Что относится к макросреде предпринимательства

Маркетинговая среда

Маркетинговая среда предприятия обусловливает эффективность ведения любой коммерческой деятельности. Без этого невозможно полноценно оценить влияние сторонних факторов, которые определяют принципы общения с клиентами, поставщиками, партнерами и прочими участниками рынка. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает система, и научиться взаимодействовать с ней.

Что такое маркетинговая среда

Маркетинговая среда — это совокупность характеристик, субъектов и организационных структур, определяющих условия ведения деятельности предприятия. Это та среда, в которой компания функционирует и с условиями которой считается при принятии решений. Сюда относятся все факторы, которые оказывают влияние на возможность компании устанавливать контакты с рынком.

Это важный показатель, который необходимо проанализировать перед разработкой маркетинговой стратегии. Для этого применяются разные методы, использование которых зависит от типа анализируемых факторов: внешних или внутренних.

Внутренняя маркетинговая среда

Внутренняя маркетинговая среда организации основывается на тех потенциальных возможностях, которые имеются у предприятия в области маркетинга и производства. Смысл внутреннего управления в том, чтобы приспособить фирму к изменениям со стороны внешней среды, опираясь на имеющиеся ресурсы.

В понятие внутренней среды входят элементы, располагающиеся внутри компании:

численность персонала и его специализация;

опыт работы компании на рынке.

Внешняя маркетинговая среда

Внешние элементы маркетинговой среды разделяются на две категории, так как могут принадлежать макросреде и микросреде. Сюда входят все объекты и события, лежащие за пределами предприятия, но при этом влияющие на его работу.

Микросреда фирмы

К этому понятию относятся все контакты организации с посредниками, конкурентами, клиентами и поставщиками. Это непосредственная работа с участниками рынка, от которых зависит успешность реализации продуктов компании.

Поставщики

Сюда входят те субъекты микросреды, которые обеспечивают компанию ресурсами (товарами). Собственникам бизнеса необходимо изучать возможности разных поставщиков, чтобы выбрать самого надежного и экономически выгодного.

Конкуренты

Это те компании, которые работают в вашей нише. Они становятся соперниками для других организаций и могут изменить ситуацию на рынке через взаимодействие с поставщиками, посредниками и клиентами. Понимания маркетинговой стратегии конкурентов, знание их сильных и слабых сторон помогает спланировать стратегию развития с упором на конкурентные преимущества.

Посредники

В эту категорию входят компании или физические лица, которые занимаются продвижением, доставкой или продажей. Посредники могут предлагать свои услуги в сфере торговли, логистики, финансов, маркетинга.

Потребители

Это те, кто готов купить товар. Поведение потребителей постоянно изучается маркетологами для выработки оптимальных стратегий привлечения внимания клиентов. Именно они создают фирме прибыль, а потому лояльность покупателей ценится дорого и требует продуманной схемы организации бизнеса.

Аудитория

Это группы, интересующиеся компанией или влияющие на нее каким-либо образом. Аудитории бывают благотворные (например, спонсоры), искомые (СМИ) и нежелательные (преступные группировки). Соответственно, контактная аудитория может либо положительно способствовать усилиям предприятия, либо мешать достижению целей.

Макросреда фирмы

Это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через ее микросреду и не подконтрольны ей. Предприятие не сталкивается с ними напрямую, но ощущает серьезное влияние на деятельность.

Основные факторы макросреды

Среда маркетинга в макрообъеме состоит из:

демографических характеристик: численности населения, разделения по возрасту и полу, географии жителей;

социально-экономических условий: скорости экономического роста, показателей доходов населения;

культурных традиций: обычаев, привычек, степени образованности граждан;

научного прогресса: достижений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и обновлять продукты;

природных условий: местоположения компании, климатических особенностей.

Кроме того, в расчет необходимо брать налоговое законодательство, действующее в стране, правовое регулирование деятельности в вашем сегменте.

Структура анализа маркетинговой среды

В упрощенном виде она разделяется на макровнешнюю и микровнешнюю. Это помогает глубже вникнуть в происходящие процессы и провести более детальный анализ.

Анализ микровнешней среды

Под микровнешней средой понимается прямое действие всех субъектов и факторов, которые влияют на способность фирмы обслуживать потребителей. Среди показателей, анализируемых в этом направлении, можно выделить участников рынка, СМИ, организации, регулирующие исполнение законов, и саму компанию.

В том случае, когда организация становится фактором микровнешней среды, исследуется эффективность маркетингового управления, зависящая от работы других отделов фирмы.

Анализ макровнешней среды

Среда маркетинга на этом уровне представляет собой сочетание социальных и природных факторов, оказывающих влияние на элементы микровнешней среды. Они практически не поддаются коррекции, фирме остается только подстраивать свою стратегию под изменяющиеся условия рынка.

Существует несколько способов анализа:

PEST-анализ (или STEP-анализ) делит внешние факторы на такие категории, как: политические, экономические, социальные и технологические. Такая классификация довольно удобна, несмотря на то, что некоторые аспекты можно отнести к нескольким факторам сразу.

Перечень ICEDRIPS позволяет проанализировать среду более подробно. Список включает следующие факторы:

Источник

Внешняя среда (макросреда) предпринимательства

Любая организация обязательно интегрируется в рыночное пространство, где она адаптируется: к уровню уже сформировавшихся конъюнктурных и конкурентных отношений между другими социально-экономическими организациями; их взаимодействию, то есть социально-экономическая организация взаимодействует с внешней средой.

Макросреда предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку, правовые, политические, условия деятельности, которые создают предпосылки для развития предпринимательства.

Экономическая ситуация обуславливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов, регулирующих экономическую деятельность, оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Обобщая вышесказанное, представим факторы внешней среды в таблице 2.

Таблица 2 – Описание факторов внешней среды

Факторы средыОсновные характеристики
ПриродныеУровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
ДемографическиеСтруктура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
ЭкономическиеФинансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
Политико-правовыеРазвитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль общественных образований в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
Научно-техническиеСостояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
Социально-культурныеРазвитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культуры поведения

Спецификой предпринимательской деятельности является то, что среднестатистический предприниматель лично не может изменить данные факторы. Но при этом он может учитывать их воздействие в своей деятельности и приспосабливаться к ним.

Таким образом, можно сказать, что существуют определенные предпосылки развития предпринимательской деятельности. К ним, укрупнено, можно отнести следующие группы факторов:

Источник

Макросреда предприятия

Анализ факторов макросреды

Макросреда — это факторы и системы, не подконтрольные предприятию, оказывающие косвенное влияние на его текущее состояние, дальнейшее развитие.

Важными факторами, элементами макросреды являются следующие среды:

Анализ факторов макросреды необходим для определения тенденций развития, составления стратегических планов, поддержания конкурентоспособности компании.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Все элементы связаны между собой. Изменение характеристик одного из них влечет изменения свойств другого. Поэтому анализ необходимо проводить в комплексе, с учетом установленных взаимосвязей.

Демографическая среда

Основными характеристиками, учитываемыми при маркетинговом анализе демографической среды, являются плотность размещения и численность народонаселения. Здесь принято отслеживать:

При анализе демографической среды необходимо учитывать и такую характеристику, как повышение образовательного уровня населения. Она традиционно влияет на спрос, структуру рынка.

Экономическая среда

Экономическая среда — это покупательная способность населения, связанная с уровнем цен, показателями среднего дохода и безработицы, доступностью кредита.

Необходимость экономить обуславливает осторожность в совершении покупок, выбор в пользу менее дорогого продукта. В отдельных случаях наблюдается откладывание приобретения товаров длительного пользования. В других, наоборот, прослеживается стремление сделать покупку быстрее — до повышения цены.

Все это, а также возможность перераспределения затрат, необходимо учитывать при проведении комплексного анализа, изучении экономической среды.

Перераспределение затрат выражается в сокращении расходов на одни товарные позиции и увеличении трат на другие. К примеру, когда люди начинают меньше тратить на приобретение бытовой техники, а сэкономленные средства перенаправляют на покупку одежды, продуктов.

Природная среда

Нарастающее беспокойство по поводу загрязнения планеты, истощения природных ресурсов становится поводом для введения ограничивающих законодательных инициатив. Как правило, они касаются:

Все это не может не влиять на рынок, а также на выбор направления деятельности его новыми участниками.

Предпринимательство находится под контролем инициативной общественности, уполномоченных государственных органов. Поэтому бизнесу приходится находить такие варианты решения, которые удовлетворяют требованиям закона и делают возможным дальнейшее развитие предприятия.

Научно-техническая среда

Любое весомое достижение науки и техники становится причиной изменения экономической сферы. При анализе научно-технической среды рекомендуют учитывать:

Также необходимо быть в курсе запланированных изменений в законах. Ужесточение контроля нередко ведет к запрету продукта, его составляющих.

В первую очередь государственные санкции касаются медикаментов, продуктов питания, одежды, строительных материалов.

Политическая среда

Политическая среда — это совокупность законов, нормативных документов и требований общественности, оказывающих влияние на организации и ограничивающих свободу их действий.

В РФ основой политической среды выступают Гражданский кодекс и Конституция. Прописанные в них законодательные акты регулируют предпринимательскую деятельность, призваны защищать потребителей от недобросовестной деловой практики.

Руководство предприятия должно не только хорошо знать особенности местного и федерального законодательства, но и планомерно отслеживать вносимые изменения.

Культурная среда

Под культурной средой понимаются нормы поведения, культурные ценности, основные взгляды, определяющие человеческие взаимоотношения.

На деятельности организации, ее развитии могут сказываться:

От этих факторов зависят характеристики покупательского поведения, емкость рынка и его реакция на разнообразные социальные и политические явления.

Факторы макросреды: основные и дополнительные

Все описанные выше факторы макросреды влияют не только на определенную организацию, но и на:

К основным факторам относятся:

В маркетинге их объединяют в единую группу ПЭСТ и по отношению к ней проводят подробный комплексный анализ.

Остальные факторы считаются дополнительными, оказывающими меньшее влияние на текущую деятельность предприятия.

Цель изучения факторов макросреды

Конечными целями изучения факторов макросреды являются:

В планы может входить техническое переоснащение предприятия, внедрение инновационных технологий, изменение деятельности в соответствии с новыми законодательными актами, реализация иных подходов в рекламе и продвижении товара.

Место и роль макросреды в составе общей среды маркетинга

Общая среда маркетинга — это совокупность факторов, сил, условий, субъектов, функционирующих внутри фирмы и за ее пределами.

В состав общей среды входят внутренняя и внешняя среда. Внутренняя отражает потенциал участника рынка, включает в себя его финансовые, управленческие возможности. Внешняя представлена окружением, находящимся за пределами компании, и не поддается ее влияниям.

Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на:

Роль макросреды состоит в формировании общих условий для реализации предпринимательской деятельности. Но, несмотря на это, первоочередное внимание маркетинговых структур должно быть направлено на микросреду.

Общая характеристика макросреды маркетинга

Макросреду маркетинга характеризует обобщенность структуры, способность влиять и на саму компанию, и на ее микроокружение:

При этом никто из представителей этих категорий не может избегать воздействия макросреды, каким-либо образом видоизменять его.

Теоретико-методологические основы анализа макросреды маркетинга

На практике анализ макросреды маркетинга сводится к ПЭСТ-анализу, или к его расширенной разновидности, включающей изучение природной и правовой среды.

Оба вида анализа основаны на матричном методе. Результаты представляются в виде таблицы из 4 или 6 квадрантов. Каждый квадрант отображает один из факторов макросреды.

Значимость факторов, характер их влияния на деятельность учреждения, фирмы, отображают в таблицах, выстроенных по типу SNW-анализа. Такой подход позволяет составить представление о слабых, сильных и нейтральных факторах, выстроить правильную стратегию.

Понятие SNW-анализа актуально для процесса изучения внутренней среды компании. Для отображения его результатов используются таблицы, состоящие из одного столбца с названиями рассматриваемых элементов и трех оценочных столбцов. В качестве оценок выступают качественные критерии элементов: S — сильный, N — нейтральный, W — слабый.

Источник

Характеристика факторов макросреды финансового предпринимательства

Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.

Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Факторы, характеризующие финансовую макросреду предпринимательства:

– природный (характеризуется определенным дефицитом некоторых видов сырья, тенденцией к удорожанию энергоносителей, ростом загрязнения окружающей среды, вмешательством государства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов):

– технический (проявляется в ускорении научно-технического прогресса, возможностях новых технологий, росте ассигнований на НИОКР, внедрении небольших усовершенствований в готовую продукцию, ужесточении государственного контроля за качеством и безопасностью товаров);

– политический (проявляется в увеличении числа законодательных актов, регулирующих эту деятельность, повышении требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов);

– демографический (проявляется в резком увеличении рождаемости за счет развивающихся стран, снижении рождаемости и старении населения промышленно развитых стран, повышении образовательного уровня и росте числа служащих.);

– культурный (характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой культуры).

Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.

Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда представлена субъектами, имеющими отношение к данному предприятию: поставщики, конкуренты, покупатели т. д.

Макросреда представлена широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Воздействие Природного фактора на среду предпринимательства характеризуется определенным дефицитом некоторых видов сырья, тенденций к удорожанию энергоносителей, ростом загрязнения окружающей среды, вмешательством государства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов. Проблема истощения невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа, угля), дефицита золота, платины, серебра, урана, олова и некоторых других металлов вынуждает при разработке инвестиционных проектов искать им замену. Нарастают проблемы экологического плана, связанные с использованием возобновляемых природных ресурсов (продовольствия и леса). Истощение запасов нефти ведут к удорожанию ее стоимости. В настоящее время повышается интерес к поиску альтернативных источников энергии (солнечной, ядерной, ветровой). Появляются проблемы удаления отходов химических и ядерных производств, опасного содержания уровня ртути в водах морей, увеличение озоновых дыр в атмосфере, засорение окружающей среды материалами, не поддающиеся биохимическому разложению.

Учитывая эти проблемы, финансовый менеджер должен иметь в виду, что государство будет решительно вмешиваться в процесс использования природных ресурсов, поэтому для того, чтобы получать необходимые для предприятия природные ресурсы, следует избегать загрязнения окружающей среды.

Воздействие Технического фактора на среду предпринимательства проявляется в ускорении научно-технического прогресса, возможностях новых технологий, росте ассигнований на НИОКР, внедрении небольших усовершенствований в готовую продукцию, ужесточении государственного контроля за качеством и безопасностью товаров.

Возможности новых технологий могут коренным образом преобразовать производственные процессы, а также готовую продукцию.

Абсолютная величина ассигнований на НИОКР возрастает во многих развитых странах.

Повышается внимание к внедрению небольших усовершенствований в готовую продукцию. Многие предприятия, вместо того, чтобы рисковать с инновациями, предпочитают усовершенствование существующих товаров.

Ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью товаров отражает растущие требования к этим параметрам со стороны покупателей, а также настоятельную необходимость избежания аварий и техногенных катастроф.

Учет финансовым менеджером основных тенденций воздействия технических факторов макросреды на предпринимательскую деятельность позволит ему в большей мере соответствовать современным требованиям хозяйственной деятельности.

Воздействие Политического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность проявляется в увеличении числа законодательных актов, регулирующих эту деятельность, повышении требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Увеличение числа законодательных актов необходимо для того, чтобы защитить предприятия от недобросовестной конкуренции и предотвратить возможности сговора на рынках сбыта готовой продукции, защитить потребителей от недобросовестных производителей.

В связи с этими тенденциями финансовому менеджеру необходимо внимательно следить за изменением законодательства при размещении (инвестировании) средств предприятия.

Величина доходов конкретного предприятия во многом определяется уровнем покупательной способности населения, который зависит от текущих доходов, сбережений населения, цен на готовую продукцию, от доступности кредита, а в более широком смысле – от экономических спадов, финансовых кризисов, наличия безработицы. Финансовый менеджер должен знать как распределяются доходы по отдельным категориям населения с учетом географических различий в их структуре.

Воздействие демографического фактора на предпринимательскую деятельность проявляется в резком увеличении рождаемости за счет развивающихся стран, снижении рождаемости и старении населения в промышленно развитых странах, повышении образовательного уровня в росте числа служащих.

Воздействие Культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям.

Учет финансовым менеджером всех составляющих микро и макро среды предпринимательства является необходимым условием успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов для предприятия.

Источник

Анализ внешней среды бизнеса

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Мы будем рассматривать следующие факторы

Рассмотрим примеры вопросов для анализа технологических факторов.

При анализе внешней ситуации (с необходимостью учитывающей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные:

При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.

При анализе демографических факторов обычно задают следующие вопросы:

Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:

Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.

При анализе социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы:

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *