Что относится к личностным особенностям ребенка которые изучаются в ходе комплексного мониторинга
Мониторинг личностного развития учащегося
Выступление Толстовой Т.В. на МО
Тема моего выступления «Мониторинг личностного развития учащегося».
Под личностным развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в развитии ребенка под влиянием внешних и внутренних факторов.
Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений учащихся, а также уточнения содержания образовательных программ выступает модель выпускника, т.е. «стандарт на выходе».
К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования. Мониторинг должен проводиться регулярно, то есть в начале года и в конце года. Если программа рассчитана на 2 года и больше, то каждый год до конца обучения по данной программе.
Цель мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагога.
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.
В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.
Показателями личностных качеств учащихся являются: терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого учащегося. Диагностическая карта у нас у всех есть.
Для мониторинга личностного развития учащихся рекомендуется использовать диагностический материал:
Анкета «Я и конфликты»
Опросник «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Проективные методики «Кактус», «Человек под дождем», «Несуществующее животное» и т.д.
Применяется для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Применяется для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно заниматься в новом коллективе?
Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный поход?
Личностный опросник Г. Айзенка
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте.
Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить?
Вы считаете себя человеком беззаботным?
Трудно ли вам отказаться от своих намерений?
Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?
Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастливы, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
Верно ли, что на спор вы готовы решиться на очень многое?
Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола?
Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
Легко ли вас обидеть?
Любите ли вы часто бывать в компании?
Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких вам?
Часто ли вы мечтаете?
Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
Часто ли вас беспокоит чувство вины?
Все ли ваши привычки хороши и желательны?
Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
Можете ли вы сказать, что у вас часто нервы бывают натянуты до предела?
Считают ли вас человеком живым и веселым?
Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей?
Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
Бывают ли у вас слабость и головокружения?
Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
Раздражительны ли вы?
Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
Верно ли, что нередко вам не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
Вы неторопливы в движениях?
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или в школу (на работу)?
Часто ли вам снятся кошмары?
Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
Бывают ли у вас сильные головные боли?
Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми?
Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
Любите ли вы подшучивать над другими?
Страдаете ли вы от длительной бессонницы?
При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.
Показатель А (искренность ответов)
Присвойте балл каждому ответу «Да», если вы дали его на вопросы №№ 6, 24, 36.
Присвойте балл каждому ответу «Нет», если вы дали его на вопросы №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям)
Присвойте балл каждому ответу «Да», если вы дали его на вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Присвойте балл каждому ответу «Нет», если вы дали его на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, возбудимости)
Присвойте балл каждому ответу «Да», если вы дали его на вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»
Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Анализ мониторинга личностного развития учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр детского творчества»
г. Невельска Сахалинской области
Мониторинг личностного развития учащегося МБОУ ДО «ЦДТ» г. Невельска в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.
Мониторинг проводился в МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Невельска Сахалинской области.
Дата проведения: ноябрь-декабрь 2019 г.
Количество человек: 266
Выбор методов диагностики: данный мониторинг проводился с помощью наблюдения за учащимися в процессе освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, анкетирование «Интерес к занятиям в детском объединении, опрос учащихся, анализ участия в конкурсах различного уровня, методика «Лесенка», метод незаконченного предложения.
Анализ данных мониторинга позволяет определить уровень личностного развития учащихся МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Невельска, выявить сильные и слабые стороны учащихся в процессе освоения ими дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Мониторинг проводился в следующих объединениях: «Юный художник», «Поющие сердца», «Декор», «Вдохновение», «Фантазия», « Diamond », «Надежда молодежи», «Юный эколог», «Робототехника», «Эдельвейс», «Меткий стрелок», «Я – олимпиец», «Фокус».
Результаты проведенного мониторинга показали:
1. В объединении «Поющие сердца» 100% учащихся имеют высокий уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 84 % учащихся хватает на все занятия, у 16 % учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия. У 84 % воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 16 % волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога. 62,5% детей контролируют себя самостоятельно, 38,5 % периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 69 % учащихся адекватная самооценка, у 31 % заниженная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100 % учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 31 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 69 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 84 % проявляют инициативу в общих делах, 16 % воспитанников принимают участие при побуждении извне.
3. В объединении «Фантазия» 100 % учащихся имеют высокий уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 100% учащихся хватает на все занятия. У 100% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми. 100 % детей контролируют себя самостоятельно. Ориентационные качества : у 100% учащихся адекватная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100% учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 89% учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 11 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 100% проявляют инициативу в общих делах.
4. В объединении «Робототехника» 9% учащихся имеют высокий уровень личностного развития, 91% учащихся имеет средний уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 9% учащихся хватает на все занятия, у 91% учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия. У 4% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 96% волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога. 4% детей контролируют себя самостоятельно,92% периодически контролируют себя сами, 4% волевые усилия воспитанников побуждаются извне. Ориентационные качества : у 36% учащихся адекватная самооценка, у 50% завышенная самооценка, у 14% завышенная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100% интерес периодически поддерживается самими детьми. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия 68 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать, 31% учащихся периодически провоцируют конфликты. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 9% проявляют инициативу в общих делах, 91 % воспитанников принимают участие при побуждении извне.
5. В объединении «Надежда молодежи» 100% учащихся имеют высокий уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 50% учащихся терпения хватает на все занятия, у 50% учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия. У 100 % воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми. Ориентационные качества : у 100% учащихся адекватная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100 % учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 100 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 100 % проявляют инициативу в общих делах.
7. В Объединении «Эдельвейс» 76% учащихся имеют высокий уровень личностного развития, 24% имеют средний уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 63% учащихся хватает на все занятия, у 27% учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия. У 60% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 40% волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога. 46% детей контролируют себя самостоятельно, 54% периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 60% учащихся адекватная самооценка, у 40% заниженная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 70% учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно, у 30% периодически поддерживается самим ребенком. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 36 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 64 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 43 % проявляют инициативу в общих делах, 57% воспитанников принимают участие при побуждении извне.
8. В Объединении «Вдохновение» 100 % учащихся имеют высокий уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 100 % учащихся хватает на все занятия. У 100 % воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми. 100% детей контролируют себя самостоятельно. Ориентационные качества : у 100% учащихся адекватная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100 % учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 100 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 100% проявляют инициативу в общих делах.
9. В Объединении «Фокус» 71 % учащихся имеют высокий уровень личностного развития, 19% учащихся имеют средний уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 100% учащихся терпения хватает на все занятия. У 42% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 42% волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога, 16% волевые усилия побуждаются извне. 57% детей контролируют себя самостоятельно, 43% периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 85% учащихся адекватная самооценка, у 15% заниженная. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 71 % учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно, у 19% учащихся интерес периодически поддерживается самими детьми. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 100 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 57% проявляют инициативу в общих делах, 14% воспитанников принимают участие при побуждении извне, 19% избегают участие в общих делах.
10. В объединении «Меткий стрелок» 50 % учащихся имеют высокий уровень личностного развития, 50 % учащихся имеют средний уровень личностного развития . Организационно-волевые качества: у 50 % учащихся хватает на все занятия , у 50 % учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия . У 25% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 68% волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога, 7% волевые усилия побуждаются извне. 100 % детей периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 43% учащихся адекватная самооценка, у 50% заниженная самооценка, у 7% завышенная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 25% учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно, у 62% интерес периодически поддерживается самими детьми, у 13% учащихся интерес продиктован извне. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия,37 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 56 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать, 7 % учащихся периодически провоцируют конфликты. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 37% проявляют инициативу в общих делах, 56% воспитанников принимают участие при побуждении извне, 7% избегают участие в общих делах.
11. В объединении «Юный художник» 84% учащихся имеют высокий уровень личностного развития, 12% учащихся имеют средний уровень личностного развития, 4 % учащихся имеют низкий уровень личностного развития. Организационно-волевые качества: у 57% учащихся хватает на все занятия , у 33% учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия, у 10 % терпения хватает меньше чем на половину занятия . У 45% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми, у 45% волевые усилия побуждаются чаще самими детьми, но иногда с помощью педагога, 10 % волевые усилия побуждаются извне. 84% детей контролируют себя самостоятельно, 16 % периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 84% учащихся адекватная самооценка, у 12% заниженная самооценка, у 4% завышенная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 54% учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно, у 42% интерес периодически поддерживается самими детьми, у 4 % учащихся интерес продиктован извне. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, 60 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 30 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать, 10% провоцируют конфликты . Отношение детей к общим делам творческого объединения – 45 % проявляют инициативу в общих делах, 55 % воспитанников принимают участие при побуждении извне.
13. В Объединении «Декор» у 100 % учащихся высокий личностного развития. Организационно-волевые качества: у 86% учащихся хватает на все занятия , у 14% учащихся терпения хватает больше чем на половину занятия . У 100% воспитанников, волевые усилия всегда побуждаются самими детьми. 89% детей контролируют себя самостоятельно, 11 % периодически контролируют себя сами. Ориентационные качества : у 100 % учащихся адекватная самооценка. Интерес к занятиям в детском объединении (осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) – у 100% учащихся интерес поддерживается самими детьми самостоятельно. Поведенческие качества: отношение учащихся к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия,82 % учащихся пытается уладить возникающие конфликты самостоятельно, 17 % учащихся, в конфликтах не участвуют и стараются их избегать. Отношение детей к общим делам творческого объединения – 100% проявляют инициативу в общих делах.
По данным мониторинга можно сделать следующие выводы: у 82 % учащихся – высокий уровень развития, большинство из них принимают активное участие в жизни своих объединений, Центра детского творчества, как правило имеют адекватную самооценку, умеют самостоятельно решать спорные ситуации, обладают высоким уровнем терпения и самоконтроля, 16% учащихся – имеют средний уровень личностного развития, эти дети не всегда обладают достаточным терпением, волей и самоконтролем, в делах объединения и центра детского творчества участвуют при побуждении извне, у 2% учащихся – низкий уровень личностного развития, эти учащиеся избегают общие дела объединения, иногда провоцируют конфликты, имеют завышенную или заниженную самооценку, большинство из них дети относящиеся к категории СОП.
Полагаясь на сказанное выше, можно дать педагогам следующие рекомендации:
1. Побуждать безынициативных учащихся к делам объединения и жизни Центра детского творчества, продумывать методы и способы стимулирования, поощрения.
2. Развивать познавательную активность и интерес к занятиям, с помощью тщательного планирования занятий, подбора методов и приемов.
3. Развивать организационно-волевые качества воспитанников, путем индивидуальных поручений, создания педагогических ситуаций, проведения упражнений на развитие, воли, терпения, самоконтроля.
4. Работать над формированием адекватной самооценки у учащихся.