Что относится к маркированным товарам
Сейчас множество компаний ищут полный перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в России. А все началось с распоряжения от Правительства — оно гласит, что некоторые группы продукции подлежат проверке. Это необходимая процедура, которая поможет исключить фальсификат и выявить недобросовестных поставщиков.
Что это такое и зачем оно нужно
Первый закон, регулирующий вопрос проставления специальных контрольных знаков, появился еще в 2017 году. Смысл прост — на каждую вещь в розничной торговле наносится уникальный код, который даст возможность контролирующим органам получить полную информацию о ней.
В мире нет двух одинаковых изображений для нанесения, каждое из них уникально. Более того, оно существует, пока продаваемый товар находится на полках. Как только он выйдет из оборота — исчезнет и его индивидуальный рисунок. Еще раз использовать уже не получится.
Именно с нанесения таких отличительных знаков начинается наведение порядка в товарообороте. Если эксперимент пройдет успешно, то наш опыт смогут перенять другие страны.
Предназначений у этих мероприятий много:
По закону планируется полностью перейти на этот принцип работы до 2024 года. Считается, что этого времени достаточно, чтобы все предприятия внедрили обновления, которые будут печатать такие рисунки. Эти меры должны привести к улучшению состояния нашего внутреннего рынка. Появление только лицензионных продуктов, изготовленных по правильной технологии, оздоровят экономику. Введение новых ограничений позволит со временем полностью исключить некачественные изделия и контрафакт.
Никто не будет продавать ворованные товары — это бесполезно, их не получится поставить на витрину. Люди смогут увидеть, где и когда было изготовлено то, что они собираются купить. Это поможет избежать покупки вещей сомнительного качества.
Как работает
Чтобы участвовать в этом процессе, нужно подключить ИП или организацию к единой системе мониторинга. Причем для разных перечней маркируемых товаров принимаются различные программы — для табачной продукции одна, для лекарственных средств другая, для алкоголя — третья. Регистрация в каждом из сервисов бесплатная и пока добровольная, позже это станет обязательным условием работы. Чтобы успешно зарегистрироваться, нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Пройти этот процесс предстоит не только производителям, но и продавцам. Основная причина в том, что новые сведения должны добавляться на каждом этапе движения любого изделия от момента создания до конечного приобретения клиентом. После регистрации предприятие описывает все, что у него есть из продукции, и запрашивает у системы коды на каждую вещь. Пока вся процедура бесплатная и добровольная, все уникальные изображения передаются без оплаты. Когда будет введена обязательная сертификация — придется платить за каждый элемент и заносить эти издержки в стоимость конечного продукта.
Полученные изображения крепятся на упаковки. В систему отправляется информация, что товары изготовлены и готовы к продаже. Если изделие подлежит обязательной маркировке, но на него не нанесен индивидуальный код, оно не имеет права участвовать в обороте. Для тех, кто будет нарушать эти правила, предусматривается административная и уголовная ответственность. Когда производитель реализует продукцию оптовым продавцам, вносится информация о том, что собственник сменился. Каждый посредник будет проверять оригинальность и добавлять данные. Когда вещь пройдет через онлайн-кассу и реализуется конечному потребителю, то в систему добавляют строчку о том, что это продано, рисунок уничтожается.
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
На кого возложена обязанность по маркировке товаров
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:
Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.
Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.
Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:
Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:
Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.
Что относится к одежде, подлежащей маркировке
Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.
Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.
При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.
Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.
Переходные периоды для некоторых видов товаров
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:
Итоги
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.
Обязательная маркировка
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.
В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Что такое маркировка и Честный ЗНАК
Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Перечень товаров и сроки маркировки 2021
Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.
В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Молочные продукты (МП):
Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство
Как работает маркировка товаров
Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.
Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.
Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.
Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.
Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Какие товары надо маркировать в 2021 году
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Но маркировать нужно не все виды продукции, а только определенные позиции. Например, одежда подлежит маркировке, но юбки и брюки пока маркировать не надо.
Евгений Бельский
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Теперь туда добавили товары легкой промышленности, шины и некоторые виды молочной продукции.
Правда, маркировке подлежат не все виды продукции, а только определенные позиции. Поэтому, если работаете с одной из этих групп, не торопитесь. Возможно, ваши товары пока не надо маркировать. Проверить точный перечень товаров можно на сайте системы «Честный знак».
В статье разберемся, какие товары надо маркировать сейчас и как отслеживать новые изменения, чтобы не получить штраф.
Группы товаров для обязательной маркировки
Сейчас надо маркировать такие группы товаров: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, молочная продукция.
Категория | С какого числа маркировка обязательна | Время на маркировку остатков | Особенности |
---|---|---|---|
Табак | 01.07.2019 | Сигареты и папиросы — закончилось. Другие табачные изделия — до 01.07.2021 | С 01.07.2021 надо маркировать всю табачную продукцию |
Меховые изделия | 12.08.2016 | Закончилось | Исключений для предметов одежды из меха нет |
Обувь | 01.07.2020 | Закончилось | Исключений для вида обуви нет |
Одежда, постельное и кухонное белье | 01.01.2021 | до 01.05.2021 | Не вся одежда подлежит обязательной маркировке. К примеру, не надо маркировать футболки, юбки и брюки. А кожаную одежду, пальто и куртки, женские блузки или постельное белье маркировать обязательно |
Лекарства | 01.07.2020 | Закончилось | Лекарства, произведенные до 01.07.2020, можно продавать без маркировки до окончания срока годности — п. 7.1 ст. 67 Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 01.10.2020 | Закончилось | Маркировать надо все фотокамеры |
Шины и покрышки | 01.11.2020 | до 01.03.2021 | Для шин и покрышек нет исключений |
Духи и туалетная вода | 31.03.2020 | до 31.10.2021 | Все товары этой товарной группы маркировать обязательно |
Для молочной продукции маркировка вводится поэтапно.
Ситуация с молочными товарами быстро меняется. Актуальные даты и изменения надо отслеживать на сайте «Честный знак».
Молочная продукция | С какого числа маркируют |
---|---|
Мороженое и сыры | С 01.06.2021 |
Молочные продукты со сроком годности более 40 дней | С 01.09.2021 |
Молочные продукты со сроком годности менее 40 дней | С 01.12.2021 |
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Маркировка товаров в экспериментальном режиме
Для некоторых групп товаров маркировка проходит в экспериментальном режиме. Это значит, что их, возможно, добавят к списку обязательных, но пока компания сама решает, маркировать товары или нет. Это такие группы:
Если ваши товары есть в этом списке, стоит отслеживать ситуацию: когда сроки эксперимента закончатся, маркировку могут сделать обязательной.
Где смотреть обновления в законах о маркировке товаров
Ситуация с маркировкой меняется постоянно. Государство регулярно добавляет новые виды продукции и товарные группы. Важно отслеживать и проверять актуальную информацию по своему виду продукции. Вот как это сделать:
Шаг 1. Зайти на сайт системы «Честный знак». На главной странице сайта перечислены группы товаров, которые надо маркировать.
Шаг 2. Открыть свою группу и посмотреть детали. Например, «Товары легкой промышленности».
В разделе надо посмотреть, с какой даты началась маркировка данной группы товаров и когда заканчивается.
Шаг 3. В разделе «Товары, подлежащие маркировке» надо посмотреть точный перечень товаров. В таблице будут указаны конкретные товары, которые надо маркировать, и их коды ОКПД 2 (для произведенных в России) и ТН ВЭД ЕАЭС (для ввезенных границы).
Шаг 4. Проверить коды товаров в справочнике. Чтобы проверить, попадает ли ваш товар под обязательную маркировку, сравните его код с кодами товаров, опубликованных на сайте «Честный знак» в вашей товарной группе.
Товар по кодам ТН ВЭД ЕАЭС можно проверить в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза». Там будет подробное описание каждого типа товара.
Товар по кодам ОКПД 2 можно проверить в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности». Там также будет подробное описание каждого типа товара.
Перечень товаров для обязательной маркировки
Маркировка отдельных видов товаров в России началась с верхней одежды из натурального меха. С тех пор список продукции, которая помечается уникальными кодами, начал постепенно расширяться. В статье мы расскажем о том, какие товары подлежат обязательной и добровольной маркировке в 2021 году.
Суть маркировки товаров
Под маркировкой понимают сложный процесс, при котором на каждый экземпляр товара наносится марка с уникальным кодом. По этой марке товарная единица отслеживается через информационную систему, пока не попадет в руки к конечному покупателю.
Средство идентификации — это марка, содержащая код формата datamatrix. Оператор системы генерирует такие коды для каждого экземпляра продукции и передает их производителю (импортеру). В коде зашифрована основная информация о производстве товара — страна происхождения, производитель, основные параметры (например, модель, цвет, размер обуви).
Обязательная маркировка товаров с 2020 года касается всех участников оборота продукции. Производитель наносит марку на товар и регистрирует код в специальной информационной системе «Честный знак». Теперь в ней отражены сведения о данном экземпляре с привязкой к этому коду. Существуют и другие информационные системы (ИС) маркировки и прослеживаемости товаров, например, ЕГАИС для алкоголя или ФГИС «Меркурий» для продукции, подлежащей ветеринарному контролю.
В ИС фиксируется каждый этап перемещения товара, подлежащего обязательной маркировке в 2021 году, по цепочке: производитель > дистрибьютор > оптовый продавец > розничный магазин. Таким образом, всегда можно отследить, где находится этот товар. Когда он реализуется в рознице, то через онлайн-кассу выводится из оборота и исключается из информационной системы. При этом покупатель также может получить данные о конкретном товаре по уникальному коду, воспользовавшись специальным приложением для мобильных устройств. Поэтому маркировка способствует защите рынка от контрафактной продукции.
Функционирование всей системы через свою дочернюю структуру обеспечивает «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Эта компания стала участником системы в рамках государственно-частного партнерства. Ответственными за маркировку являются сразу несколько министерств: Минпромторг осуществляет ее координацию, Минфин обеспечивает правовое регулирование, а Минкомсвязи следит за работой информационной системы и оператора.
Какие товары уже маркируются
Массовая товарная маркировка начата 5 лет назад. В 2021 году она распространяется лишь на отдельные группы товаров, но их перечень постепенно расширяется. Что и с какого времени будут помечать уникальными кодами, решает Правительство на основании закона № 487-ФЗ от 31.12.2017. На сегодняшний день действует распоряжение от 28.04.2018 № 792-р, в котором приводится перечень товаров и даты начала его маркировки. А распоряжением от 28.12.2018 № 2963-р утверждены ее правила.
По каждой товарной группе маркировка сначала вводится в качестве эксперимента. Сроки его проведения устанавливаются индивидуально с учетом специфики отрасли. Если результаты приемлемые, принимается решение об обязательной маркировке с 2020-2021 года. Сначала помечаются кодами товары, которые производятся или ввозятся в страну. При этом выпущенные ранее партии, не содержащие кодов идентификации, до определенного момента разрешено продавать наравне с маркированными.
В итоге на начало 2021 года система маркировки действует в отношении нескольких групп товаров:
Что еще будут маркировать
Также есть товары, подлежащие обязательной маркировке в будущем. Пока они помечаются кодами в виде эксперимента, точные сроки этапов проведения которого не установлены. Они собраны в таблице 1.
Таблица 2. Экспериментальная маркировка товаров в 2020-2021 годах
Товар | Начало обязательной маркировки / Сроки проведения эксперимента |
---|---|
Молоко и продукция из него | Начало обязательной маркировки: 1 июня 2021 — мороженое и сыры; с 1 октября 2021 — остальная продукция сроком годности до 40 дней, с 1 декабря 2021 — остальная продукция сроком годности более 40 дней |
С 1 сентября 2019 до 1 июня 2021 | |
Велосипеды и велосипедные рамы | Начало обязательной маркировки – 1 сентября 2021 |
Упакованная вода | Срок эксперимента — 1 апреля 2020 по 1 марта 2021 |
Пиво и пивные напитки | Сроки не определены. Производится сбор заявок на участие в добровольном эксперименте |
Маркировка для малого бизнеса
Обязательная маркировка товаров в 2021 году затронет многие бизнес-субъекты. На практике подготовка к процессу сводится к тому, что необходимо зарегистрироваться в системе маркировки и приобрести сканер для считывания кодов. Производители и импортеры дополнительно должны обеспечить нанесение марки на каждую единицу товара.
При поставке маркированной продукции в системе отмечается, какие именно коды ей соответствуют. Принимающей стороне необходимо их считать и сравнить с теми, что указал поставщик. Если пришла партия с отсутствующими кодами или вовсе без них, значит, происхождение товара сомнительно и принять его нельзя.
В конечном пункте оборота маркированной продукции, например, в розничном магазине, производится исключение из информационной системы кодов, соответствующих проданным товарам.
Налоговые ограничения
В связи с введением обязательной маркировки произошли изменения в правилах применения налоговых режимов. В соответствии с законом № 325-ФЗ от 29.09.2019, при реализации маркированных товаров запрещено применять патентную систему. Такие правила прописали в Налоговом кодексе. Причем речь строго об определенных товарах — обуви, лекарствах и меховых изделиях.
Что касается прочей продукции, подлежащей маркировке, то об этом в Кодексе не сказано.
Малый бизнес задается вопросом — с чем связаны такие законодательные ограничения? Суть в том, что стоимость патента не зависит от размера дохода, который получил предприниматель. Его цена рассчитывается поставке 6% от потенциально возможного дохода ИП, который определяют власти. Такой подход, как правило, выгоден для бизнеса, но бюджет от него проигрывает. Эти налоговые преференции задумывались для поддержки малого предпринимательства. Многие из таких предприятий не могли автоматизировать процесс приема платы и учет. Считать налоги с выручки было бы для них затруднительно.
Вместе с тем сейчас по закону продавать маркированную продукцию в розничной сети можно только через онлайн-кассы. А с ККТ посчитать доход не проблема — техника делает это сама. И теперь, по мнению законодателей, нет оснований для применения патента при реализации маркированных товаров.
Выводы
Итак, мы рассмотрели списки товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2020-2021 годах. Правительство планирует расширять эту практику, стремясь тем самым бороться с незаконно произведенной или ввезенной продукцией. Для бизнеса это, с одной стороны, дополнительная нагрузка, поскольку надо покупать оборудование, подключаться к системе и передавать в нее данные. С другой же стороны, это может способствовать очищению рынка и вытеснению с него теневых конкурентов.
Новшество вводится медленно. Хотя список товарных групп для маркировки в распоряжении № 792-р большой, по факту пока под нее попадают не все. Часть категорий из распоряжения маркируется в 2021 году в качестве эксперимента.