательным устройством и поможет улучшить качество жизни пациентов, ожидающих своей очереди на трансплантацию
Билборд, который производит чистую воду
Инженерно-технологический университет Перу в сотрудничестве с рекламным агентством Mayo DraftFCB разработал билборд, способный преобразовывать атмосферную влагу в питьевую воду. Недостаток чистой питьевой воды – отдельная проблема для Перу, это изобретение позволит улучшить качество жизни местного населения.
ReWalk
ReWalk — это революционный экзоскелет, который позволяет людям с повреждениями спинного мозга начать ходить вновь. Устройство совсем недавно появилось на рынке и уже обрело широкую популярность среди людей с ограниченными способностями.
Искусственная поджелудочная железа
Искусственная поджелудочная железа работает на основе технологии, позволяющей помочь людям с диабетом контролировать уровень глюкозы в крови посредством механизмов, присущих здоровой поджелудочной железе. Первым пациентом, испытавшим на себе этот прибор, стал четырехлетний австралиец Ксавье Хеймс, страдающий от диабета 1 типа.
Имплантат сетчатки предназначен для частичного восстановления зрения у людей, потерявших его из-за дегенеративных заболеваний глаз. Изобретение этого приспособления дало надежду обрести зрение миллионам людей со всего мира. Имплантат сетчатки Argus II получил доступ на американский рынок в феврале 2013 года, а на европейский — два года назад, став первым в мире официально одобренным имплантатом такого рода.
Искусственное сердце AbioCor
Роботы-помощники во время операций
Хирурги уже некоторое время пользуются роботизированными руками, однако теперь появился робот, который может самостоятельно проводить операцию. Группа учёных из Университета Дьюка (Duke University) уже протестировала робота. Они использовали его на мёртвой индейке (поскольку мясо индейки имеет схожую структуру с человеческим). Успешность роботов оценивается в 93%. Конечно, ещё рано говорить об автономных роботах-хирургах, однако данное изобретение является серьёзным шагом в этом направлении.
Устройство, читающее мысли
«Чтение мыслей» — термин, используемый психологами, который подразумевает подсознательное обнаружение и анализ невербальных сигналов, например, выражений лица или движений головы. Такие сигналы помогают людям понять эмоциональное состояние друг друга. Это изобретение является детищем трёх учёных из MIT Media Lab. Читающая мысли машина сканирует сигналы мозга пользователя и оповещает о них тех, с кем происходит общение. Устройство может быть использовано для работы с аутистами.
Глазописец
Это устройство с целью помочь в общении людям, прикованным к постели. Глазописец – общее творение исследователей из Ebeling Group, Not Impossible Foundation и Graffiti Research Lab. В основе технологии лежат дешёвые, отслеживающие движение глаз очки, оснащённые программным обеспечением с открытым исходным кодом. Такие очки позволяют людям, страдающим нервно-мышечным синдромом, общаться, рисуя или записывая на экране при помощи фиксирования движения глаз и преобразования его в линии на дисплее.
Основные технологии материального производства, классификация информационных и сельскохозяйственных технологий
Урок 4. Основные технологии материального производства. Классификация информационных и сельскохозяйственных технологий
На иллюстрациях представлены производственные процессы полировки изделия.
Обратите внимание: один и тот же способ обработки используется в разных отраслях производства.
Вы узнаете об основных технологиях, типичных для большинства отраслей современного материального производства; о технологиях сельскохозяйственного производства.
Вы познакомитесь с классификацией информационных технологий.
Материальное производство, растениеводство, грибоводство, животноводство.
Основное содержание урока
В современной экономике основной сферой является материальное производство. В его состав входят промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь и другие отрасли, относящиеся к заготовкам, торговле и оказанию материальных услуг.
Во всех этих отраслях процессы производства очень разнообразны. Но в них есть универсальные технологические процессы:
- технологии добычи сырья и получения материалов для производства; технологии обработки материалов; технологии сборки; технологии отделки; технологии упаковки.
Технологии добычи сырья и получения материалов для производства продуктов труда — это исходные технологии для отраслей промышленности. Например, для машиностроения это добыча железной руды, выплавка чугуна и стали.
Технологии обработки материалов используются в промышленном производстве для получения полуфабрикатов, деталей. Основными технологиями обработки материалов являются литьё, формование, дробление, резание, сварка, термообработка, химическая обработка, электрофизическая и электрохимическая обработка.
Технологии сборки применяются там, где из отдельных частей нужно собрать целое изделие. Детали соединяют за счёт сил трения, резьбового соединения, сшивания, соединения на заклёпках, а также сваркой, пайкой, с помощью различных видов клея.
Технологии отделки осуществляются на последней стадии производства. Для этого применяют способы механической обработки поверхности: шлифование, полирование, разглаживание (влажно-тепловая обработка ткани). На поверхность некоторых изделий наносят дополнительные покрытия: плёнку, пластик, керамику, ткани, листовые металлы, краску и т. п.
Технологии упаковки готового продукта труда обязательны для большинства пищевых производств (макаронные, молочные, кондитерские и другие изделия) и производства товаров массового спроса (одежда, аппаратура и др.).
Эффективность любой деятельности в современном производстве определяется эффективностью использования информационных технологий.
Чтобы правильно выбрать технологию, нужно использовать классификацию.
Информацию можно классифицировать по способу получения и форме представления. По способу получения информация подразделяется на визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную, вкусовую, тактильную, а по форме представления — на образную, знаковую, символьную, сигнальную, графическую.
Информационные технологии зависят от средств обработки информации. К ним относятся средства записи, сохранения, воспроизведения, обработки и преобразования информации.
По форме и средствам осуществления коммуникации технологии подразделяются на технологии, основанные на прямом контакте субъектов коммуникации; технологии, опосредованные техническими средствами.
Информационные технологии можно разделить по методам обработки информации: методы сканирования, распознавания, трансформирования, воспроизведения, сохранения и передачи информации.
В компьютерных технологиях есть специфические процессы и методы обработки, преобразования информации. Среди них:
- технология работы с базами данных; технология работы с электронными таблицами; технология обработки текстовой информации; мультимедийные технологии; технология обработки графической информации; сетевые технологии, технологии создания веб-страниц.
Обратимся к технологиям сельскохозяйственного производства.
Сельскохозяйственное производство включает в себя следующие основные отрасли: растениеводство, грибоводство, животноводство.
В растениеводстве применяют следующие виды технологий:
- технологии подготовки посадочного материала; технологии подготовки почвы; технологии посева и посадки; технологии ухода за растениями; технологии первичной обработки урожая; технологии хранения урожая.
Технологии подготовки семян или другого посадочного материала к посеву или посадке — это отбор и активное воздействие на них с целью вывода их из состояния покоя. Для этого применяются:
- калибровка; механическое, термическое и химическое воздействие на внешние оболочки семян, обработка семян микроэлементами и стимуляторами роста; протравливание; ультразвуковое, магнитное и лазерное облучение и некоторые другие технологии.
При небольших объёмах семян или посадочного материала перечисленные технологии реализуются с помощью ручных инструментов. В крупных хозяйствах подготовка семян или посадочного материала осуществляется машинами или специальными установками.
Основными составляющими технологий подготовки почвы являются вспашка, лущение, боронование, культивация, фрезерование. Такая комплексная обработка почвы обеспечивает семенам или посадочному материалу условия для роста.
При небольших площадях эти технологии могут выполняться ручными инструментами или с помощью средств малой механизации.
Технологии посева семян в крупных хозяйствах практически полностью механизированы. В небольших хозяйствах эти технологии реализуются на основе ручного труда или с помощью простых приспособлений.
Технологии посадки рассады или черенков растений плохо поддаются механизации, так как машины или механизмы могут повредить посадочный материал. Поэтому посадку саженцев плодово-ягодных культур выполняют преимущественно вручную.
Для некоторых растений посадка рассады механизирована.
Технологии ухода за растениями включают в себя рыхление, прополку, подкормку, полив, борьбу с вредителями, обрезку деревьев и кустарников.
Прополку посадок и обрезку деревьев и кустарников выполняют вручную.
Рыхление почвы, внесение удобрений, борьбу с вредителями растений осуществляют с помощью механизированных технологических операций. Для полива растений разработаны полностью автоматизированные технологии.
Технологии уборки урожая для многих сельскохозяйственных культур полностью механизированы, а сбор урожая плодово-ягодных культур осуществляется вручную.
К технологиям первичной обработки урожая относятся методы очистки, сушки и механической обработки исходного сырья.
Технологии хранения урожая определяются видом полученных продуктов сельскохозяйственного производства. Так, для хранения зерна используют элеваторы — огромные комплексы сооружений с цилиндрическими башнями, в которых зерно постоянно вентилируется. Этот процесс не только механизирован, но и автоматизирован.
В животноводстве используют следующие технологии:
- разведение животных; откорм животных и уход за ними; получение продукции; первичная обработка продукции.
Возможность механизации и автоматизации технологий животноводства определяется в большинстве случаев видом живого организма.
В птицеводстве можно автоматизировать технологии разведения и откорма птицы, ухода за ней, получения и первичной переработки сырья.
В грибоводстве технологии механизированы и автоматизированы в связи с особенностью разведения и роста этого живого организма.
Удаётся автоматизировать технологии выращивания плодового тела: поддержание уровня температуры, влажности воздуха и субстрата — особого грунта или основы для выращивания грибов.
Не удаётся механизировать посадку в субстрат мицелия (грибницы), сбор урожая. Однако делаются попытки создать робота для сбора грибов.
Итак, вы познакомились с основными видами технологий современного материального производства; узнали о принципах классификации информационных технологий; получили представление о применении ручного, механизированного и автоматизированного труда в сельскохозяйственном производстве.
Основные направления технологических инноваций ориентированы на ускорение процесса производства, повышение его качества, применение новых материалов.
В состав материального производства входят промышленность, сельское хозяйство (включая животноводство и растениеводство), лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь и другие отрасли, относящиеся к заготовкам, торговле и оказанию материальных услуг.
К технологиям материального производства относятся: технологии добычи сырья и получения материалов для производства; технологии обработки материалов; технологии сборки; технологии отделки; технологии упаковки.
Эффективность любой деятельности в современном производстве определяется эффективностью использования информационных технологий.
Информационные технологии классифицируют по способу получения и форме представления информации, по средствам обработки и передачи информации, а также по методам обработки информации.
Сельскохозяйственное производство включает в себя следующие основные отрасли: растениеводство, грибоводство, животноводство.
В растениеводстве применяют следующие виды технологий: технологии подготовки посадочного материала; технологии подготовки почвы; технологии посева и посадки; технологии ухода за растениями; технологии первичной обработки урожая; технологии хранения урожая.
В животноводстве используют следующие технологии: разведение животных, откорм животных и уход за ними, получение продукции, первичная обработка продукции.
Методы механизации и автоматизации технологий в сельском хозяйстве активно внедряются, но зависят от объёмов производства, в некоторых случаях до сих пор используется только ручной труд.
Разбор типового тренировочного задания
Какие отрасли входят в сельскохозяйственное производство?
производство тракторов и мотокультиваторов
Необходимо выбрать несколько верных ответов
Стратегия выполнения задания:
Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Какие технологии используются в животноводстве?
посадка в субстрат мицелия
откорм животных и уход за ними
первичная обработка продукции
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.