Что относится к линейным характеристикам судна

Грузовые характеристики судна.

Характеристики судна

Линейные характеристики судна

К линейным характеристикам в первую очередь относятся габаритные размерения судна

Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м),( замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна);

Объемные характеристики судна

Грузовместимость суд­на насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;

Грузовые характеристики судна.

К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем:

а) удельная грузовместимость,

б) коэффициент конструктивной неравномерности трюмов,

в) количество и размер люков,

г) коэффициент лючности,

д) количество палуб и их площадь,

е) допустимые нагрузки на палубы,

ж) количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств,

з) технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъ­емностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.

На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мери­тельным свидетельством.

б) Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов

в) Количество палуб и их площадь.

Допустимые нагрузки на палубу.- Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест.

Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания.

Источник

Технико-эксплуатационные характеристики морских судов

К основным технико-эксплуатационным характеристикам морских судов относятся линейные, весовые и объемные характеристики, скорость судна, автономность и дальность плавания и др.

Линейные характеристики. К линейным характеристикам в первую очередь относятся габаритные размерения судна. Они определяют возможность постановки судна у причала ограниченной длины, прохода судна в док с определенной длиной шлюза и шириной ворот, входа в порт или прохода по каналу с ограниченной глубиной фарватера, прохода судна под мостами на некоторых каналах и т. д. Такими габаритными размерениями являются: длина наибольшая Lнб – расстояние по горизонтали между крайними наружными точками форштевня и кормы судна; ширина наибольшая Внб – расстояние между вертикалями, проведенными касательно к наружной поверхности судна в самой широкой его части; высота максимальная Нmax – расстояние по вертикали от наружной кромки киля до самой высокой точки судна (вычитая из этой величины осадку, получают высоту судна над водой); высота борта D – расстояние по вертикали от наружной кромки киля до верхней палубы надводного борта; осадка судна d – расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута[2] от наружной кромки киля до плоскости грузовой ватерлинии (ГВЛ).

Кроме указанных габаритных размерений в расчетах используют теоретические значения длины, ширины и осадки.

Весовые характеристики. Весовое водоизмещение судна равно весу вытесненной воды. В дальнейшем, чтобы исключить двоякое толкование, под водоизмещением судна мы будем понимать его полную массу D в тоннах.

При характеристике водоизмещения морских судов выделяют следующие типичные случаи нагрузки:

– водоизмещение порожнего судна, слагаемое из массы построенного судна с оборудованием, механизмами и устройствами, но без масс груза, запасов топлива, масел и воды в цистернах, судовых запасов, экипажа, пассажиров и их вещей;

– водоизмещение судна с полным грузом и 100 % запасов – водоизмещение судна, загруженного по максимально допустимую осадку, т. е. по грузовую марку, с полными запасами, экипажем и пассажирами;

– водоизмещение судна с полным грузом и 10 % запасов – водоизмещение, условно соответствующее массе при возвращении судна из рейса.

Грузоподъемность судна определяется массой груза, на перевозку которого рассчитано судно. Различают чистую грузоподъемность судна и дедвейт.

Чистая грузоподъемность судна – это масса груза в трюмах или танках, пассажиров с багажом и необходимых для них запасов воды и продовольствия, которые могут быть приняты на судно при имеющихся судовых запасах и экипаже.

Под дедвейтом понимают массу перевозимого груза, экипажа с багажом, запасов топлива, воды и прочих расходных материалов. Дедвейт равен разности водоизмещении судна с полным грузом и порожнего судна. Дедвейт – более полная характеристика грузоподъемности судна, так как значение чистой грузоподъемности может существенно отклоняться от проектной в зависимости от массы принятых на судно запасов.

Регистровая вместимость как объемный показатель имеет весьма широкое применение и служит для сравнения судов, для статистического учета тоннажа в сопоставимых величинах, наиболее полно отражающих размер судов, для установления величины всевозможных сборов, связанных с заходами судов в порты, проходом каналов и т. д.

Обмер судов и все связанные с этим расчеты производятся Классификационным обществом (Регистром).

Различают два вида регистровой вместимости: валовая, или брутто-регистровая, и чистая, или нетто-регистровая.

Валовая регистровая вместимость характеризует размеры судна и представляет собой выраженный в регистровых тоннах и определяемый обмером объем всех судовых помещений под верхней палубой и в надстройках за вычетом объемов, установленных правилами обмера судов. В валовую регистровую вместимость не включаются следующие закрытые помещения, если они предназначены и пригодны для названных целей и применяются только для этого:

Чистая регистровая вместимость условно характеризует в регистровых тоннах объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый для исчисления портовых налогов и сборов. Она получается в результате исключения из валовой регистровой вместимости объема определенных регламентируемых помещений.

Что относится к линейным характеристикам судна. Смотреть фото Что относится к линейным характеристикам судна. Смотреть картинку Что относится к линейным характеристикам судна. Картинка про Что относится к линейным характеристикам судна. Фото Что относится к линейным характеристикам судна

Рис.1. Валовая и чистая вместимость судна

На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством. Эти свидетельства пользуются взаимным признанием во всех странах, подписавших Международную конвенцию о взаимном признании мерительных свидетельств.

При направлении судов через Суэцкий и Панамский каналы, где применяются особые правила обмера судов, Регистр производит обмер судов по этим правилам, и выдает судам специальные мерительные свидетельства на бланках особой формы. Эти свидетельства пользуются соответствующим признанием и избавляют суда за границей от задержек и расходов, связанных с переобмером.

Грузовместимостью судна называют выраженное в единицах объема количество груза, которое могут вместить грузовые помещения судна. Грузовместимость выражается в кубических метрах. Различают два вида грузовместимости – в зерне и кипах.

Грузовместимость в кипах всегда меньше грузовместимости в зерне на 5-10 %, причем это расхождение у различных судов неодинаково и зависит от того, насколько грузовые помещения удобны для укладки штучных грузов.

Особым образом определяется грузовместимость судов при перевозке ряда крупных унифицированных грузов – контейнеров, лихтеров, трейлеров, автомашин, железнодорожных вагонов. В этом случае грузовместимость измеряется, как правило, в количестве единиц соответствующего груза, принимаемых на судно, с учетом размещения груза на верхней палубе. Например, контейнеровместимость выражается в количестве стандартных 20-футовых (шестиметровых) контейнеров.

Чтобы оценить, возможности полного использования грузоподъемности судна для перевозки различных грузов, используют понятия удельной грузовместимости судна и удельного погрузочного объема груза.

Удельной грузовместимостью судна называют отношение грузовместимости судна к массе груза, для перевозки которого оно проектировалось.

Удельным погрузочным объемом груза называют отношение объема, занимаемого определенным грузом в судовом грузовом помещении, к массе этого груза. Значение удельного погрузочного объема в значительной степени зависит от плотности груза, его упаковки и особенностей укладки в трюмах, размеров пустот между отдельными грузовыми местами и элементов набора корпуса.

В практике международных перевозок грузы с удельным погрузочным объемом m £ 1,1 принято называть весовыми, или дедвейтными, а с m > 1,1 – объемными.

Скорость судна.Скорость – одна из важнейших эксплуатационно-технических характеристик судна, определяющих его провозную способность и скорость доставки грузов. Скорость морских судов измеряют в узлах (1 узел равен 1 морской миле в час; 1 морская миля равна длине одной дуговой минуты меридиана, что составляет 1852 м).

На практике пользуются различными понятиями скорости морских судов. Проектная скорость – скорость, на которую выбираются главные размерения и форма корпуса. Сдаточная скорость судна, фиксируемая в договорной спецификации, – скорость, которую должно развивать вновь построенное судно на сдаточных испытаниях.

После приемки судов в эксплуатацию устанавливается техническая, или паспортная, скорость, которая называется также нормальной рабочей скоростью и приводится в паспортных данных о судне. Это скорость, которую судно в нормальном техническом состоянии должно развивать при достаточно длительных переходах на спокойной воде (при силе ветра не выше 3 баллов по шкале Бофорта) и при нормальном режиме работы энергетической установки.

Судам, уже находящимся в эксплуатации, назначается так называемая заданная техническая скорость. Она устанавливается ежегодно для каждого судна службой судового хозяйства пароходства с учетом технического состояния судна (механизмов, корпуса, винта).

Предусматриваются различные значения заданной технической скорости судна с грузом и в балласте.

Экономическая скорость – это такая скорость судна, при которой расход топлива на единицу пройденного расстояния получается минимальным. Обычно она значительно ниже технической (60 % от паспортной скорости) и используется лишь в тех случаях, когда судно имеет в запасе время, например когда оно при следовании полным ходом может прибыть в порт назначения в нерабочие дни и вынуждено будет платить за эти дни портовые сборы.

Скорости современных транспортных судов в зависимости от их назначения составляют 14…18 уз, а океанских пассажирских лайнеров и крупных контейнеровозов – 22…32 уз.

Автономность плавания.Это еще одна важная эксплуатационная характеристика судна. Под автономностью плавания понимают длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Для морских транспортных судов автономность плавания составляет 30…60 сут, а для крупных ледоколов, гидрографических, научно-исследовательских судов – 6…12 мес.

Кроме перечисленных имеется большое число иных технико-эксплуатационных характеристик судна, учитывающих его назначение, конструктивные особенности, тип двигателя и т. п. Некоторые из них будут рассмотрены, в других лекциях.

Литература

1. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. – Л.: Судостроение, 1981. – 208 с.

2. Нечаев Ю.И., Царев Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в судостроительные специальности): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987. – 144 с.

[1] Цилиндрическая вставка – средняя часть корпуса судна, у которой форма поперечного сечения неизменна по длине;

[2] Плоскость мидель-шпангоута – вертикальная поперечная плоскость, проходящая посредине длины судна.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 151 | Нарушение авторских прав

Источник

Линейные характеристики

К линейным характеристикам в первую очередь относятся габаритные размерения судна:

Все названные размерения являются величинами постоянными, за исключением осадки, которая измеряется в зависимости от за­грузки судна.

Решая вопрос о возможности направления судна в тот или иной порт (канал, док), совершенно необходимо учитывать габа­ритные размеры судна, принимая во внимание также дифферент и возможную просадку судна на волнении.

Высота надводного борта. Грузовые марки. Для обеспечения безопасности плавания в различных условиях и в то же время максимального использования грузоподъемности морского транс­портного судна устанавливается наименьшая допустимая высота его надводного борта, а, следовательно, и его максимальная осад­ка. В соответствии с установленной высотой надводного борта на­носятся грузовые марки.

Наименьшая допустимая высота надводного борта определяет достаточный запас плавучести. Под запасом плавучести понимает­ся дополнительная нагрузка, которую может принять судно до того, как оно потеряет способность держаться на воде.

От высоты надводного борта зависит также остойчивость судна при больших углах крена. Если высота надводного борта мала, то уже при сравнительно небольших углах крена палуба судна вхо­дит в воду, уменьшается площадь действующей ватерлинии и, следовательно, восстанавливающий момент. Кроме того, при погру­жении палубы в воду увеличивается возможность доступа воды внутрь судна. Наконец, с высотой надводного борта непосредст­венно связаны также непотопляемость судна и запас прочности

Правилами о грузовой марке преду­смотрено подразделение Мирового океана по зонам и сезонным районам (в зависимости от характеристик ветрового и волнового режимов и в первую очередь от повторяемости штормовых вет­ров — 8 баллов и выше и сильного волнения—5 баллов и выше).

Для дифференциации высоты надводного борта по зонам и се­зонным районам Мирового океана разработана сетка (гребенка) грузовых марок. Для каждой зоны и сезонного района действует своя грузовая марка, предусматривающая соответствующее увели­чение или уменьшение базисной высоты надводного борта.

Каждому судну, имеющему грузовую марку, выдают свиде­тельство о грузовой марке.

Суда, для которых допускается предельно допустимая осадка, называются судами с минимальным надводным бортом, или, иначе, полнонаборными судами. Эти суда имеют одну или несколько непрерывных сталь­ных палуб и отличаются наибольшими площадями сечения про­дольных связей корпуса, соответствующими согласно Правилам о грузовой марке, предельно возможной при данных геометрических размерениях судна осадке (минимальный надводный борт).

Полнонаборные суда предназначают для перевозки тяжелых грузов, т. е. грузов, имеющих сравнительно низкий удельный по­грузочный объем. При перевозке легких грузов у них не может быть достигнута максимально допустимая осадка и, следовательно, не может быть полностью использована грузоподъемность. Суда, которым для обеспечения необходимого запаса прочно­сти корпуса, остойчивости, непотопляемости или по другим сооб­ражениям назначается надводный борт, больший минимального, |называются судами с избыточным надводным бортом. Обычно они имеют не менее двух палуб и отличаются от полнонаборных мень­шими площадями сечения продольных связей.

Суда с избыточным надводным бортом имеют меньшую грузоподъемность по сравнению с полнонаборными судами той же грузовместимости. Они предназначаются для перевозки легких грузов, поскольку при перевозке тяжелых грузов грузовместимость этих судов не может быть полностью использо­вана из-за относительно малой осадки, ограниченной большей вы­сотой надводного борта.

Судам, перевозящим палубный лесной груз и удовлетворяющим определенным правилам и требованиям к конструкции, может быть разрешено уменьшение надводного борта. Лесной палубный груз в данном случае рассматривается как придающий судну опреде­ленную дополнительную плавучесть и более высокую степень за­щиты от действия моря.

Грузовая марка представляет собой сочетание знаков палуб­ной линии, знака грузовой марки, гребенки грузовых марок.

Палубной линией является горизонтальная линия длиной 300мм и толщиной 25мм. Ее наносят на середине длины судна с каждого борта таким образом, чтобы ее верхняя кромка была на уровне верхней кромки верхней палубы или палубного настила.

Знак грузовой марки для судов, совершающих международные рейсы, представляет собой кольцо с наружным диаметром 300мм и толщиной 25мм (диск Плимсоля), пересекаемое горизонтальной линией длиной 450мм. Центр кольца помещается на середине дли­ны судна на расстоянии, равном назначенному летнему надвод­ному борту от верхней кромки палубной линии.

Базисный надводный борт, соответствующий максимальной осадке судна в морской воде в летний период времени, есть рас­стояние, измеренное на середине длины судна с каждого борта вертикально вниз от верхней кромки палубной линии до верхней кромки горизонтальной линии знака грузовой марки.

Что относится к линейным характеристикам судна. Смотреть фото Что относится к линейным характеристикам судна. Смотреть картинку Что относится к линейным характеристикам судна. Картинка про Что относится к линейным характеристикам судна. Фото Что относится к линейным характеристикам судна

Международная грузовая марка. На судах с минимальным надводным бортом в нос на 540 мм от центра знака грузовой марки проводят вертикальную линию, перпендикулярно которой наносят марки, отмечающие положения грузовых ватерлиний судна при максимальной его загрузке в различных зонах, районах и в сезонные периоды плавания (гребенки грузовых марок). Марки представляют собой горизонтальные линии длиной 230 мм и тол­щиной 25 мм.

Применяют следующие грузовые марки:

летнюю, определяющую минимальный летний надводный борт в соленой воде, обозначают буквой Л;

тропическую, определяющую минимальный тропический над­водный борт, полученный путем вычета из летнего надводного борта 1/48 летней осадки, обозначают буквой Т;

зимнюю, определяющую минимальный зимний надводный борт, полученный путем прибавления к летнему надводному борту 1/48 летней осадки, обозначают буквой 3;

зимнюю для Северной Атлантики, определяющую надводный борт для судов длиной менее 100 м, полученный путем добавления к зимнему надводному борту 50 мм, обозначают буквами ЗСА;

для судов длиной более 100 м зимний надводный борт для Северной Атлантики совпадает с величиной зимнего надводного борта;

Лесная международная грузовая марка. Если судну назначает­ся лесной надводный борт, то в дополнение к обычным грузовым маркам наносят лесные грузовые марки, для чего в корму от зна­ка грузовой марки на 540 мм проводят вертикальную линию, от которой идут соответствующие горизонтальные линии длиной 230 мм.

Лесные марки имеют названия, аналогичные рассмотренной выше международной грузовой марке, но с добавлением Л.

Грузовые марки на пассажирских судах. На пасса­жирское судно наносят дополнительную грузовую марку, обозначае­мую знаком С.

В любых условиях плавания максимальная осадка судна (сред­няя) не должна превышать величину, допустимую грузовой мар­кой, действующей в данный момент времени и в данном районе плавания согласно карте зон и сезонных районов. Умелое исполь­зование грузовых марок дает возможность реализовать резервы грузоподъемности суд­на.

Судно, находящееся во время загрузки в морской соленой воде должно быть загружено так, чтобы при отсутствии крена соответ­ствующая предстоящему плаванию сезонная грузовая марка с обо­их бортов не была под водой. Если судно загружается в порту с пресной водой, то оно может быть нагружено по соответствующую пресноводную марку с тем, чтобы по входе судна в морскую соле­ную воду оно приобрело осадку по марку, соответствующую пред­стоящему плаванию. Если судно загружается в порту, находящем­ся в известном удалении от открытого моря, оно может быть нагру­жено выше полагающейся грузовой марки соответственно количеству топлива, которое будет израсходовано за время перехо­да от пункта отправления до выхода в открытое море.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эксплуатационные характеристики и показатели работы морских судов

Морские транспортные суда отличаются друг от друга размерами, конструкцией корпуса, скоростью хода, размещением грузовых помещений, конструкцией, расположением главных и вспомогательных механизмов.

Эксплуатационно-технические характеристики определяют производительность судна, возможности его использования как транспортных средств. Основными эксплуатационно-техническими характеристиками судна являются линейные характеристики, характеристики по массе, объемные характеристики, скорость хода, нормы расходования топлива, воды и смазки, а также грузовая характеристика.

Линейные характеристики судна. К ним относят габаритные размеры судна, которые определяют его эксплуатационные возможности при посещении портов, проходе каналов и т.д.

К линейным характеристикам судна относят длину наибольшую, ширину наибольшую, высоту борта наибольшую, высоту надводного борта, осадку.

От длины судна зависит возможность постановки его под грузовые операции к причалу, а также надежность крепления к причалу.

Ширина судна учитывается при доковании, расхождении в каналах, при прохождении узкими фарватерами, при обработке судов береговыми и или плавучими кранами, при обработке судов по варианту “борт-борт”.

Высота борта редко лимитирует проведение грузовых работ. Однако в отдельных случаях она ограничивает использование перегрузочной техники: когда высота подъема груза такой техникой и высота борта близки по абсолютным значениям.

Высота судна наибольшая определяет возможность прохода судна под мос тами. Высота надводного борта определяет величину запаса плавучести, имеющего большое значение для безопасности плавания. Она для различных условий и районов плавания устанавливается правилами о грузовой марке.

ние: от осадки судна в порожнем состоянии до осадки в полном грузу.

После определения минимальной высоты надводного борта для различных условий плавания судна на бортах его наносят грузовые марки, фиксирующие допустимую осадку. Каждому освидетельствованному судну выдается Международное свидетельство

Характеристики судна по массе. К ним относят:

Водоизмещение судна в полном грузу определяют как сумму массы судна в порожнем состоянии, массы запасов, необходимых в рейсе, и массы груза, принятого к перевозке. Эта величина зависит or района и сезона плавания.

Валовой грузоподъемностью судна называют максимальную массу грузов и рейсовых запасов, которую может принять судно при погружении его до допустимой грузовой марки. Этот показатель изменяется в зависимости от района и сезона плавания.

Объемные характеристики судна.

%. Грузовместимость тесно связана с чистой грузоподъемностью. От соотношения этих величин зависит количество того или иного груза, которое может быть погружено на судно. Это соотношение называют удельной грузовместимостью судна. Она определяется как отношение вместимости к грузоподъемности.

Для пассажирских судов эксплуатационной характеристикой является пассажиров- местимость. Число пассажиров, которое может принять судно, определяется числом пассажирских мест в закрытых помещениях, на палубах и наличием спасательных средств на судне.

При расчете вместимости судов за единицу принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3, или 100 куб. футам. Устанавливается эта вместимость Регистром страны и определяется обмером судов в соответствии с правилами о порядке производства обмера и удостоверения тождественности морских судов.

Валовая вместимость судна представляет собой величину, равную объему всех судовых помещений, расположенных под верхней палубой и в надстройке, за исключением:

балластных танков, если они не могут быть использованы для перевозки грузов, приема топлива или других судовых запасов;

помещений для вспомогательных механизмов, расположенных на верхней палубе; помещения рулевой рубки, если ее объем не превышает допустимого; помещений камбуза и водоопреснительных установок, если они не превышают установленного размера;

помещений гальюнов на верхней палубе из расчета одного на 50 чел., но не более 12; объема всех световых люков, тамбуров и тамбучин;

пространств грузовых люков, если их объем не превышает 0,5 % полной вместимости, а если больше, го излишек не исключается;

объема всех крытых помещений, полностью защищенных от воздействия непогоды.

крытых и огороженных помещений для вспомог ательных механизмов и котлов, расположенных не на верхней палубе;

штурманских рубак и помещений для хранения карт, навигационных и сигнальных приборов, шкиперского имущества;

помещений для водяного балласта, расположенного вне междудонного пространства; помещений, в которых находятся механизмы, служащие для управления рулем, для уборки подъема якорей, если они не находятся на верхней палубе.

Кроме того, при определении чистой вместимости паротурбоходов из валовой вместимости исключают объемы машинно-котельного отделения и туннеля фебного вала.

К важнейшим эксплуатационно-техническим характеристикам относят грузовые характеристики: число палуб, число и особенности фузовых помещений, характеристику и число фузовых средств, систему люковых закрытий.

Степень удобства производства пофузочно-разфузочных работ на судне характеризуется коэффициентом лючности, определяемым как отношение площади люков к площади палубы.

Различают несколько видов скоростей хода судов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *