Что относится к лироэпосу
Лироэпика и ее жанры
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Лироэпика и ее жанры «
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина » Лироэпика и ее жанры «
Лироэпика – это род литературы, который включает в себя произведения, содержащие как сюжетное повествование, так и определенную эмоциональную оценку героям и событиям со стороны повествователя.
Обычно выделяют следующие лиро-эпические жанры:
Стансы
Стансы (фр. stance от итал. stanza – помещение, комната, остановка) – это классическая форма эпической поэзии. Стансам присуща независимость строф, проявляющаяся в отсутствии смысловых переносов из одной строфы в другую, а также в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Каждая строфа в стансах должна заключать в себе одну ясно выраженную идею. Количество стихов в каждой строфе варьируется от четырех до двенадцати.
«Необходимо сердцу биться:
Входить в поля, врастать в леса.
Вот «Правды» первая страница,
Вот с приговором полоса.
Дорога к Сталину – не сказка,
Но только – жизнь без укоризн:
Футбол – для молодого баска,
Мадрида пламенная жизнь.
Москва повто’рится в Париже,
Дозреют новые плоды,
Но я скажу о том, что ближе,
Нужнее хлеба и воды…»
(«Необходимо сердцу биться. », О.Мандельштам)
Баллада
Баллада – это сюжетная песня драматического содержания, своеобразный рассказ в поэтической форме. Автор баллады не только передает сво и ч увства, мысли, но и изображает то, что вызывает его переживания.
Обычно баллада имеет исторический, мифический или героический характер. Сюжет баллады может быть взят из фольклора. Часто баллады кладутся на музыку.
«От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я Всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду…»
(«Баллада поэтического состязания в Блуа», Ф.Вийон)
Поэма
Поэма – крупное поэтическое произведение, имеющее развернутый повествовательный сюжет и обилие лирических отступлений.
Широко известные поэмы: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Облако в штанах» В. Маяковского, «Василий Теркин» А. Твардовского.
Межродовые и внеродовые формы
Кроме отдельно выделяемой лироэпики, существуют жанры, которые литературоведы не могут отнести ни к одному роду. Они или не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики или драмы, или лишены их вовсе.
К таким жанрам часто относят очерк, хотя его уже давно «прибрали» журналисты, включив в группу художественно-публицистических жанров.
Более обосновано включение в межродовые и внеродовые формы произведений так называемой литературы «потока сознания», в которых преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые, хаотичные цеп и в печатлений, воспоминаний, выражения эмоций. Широко известные авторы этого направления: М. Пруст, Дж. Джойс, Анд. Белый и т.д.
Также в эту отдельную категорию можно включить жанр эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium – взвешивание) – произведений свободной композиции, в которых автор непринужденно, образно соединяет сообщения о единичных фактах, описания реальности, размышления о ней. Эссе одновременно похоже и на научную статью, и на литературный очерк, и на философский трактат.
Известные эссеисты – это М. Монтень, Ж. П. Сартр, У. Эко.
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Смотреть что такое «ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ» в других словарях:
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ — ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом непосредственным выражением переживаний, мыслей автора («Медный всадник» А. С. Пушкина) … Энциклопедический словарь
лиро-эпические жанры — совокупность жанров, в которых соединяется эпическое и лирическое изображение жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанр Вид: былина, поэма В лиро эпических произведениях наряду с образами, включенными в развитие сюжета, перед нами… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
жанры лиро-эпические — см. лиро эпические жанры … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
лиро-эпический — <<лиро эп<>и<>ческий>> ая, ое. Сочетающий элементы лирики и эпоса (о литературном произведении). Лиро эпическая песнь. Лиро эпические жанры … Энциклопедический словарь
лиро-эпический — ая, ое. Сочетающий элементы лирики и эпоса (о литературном произведении) Лиро эпическая песнь. Лиро эпические жанры … Словарь многих выражений
Литературные жанры — Литературные жанры (от фр. genre род, вид) исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано… … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
жанр — (франц. genre род, вид) исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
жанр — а, м. 1) Род произведений в области какого л. вида искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Жанр новеллы. Лиро эпические жанры. Вокальные жанры. Жанр портрета. Цирковые жанры. 2) спец. Живопись на… … Популярный словарь русского языка
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Смотреть что такое «ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ» в других словарях:
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ — басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом непосредственным выражением переживаний, мыслей автора ( Медный всадник А. С. Пушкина) … Большой Энциклопедический словарь
лиро-эпические жанры — совокупность жанров, в которых соединяется эпическое и лирическое изображение жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанр Вид: былина, поэма В лиро эпических произведениях наряду с образами, включенными в развитие сюжета, перед нами… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
жанры лиро-эпические — см. лиро эпические жанры … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
лиро-эпический — <<лиро эп<>и<>ческий>> ая, ое. Сочетающий элементы лирики и эпоса (о литературном произведении). Лиро эпическая песнь. Лиро эпические жанры … Энциклопедический словарь
лиро-эпический — ая, ое. Сочетающий элементы лирики и эпоса (о литературном произведении) Лиро эпическая песнь. Лиро эпические жанры … Словарь многих выражений
Литературные жанры — Литературные жанры (от фр. genre род, вид) исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано… … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
жанр — (франц. genre род, вид) исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
жанр — а, м. 1) Род произведений в области какого л. вида искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Жанр новеллы. Лиро эпические жанры. Вокальные жанры. Жанр портрета. Цирковые жанры. 2) спец. Живопись на… … Популярный словарь русского языка
Что относится к лироэпосу
Роды и виды литературы
(способы образного воспроизведения действительности)
Род литературы – определенный, исторически сложившийся способ изображения в художественном произведении действительности, человека в процессе жизни; большие группы литературно-художественных произведений, объединяемых своеобразием хронотопа, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности текста к читателю.
Выразительный род литературы.
Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях
Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями
Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности в действии, в конфликте
Внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Фабула отсутствует
Реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои
Объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях
Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (субъект – лирический герой); художественно-творческое освоение характерных состояний внутренней духовной жизни людей, характерных чувств и мыслей.
Жизнь представлена через переживания человека
В нерасчленимом единстве – объективное содержание реальной действительности и ее творческая переработка (художественно типизированные характеры и обстоятельства).
Жизнь отражается в форме детального повествования о человеке, его жизни, судьбе и событиях, в котором он принимал участие
Аналогичное эпическому, однако как литературное произведение драма не представляет собою законченного целого: предназначено для художественного синтеза с пантомимой (актерской игрой) и живописью (декорацией)
Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.
Особое значение играют образные возможности языка. Стихосложение становится одним из важнейших средств словесного воплощения глубинных пластов лирического содержания.
Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер)
Обозначить, назвать предмет и вызвать внутреннее представление о нем (основное значение слова – предметное).
Текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру.
Особо организованная система предметно-изобразительных деталей, раскрывающих типические характеры и типические обстоятельства
Структура художественной речи определяется монологами и диалогами (описательно-повествовательная речь – в подчиненном положении).
Произведения предназначены для сценического использования
Ода – это стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.
Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Песня – это общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения.
Послание – один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.
Сонет – это 14-строчное стихотворение, сложенное по определенным правилам: первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения, второй катрен развивает положения, намеченные в первом, в последующем затем терцете намечается развязка темы, в завершающем терцете, особенно в заключительной его строке следует завершение развязки, выражающей суть произведения
Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Очерк – это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике.
Новелла – это небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.
Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
Роман – это эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
Притча – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Несмотря на схожесть с басней, притча претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы
Трагедия – это вид драмы, возникший из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой. Трагедия противоположна комедии. Данный жанр изображает конфликты в предельно напряженной форме и показывает противостояния между личностями, судьбой или обществом. Всегда имеет трагический финал (смерть героев). Конфликт в трагедии может быть разрешен только смертью.
Драма – литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Комедия – это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса.
Лиро-эпические жанры – жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и лирике. В таких произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлен внутренний мир героев в динамике, отмечается присутствие лирического героя. Лиро-эпические жанры – басни, баллады, поэмы, романы в стихах.
Басня – это краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.
Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.
Роман в стихах – это специфический литературный жанр, объединяющий в себе эпичность прозаического романа и стихотворную эпическую поэму. То есть, можно сказать, что роман в стихах как отдельный жанр включает в себя все особенности прозаического романа, заключая их в поэтические рамки. Автор романа в стихах может свободно переходить от подробной описательности повествования к лирическим отступлениям и философским рассуждениям, используя при этом все возможности поэзии. Первым русским романом в стихах стал роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В русской поэзии он до сих пор остаётся непокорённой вершиной в данном литературном жанре. Сам Пушкин писал, что между «романом» и «романом в стихах» — «дьявольская разница». «Свободное движение плана повествования» стало отличительным признаком нового для нашей литературы жанра.
Значение слова «лиро-эпический»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛИ’РО-ЭПИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (лит.). Сочетающий элементы лирики и эпоса (о литературном произведении).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оцепенение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «лиро-эпический»
Предложения со словом «лиро-эпический»
Понятия, связанные со словом «лиро-эпический»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «лиро-эпический»
По определению, роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование.
Мотивный анализ лиро-эпического повествования представляет собой отдельную задачу, которая не входила в рамки нашего исследования.
Развились жанры:фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика.