Что относится к лирическим произведениям в начальной школе

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Изучение лирических произведений в начальной школе

Что относится к лирическим произведениям в начальной школеЧто относится к лирическим произведениям в начальной школеЧто относится к лирическим произведениям в начальной школеЧто относится к лирическим произведениям в начальной школеЧто относится к лирическим произведениям в начальной школе

Изучение лирических произведений
в начальной школе

Ерохина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №320
Приморского района Санкт-Петербурга

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Любое лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я. Маршак). И чем богаче и полнее эта работа, тем сильнее воздействие лирики на читателя, тем больше он воспринимает – «в себя принимает» – тех ценностей, которыми делится с ним поэт. А поэты, как говорил А.А. Тарковский, – «уста пространства и времени».

Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род литературы, потому что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.

Е. В. Карсалова уверена, что организация чтения и подготовка квалифицированных читателей лирики стала сегодня серьезной методической проблемой. Во-первых, лирика непопулярна в самостоятельном чтении школьников, во-вторых, они нетребовательны в выборе лирических текстов, в-третьих, субъективны в восприятии, которое порой не адекватно авторскому замыслу и родо-жанровым особенностям лирики. Среди причин поверхностного восприятия лирики школьниками Е. В. Карсалова называет и недостаточный учет специфики восприятия лирических текстов в школьном преподавании, и недостаточное стилевое разнообразие стихов в школьной программе, и отсутствие интереса к поэтическим произведениям у части учителей, и однотипность уроков по изучению стихов.

Давно замечено, что стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки – это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения к миру как к чуду, открытому впервые, тянет детей к поэзии подсознательно. Потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если школьный учитель и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят, например, к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. А попытки перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводят к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность данной темы.

Психологические аспекты восприятия лирических стихов младшими школьниками

В словаре психологии под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского даётся следующее определение восприятия: «Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств»

Р.С.Немов характеризует восприятие как «процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа»

Л.В.Тодоров в книгах «Работа над стихом в школе» и «Жизнь стиха…».освещает проблемы анализа лирических произведений в школе и рассматривает поэтическое слово как один из наиболее действенных факторов чувственной сферы человеческого сознания. Ученый рассматривает возрастные и индивидуальные особенности восприятия стиха и утверждает, что «в средних классах необходимо воспитывать навыки эмоционального отношения и оценки стиха. Способность целостного восприятия художественной формы поэтического произведения у школьников проявляется в 13 – 15 лет. До этого периода различные средства стиховой выразительности хотя и воспринимаются учащимися, но до известного предела, а некоторые стороны стихотворной формы на определенной возрастной ступени вообще не воспринимаются».

Л.В.Тодоров выделил три основных типа восприятия поэтических произведений. К первому типу, по его мнению, относятся дети, у которых развито чувство стиха (на класс обычно приходится 4-5 человек). В подобных случаях стихи уже при первом чтении (даже про себя) воспринимаются в их эстетической значимости. Такой ученик после внимательного прочтения стихотворения вполне выразительно, с верной акцентировкой декламирует его. Л.В.Тодоров подчеркивает, что эта способность к восприятию стиха не обязательно сочетается с другими литературными способностями. Второй тип учащихся он считает наиболее многочисленным (в классе обычно человек 20-25). Дети, относящиеся к этому типу, лучше или хуже воспринимают стихотворение после выразительного чтения (учителя, специально подготовленного ученика или мастера художественного слова в записи). И, наконец, к третьему типу автор относит учащихся, которые плохо воспринимают стихи. При этом он отмечает, что в числе таких учеников могут оказаться и хорошо занимающиеся по литературе. В классе может быть до 10 и более таких учеников.

Л.В.Тодоров предлагает определять эти типы учащихся по восприятию стиха с помощью письменных ответов на вопросы, бесед, чтением незнакомых стихов, выразительным чтением разобранных в классе произведений, быстротой заучивания наизусть восстановлением поэтической строчки и «ступенчатости» в знакомых и незнакомых стихах.

Для двух сильных групп характерно в целом верное восприятие поэтического колорита. Устные и письменные ответы имеют разнообразный и иногда сугубо личный характер. Другая реакция наблюдается у третьей группы.
Отклики на стихи обычно вялы и добиться их от учащихся нелегко. Иногда это прямые признания, что стихи непоняты, что они не нравятся. Высказывания о поэтическом произведении обычно однообразны и чаще всего представляют пересказ сюжетной линии.

Нельзя не отметить, что уже в начальной школе дети неодинаково воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать вывод, что восприятие лирики зависит не только от возрастной группы учащихся, но и от склада психики, от типа нервной системы. Школьная практика и эксперименты ученых-методистов позволяют сделать вывод, что учащиеся одного класса, с одинаковой примерно образовательной подготовкой, обнаруживают очень несхожие результаты восприятия одного и того же стихотворения. С одной стороны, это свидетельство сложности восприятия лирики, особенно языка поэтических ассоциаций. С другой стороны, следует, очевидно, говорить о несовпадении уровней образования и развития школьников.

Таким образом, учащиеся по-разному воспринимают стихотворения, и, следовательно, необходимо дифференцировать работу на стадии, следующей за стиховым анализом. «Для групп с развитым восприятием стиха обращение к уже проанализированному произведению под руководством учителя не имеет смысла. Такой ученик как читатель теперь должен остаться наедине с произведением, соотнести свои впечатления и наблюдения. Иная реакция учащихся третьей группы заставляет искать и иной методический ход. Он состоит в выработке системы заданий, направленных на привлечение особого внимания к стиховой специфике. Учащимся этой группы учитель даёт задания».

Т.П.Сальникова в «Методике обучения чтению» выделяет условия, влияющие на восприятие пейзажной лирики.

1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх и т.д.).

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего настроения.

На первых этапах знакомства с лирическим произведением важную роль также играют личность учителя и тот психологический климат, который сложился в классе. Так, А.В.Терлова считает, что степень активности влияния учителя зависит от знания педагогом:

1) психологии восприятия искусства слова вообще;

2) его своеобразия в младшем школьном возрасте;

3) индивидуальных проявлений у конкретных учеников;

4) уровня их нравственной, эстетической культуры. «Эти знания дают возможность моделировать восприятие учащихся».

Активизации восприятия лирического произведения также способствует музыка, живопись. Это связано с природой самого литературного рода лирики.

Для того, чтобы выявить какие возможности дают школьные программы по чтению для изучения лирики в начальной школе, были проанализированы учебники по чтению «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» (авт. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) и учебники «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова). Было выявлено следующее количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках. Полученные данные представлены в таблице 1.

Источник

Лирические произведения в начальных классах.

в начальных классах

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след. Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика – это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания».

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой. Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся недостаточно разработанной.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.

Источник

Как анализировать лирические произведения в начальной школе.

Тема: Как анализировать стихотворные произведения.

Подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина» г. Магнитогорска Буренина Ю.А.

Лирика считается одним из высших выражений духовного внутреннего мира всего народа. Она занимает особое место в формировании моральных нужд каждой личности, а также духовных идеалов.

Для школьников начальных классов лирические стихотворения способствует открытию всех уголков души и показывает гуманистическое стремление человека с его целями и смыслом. Также лирика демонстрирует все трудности, встречающиеся на пути каждого человека, но в то же время – доброту, красоту и правду.

Но анализировать стихотворения для учащихся начальных классов это почти невозможное занятие. Часто им не хватает жизненного опыта для анализа.

Для понимания стихотворения в целом нужно уметь осознанно воспринимать смысл и специфические обороты разных частей произведения, овладеть простыми приемами расшифровки и анализа художественных текстов.
Некоторые путают «анализ» с «интерпретацией», так как они достаточно часто употребляются в одном контексте, однако с разным смыслом. Сам по себе анализ представляет собой разбор, а интерпретация – расшифровка.

Известный толкователь стихотворений М. Л. Гаспаров утверждал, что анализом следует заниматься, когда смысл произведения понятен и не имеет двойного значения. Основываясь на уже имеющееся понимание, можно глубже раскрыть отдельные составляющие стихотворения. В свою очередь интерпретацией необходимо пользоваться в тех случаях, когда произведение не ясно, а каждый отрезок произведения несет в себе не только буквенное понимание, но и другое значение.

М. Л. Гаспаров в своей статье, которую посвятил анализу лирических стихотворений, утверждает, что существует три приема, способные помочь в данном вопросе. Первый основывается на необходимости поиска сначала всех существительных, затем прилагательных и глаголов. Впоследствии следует их рассортировать по тематическим группам. Таким образом, все произведения можно прочитать, используя части речи. Подобрав слова, начинает формироваться художественная картина стихотворения. Совокупность существительных предоставляет предметный состав произведения, прилагательных – чувственные отношения, а глаголов – события и действия, которые имеют место в тексте. Подобный разбор можно объяснить следующим образом: образ считается вообразимым предметом или лицом, имеющим чувственную окраску, иными словами потенциальным существительным. Мотив относится к действиям, то есть потенциальным глаголам, а сюжет основывается на последовательно взаимосвязанных мотивах.

Современная учебная программа не может не включить в себя лирические стихотворения большинства знаменитых авторов, в числе которых стоит выделить известных классиков и современных поэтов. Большая часть учеников младших классов с удовольствием готовы читать, слушать или даже учить известные произведения. Однако не все понимают смысл произведений и декларируют их без чувственной окраски. Каждый школьник анализ стихотворения не сможет сделать самостоятельно в силу нехватки своего кругозора. Для того чтобы дети понимали весь внутренний смысл текста, необходимо предварительно с ними поработать. Без этого дети не понимают тонкостей лирических произведений, а ведь именно они призывают переживать всю глубину чувств, показывают своеобразие авторского мировосприятия. Кроме того лирика учит ребят передавать с помощью стихотворения свои эмоции и чувства, как это делает поэт.
На учителя возлагаются сложные вопросы, включающие в себя помощь каждому ученику в осознании главной идеи стихотворения, в понимании смысла непонятных слов и предложений. Чтобы решить данную проблему следует пристально разбирать каждый отдельный кусочек текста для глубокого понимания и научить ребят самостоятельно проводить анализ, используя научные термины.
Что касается учеников младших классов, то кроме глубокого смысла художественного произведения на пути к пониманию становится непонятный язык изложения сути стихотворения. Ведь большая часть поэтов творила приблизительно 200 лет назад, когда слова имели немного другое произношение и написание. Также в то время использовались такие обороты, что в наше время нельзя услышать на улице или дома. Анализ лирических произведений в кругу младших школьников составляет немало трудностей, ведь для того чтобы ребята поняли хотя бы смысл стихотворения, им необходимо все пересказать чуть ли не на бытовом уровне. Часто происходит, что ребята воспринимают лирику не в качестве объемного понимания картин тех времен, а накладывают их на действительность для упрощенной визуализации.
В задачи школьного анализа входят помощь ученикам в освоении содержания, идеи произведения искусства, а также понимании позиции и отношения автора к событиям тех времен. При работе с текстом учитель должен обращать внимание на эмоции учеников, которые у них вызывает стихотворение. После прочтения следует правильно подбирать вопросы, чтобы раскрывать понимание смысла текста, а не поверхностное его видение. С помощью вопросов ребята могут углубиться в написанное и подумать о каждом моменте из жизни поэта. Благодаря им внимание школьников направляется в нужную сторону и акцентируются самые яркие моменты. С целью облегченного понимания сущности написанного в художественном произведении рекомендуется использовать различные приемы. Например, стилистический разбор текстов, подготовленное выразительное чтение, просмотры видеоклипов, имеющие подобный смысл и создающие лирическое настроение. Для того чтобы правильно выбрать путь, с помощью которого ученики младших классов смогут быстрее и легче дойти до сути стихотворения, следует основываться на особенности произведения, возраст ребят, а также степенью владения аналитическими способностями. Эта система может включать в себя достаточно много частных умений: способность восстанавливать в воображении определенные события из жизни, которые были созданы поэтом, возможность отслеживать динамику эмоционального состояния в лирическом произведении и целой картиной воспринимать образы с переживаниями. Немало важно уметь просматривать отношение поэта и позицию в определенных ситуациях, а также владеть способностью понимать и раскрывать идею лирического стихотворения. Анализ стихотворения в начальной школе считается проявлением творческой натуры преподавателя, так как он самостоятельно должен отыскать правильный путь для решения данной проблемы. Готовых правил не существует, потому что каждый ребенок индивидуален со своим внутренним миром и переживаниями, а также умственными способностями. Для начала учитель должен четко понимать, какую цель он преследует и каким образом стоит действовать. В процессе разбора лирического произведения ему необходимо не просто следовать программе проведения урока, а чутко понимать, где нужно остановиться и объяснить непонятные моменты. Также он должен направлять мышление учеников по нужному пути, чтобы они самостоятельно смогли осознать смысл стихотворения и прочувствовать все переживания поэта.

Когда начинает разбираться новое стихотворение, рекомендуется учителю первым прочесть его. Это используется для того, чтобы ребята увидели те участки произведения, которые учитель выделил голосом или эмоционально.

В начальной школе целесообразно хотя бы на первых порах использовать схему или план анализа стихотворения. Существует много различных версий этого плана. Я пользуюсь на уроках вот этим:
Шаблон анализа лирического стихотворения.

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__)

Источник

Статья «Специфика работы с лирикой в начальных классах»

Специфика работы с лирическим произведением в начальной школе

Что относится к лирическим произведениям в начальной школе

Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в день – и подолгу! – упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К.И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие. Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Став учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребенка к поэзии. Необходимо помнить, что многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы ребенку с детства. Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный ребенком путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного слушателя отечественной классики.

Каким образом расширять представления младших школьников о поэзии?

Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики – это лирическое переживание лирического героя, т. е. его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения,паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей,описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы.

· Обратиться к жизненному опыту детей.

· Активизировать их личные переживания.

· Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.

· Рассказать о собственном отношении к произведению.

· Рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).

· Рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).

Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.

Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?

Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста – чувств, переживаний, размышлений лирического героя.

Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:

· Какие чувства отражены в этой картине?

· Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?

· Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?

· Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?

С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?

Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.

Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания.

Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души. Лирика как род литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у читателя эту важнейшую человеческую способность.

Другая трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающей человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно помогает маленькому читателю как осознать, так и вербализовать те эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но которые не всегда находят у ребенка адекватное воплощение в слове.

При анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем.

Пожалуй, одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью которых и творит художник слова. В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса(повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.). Однако и для младшего школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.

Как работать с выразительными средствами языка лирических произведений?

Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

К тропам относятся следующие лексические средства.

Все эти лексические средства обладают повышенной экспрессивностью и поэтому усиливают эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения,эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.

Образец анализа лирического произведения

Обратимся к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:

· эпитетов («звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы»);

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной,блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой,улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой.Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное – человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали»брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

1 строфа –небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным»светом.

2 строфа –взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа –около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод : поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций в словах «шелестят», «сережки»,«шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые»серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную.Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

· Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.

· Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.

· Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка(олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.

· Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.

· Совершенствовать выразительность чтения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *