Что относится к материальной культуре кочевников
Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках
Материальная культура казахов: YouTube/KAZINFORM
Эпоха ХV–XVIII веков привлекает внимание ученых и исследователей. В этот период культура казахского народа уже сформировалась как система, проявились ее самобытные и уникальные черты. В статье расскажем, какими особенностями наделена материальная культура казахов, в каких формах выражается ее национальное своеобразие.
Материальная культура казахов: хозяйство
Кочевой образ жизни казахов определил то, как велось хозяйство, организовывался быт, развивалась культура. Чем занимались наши предки? Самыми значимыми их занятиями были разведение скота и земледелие. Вот что об этом говорят историки и археологи:
Традиционное хозяйство казахов: разведение скота
Скотоводство полукочевого типа было ключевой отраслью в жизни казахского народа. Животных использовали как:
Вот почему без верблюда, овцы и лошади была немыслима культура Казахстана в 18 веке. Кони были двух видов — скакуны и тягловые. Верблюды также были разные: одногорбые («нар туйе») и обычные двугорбые. Животные, как правило, размещались на улице, питались подножным кормом. В зимнее время их согревали попонами.
По сезонам меняли места пастбищ:
Верблюды в степи: Freepick
Покидали зимовки казахи после пира, для них с весенним пробуждением природы начинался непростой трудовой период. Все силы уходили на заботу за молодняком после окота, стрижку верблюдов.
С приходом лета переходили на стрижку овец, кастрирование ягнят, изготовление продуктов из молока. В осенние дни скот начинали забивать на зиму. Поэтому путь на джайляу был медленным, а возврат на зимовку быстрым. У каждой общины были собственные пастбища и дороги к ним.
Казахи выделывали кожи, плели войлок, шили. Все эти ремесла были им хорошо знакомы.
Традиционная материальная культура казахов: особенности земледелия
На юге и запада страны активно занимались выращиванием овса, пшеницы, риса, хлопка, конопли. Климатические условия края отлично подходили для них.
Популярностью пользовалась белая («ак бидай») и красная («кызыл бидай») пшеница. Просо давало высокие урожаи при любых погодных условиях. Также казахи культивировали бахчевые культуры — арбузы и дыни.
Для доставки воды к посевам применялись сложные оросительные системы, которые оборудовали с учетом местности, в которой выращивали агрокультуры. Пользовались нерегулярным и регулярным поливным земледелием.
В речных долинах, склонных к паводкам, жители прибегали к лиманному земледелию. Его суть заключалась в следующем:
Не менее активно пользовались казахи регулярным поливным земледелием. Они сооружали арыки, ведущие от рек и ручьев. Получалась система каналов для орошения, по которым вода достигала полей.
К началу XIX века в связи с постепенным высыханием степей и изменениями границ страны площадь орошаемых земель начала сокращаться.
Культура кочевников: казахские жилища, одежда, украшения, оружие
Материальная культура отличается богатством и разнообразием. О мировоззрении народа, его духовной культуре рассказывает обустройство жилья, то, как делали одежду, украшения и оружие:
Основное жилище кочевников: юрта
Традиционное казахское жилище: юрта: Freepick
Одна юрта могла достигать 120 м². Эту внушительную деревянную конструкцию разбирали, купола и жерди складывали на повозку и перевозили. Различали три вида юрт:
Центром юрты был очаг («ошак»), возле которого грелись и на котором готовили еду. Место за очагом, напротив входа в жилище (тэр), предоставляли для почетных членов семьи и гостей.
Отдельно стоит сказать о коврах в юрте. Они были двух видов: без ворса («такыр килем») и с ворсом («тукт килем»). Роскошными коврами с богатыми узорами гордились.
В ковровых мешках хранили посуду и кухонную утварь. Одежду и предметы быта сберегали в сундуках. На деревянных предметах интерьера всегда была искусная резьба.
На юге страны казахи жили в стационарных глиняных, каменных и деревянных домах. Чем богаче хозяин, тем больше у него жилье.
Культура казахов: национальная одежда и украшения
Одежда была тесно связана с особенностями быта:
Мужчины в летнее время ходили в рубахах, штанах и халатах, в сапогах с загнутыми носками («бир така»), галошах («кебис»). Женщины одевались в длинные туники, которые выглядели как платья. Обувь отличалась изысканностью особенно у представителей богатых родов: сапоги украшали орнаментами, туфли инкрустировали серебром.
Важной частью гардероба были многообразные головные уборы:
О статусе и материальном положении казаха также можно было судить по расшитым кожаным, бархатным или шелковым поясам («белдио»).
Используя гравировку, чеканку и литье, казахи изготавливали серебряные и золотые ювелирные украшения с драгоценными камнями. Умельцы могли похвалиться:
Оружие было еще одной важной частью культуры:
Материальная культура казахского народа: пища, посуда, домашняя утварь
Быт казахов: iStock
Климатические и природные особенности местности оказали влияние на быт, на то, что люди ели, как готовили пищу и что для этого использовали.
Какой была казахская посуда? Национальную посуду казахи изготавливали из кожи. Для утвари использовали шкуры домашнего скота.
Во время заготовки мяса кожи обрабатывали отдельно: вычиняли, мыли в кислом молоке, солили и высушивали. Деревянной посудой тоже пользовались. В каждом доме был металлический казан. Оседлые племена применяли глиняную посуду.
Каждый из этих элементов быта ХV–XVIII веков был обусловлен образом жизни кочевых племен. Все вещи делали из доступных материалов, их было легко транспортировать.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках
Материальная культура казахов ХV–XVIII веков вобрала в себя особенности прошлого. В этот период культура Казахстана приобрела самобытность и уникальность. Чем знаменита культура кочевников, расскажем в статье.
Материальная культура казахов: хозяйство
Образ жизни казахов — кочевничество — вносил особенности в развитие хозяйства, быта, культуры.
Преобладали такие занятия:
Верблюды, овцы, лошади — основной скот казахов в ХV–XVIII веках. Разводили два вида лошадей — скакунов и тягловых. Казахи-кочевники выращивали «нар туйе» — верблюдов с одним горбом и обычных — с двумя. Животные постоянно оставались на улице. Зимой их накрывали попонами.
Пастбища выбирали соответственно сезону: зимние («кыстау») — рядом с водоемами, где рос камыш. Расщелины, пригорки, край леса или холмистая местность песчаной пустыни также подходили для кыстау.
Под весенние («коктеу») и осенние («кузеу») пажити выбирали земли, которые раньше всего прогревались и долго оставались бесснежными. Для жайлау (места, где скот пасся летом) выбирали прохладные долины рек, тенистые места без мошкары. Чтобы напоить животных, выкапывали неглубокие рвы или колодцы.
Перед тем как выехать с зимовки, казахи устраивали праздник. Для скотовода остановиться на весеннем пастбище означало быть готовым к трудному периоду. Окот скота, уход за молодняком, стрижка верблюдов — все это ответственные занятия, которые требовали сил, знаний. Прибыв на жайляу в начале лета, стригли овец, кастрировали ягнят, заготавливали молочные продукты. Осенью на пастбищах забивали скот на зиму. Если на летние пастбища двигались медленно, то на зимовку возвращались быстрее. Каждая община имела свои пути и пастбища.
Кроме скотоводства, казахи занимались сопутствующими ремеслами: выделкой кожи, плетением войлока, шитьем.
Для полива использовали сложные системы орошения. Они зависели от местности, на которой рос урожай. Существовало нерегулярное и регулярное поливное земледелие.
Если местность располагалась в речных долинах и заливалась при паводках, казахи применяли нерегулярное земледелие. Происходило это так: долину, залитую водой, огораживали. Вода оставалась внутри и стояла там лето, осень и зиму. Весной землю вспахивали и засевали. Такой способ полива использовали в лощинах Торгая, Или, Сырдарьи, Шу, Таласа, Ыргыза.
Лиманным называли земледелие, при котором воду собирали точно так же, как при нерегулярном. Ее удерживали в долинах, затем распахивали землю, и влага, которая копилась, орошала посевы.
Самым популярным было регулярное поливное земледелие. От рек, источников и ручьев прокапывали арыки — системы оросительных каналов. По ним вода стекала на поля.
К началу XIX века, по мере того как степи усыхали, а территория Казахстана менялась по политическим причинам, количество орошаемых земель сократилось.
Культура кочевников: казахские жилища, одежда, украшения, оружие
Материальная культура казахов интересна и богата. Среди прочего в ней привлекают внимание особенности жилищ, практичная одежда, украшения и оружие:
В центре юрты («ошак») располагался очаг. Тут готовили пищу, грелись в холода. Место, где усаживали гостей и почетных членов семьи, называлось тэр. Оно находилось напротив входа в жилище.
Ковры в юрте — отдельный разговор. Их было несколько видов: ковры без ворса («такыр ктем») и ворсистые («тукт илем»). Роскошные ковры с вышивками и аппликациями назывались «туе кюз». В ковровых мешках хранили посуду и кухонную утварь. Одежду и домашние вещи — в сундуках. Казахи украшали деревянные предметы интерьера резьбой.
На юге существовали стационарные глиняные, каменные и деревянные дома. Чем богаче хозяин — тем бóльшим было жилище.
Летом мужчины носили рубахи, штаны и халаты. Женщины — длинные туники, больше похожие на платья, и кофты без рукавов.
Важная часть гардероба — головной убор. В ХV–XVIII вв. они многообразны — от простых летних шапок до свадебных шляп, украшенных мехом и перьями. Традиционная мужская войлочная шапка называлась «калпак». В весеннее и осеннее время мужчины и женщины носили круглые конусообразные шапки, обшитые мехом («борiк»).
Мужчины носили сапоги с загнутым носком («6ip така»), галоши («кебiс»). Женская обувь была изысканнее мужской. В богатых семьях носили сапоги с орнаментом, туфли, инкрустированные серебром.
Расшитые кожаные, бархатные или шелковые пояса («белдио»), сапоги для охоты, туфли имели важное значение в одежде казахов. По ним определялся статус и материальное положение.
Национальная одежда казахов передает уникальность культуры ХV–XVIII веков.
Казахи обладали разными ювелирными техниками: гравировкой, чеканкой, литьем.
Для защиты надевали кольчуги, доспехи из стали («сауыт»), щиты из дерева или кожи, укрепленные сталью.
Материальная культура казахского народа: пища, посуда, домашняя утварь
Быт казахов: еда, посуда, домашние принадлежности — был приспособлен к климатическим и природным особенностям существования кочевников.
Пища казахов — это мясо, молочные продукты, зерновые и сыры. Пили кумыс, шубат, айран.
Зимой в пищу использовали пшено, сыры и сухой, просушенный на солнце творог («курт»). Продукты заготавливали летом, а осенью–зимой употребляли с горячим молоком и бульонами.
Основа рациона казахов — мясо. Предпочитали конину. Из конины готовили сушеное мясо, колбасу. Использовали жир, кишки, ребра. Из баранины готовили жаркое и бульон.
Национальная посуда казахов изготавливалась из кожи. Шили утварь из шкур крупного рогатого скота, лошадиной шкуры.
Когда заготавливали мясо на зиму, кожу оставляли для производства посуды. Шкуры стригли, мыли кислым молоком, солили, сушили на солнце. Деревянную посуду (плошки, чашки для кумыса) украшали резьбой и драгоценными камнями. Котел из металла — казан — был в каждом хозяйстве. Если племя вело оседлый образ жизни, пользовались глиняной посудой.
Все элементы быта ХV–XVIII веков соответствовали образу жизни кочевых казахов. Вещи и утварь изготавливались из подручных материалов, легко транспортировались.
Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!
Лекция №3
3. Материальная и духовная культура кочевников
Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев, рассматривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры». Рассмотрим основные черты этой структуры. Чтобы это сделать, надо решить, какая именно культура нас интересует: культура в покое, повторяющаяся и неизменная, или же находящаяся в постоянном процессе, в движении, все время изменяющаяся. Первый вид культуры получил название культурной статики, второй — культурной динамики.
Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?
Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под материальной культурой понимается деятельность человека как влияющий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет большое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.
Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.
1. Материальное производство.
3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).
4. Культура собственного тела, отношения к нему.
5. Физическая культура.
Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.
Как было сказано выше, не существует четких границ между материальной и духовной культурами. Существует такое явление, как «вертикальное сечение» культуры. В него входят такие виды культуры, которые относятся равнозначно как к материальной, так и к духовной стороне понятия культуры. К таким видам культуры относятся экономика, политика, эстетика, экология и т. д.
Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространственным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как культурное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации.
Что, как не культурное наследие, может так объединить и укрепить общество в тяжелые для него времена.
Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают около семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие календаря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, религиозные ритуалы и др.
Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.
1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.
2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они снованы на нравственности, общепринятых нормах и т. д.
3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между цен-
ностями и правилами, поскольку именно и устанав-ливают определенные правила, законы и нормы.
4. Отношения — средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.
Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Являясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.
Кочевые народы
Кочевы́е наро́ды (коче́вники; номады) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.
Содержание
Определение
Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Быт и культура кочевников
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).
Происхождение кочевничества
Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.
Классификация кочевничества
Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
Расцвет кочевничества
Модернизация и упадок
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.